Поиск

Archie Shepp / Арчи Шепп

Archie Shepp / Арчи Шепп
Also known as:
Archie Vernon Shepp
Date of birth (creation):
24 мая 1937
Place of birth (creation):
Fort Lauderdale, Florida, USA

Bio:

Американский джазовый саксофонист.

Имя Шеппа стало широко известным благодаря его работе в составе New York Contemporary Five и сотрудничеству с единомышленниками по направлению New Thing, в особенности c Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor) и Джоном Колтрейном (John Coltrane).

Детство Шеппа прошло в Филадельфии. Во время изучения драматического актёрского мастерства в Goddard College (1955 – 1959) он начал играть на пианино, кларнете и альт саксофоне. Во время первых профессиональных выступлений он играл на кларнете, позднее на тенор саксофоне в составе р-н-б групп (иногда использовал сопрано саксофон).

Поселившись в Нью-Йорке, он пытался найти работу актёра, но вскоре был вынужден зарабатывать на жизнь музыкой. Он недолго играл в составе группы, исполняющей латина джаз и вскоре присоединился к группе авангардного пианиста Сесила Тэйлора (Cecil Taylor) (1960-62), который в этот период лишь начинал свой путь от просто очень эксцентричного молодого исполнителя, находящегося под явным влиянием Телониуса Монка (Thelonious Monk), до одного из наиболее важных и противоречивых музыкантов авангардной сцены 1960-х. Шепп принял участие в создании таких дисков как Air, THE WORLD OF CECIL TAYLOR и CELL WALK FOR CELESTE, которые до сих пор рассматриваются как ключевые работы Тэйлора.

Шепп также выступал с Биллом Диксоном (Bill Dixon) (1962-63), Джоном Чикаи (John Tchicai), Доном Черри (Don Cherry) и другими. С Черри и Чикаи он стал со-лидером группы New York Contemporary Five (1963-64). Музыкальное любопытство Шеппа привело его на одну орбиту с Джоном Колтрейном (John Coltrane), который восторженно отзывался о творчестве Шеппа, в свою очередь очень сильно повлиял на его музыку и с которым наладилось плодотворное сотрудничество. Колтрейн познакомил его с Бобом Тилем (Bob Thiele) из Impulse! Records и Шепп сделал ряд записей для фирмы, первой из которых становится диск FOUR FOR TRANE (1964). Альбом состоит в основном из композиций Колтрейна. В его записи участвовали старые друзья тромбонист Росуэллом Раддом (Roswell Rudd), басист Реджи Уоркмен (Reggie Workman) и альт саксофонист Джон Чикаи (John Tchicai).

В начале 1965 Шепп принял участие в нескольких сессиях записи альбома Колтрейна A LOVE SUPREME. Но композиции с участием Шеппа не вошли в финальный релиз альбома (они появились на переизданной полной версии альбома в 2002). Тем не менее, Шепп вместе с Колтрейном, Чикаи и другими участниками сессий диска FOUR FOR TRANE в 1965 записал чрезвычайно влиятельный и экстремально авангардный альбом ASCENSION. Шепп укрепил своё лидирующее положение рядом с Трэйном на переднем крае авангардной сцены, когда было решено разделить запись на две части (первая часть вышла под именем Колтрейна, вторая под именем Шеппа). Диск вышел в конце 1965 под названием NEW THING AT NEWPORT.

Вместе с Колтрейном в 1965 Шепп выступил в Чикаго на DOWN BEAT Festival. В этом же году он выступил с Колтрейном на фестивале в Ньюпорте (Newport Festival) (впоследствии их выступление было издано отдельным диском), дал несколько концертов в Нью-Йорке. Некоторые критики считают, что Шепп находился под сильным влиянием Колтрейна, хотя влияние Трэйна было таким огромным, что практически каждого саксофониста того времени, добившегося звёздного статуса, можно было упрекнуть в подобном влиянии (взять, к примеру, Уэйн Шортер (Wayne Shorter).

В этом же 1965 вышел диск FIRE MUSIC, в котором прослеживаются первые признаки пробуждения политического сознания Шеппа. На диске звучат строки из элегии Malcolm X, а название несёт в себе оттенки африканской церемониальной традиционной музыки и отражает страстность и гнев протеста всего проекта. Вновь Шепп попытался раздвинуть границы джаза, но, тем не менее, в той или иной степени остался привязанным к бибоп традициям, исполнив стандарты "Prelude To A Kiss" и "The Girl From Ipanema" в меняющихся темпах и сложном взаимодействии с духовыми.

Несмотря на то, что он был тесно связан с движением фри джаза 60-х, музыка Шеппа всегда включала элементы, корнями своими уходившие в ранние формы джаза и блюза. Он всегда осознавал большую важность музыкальных традиций. В одной из статей для журнала DOWN BEAT он напишет об авангарде:

"Это не просто движение, это способ мышления. Это всесторонний отказ от технологической точности и возврат к народности".

К 1965, заработав имя и репутацию, Шепп предпринял ряд успешных гастрольных поездок и записей. В этот период он написал много музыки, иногда выступал на сцене, часто демонстрируя своё политическое осуждение нарушений гражданских прав темнокожего населения. Очень многие его работы говорят о проблеме расовой сегрегации, и именно музыка была важным инструментом выражения политических взглядов Арчи Шеппа и группы других музыкантов, в числе которых были Макс Роач (Max Roach), Альберт Эйлер (Albert Ayler) и другие.

Название диска 1967 года THE MAGIC OF JU-JU также привязано к африканским традициям. Но не только название, но и сама музыка альбома тесно связана с музыкой Чёрного континента. В записи участвует неистовый ансамбль африканских перкуссионных инструментов. К этому времени многие афроамериканские джазмены прониклись идеями афроцентризма и музыкальными традициями родины их далёких предков. Вместе с Фароа Сандерсом (Pharoah Sanders) Шепп возглавил это движение. THE MAGIC OF JU-JU определяет звучание Шеппа на последующие несколько лет – внешне хаотичные линии саксофона в сочетании с ритмами и идеологическими воззрениями Африки.

В конце 1960-х он выступил на Pan African Festival в Алжире, записал несколько альбомов во время недолгой остановки в Париже, затем, вернувшись в США, много внимания уделил образованию, преподавал музыку и литературу, и стал профессором University of Massachusetts. В его коллективах играли такие выдающиеся музыканты как тромбонист Роуэлл Радд (Roswell Rudd), Грехан Монкур (Grachan Moncur), виброфонист Бобби Хатчерсон (Bobby Hutcherson), барабанщик Бивер Харрис (Beaver Harris).

В 1970-х Шепп продолжил широко экспериментировать. Включал в свои составы исполнителей на гармонике и поэтов, декламирующих свои стихи. Тем временем альбомом ATTICA BLUES (1972) Шепп выразил своё отношение к беспорядкам в тюрьме Attica Prison. Этот диск и последовавший за ним THE CRY OF MY PEOPLE (1972) стали самым гневным заявлением Шеппа о гражданских свободах для темнокожего населения.

Начиная с конца 1970-х карьера Шеппа развивается зигзагами между различными старыми и новыми направлениями. Он продолжил исследовать музыку Африки и расширил свой репертуар, включая в свою музыку элементы, далёкие от его ранних предпочтений свободных форм: блюз, ритм-н-блюз и боп. Некоторые из его записей конца 1970-х - начала 1980-х могут служить индикаторами его музыкальных предпочтений: они включают альбомы импровизационных дуэтов с Максом Роачем (Max Roach), несколько дисков со спиричуэлсами и блюзами с Хоресом Парланом (Horace Parlan) и альбомы-посвящения таким фигурам традиционного джаза как Чарли Паркер (Charlie Parker) и Сидней Беше (Sidney Bechet), записывается с различными европейскими артистами: Джаспер Вант Хоф (Jasper Van't Hof) и Дреш Михали (Dresch Mihály).

В 1980-х Шепп стал зрелым джазовым исполнителем, способным убедить любую аудиторию сердечностью, искренностью и глубокой осмысленностью своей музыки. Хотя к этому времени в свой арсенал он добавил сопрано саксофон, большее предпочтение Шепп отдавал тенору, который в его руках обладал роскошно страстным тоном. Его альбом LIVE IN NEW YORK, записанный в дуэте со старым партнёром тромбонистом Росвеллом Раддом (Roswell Rudd), был восторженно принят публикой.

С начала 1990-х он часто играл в компании французского трубача Эрика Ле Ланна (Eric Le Lann), с которым записал в 1995 диск LIVE IN PARIS.

В различные периоды своей карьеры Шепп возвращался к своей первой любви – драме. В числе его работ The Communist (1965) и Lady Day: A Musical Tragedy (1972). С 1970-х и до начала 2000-х Арчи Шепп был директором отдела афроамериканского обучения при Университете штата Массачусеттс в городе Амхерст, где он преподавал музыку и музыкальную историю.

В начале 1970-х Шепп также был профессором отдела афроамериканского обучения при университете штата Нью-Йорк в городе Баффало.

В 1981 был снят документальный фильм Imagine the Sound, в котором Шепп рассуждал и исполнял свою музыку и стихи. Он также участвовал в съёмках французского документального фильма Mystery, Mr. Ra (1984) о жизни и творчестве Сан Ра (Sun Ra), где Шепп рассказал о своём опыте работы с неразгаданной легендой джаза. Фильм также содержит кадры выступления Шеппа в составе Arkestra Сан Ра.

В 1995 Арчи Шепп (Archie Shepp) был награждён Фондом искусств Новой Англии наградой за "Достижения В Джазе". Фонд награждает музыкантов, которые сделали огромный социальный и музыкальный вклад, обогативший и способствовавший развитию целостности джаза как формы искусства.

"Негритянская музыка и культура по своей сути импровизационны, экзистенциальны. Ничуть не духовны".

– Арчи Шепп

Author of publication:
Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:55
4464