Поиск

Philly Joe Jones / Филли Джо Джонс

Philly Joe Jones / Филли Джо Джонс
Also known as:
Joseph Rudolph Jones
Date of birth (creation):
15 июля 1923
Place of birth (creation):
Philadelphia, Pennsylvania, USA
Date of death (dissolution):
30 августа 1985
Place of death (decay):
Philadelphia, Pennsylvania, USA
Instruments:

Bio:

Американский джазовый ударник. 

Джозеф Рудольф Джонс (таково полное имя музыканта), как и Стен Леви (Stan Levey), родился в городе Филадельфия.

Джонс известен под псевдонимом "Филли Джо", который происходит от названия его родного города – Филадельфии. Этот псевдоним он придумал себе сам, чтобы отличаться от другого известного барабанщика с похожим именем – Джо Джонса (Jo Jones) (известного как "Папа" Джо Джонс ("Papa" Jo Jones), полное имя которого – Джонатан Девид Сэмюель Джонс (Jonathan David Samuel Jones). Существует и другая версия – в 1952 и 1953 годах Джонс выступал с пианистом Джо Моррисом (Joe Morris) (учеником Элмо Хоупа (Elmo Hope) и кларнетистом Тони Скоттом (Tony Scott), который и закрепил за Джозефом псевдоним "Филли".

Однако, сходства с "Папой" Джонсом на этом не заканчиваются. Так же, как и "Папа" Джо Джонс ("Papa" Jo Jones), установивший в 30-40-х стандарты для ритм–секций ("rhythm section" — музыканты в составе оркестров и ансамблей, функция которых заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения), "Филли Джо" сделал тоже самое, но уже в 50-х. Кроме того, оба музыканта умерли почти в одно время – "Филли" Джо Джонс — 30 августа 1985, а "Папа" Джо Джонс – 3 сентября 1985.

"Филли" Джо Джонс зарекомендовал себя в качестве ключевого джазового барабанщика середины – конца 50-х. Работая в знаменитом квинтете трубача Майлса Девиса (Miles Davis), он развивал бибоп в направлении музыкальных жанров, которые позднее стали называться хард-бопом и пост-бопом. Его игра объединила изящество джазовых барабанщиков Кози Коула (Cozy Cole) и Сида Кэтлетта ("Big" Sid Catlett) с современной и инновационной манерой Кенни Кларка (Kenny Clarke) и Макса Роуча (Max Roach). Джонс перевоплотил игру джазовых ударных во всеобъемлющий современный стиль, который одновременно был и "грохочущим", бодрящим и безупречно музыкальным.

Бабушка Джо по материнской линии была пианисткой. Она настояла на том, чтобы все её семь дочерей занимались музыкой. Мать Джозефа стала квалифицированным преподавателем игры на фортепиано. Она и научила своего сына всем основам музыки. С такой семьёй Джо Джонс вряд ли мог иметь другое будущее. С подачи матери его музыкальное образование началось в раннем возрасте. По одним источникам он начал играть на ударных с четырёх лет, по другим – с девяти.

Как и другие знаменитые джазовые барабанщики, ещё ребёнком, Джонс отбивал чечётку. Этот талант привёл его на филадельфийскую радиопередачу "The Kiddie Show". На раннем этапе своей, уже профессиональной карьеры, Джонс участвовал в этой передаче как барабанщик и танцор.

Джо с ранних лет обладал талантом развлекать окружающих. Ещё тогда он получил репутацию "души компании" и неугомонного любителя шуток и развлечений. Подавляющее большинство близких ему людей и музыкантов утверждало, что Джонс был одним из тех, с кем хотелось проводить время и общаться. Говорят, что его дружелюбная натура, как и постоянная борьба с серьёзной наркотической зависимостью, привели к большому количеству знакомств, оказавших влияние на его карьеру.

Первым учителем и наставником Джозефа стал Джеймс Харрис (James Harris). Он мотивировал Джонса изучать технику игры знаменитых музыкантов конца 1930-х — начала 1940-х, таких как Уоррен Доддс (Warren Dodds), Чик Уэбб (Chick Webb), Дэйв Таф (Dave Tough), Джо Джонс (Jo Jones), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Артур Блэйки (Art Blakey) и Макс Роуч (Max Roach).

В подростковом возрасте Джо начал играть в различных клубах своего родного города и довольно быстро приобрел репутацию "без пяти минут звезды". Кумирами "Филли" Джо были Макс Роуч (Max Roach), Сид Кэтлетт ("Big" Sid Catlett), Чарльз Вилкоксон (Charles Wilcoxon), которые передавали ему свой опыт и одаривали ценными советами, поощряя на дальнейшее продвижение к нью-йоркской джазовой сцене.

В 40-х он начал играть в блюз–группах, зарекомендовав себя на джазовой сцене Нью–Йорка как нельзя лучше.

В 1947 "Филли" Джо Джонс стал постоянным ударником в клубе Cafе Society в Нью–Йорке, где он играл со многими ведущими бибоп-музыкантами того времени. Один из них — Тэдд Демерон (Tadd Dameron) — оказал большое влияние на игровую манеру Джонса. Работа с Демероном научила Джонса игре в биг бенде.

Хотя Джонс и обосновался в Нью–Йорке, служба в армии на время прервала его профессиональную музыкальную карьеру. Тем не менее, своих навыков он не растерял, т.к. служил в военном оркестре. После армии Джо был принят на работу машинистом трамвая. Но вскоре был уволен, как говорят потому, что мог остановить трамвай и зайти поиграть джаз в каком–нибудь клубе, порой забывая о пассажирах. После увольнения Джонс работал в Филадельфии, играл с такими "звёздами", как Декстер Гордон (Dexter Gordon), Теодор "Фэтс" Наварро (Fats Navarro), Чарли Паркер (Charlie Parker).

Несмотря ни на что, Джонс находился в хорошей музыкальной форме. После переезда в Нью-Йорк в 1947 он интенсивно занимается с легендарным джазовым барабанщиком Кози Коулом (Cozy Cole). Обучение продлилось вплоть до конца 40-х. По словам Джонса, Коул подтянул его рудиментальную технику и развил навыки чтения нот. К концу обучения техника игры Джо сильно возросла. Он стал музыкантом совершенно другого уровня.

Одним из первых выступлений "Филли" Джо в Нью-Йорке стал концерт с ритм-энд-блюз группой Джо Морриса (Joe Morris), в которой также играли саксофонист Джонни Гриффин (Johnny Griffin) и басист Перси Хит (Percy Heath).

В начале 50-х, став престижным "домашним" барабанщиком в клубе Birdland в Нью–Йорке, Джонс присоединился к ансамблю Бенджамина "Булл Муз" Джексона (Benjamine "Bull Moose" Jackson), который назывался "The Bearcats". В группе также играл саксофонист Бенни Голсон (Benny Golson) и пианист-аранжировщик Тэдд Демерон (Tadd Dameron). По словам Голсона, Джонс не только играл на ударных, но и пел, играл на фортепиано и басу, танцевал чечётку. Голсон говорил: "Джонс — феноменальный парень. Он писал музыку и делал аранжировки. И был при этом действительно потрясающим барабанщиком".

В 1951-1953, после совместной работы в "The Bearcats", Тэдд Демерон (Tadd Dameron) пригласил Джонса в свою группу. Это событие ознаменовало новый виток в карьере Джозефа. В составе ансамбля играли тенор-саксофонист Бенни Голсон (Benny Golson), альт-саксофонист Джордж Грайс (Gigi Gryce) и блистательный трубач Клиффорд Браун (Clifford Brown).

Хотя Джонс ещё не утвердился настолько, насколько он это сделает в будущем, его игра уже тогда отличалась лёгкостью и непринуждённостью, а отличное чувство музыки и оригинальные полиритмичные рисунки, которыми он обыгрывал классику и ритмы эпохи свинга, всех приводили в восторг.

Кроме того, в 1952 Джонс работал со знаменитым Дюком Эллингтоном (Duke Ellington). Несмотря на то, что прослушивание Джо впечатлило не только Эллингтона, который был руководителем джаз–оркестра, но и всех членов ансамбля, их отношения так и не стали полноценным сотрудничеством. "Филли" ушёл, предпочитая студийную работу гастролям с оркестром. Он рассказывал в своём интервью изданию "Modern Drummer": "Игра с Дюком была большой честью, но я думал, что будет лучше остаться в Нью–Йорке, играя и делая записи с различными гигантами джаза". Однако, существуют источники (их репутация вызывает сомнения), утверждающие, что Джонс был арестован по подозрению в употреблении наркотиков. Этот арест не позволил ему работать на нескольких концертах оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Джо быстро нашли замену.

Оставаясь в Нью–Йорке, Джозеф объединил свой талант с талантом Майлса Девиса (Miles Davis), с которым играл в клубе Downbeat. Эта пара будет путешествовать по всей Америке, останавливаясь в различных городах, устраивая концерты с местными музыкантами.

Во время своей первой сессионной записи с Дэвисом 30 января 1953 он играл в группе, в состав которой кроме самого Дэвиса входили Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Чарли Паркер (Charlie Parker), Уолтер Бишоп-младший (Walter Bishop, Jr.) и Перси Хит (Percy Heath). Сейчас эти записи можно найти только на редких сборниках и в коллекционных изданиях.

После концертов Майлса с Максом Роучем (Max Roach), Кенни Кларком (Kenny Clarke) и Артом Блэйки (Art Blakey) в период с 1953 по 1954 в группе на постоянной основе начал играть Джонс. Как раз к тому времени Девис собрал постоянный состав: пианист Рэд Гарланд (Red Garland), басист Пол Чемберс (Paul Chambers) и тенор-саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane). На протяжении следующих двух лет этот ансамбль запишет несколько самых почитаемых джазовых композиций и навсегда войдёт в историю под названием "Miles Davis Classic Quintet".

Бóльшая часть музыкального наследия "Филли" Джо Джонса была записана в эти два года. Его игра в квинтете была очень современной, энергичной, полиритмичной, цельной и гармоничной. Манера Джонса отличалась сочетанием традиционного звучания с техникой современных джазовых барабанщиков, таких как, например, Элвин Джонс (Elvin Jones) и Тони Уилльямс (Tony Williams), игравших исключительно в новом ритмическом ключе. Этот современный тренд, противостоявший старой школе джазовых барабанщиков, вскоре стал наиболее влиятельным джазовым стилем, получив название "хард-боп". И этот стиль своим рождением во многом обязан ударникам "Филли" Джо Джонсу, Билли Хиггинсу (Billy Higgins) и Арту Блэйки (Art Blakey).

Период с 1955 по 1957 для квинтета Майлса Девиса (Miles Davis) стал одним из самых плодотворных. В это время были записаны такие популярные альбомы, как: ROUND ABOUT MIDNIGHT с композицией "Ah-Leu-Chah", WORKIN' WITH Miles Davis QUINTET, COOKIN' WITH Miles Davis QUINTET, STEAMIN' WITH Miles Davis QUINTET и RELAXIN' WITH Miles Davis QUINTET, в который вошла композиция "Oleo".

Девис говорил о Джонсе: "Творческий огонь, горевший внутри "Филли" Джо, позволял ему творить невероятные вещи. Он понимал все мои замыслы, всё, что я хотел играть. Он упреждал мои мысли, чувствовал то, о чём я думаю… "Филли" Джо был ударником, понимающим, какой должна быть моя музыка". Также Майлс отмечал Джонса как лучшего ударника, с которым он когда–либо сотрудничал. Девис говорил: "Его игра всегда "заводила" меня как надо". В своей автобиографии Девис напишет, что потом, в игре каждого нового ударника он пытался уловить манеру "Филли" Джо Джонса.

В 1957 непредсказуемость Джонса, в сочетании с напряжёнными отношениями между Девисом и Колтрейном поставили крест на существовании "Классического квинтета Майлса Девиса". Однако, в феврале 1958, группа придёт на студию для записи своего последнего великого альбома MILESTONES. В записи альбома принимал участие саксофонист Джулиан "Кэнонболл" Эддерли (Julian "Cannonball" Adderley).

Главная композиция альбома называлась так же, как и сам альбом – MILESTONES. В ней "Филли" Джо Джонс использует свой фирменный приём — "rim-click groove" (техника игры палочками по ободу барабана). Несколько месяцев спустя, в июле 1958 Джо Джонс запишется на альбоме Майлса Девиса (Miles Davis) и Гила Эванса (Gil Evans) PORGY AND BESS, где сыграет в композиции "Gone". Несмотря на кратковременное воссоединение с Девисом в 1961 для работы над альбомом SOMEDAY MY PRINCE WILL COME, рабочие отношения между "Филли" Джо Джонсом и Майлсом Девисом (Miles Davis) завершились уже в 1958.

Между тем, как и ожидалось, Джонс стал одним из самых востребованных сессионных барабанщиков. Его манеру "hard-hitting groove" можно слышать на сотнях хард-боп и пост-боп записях конца 50-х. Это был период невероятного трудоголизма и производительности. Некоторые из этих композиций входят в альбомы: JACKIES PAL, записанный совместно с Джеки МакЛин (Jackie McLean), TENOR MADNESS — с Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), MATING CALL и SUPER JET — с Тэддом Демероном (Tadd Dameron) и Джоном Колтрейном (John Coltrane).

Начиная с 1957, Джонс записывается с различными музыкантами. В свет вышли альбомы Art Pepper MEETS THE RHYTHM SECTION, BLUE TRAIN, в который была включена композиция "Locomotion", записанная с Джоном Колтрейном (John Coltrane), "The Cooker" с Ли Морганом (Lee Morgan) и "Newk’s Time" с Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), содержащий композицию "Surrey with the Fringe on Top".

Необходимо отметить и первый альбом Джонса BLUES FOR DRACULA, который был выпущен в 1958 звукозаписывающей компанией Riverside. В этой компании Джонс стал практически "домашним" барабанщиком. Различные группы и их лидеры упрашивали владельца студии Оррина Кипньюса (Orrin Keepnews), чтобы именно "Филли" Джо играл с ними на записи.

Находясь на пике своей карьеры и в расцвете сил, "Филли" получил большое признание. Джозеф Рудольф Джонс запомнился как один из самых инновационных джазовых барабанщиков, особенно в области бибопа. Чип Стерн (Chip Stern), журналист, сказал в одном из своих интервью: "Филли" Джо был непревзойдённым в истории барабанщиком. Вежливый и остроумный, хорошо начитанный, великолепный барабанщик, одним словом — фигура".

В 1958 Джонса можно услышать на следующих пластинках: EVERYBODY DIGS Bill Evans, TIME WAITS: THE AMAZING Bud Powell, BLUE SOUL, записанную с трубачом Блу Митчеллом (Blue Mitchell) и включающую композицию "Polka Dots and Moonbeams". Кроме того, игра Джонса есть на записях Сержа Чалова (Serge Chaloff), Элмо Хоупа (Elmo Hope), Фила Вудса (Phil Woods), Эла Кона (Al Cohn), Кенни Дрю (Kenny Drew), Кларка Терри (Clark Terry), Бенни Голсона (Benny Golson).

В конце 50-х Джонс выпустил свои первые альбомы в качестве ведущего исполнителя: BLUES FOR DRACULA в 1958, записанный вместе с трубачом Нэтом Эддерли (Nat Adderley) и саксофонистом Джонни Гриффином (Johnny Griffin), DRUMS AROUND THE WORLD в 1959, созданный при участии Ли Моргана (Lee Morgan), Бенни Голсона (Benny Golson), Ричарда Митчелла (Richard Mitchell) и Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller). Кроме того, в 1959 "Филли" Джо записал великолепный альбом SHOWCASE, где играют многие его товарищи и друзья – трубач Блу Митчелл (Blue Mitchell), баритон-саксофонист Пеппер Адамс (Pepper Adams), тромбонист Джулиан Пристер (Julian Priester).

Начиная с 1960 карьера барабанщика снова начала претерпевать изменения. В этот период Джонс принимает участие в бесчисленных записях и концертах самого высокого уровня и выступает в качестве сессионного барабанщика. Среди его величайших работ в стиле "хард-боп" выделяется сотрудничество с Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Дональдом Бёрдом (Donald Bird), Фредди Хаббардом (Freddy Hubbard) и Хэнком Моубли (Hank Mobley). С последним была записана композиция "I Should Care", вошедшая в альбом ANOTHER WORKOUT, где Джо демонстрирует великолепную игру щётками.

Со временем количество концертов начало сокращаться и Джонс решил переехать в Европу. Он остановился в Лондоне, где прожил с 1967 по 1969. В Англии Джо обучался у своего друга Кенни Кларка (Kenny Clarke), играл с такими музыкантами, как Кенни Уиллер (Кеnny Wheeler) и Пит Кинг (Pete King), а также занимался преподавательской деятельностью. Однажды он посоветовал барабанщику группы The Who Киту Муну (Keith Moon), чтобы тот не сильно беспокоился по поводу уроков до тех пор, пока делает миллионы, играя в своём стиле. К сожалению, британские законы, а именно противодействие британского профсоюза музыкантов "Musicians Union" не позволило Джонсу продолжить свою работу в Англии. Он переехал в Париж в 1969, а в 1972 вернулся в Филадельфию. В Европе Джо Джонс записал альбомы MO’JOE (1967) и ROUND MIDNIGHT (1969). Кроме того, "Филли" Джо записал несколько альбомов с Арчи Шеппом (Archie Shepp). Среди них можно выделить BLASE, POEM FOR MALCOLM и YASMINA, A BLACK WOMAN.

После своего возвращения в Филадельфию, Джонс сформировал фьюжн – группу Le Grand Prix, гастролировал и записывался с Биллом Эвансом (Bill Evans). В 1976 он играл в ансамбле Куинси Джонса (Quincy Jones) Quintessence, а также участвовал в различных концертах и записях с Кенни Барреллом (Kenny Burrell), Рэдом Гарландом (Red Garland), Дюком Джорданом (Duke Jordan) и Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson).

В конце 70-х Джонс выпустил несколько пластинок: PHILLY MIGNON (1977) при участии Декстера Гордона (Dexter Gordon), DRUM SONGS (1978) и ADVANCE! (1979). Два последних — при участии Блу Митчелла (Blue Mitchell).

Последним весьма амбициозным, и довольно продолжительным музыкальным проектом Джонса стала работа в группе Dameronia. Творчество было посвящено музыке его хорошего товарища, аранжировщика Тэдда Демерона (Tadd Dameron). Создать группу Джонсу помог трубач Дон Сиклер (Don Sickler), которого можно услышать в альбомах TO TADD WITH LOVE (1982), LOOK, STOP AND LISTEN (1983).
Джозеф Рудольф Джонс скончался от сердечного приступа в своём доме в Филадельфии 30 августа 1985 в возрасте 62 лет. Из самых близких родственников его оплакивали жена Элоиза и сын Кристофер.

Более чем 500 записей "Филли" Джо Джонса установили новые стандарты для джазовых музыкантов. Его манеру называли "очень громкой" или "пулемётной". Но в каком бы стиле он не играл, будь то "бибоп", "хард-боп" или "пост-боп", Джо всегда демонстрировал высочайший уровень. Доказательством может являться тот факт, что с 1950 его манере начали повсеместно подражать. "Филли" Джонс внёс огромный вклад в развитие и становление различных джазовых стилей.

Джоунс, играя в лёгкой манере или привлекая всю свою мощь, часто использовал минимальный набор ударных инструментов, но это не мешало ему адаптировать свой исполнительский стиль к требованиям любой группы или исполнителя.

Author of publication:
Владимир Котенко
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
14:01
2906