Поиск

Art Pepper / Арт Пеппер

Art Pepper / Арт Пеппер
Also known as:
Arthur Edward Pepper, Jr.
Date of birth (creation):
1 сентября 1925
Place of birth (creation):
Gardena, Los Angeles, California, USA
Date of death (dissolution):
15 июня 1982
Place of death (decay):
Los Angeles, California, USA
Bio:

Американский джазовый альт саксофонист.

Название альбома, STRAIGHT LIFE - казалось бы, ироничное название, которое, без сомнения, можно отнести к жизни Арта Пеппера. Хотя при жизни он считал себя (и не раз заявлял об этом) одним из величайших альт саксофонистов мира - а это был действительно уникальный голос пост-паркеровской (Charlie Parker) эры – большую часть своей жизни, практически с самого её начала, он провёл в непрерывной борьбе с неприятностями, которые сам себе с непримиримым упорством и создавал. Тот факт, что он прожил до 56 лет, вопреки крайне само разрушительному образу жизни, можно считать чудом, опираясь на книгу, написанную в содружестве с его третьей женой Лори (Laurie) около трёх лет до его смерти.

Вообще-то, он был нежелательным ребёнком, родившимся у матери-бунтарки Милдред Бартольд (Mildred Bartold), привыкшей к жизни на полную катушку. Его отец Артур старший (Arthur, Sr.) был моряком, механиком и портовым грузчиком, и часто отсутствовал дома, но для Арта он оставался центральной фигурой всю жизнь. Воспитывался он исполненной благих намерений, но чрезвычайно эмоционально воздержанной бабушкой. Музыкальный талант унаследовал от итальянских корней матери. Девятилетний Арт уговорил отца купить ему инструмент и оплатить преподавателя, Лероя Пэрри (Leroy Parry), который посоветовал начать с кларнета. Вскоре отец с гордостью показывал в местных барах своего сына, который исполнял популярные мелодии, зарабатывая первые карманные деньги и восхищение публики. К двенадцати годам Пеппер переключился на альт саксофон, который становится его основным инструментом на протяжении всей карьеры.

Пеппер большей частью был самоучкой и учился, много слушая различные записи. Долгие годы он жил на склонах возле Echo Park в Лос-Анджелесе. Начинал с выступлений в клубах на Central Avenue в Лос-Анджелесе – пристанище "чёрного" джаза, который был ответом Западного побережья джазу с 52 улицы Нью-Йорка. Первое выступление Пеппера состоялось в составе школьного оркестра Cleveland Boys Band. Профессионально он начал играть в 1941 в оркестре Гаса Арнхайма (Gus Arnheim) в клубе Ritz Club. Покинув Арнхайма, он играл в Club Alabam, где талантливый альт саксофонист иногда зарабатывал деньги, выступая в компании трубачей Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Роя Элдриджа (Roy Eldridge), контрабасиста Джимми Блентона (Jimmy Blanton), альт саксофониста Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), и тенор саксофонистов Колиенна Хокинса (Coleman Hawkins), Бена Уэбстера (Ben Webster) и Декстера Гордона (Dexter Gordon). Гордон представил Арта ударнику Ли Янгу (Lee Young) – брату легендарного тенориста Лестера Янга (Lester Young). Ударник стал наставником Пеппера и позднее познакомил его с легендарным саксофонистом и бендлидером Бенни Картером (Benny Carter).

Пеппер вспоминал свою работу в оркестре Картера в 1943 в своей автобиографии Straight Life: "Я никогда не играл ведущие партии на альте, у Бенни я был вторым альтом, а он играл первого, но в моей нотной тетради большинство аранжировок были написаны в двух вариантах и иногда, если публики было не очень много, Бенни отходил в сторону со своего места и разрешал мне исполнить его часть. Постепенно я сыграл все его соло. Таким способом я учился как играть первые партии в саксофонной секции из четырёх человек. И я научился многому, следуя за Бенни, слушая его соло, которые он исполнял на фоне оркестра". У Картера Пеппер играл вместе с такими артистами, как Джеральд Уилсон (Gerald Wilson), Фредди Уэбстер (Freddie Webster) и Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson).

Когда оркестр собрался на гастроли по южным штатам, Картер решил не брать с собой подающего большие надежды, но белого саксофониста в свой "цветной" состав. Как альтернативу, Картер составил Пепперу протекцию в состав набирающего популярность оркестра Стэна Кентона (Stan Kenton), у которого 17-летний Арт занял позицию лидирующего альт саксофониста. Сильно стилизованные аранжировки Кентона потребовали от Пеппера бОльших знаний структуры аккордов и теории. Тенор саксофонист Кентона Ред Доррис (Red Dorris) на первых порах помогал Арту.

Будучи болезненным и слабым ребёнком, Пеппер превратился в сильного и привлекательного юношу. Находясь практически без присмотра и проводя много времени на улице, он начал употреблять алкоголь, участвовал в драках и познакомился с лёгкими наркотиками, часто прогуливая школу. В середине 1943, периодически играя в составе оркестров Арнхайма, Янга и Картера, 17-летний Пеппер женился на 16-летней подруге Патрисии Маделин Мур (Patricia (Patti) Madeleine Moore). Как только ему исполнилось 18 лет, Арт получил повестку и в феврале 1944 его призвали в армию. Перед самой отправкой в Европу, где он большей частью служил в Англии и музыкантом, и в составе нелюбимой всеми военной полиции, Пеппер стал отцом. Его дочь Патрисия Эллен (Patricia Ellen) родилась 5 января 1945.

Большую часть 1947 после увольнения из армии Пеппер пытался найти постоянную работу. Кентон, в оркестре которого Арт участвовал в своей первой записи в 1943, вновь пригласил Пеппера к себе. С этого момента и до конца 1951 Пеппер становится ведущим альтистом оркестра, через который прошли такие звёзды джаза, как трубачи Мейнард Фергюсон (Maynard Ferguson) и Шорти Роджерс (Shorty Rogers), тромбонисты Кай Уиндинг (Kai Winding) и Милт Бернхарт (Milt Bernhart), саксофонисты Боб Купер (Bob Cooper) и Бад Шанк (Bud Shank), ударник Шелли Манн (Shelly Manne). Именно в этот гастрольный период Пеппер – испытывающий одиночество, полную незащищённость и будучи музыкально неудовлетворённым – стал зависимым от героина, который будет преследовать его всю оставшуюся жизнь.

В конце 1951 он покинул оркестр Кентона, как сделали и несколько других музыкантов, которые устали от девяти месяцев утомительных гастролей и проживания в автобусе. Всё глубже погружаясь в зависимость от героина и алкоголя, Пеппер делает записи как со своим собственным квартетом, так и с другими коллективами под руководством бывших коллег по оркестру Кентона. В его чрезвычайно популярное комбо образца начала 1952 вошли пианист Хемптон Хоус (Hampton Hawes), басист Джо Мондрагон (Joe Mondragon) и ударник/виброфонист Ларри Банкер (Larry Bunker). Он делает записи в составе таких коллективов, как септет Шелли Манна (Shelly Manne Septet) и Шорти Роджерс и Его Гиганты (Shorty Rogers and His Giants), с которым записал изумительную версию композиции "Over The Rainbow" - эту мелодию он будет впоследствии исполнять довольно часто. Позже он появился на альбоме Роджерса COOL AND CRAZY. Кроме того, он выступал при любой возможности, пытаясь заработать больше, но всего этого не хватало, чтобы оплачивать растущие затраты на героин.

Поддавшись уговорам отца, Пеппер отправился на лечение в попытке побороть свою зависимость. Однако немедленно после выписки он нашёл дилера и всё началось снова. Теперь он часто одалживал инструмент для выступлений, брался за любую работу, пока в начале 1953 его не арестовали за хранение героина. В течение 15-месячного заключения в Fort Worth U.S.P.H. Service Hospital жена Патти развелась с ним и вступила в новый брак.

Выйдя на свободу в мае 1954, Пеппер вернулся к своему обычному образу жизни. В декабре он снова попал под арест и на этот раз сначала его отправили в Los Angeles County Jail, потом перевели на Terminal Island. В общей сложности Арт пробыл в заключении более года. Во время этого турбулентного периода Пеппер в 1957 женился на Диане Суриаго (Diane Suriago), которая вскоре тоже подсела на героин. Его последующие отношения с наркозависимыми женщинами, которые были просто иждивенками, не могли помочь справиться с проблемами. Ему часто приходилось искать дополнительные возможности для заработка, включая работу в пекарне.

В середине 1960 он провёл в тюрьме 90 дней, затем в октябре 1960 был заключён в тюремное заведение San Quentin на четыре года, а после этого ещё полтора года провёл в тюрьме Tehachapi. Три месяца спустя после выхода Пеппер провалил тест на содержание наркотиков в крови и на шесть месяцев направляется для "реабилитации" в Chino Institute for Men. И снова нарушив условия досрочного освобождения, Пеппер получил прописку в San Quentin. Там он играет в группе с саксофонистом Френком Морганом (Frank Morgan).

Он вышел на свободу в 1966, не имея ни средств к существованию, ни саксофона. Как писал Пеппер в аннотации к альбому LIVING LEGEND: "Я переключился на тенор по двум причинам. Рок был в моде, и только исполнители на теноре, казалось, имели работу. Но главной причиной было то, что после всех моих лет игры, я попал под влияние вплоть до имитации другого музыканта, [тенориста] Джона Колтрейна (John Coltrane). Я почувствовал, что то, что я хочу сказать, я смогу высказать только на теноре".

Пеппер отдалился от своего естественного стиля, интенсивность стала более очевидной, он стал более свободным в своей сольной игре, используя более грубые, режущие, сухие качества. Вскоре он вернулся к альту и к своему узнаваемому голосу на этом инструменте, но с гораздо более эмоциональным компонентом. Несмотря на чрезвычайно паталогическое поведение в личной жизни, игра Пеппера, по крайней мере на записях, редко отражала эти трудности.

Изначально чрезвычайно мелодичный, свингующий исполнитель, иногда сравниваемый с Ли Конитцем (Lee Konitz) и Полом Дезмондом (Paul Desmond), Пеппер был воплощением стиля "cool" Западного побережья. Как выразился Шелли Манн (Shelly Manne): "Он очень индивидуален. Вы можете услышать это. Вы знаете, Арт был очень лиричным исполнителем. Особенно в то время, когда большинство альт саксофонистов было под влиянием Чарли Паркера (Charlie Parker), Арт обладал собственным отличительным стилем".

Другой коллега по оркестру Кентона – тенор саксофонист Боб Купер (Bob Cooper) добавил: "Я всегда ощущал, что главным влиянием для Арта был Лестер Янг (Lester Young); более отчётливо это проявилось, когда я несколько раз слушал, как он играет на теноре… И он перенёс этот прекрасный звук на альт!... Я думаю, что его звук был, безусловно, лучшим звуком альта в то время".

В дополнение к своему уникальному звучанию Пеппер поражал любителей джаз своей очевидной лёгкостью в технике исполнения. Хотя иногда он прекращал учиться новому и практиковать, Пеппер отмечал два периода интенсивных занятий в своих воспоминаниях. Первый был в Англии, когда он служил в армии. Друг и музыкант Алан Дин (Alan Dean) вспоминал, как он убегал со службы и, закрывшись в комнате для репетиций, "практиковался на инструменте часами, оставляя для сна совсем мало времени".

Пеппер тоже вспоминал время, проведённое в Fort Worth в книге Straight Life: "Я уходил в оркестровую комнату утром, подметал пол, убирал всё вокруг, проверял всё ли заперто, и тогда брал свой саксофон. Я закрывал дверь в эту маленькую комнату и просто сидел там и практиковал. Я делал это каждый день… я и полностью погружался в музыку".

В 1968 Пеппер получил приглашение на место ведущего альт саксофониста в оркестр Бадди Рича (Buddy Rich). Но была небольшая проблема: альт Пеппера был давно заложен. Дон Менза (Don Menza), тенор саксофонист, игравший тогда с Ричем, одолжил Пепперу свой альт, с которым Арт сделал свои первые за последние более чем семь лет молчания записи. Пеппер сразу же вписался в оркестр, но, если бы не его физическое состояние, это сотрудничество могло бы быть длительным и плодотворным. У Пеппера случился разрыв селезёнки. За этим последовали и другие осложнения. После трёх месяцев госпитализации он недолго играл у Рича, в этот раз на менее требовательной позиции третьего альта.

В связи с дальнейшим ухудшением здоровья в 1969 Пеппер, в конце концов, оказался в Synanon – реабилитационном центре в Калифорнии. Здесь он встретил Лори Ла Пан Миллер (Laurie La Pan Miller), которая оказала очень позитивное влияние на Пеппера и в 1974 стала его третьей женой. Именно она помогла ему вернуться к успешной музыкальной карьере и внесла некоторую стабильность в личную жизнь.

В 1972 Кен Йохе (Ken Yohe), который, представляя компанию по выпуску инструментов Buffet, дал Пепперу набор инструментов и организовал ему серию обучающих мастер классов в различных колледжах по всей стране.

С 1968 по 1975 Пеппер записал лишь один альбом. В 1975 он вернулся в студию Contemporary, где начал запись серии альбомов, возвестивших его возрождение. После возобновления карьеры в звукозаписи, саксофонист начал давать концерты и выступать в клубах, в основном со своим квартетом, не считая периода в 1975, когда он играл в экспериментальном оркестре трубача Дона Эллиса (Don Ellis). Он совершил несколько гастрольных поездок по Соединённым Штатам, Европе и Японии (в 1977 и 1978), где Пепперу и его группе оказали восторженный приём. Его составы часто исполняли такие звёздные композиции Пеппера, как "Straight Life", "Diane", "Patricia", "Zenobia" и "Las Cuevas de Mario".

В последние годы своей жизни он произвёл богатый урожай записей, включая GOIN' HOME с Джоджем Кейблзом (George Cables) и WINTER MOON - альбом со струнным оркестром (долгожданная амбиция Пеппера). Этот альбом был в числе его любимых, и он считал его своим лучшим. LIVE AT THE VILLAGE VANGUARD - набор из трёх дисков (четвёртый появился посмертно); и две записи, сделанные живьём в Лондоне под лидерством пианиста Милчо Левиева (Milcho Leviev): BLUES FOR THE FISHERMAN и TRUE BLUES.

Долгие годы злоупотреблений в конечном итоге сказались на здоровье Пеппера, и после инсульта он умер от осложнений 15 июня 1982 в городе Panorama, CA.

Пеппер вошёл в историю джаза главным образом благодаря своим записям в качестве лидера, с Кентоном и в различных сессиях с Марти Пайчем (Marty Paich). Пайч – лидер/ композитор/ аранжировщик, часто использовал Пеппера для аккомпанемента Мэлу Торме (Mel Torme) и другим вокалистам, записал с Артом довольно успешный альбом Art Pepper + ELEVEN. Пайч так отзывался о Пеппере: "У него были ноты, и он свинговал всё время. Это очень важно… Арт всегда свинговал. И он играл на всех инструментах… практически одинаково. Он прикасался к ним губами, и вы знали - это Арт Пеппер."

История жизни Пеппера была незабываемо описана в его искренней автобиографии и последовавшем фильме Art Pepper: Notes From A Jazz Survivor (1982), который стал мощным и далеко несентиментальным уроком для любого молодого музыканта, желающего "поиграться" с наркотиками.

Награды

1951-1952 - журнал Down Beat, опрос читателей - второе место (после Charlie Parker), лучший альт саксофонист;
1957 и 1977 - журнал Down Beat, опрос критиков - лучший альт саксофонист, заслуживающий более широкого признания;
1980 - Down Beat, опрос критиков – лучший альт саксофонист;
1980 - Swing Journal, альбом года.

Author of publication:
Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:55
5292