Поиск

Muhal Richard Abrams / Мухал Ричард Абрамс

Muhal Richard Abrams / Мухал Ричард Абрамс
Date of birth (creation):
19 сентября 1930
Place of birth (creation):
Chicago, Illinois, USA
Date of death (dissolution):
29 октября 2017
Place of death (decay):
New York City, New York, USA
Instruments:

Bio:

Американский преподаватель, администратор, композитор, аранжировщик, кларнетист, виолончелист и фриджазовый пианист.

Начальное образование Абрамс получает в чикагской DuSable High School. По воспоминаниям Лероя Дженкинса (Leroy Jenkins) в школе Абрамс был большим хулиганом. В 1946 он начал посещать музыкальные классы при Roosevelt University, но "я мало чего почерпнул там, потому что там было совсем не то, что я слышал на улицах".

И Мухал решил изучать музыку самостоятельно:

"Я всегда обладал естественными способностями к обучению и анализу вещей. Я использовал эти способности, даже не зная в точности, что это было (это было просто чувство, ощущение) и я начал читать книги".

Книги Джозефа Шиллингера (Joseph Schillinger) оказали большое влияние на развитие Абрамса. По его словам:

"С этого момента я приобрёл небольшое пианино и начал самостоятельно изучать, как играть на инструменте и читать ноты – или, прежде всего, в какой тональности была та или иная музыка. На это ушло много времени и пролилось немало пота. Но я всё подвергал анализу и в конце концов начал играть с музыкантами на сцене. Я слушал Арта Тэйтума (Art Tatum), Чарли Паркера (Charlie Parker), Телониуса Монка (Thelonious Monk), Бада Пауэлла (Bud Powell) и многих других, а по композиции сконцентрировался на музыке Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Вскоре я добился некоторых результатов и начал более расширенно изучать вещи, которые имеют место в классических композициях и начал практиковать классические произведения на фортепиано".

Свои первые гиги Абрамс проводил, исполняя блюзы, р-н-б и хард боп в Чикаго. В качестве сайдмена он старается работать со всеми: от Декстера Гордона (Dexter Gordon) и Макса Роуча (Max Roach) до Рут Браун (Ruth Brown) и Вуди Шоу (Woody Shaw). В 1950 он начал писать аранжировки для оркестра Кинга Флеминга (King Fleming Band).

В 1955 с тенор саксофонистом Эдди Харрисом (Eddie Harris) он играет в Modern Jazz Two + 3. После распада этой группы, он остаётся невостребованным вплоть до 1961, когда он создаёт Experimental Band. В противоположность ранней хард боповой группе здесь он использует фри-джазовую концепцию для постоянно меняющегося состава. Этот проект со временем развивается в Ассоциацию содействия креативным музыкантам или AACM (Association for the Advancement of Creative Musicians) и в мае 1965 Абрамс становится её президентом.

Предпочитая выступать не в прокуренных небольших ночных клубах, а арендовать театры или лофты, участники ААСМ выступали там перед внимательной и непредубеждённой аудиторией. Альбом LEVELS AND DEGREES OF LIGHT (1967) становится первой знаковой записью, сделанной под руководством Абрамса, к которому присоединились саксофонисты Энтони Брекстон (Anthony Braxton), Морис МакИнтайр (Maurice McIntyre), вибрафонист Гордон Эммануэль (Gordon Emmanuel), скрипач Лерой Дженкинс (Leroy Jenkins), басисты Леонард Джонс (Leonard Jones) и Чарльз Кларк (Charles Clark) и вокалистка Пенелопа Тэйлор (Penelope Taylor). В этот период Абрамс также играет с саксофонистами Эдди Харрисом (Eddie Harris), Декстером Гордоном (Dexter Gordon) и другими боп ориентированными музыкантами.

С начала 70-х регулярно читает лекции о современном джазе в американских университетах. Сотрудничает со многими музыкантами креативных направлений (с 1967) – Энтони Брекстоном (Anthony Braxton), Джозефом Джарменом (Joseph Jarman), Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell), Барри Альтшулом (Barry Altschul), Чико Фрименом (Chico Freeman), Джорджем Льюисом (George Lewis), Генри Треджиллом (Henry Threadgill), Ёрлом МакИнтайром (Earl McEntire), Лео Смитом (Leo Smith), ансамблями Creative Conctruction Company (CCC) и Art Ensemble Of Chicago.

В середине 70-х он довольно часто записывается со своими группами (включая превосходный биг бенд), но более широкое признание он получает как вдохновитель AACM. С 1974 Абрамс включает в свой инструментальный арсенал также электрофортепиано и орган, а с 1979 и синтезатор. С 1975 Абрамс постоянно проживает в Нью-Йорке, где активно включается в местную сцену Loft Jazz. В 1983 он создаёт нью-йоркское отделение ААСМ.

В 70-х Абармс пишет музыку для симфонических оркестров, струнных квартетов, сольного пианино, голоса и биг бендов, в дополнение к серии записей с большими составами, в составе с арфой или аккордеоном. Он становится чрезвычайно влиятельным артистом, делает важные записи как лидер, пишет такие классические работы как, к примеру, его "String Quartet No. 2", которая была исполнена Kronos Quartet 22 ноября 1985 в Carnegie Recital Hall в Нью-Йорке.

Он много записывается и под собственным именем (часто для лейбла Black Saint), и как сайдмен. В частности, в 1976 совместно с Энтони Брекстоном (Anthony Braxton) он создаёт альбом DUETS на лейбле Arista Records, интересны его работы с Марионом Брауном (Marion Brown) и Чико Фрименом (Chico Freeman). Он продолжает записываться и гастролировать по США, Канаде и Европе со своим оркестром, секстетом, квартетом, дуэтом и как сольный пианист.

В 1990 Абрамс получает датскую джазовую награду Jazzpar Prize. В 1997 удостаивается Foundation for Contemporary Arts Grants to Artists Award. В мае 2009 Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts) объявил, что Абрамс будет одним из получателей 2010 NEA Jazz Masters Award. В июне 2010 за достижения в течение всей жизни Абрамс был удостоен Lifetime Achievement Award во время одного из ведущих джазовых фестивалей Нью-Йорка, известного как Vision Festival.

В более зрелом возрасте Абрамс прилагает немало усилий, пытаясь воспитать в темнокожих музыкантах Чикаго (и других городов) чувство собственного достоинства и понимание их ценности как художников; пытается показать им важность связи между артистами и обществом. Один из лидеров чикагской школы авангардного джаза, стилистически многогранный музыкант-новатор, мультиинструменталист. Крупная фигура в области креативной музыки (представляет, в первую очередь, её мейнстрим). Особенно плодотворна его деятельность в сфере грейт-блек- и абстракт-креатив-мьюзик наряду с классическим и новым джазом.

Author of publication:
Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
14:01
2941