Поиск

Julius Hemphill / Джулиус Хемфилл

Julius Hemphill / Джулиус Хемфилл
Also known as:
Julius Arthur Hemphill
Date of birth (creation):
24 января 1938
Place of birth (creation):
Fort Worth, Texas, USA
Date of death (dissolution):
2 апреля 1995
Place of death (decay):
New York City, New York, USA

Bio:

Американский джазовый альт саксофонист и композитор, иногда играющий на сопрано, тенор саксофонах и флейте.

Детство Хемфилла проходило в начале 40-х и он был окружён различными музыкальными стилями - свингом, кантри блюзом, р-н-б, госпел. Он также был знаком и с современным джазом, и любил слушать таких исполнителей 'cool' джаза, как Ли Конитц (Lee Konitz). В школе, а он был учащимся I.M. Terrell High School, в которой ранее учился Орнетт Колмен (Ornette Coleman), он изучает гармонию и кларнет вместе с Джоном Картером (John Carter), ещё одним учеником этой школы.

С 1964 несколько лет Хемфилл проводит в рядах вооружённых сил, где играет в оркестре, после чего недолго выступает с Айком Тёрнером (Ike Turner). Посещает классы в Northern Texas State University. В 1968 он переезжает в St. Louis, где становится одним из основателей BAG - Black Artists Group, что позволяет ему наладить творческие контакты с такими артистами, как саксофонисты Оливер Лейк (Oliver Lake) и Хемиет Блюиетт (Hamiet Bluiett), трубачи Байкида Керролл (Baikida Carroll) и Флойд ЛеФлор (Floyd LeFlore), писателем и режиссёром Роберт Эллиотт (Malinke Robert Elliott).

В этот период он концентрируется на альт саксофоне. В 1971 Хемфилл собирает группу с пианистом Джоном Хиксом (John Hicks) и выступает в колледжах. Kawaida - мультимедийное событие, в программе которого была музыка, танцы и стихи Хемфилла, было представлено в Washington University города St Louis в 1972. В этом же году он создаёт свой лейбл Mbari Records и записывает DOGON A.D. (позже переизданный Arista Freedom), играет в фильме The Orientation Of Sweet Willie Rollbar и в качестве приглашённого музыканта появляется на альбоме группы Kool And The Gang HUSTLER'S CONVENTION. Он играет в Чикаго с Энтони Брекстоном (Anthony Braxton), кoторый позже участвует в записи его дебютного альбома для Arista, выступает в Стокгольме и Париже в 1973. В следующем году его можно услышать на диске Лестера Боуи (Lester Bowie) FAST LAST.

В середине 70-х Хемфилл перебирается в Нью-Йорк, создаёт два сольных двойных альбома, записанных методом наложения, на которых он играет на альт и сопрано саксофонах и флейте - BLUE BOYS и "аудиодраму" ROI BOYS & THE GOTHAM MINSTRELS. Он даёт уроки игры на саксофоне различным музыкантам, включая Девида Сенборна (David Sanborn) и Тима Берне (Tim Berne).

В 1976 он становится одним основателей и ведущим композитором World Saxophone Quartet, в названии которого не было никакого хвастовства и участие в этом проекте становится, возможно, его наибольшим успехом. Идея создания этого коллектива появилась после работы с Энтони Брекстоном (Anthony Braxton) в нескольких ансамблях, состоявших только из саксофонистов. Альбомы и выступления на фестивалях этого коллектива были высоко оценены и этот успех продолжался вплоть до его ухода из группы в 1990.

Часто он появляется в дуэте с альтистом Оливером Лейком (Oliver Lake), а в 1980 возглавляет биг бенд для выступления в рамках Newport Festival. Альбом его малого состава FLAT-OUT JUMP SUITE, также 1980, демонстрирует проявление его индивидуальности как исполнителя на тенор саксофоне. В течение последующих двух лет он записывается со старыми друзьями Байкидой Керролл (Baikida Carroll) и Калапарушем Морисом МакИнтайром (Kalaparush Maurice McIntyre). Его появление на диске Жана-Пола Бурелли (Jean-Paul Bourelly) JUNGLE COWBOY (1986) показывает его глубокое блюзовое чувство, что в свою очередь приводит его к пониманию новой пост-гармолодической концепции M-Base поколения.

Однако, его собственные попытки создать популистский музыкальный сплав со своим JAH Band не приводят к успеху. В 1989 проходит премьера последней версии его 'саксофонной оперы' LONG TONGUE, эпической комбинации аранжировок для биг бенда, свободной импровизации и чёрного разговорного ритмического жанра, над которой он работал с начала 80-х.

Серьёзные повреждения, полученные в результате автомобильной аварии в 1982, лишь немного снижают его активность и Хемфил продолжает находиться в центре сцены креативной музыки, оставаясь одним из изобретательнейших и оригинально мыслящих композиторов и аранжировщиков современного джаза. Его интенсивный, приземистый, носовой звук и зажигательные идеи зарекомендовали его как одного из передовых исполнителей его поколения.

Впоследствии проблемы со здоровьем – диабет и перенесённая операция на сердце – вынудили его отложить саксофоны в сторону, но он продолжил сочинять музыку. Его саксофонный секстет во главе с Марти Эрлихом (Marty Ehrlich) также выпустил несколько альбомов музыки Хемфилла, но без его участия. Последний из них называется THE HARD BLUES и был записан в Лиссабоне уже после смерти Хемфилла.

Источником информации о жизни и музыке Хемфилла может послужить многочасовое устное интервью, которое он дал в Смитсоновском институте в марте и апреле 1994, и которое находится в Центральном архиве Национального музея американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.

Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
11:59
1970