Поиск

Art Blakey / Арт Блейки

Art Blakey / Арт Блейки
Также известен как:
Arthur Blakey, Abdullah Ibn Buhaina
Дата рождения (создания):
11 октября 1919
Место рождения (создания):
Pittsburgh, Pensilvania, USA
Дата смерти (распада):
16 октября 1990
Место смерти (распада):
New York City, New York, USA
Инструменты:
Стили:

Биография:

Американский джазовый ударник и бендлидер. Вместе с Кенни Кларком (Kenny Clarke) и Максом Роучем (Max Roach) стал одним из создателей современного стиля бибоп среди ударников. Он был мощнейшим ударником и человеком широких жизненных взглядов. Его стиль основывался на фанковом с блюзовыми интонациями хард бопе; был и остаётся чрезвычайно влиятельным в мэйнстрим джазе. Наследие его легендарного коллектива Jazz Messengers ценно не только своей превосходной музыкой, но и тем, что его группа стала стартовой площадкой для нескольких поколений джазовых музыкантов и может быть сравнимо, разве что с вкладом группы Майлса Девиса (Miles Davis).

В 60-х, когда Джон Колтрейн (John Coltrane) и Орнетт Колмен (Ornette Coleman) определяли концепцию авангардного джаза, всего лишь несколько обозревателей смогли предугадать, что мэйнстрим сможет устоять перед натиском перемен. Многие слушатели, которые любили джаз как утончённое олицетворение популярной музыки, так и не смогли принять экстремальный эзотеризм авангарда. Их вкусы укоренились в центральных элементах свинга и блюза, характеристиках, которыми в изобилии обладала музыка Jazz Messengers, наиболее типичного ансамбля хард бопа под управлением Арта Блейки.

И в 60-х, и в 70-х, когда находящиеся на переднем крае поисков новых форм артисты предпринимали попытки трансформировать музыку, Блейки продолжал играть в более или менее неизменной манере, которую он выработал ещё в 1940-х, когда в его когорту входили Чарли Паркер (Charlie Parker), Майлс Девис (Miles Davis) и Фэтс Наварро (Fats Navarro). В 1980-х, когда возродился общий интерес к мэйнстриму, и к хард бопу в частности, Арт Блейки – как наиболее яркий его представитель – занял подобающее ему место на пьедестале джазовой славы.

Мать Блейки Marie (в девичестве Roddicker) умерла, когда ему было всего 6 месяцев от роду. Отец покинул семью ещё до рождения сына. Блейки рассказывал, что в семье отца все были светлокожими мулатами и поэтому всячески избегали Роддикеров за их тёмную кожу. Блейки и его двух братьев вырастила и воспитала подруга его матери, которую он и называл мамой. С учёбой в школе у Арта были проблемы. Он конфликтовал с учителями. В Пенсильвании в то время уже были смешанные школы, где темнокожие и белые ученики занимались вместе, "но в наших школах, в особенности в младших классах, большая часть учителей были белыми и большинство из них были религиозными фанатиками, и я не смог ничему выучиться" – вспоминал Блейки в интервью Reading Jazz.

Заниматься музыкой Блейки начал в школе. Он посетил несколько уроков игры на фортепиано, но в основном сам учится играть на инструменте, стоявшем у них в доме. В седьмом классе создаёт школьный оркестр. Вскоре школьная жизнь для Блейки закончилась. Чтобы помочь семье, он устраивается на работу на машину по переработке металлолома, а по вечерам играет в ночных клубах. Он знакомиться с девушкой и в 14 лет жениться на ней. Вскоре создаёт свой первый коммерческий танцевальный оркестр, а в 15 лет становится отцом. Оркестр в течение двух лет выступает в клубе Ritz в Питтсбурге. Переход Блейки к барабанам частично приписывают появлению на сцене вместе с ним Эрролла Гарнера (Erroll Garner). Барабанщик оркестра был любимчиком Блейки, но, к сожалению, довольно часто болел. И однажды владелец клуба сказал: "Хочешь его выручить - садись за барабаны". Ну, а Гарнер занял место за фортепиано. "Нужно было либо играть, либо умирать с голоду, - вспоминал Блейки. - Это были годы Великой депрессии, и люди брались за любую работу, лишь бы выжить."

Блейки самостоятельно мастерски овладел новым инструментом, копируя манеру Чика Уэбба (Chick Webb), Биг Сида Кетлетта (Big Sid Catlett) и Рэя Бодака (Ray Bauduc). Он играет в составе различных местных групп, пока в 1939 не входит в состав могущественного свингового оркестра Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Осенью 1942 барабанит для Мэрри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams) на её дебюте в клубе Kelly's Stable в Нью-Йорке. В следующем 1943 вновь играет в оркестре Хендерсона, в составе которого совершает большое турне по Южным штатам, где у него возникли проблемы с полицией, и он был жестоко избит. "В те времена Юг был очень груб, - вспоминал Арт на страницах Reading Jazz. Покинув Хендерсона, Блейки восстанавливает здоровье в Бостоне, где знакомится с вокалистом Билли Экстайном (Billy Eckstine) и собирает свою группу.

В 1944 Блейки присоединяется к организованному в Сент-Луисе новому бибоп оркестру Билли Экстайна (Billy Eckstine), где получает полную исполнительскую свободу, что позволяет окончательно сформировать собственный стиль. В оркестрах Дюка Эллингтона (Duke Ellington) или Каунта Бэйси (Count Basie), говорил Блейки, ударник был как "хронометрист… у них были 15 музыкантов и ударник. У Билли Экстайна было 16 музыкантов, и каждый играл, и в этом было отличие… Я знал, что должен как-то идентифицировать, обозначить себя, и поэтому старался играть по-разному". В числе музыкантов, повлиявших на его агрессивную свинговую манеру, Блейки называет Чика Уэбба (Chick Webb), Кенни Кларка (Kenny Clarke), Сида Катлетта (Sid Catlett) и Рэя Бодака (Ray Bauduc). Уэбб берёт молодого Блейки под свою опеку и часами занимается с ним, развивая его талант.

Оркестр Экстайна был "колыбелью современного джаза", в составе которого (в разное время) играли такие важные фигуры грядущей бипоп революции, как Чарли Паркер (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Майлс Девис (Miles Davis). Кроме того, в составе оркестра побывали Сара Воун (Sarah Vaugnhan), Фэтс Наварро (Fats Navarro), Декстер Гордон (Dexter Gordon) и Телониус Монк (Thelonious Monk). Вместе со своими коллегами по оркестру Бэйси включается в музыкальное движение — "модерн-джаз".

В 1947 оркестр Экстайна распадается, и Блейки собирает группу, которую он называет 17 Messengers, в состав которой входят саксофонист Сонни Роллинс (Sonny Rollins) и пианист Бад Пауэлл (Bud Powell). Владелец Blue Note Альфред Лайон (Alfred Lion) впервые оценил Блейки ещё во время его работы с Экстайном, и теперь предложил Арту место штатного ударника на лейбле. Группа Блейки делает запись для Blue Note Records и выступает в Нью-Йорке, но зарабатывает недостаточно денег и вскоре распадается. В этот же период он делает записи в составе октета, который получает название Jazz Messengers.

Поиски самостоятельного пути побудили его в 1948 отправиться к истокам джаза - в Западную Африку (Золотой Берег, Нигерия), где он изучает местные музыкальные культуры, африканские ритмы, традиционную технику игры на ударных инструментах. Он также проявляет интерес к арабской и индийской музыке. Откровенно говоря, визит Блейки в Африку является причиной некоторых споров и разногласий, так как впоследствии он практически никогда не покидал территорию США надолго. Некоторые исследователи полагают, что этой поездки вообще не было. Вот что говорил сам Арт в 1979 в интервью журналу Down Beat: "Я никогда не отправлялся в Африку для изучения барабанов… Я уехал в Африку, потому что здесь мне больше было нечего делать. Я не участвовал ни в каких гигах, за исключением поездки на пароходе, которую пришлось отработать. Я отправился туда для изучения религии и философии". Именно в этой поездке он испытал влияние ислама, принял мусульманское имя Abdullah Ibn Buhaina и в результате получил прозвище Bu.

Вернувшись в 1949 в США, Блейки работает в оркестре Лаки Миллендера (Lucky Millender), выступает и записывается с такими гигантами джаза, как Майлс Девис (Miles Davis), Чарли Паркер (Charlie Parker), Клиффорд Браун (Clifford Brown) и Телониус Монк (Thelonious Monk) – его часто называют ударником, наиболее тонко чувствующим и понимающим Монка, т.к. он играл в качестве лидера и на двух дебютных дисках Монка для Blue Note Records в 1947, и на его последней записи в Лондоне в 1971, впрочем, как и на многих других.

В 1951-1953 становится членом квартета Бадди ДеФранко (Buddy DeFranko). Концентрирует и участвует в радиопрограммах с такими музыкантами, как Чардли Паркер (Charlie Parker), Майлс Девис (Miles Davis) и Клиффорд Браун (Clifford Brown). Также Блейки участвует в студийной работе трио Пола Блэя (Paul Bley) (вместе с Чарли Мингусом (Charlie Mingus) и ансамблем Телониуса Монка (Thelonious Monk).

Истоки возникновения группы Messengers начинаются с нескольких коллективов, которыми руководили или со-руководили Блейки и пианист Хорес Сильвер (Horace Silver), хотя на самых ранних записях это название не использовалось. Наиболее примечательная запись этого периода (зарегистрированная под именем The Art Blakey Quintet) была сделана в нью-йоркском клубе Birdland в феврале 1954 под названием A NIGHT AT BIRDLAND. Она стала одной из первых коммерческих "живых" джазовых записей. Она была сделана при участии Блейки, Силвера, молодого трубача Клиффорда Брауна (Clifford Brown), альт саксофониста Лу Дональдсона (Lou Donaldson) и контрабасиста Кёрли Расселла (Curley Russell). Но Блейки хотел более постоянной группы. "Мы устали от этих джем-сейшинов, - вспоминал он на страницах Down Beat, - когда ты собираешь вместе нескольких парней, выходишь на сцену и доверяешься фортуне".

Название Jazz Messengers впервые было использовано в 1954 во время записи квинтета с номинальным лидерством Силвера, при участии Блейки, трубача Кенни Дорхэма (Kenny Dorham), саксофониста Хэнка Моубли (Hank Mobley) и басиста Дага Уоткинса (Doug Watkins). Этот же квинтет делает в следующем 1955 запись диска THE JAZZ MESSENGERS AT THE CAFE BOHEMIA. Затем место Дорхэма занимает Дональд Бёрд (Donald Byrd) и в 1956 группа записывает для Columbia Records альбом, получивший простое название THE JAZZ MESSENGERS. В 1956 Сильвер принимает решение покинуть состав и руководство этим весьма значительным ансамблем переходит к Арту, который решает сохранить название. И с этих пор название Art Blakey and the Jazz Messengers он присваивает всем своим коллективам вплоть до своей смерти в 1990. Это была одна из первых групп стиля хард-боп, игравшая энергичный жёсткий вариант бопа с очевидной блюзовой основой.

Одной из особенностей группы становится постоянно меняющийся состав. Когда кто-либо хотел отправиться в самостоятельное плавание, он подыскивал себе замену. Довольно часто сам Блейки говорил своим музыкантам, что пришло время уйти. "Когда ты достигал определённой точки, он выталкивал тебя, так как знал, что ты уже готов, - рассказывал бывший саксофонист и музыкальный директор Бобби Уатсон (Bobby Watson) репортёру журнала Down Beat Робину Толлесону (Robin Tolleson). – Он мог сказать: "Ты уже объехал весь мир со мной, делал записи, видел, что и как я делаю. Пришло время уйти и попробовать что-то своё". Трубач Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) на страницах USA Today соглашался: "Все, кто выходил из его группы, были готовыми лидерами. Если ты прошёл через Посланников, тебе не нужно было никуда идти набираться опыта". Не смотря на то, что Блейки отрицал свою роль учителя, он "понимал всю степень ответственности, которая приходит с артистической зрелостью, основная задача которой формирование и развитие образованного потомства, - говорил Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) журналу Billboard. – Свою жизнь он посвятил образованию молодых музыкантов и представлению их любящей его публике. Он сам по себе был посланником высочайшей человеческой идеологии, любви, радости, и он создал для всего мира точный музыкальный портрет Америки".

Возможно, влияние Блейки как руководителя не было бы столь велико, если бы он не был таким превосходным инструменталистом. За редким исключением ударнику удавалось столь энергично "заводить" свои коллективы. Редко кому удавалось столь часто создавать абсолютные импровизационные моменты в отношении мелодии. И, конечно же, ни один из ударников не обладал столь низкой "точкой кипения" – Блейки начинал каждое своё выступление с полной самоотдачей и далее напряжение только нарастало. Его аккомпанемент был безжалостным, и многие молодые саксофонисты испытывали затруднения в поддержании столь высоко темпа. Из нападения они уходили в защиту. Блейки отличался от других боповых ударников тем, что его стиль был практически полностью физическим атрибутом музыки. В то время как его современник Max Roach уделял значительное внимание отношениям ударника с мелодией и тембром, Блейки проявлял мало интереса к подобным изыскам. Для него джазовые барабаны не были связаны с тональной окраской. Барабаны для Арта – это ритм – в начале, в конце и между. Барабаны Блейки были тем двигателем, который толкал музыку вперёд. Единственным ограничением Блейки, и как исполнителя, и как руководителя музыкального коллектива, можно назвать тот факт, что его стиль, его манера почти не претерпели изменений на протяжении всей длительной карьеры. Да, он не обладал даром предвидения. Но Блейки лишь одно делал чрезвычайно хорошо, и делал это гениально, с душой и благородством до конца своей жизни.

Для записи классических бибоп сессий в тот период в студии обычно приглашали барабанщиков Макса Роуча (Max Roach) или Кенни Кларка (Kenny Clarke), но Блейки "посмеялся последним", став выдающимся лидером хардбопа. В отличие от причудливых гармонических сочетаний 'прохладной' школы джаза Западного Побережья, хардбоп объединил в себе инструментальную свободу бибопа с восходящими ритмами госпел. Идеально подходя для новых долгоиграющих пластинок, мелодии были удлинены в ритмичные эпопеи, которые демонстрировали контрастирующие соло. Давление хай-хэта Блейки стало легендарным так же, как и музыканты, которые прошли школу Посланников Джаза. Блейки никогда не уставал говорить своим сайдменам (среди которых были и женщины, как пианистка Джоанна Брекин (Joanne Brackeen), которая не стала одним из его открытий), чтобы они не боялись уйти и сформировать свои собственные оркестры: его группа стала колледжем "на дороге". Его настойчивость на полной музыкальности была дополнена пониманием того, что без риска джаз является мёртвым. Он был нетерпелив к робости и к стремлению к безопасности, его манера игры на барабанах поощряла смелость и рискованные сольные проходы. Он мог прижать локтём поверхность барабана, чтобы изменить его интонацию: такой приём, получивший название 'press rolls' стал его музыкальной торговой маркой.

В состав двух наиболее знаменитых составов группы входил саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter). Первый квинтет просуществовал с 1959 по 1961 и включал Блейки, Шортера, Джайми Мерритт (Jymie Merritt), Ли Моргана (Lee Morgan) и Бобби Тиммонса (Bobby Timmons). Второй состав (1961—1964) стал секстетом с приходом тромбониста Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller), а Моргана и Тиммонса заменили соответственно Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) и Седар Уолтон (Cedar Walton). Шортер был музыкальным директором группы и многие из его композиций как, например, "Lester Left Town", остались в репертуаре Блейки даже после ухода Шортера. Конечно же, и другие участники делали свой вклад в репертуар группы Блейки – Тиммонс написал "Dat Dere" и "Moanin'", Бенни Голсон (Benny Golson) сочинил "Along Came Betty", а автором "Are You Real" стал Бобби Уотсон (Bobby Watson).

Примечательной была запись для фирмы Impulse record в 1963 с МакКой Тайнером (McCoy Tyner), Сонни Ститтом (Sonny Stitt) и Артом Девисом (Art Davis). Склонность Шортера к экспериментаторству со временем подтолкнула группу к созданию того, что в 1960-х получило название "New Thing": влияние музыки Колтрейна, записанной на Impulse!, явно прослеживается на альбоме FREE FOR ALL (1964), часто называемом величайшей работой периода Шортера в составе Messengers (и, безусловно, одним из устрашающе мощных примеров хард бопа).

Выступления Jazz Messengers были не просто джем-сейшинами, а последовательностью лаконичных соло. Блейки поощрял всех участников писать музыку, которую затем могла исполнять группа, ни на ком конкретно не акцентируя внимания. Любимым сценическим выражением Блейки были слова: "В этой мелодии мы представляем… никого, в частности!" В интервью Down Beat он сказал: "У меня нет места для не звёзд. Группа Jazz Messengers – это звезда – все мы вместе. Лидер Арт Блейки, а звезда – вся группа. Мы делаем это вместе. Я не борюсь с солистом, не пытаюсь соревноваться с ним… Но помогая ему звучать лучше, я сам звучу ещё лучше".

Создав Jazz Messengers, Блейки продолжает записываться и с другими артистами, в числе которых Сонни Роллинс (Sonny Rollins), Милтон Джексон (Milt Jackson), Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley) и Хенк Моубли (Hank Mobley). То, что мощь Блейки не была продиктована простым желанием продемонстрировать свою музыкальную технику, подтверждается его странной симпатией к пониманию ритма Телониусом Монком (Thelonious Моnk): его вклад в творчество исторической группы Монка 1957, в состав которой вошли Колман Хокинс (Coleman Hawkins) и Джон Колтрейн (John Coltrane), был неоценимый. Лондонская запись трио, которую он сделал с Монком в 1971 (альбомы SOMETHING IN BLUE и THE MAN I LOVE) - возможно, его наиболее внушительные достижения как исполнителя.

Блейки был маяком творческого потенциала и двигателем акустического джаза на протяжении электрических 1970-х. С Блейки сотрудничали Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley), Гари Бартц (Gary Bartz), Джордж Адамс (George Adams), Джеймс Блад Алмер (James Blood Ulmer), Ренди Брекер (Randy Brecker), Стаффорд Джеймс (Stafford James) и другие.

Блейки записывает большое количество альбомов с непрестанно меняющимся составом. Он всегда придерживался политики поощрения молодых музыкантов. На записи диска A NIGHT AT BIRDLAND (1954) он обронил фразу: "Я хочу оставаться с молодыми. Когда что-то становится слишком старым, тогда я приглашаю молодых. Это помогает сохранить активность разума". Многие годы ансамбль Jazz Messengers служил плацдармом для молодых джазовых музыкантов. Среди "выпускников" этого коллектива Дональд Бёрд (Donald Byrd), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Ли Морган (Lee Morgan), Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Джеки МакЛин (Jackie McLean), Кит Джарретт (Keith Jarrett), Вуди Шоу (Woody Shaw), Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), Седар Уолтон (Cedar Walton), Бенни Голсон (Benny Golson), Билли Харпер (Billy Harper), Валерий Пономарёв (Valery Ponomarev), Билл Пирс (Bill Pierce), Бренфорд Марсалис (Branford Marsalis), Джеймс Уилльямс (James Williams), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Чак Манджиони (Chuck Mangione) и Джоанн Брекин (Joanne Brackeen). И это далеко не полный список.

В 1971 – 1972 для участия в мировом турне в составе Giants of Jazz Блейки временно покидает Посланников. Вместе с ним в турне отправляются Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Кай Уиндинг (Kai Winding), Сонни Ститт (Sonny Stitt), Телониус Монк (Thelonious Monk), Эл МакКиббон (Al McKibbon) и другие. В этот же период Блейки выступает как солист на Newport Jazz Festival в Нью-Йорке, эпохальным становится его участие в "битве на барабанах" с Максом Роучем (Max Roach), Бадди Ричем (Buddy Rich) и Элвином Джоунсом (Elvin Jones) в 1974.

Блейки столкнулся с негодованием некоторых темнокожих исполнителей по поводу того, что он брал в состав Посланников белых и азиатов. Яростный сторонник расового равноправия Блейки знал, что большая часть его аудитории всё же белая, и в свою очередь осуждал чёрные радиостанции за то, что они не транслировали джаз. Хотя Блейки объездил с гастролями практически весь мир, всё же предпочтение он отдавал Бразилии, Германии и Японии. На вопрос: "Почему?" корреспондента Los Angeles Times он ответил: "Там к тебе относятся как к человеку".

Блейки остаётся верен акустическому джазу, несмотря на тенденции в сторону электронно-синтезированного звучания 1970-х. "Джаз – это вид искусства, и ты должен выбирать, - заявил Блейки в интервью Boston Globe. – Управляющие звукозаписывающими компаниями, внимательно следящие за всеми новшествами, говорят мне: "Послушай, Блейки, обнови свою музыку, измени её, добавь в неё немного рока, ты же скоро останешься один". Я не собираюсь портить моё искусство ради этого. Это того не стоит. Заполучить весь мир и потерять душу? Это не хорошо". Пережив с некоторыми трудностями эру фьюжн 1970-х (записи этого периода менее богаты и примечательны попытками включить в состав такие инструменты как электрическое пианино), группа Блейки вновь обретает популярность в конце 1970-х – начале 1980-х с приходом в джаз неотрадиционалистов. На некоторое время музыкальным директором и трубачом Посланников становится Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) и после его ухода группа Блейки становится площадкой для целого поколения музыкантов, получившего название "Молодые Львы" ("Young Lion").

Блейки продолжает поддерживать напряжённый график выступлений в 1980-х. Он играет на специальных воссоединениях Посланников – наиболее примечательны выступления на Kool Festival в 1981, в Японии в 1983 и на концерте Blue Note в 1985. В 1981 одна ночь Newport Jazz Festival была полностью посвящена "Наследию Блейки" ("The Blakey Legacy"), и многие участники Посланников за прошедшие 25 лет присоединились к своему бывшему руководителю на сцене. Майлс Девис как-то заметил: "...если Арт Блейки старомодный, то я – белый". Это было сказано в 80-х, когда хардбоп был во всей своей мощи.

Его партнёрами по ансамблю после 1982 становятся Теренс Бланчард (Terence Blanchard) и Дональд Харрисон (Donald Harrison), а в 1987 он руководит септетом молодых музыкантов, в котором среди прочих играли тромбонист Дельфайо Марсалис (Delfayo Marsalis) и пианист Бенни Грин (Benny Green). Бывшие участники Посланников Джаза Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) и Теренс Бланчард (Terence Blanchard) становятся апостолами возвращения к ценностям традиционного джаза. В Англии, переданное в 1986 по телевидению состязание с молодыми представителями чёрного британского джаза Кортни Пайном (Courtney Pine) и Стиви Уилльямсоном (Steve Williamson) - показало, как увлечённость Блейки передалась следующим поколениям. Когда он играл, то неизменно держал свои глаза и рот широко открытым в сочетании удовольствия и высокой концентрации: и его техника игры на барабанах до сих пор заставляет открываться рты, но уже от изумления. Блейки непрерывно находил новых музыкантов и преподавал им свою особенную школу высокой температуры и точности буквально вплоть до того момента, когда был госпитализирован. Вернувшись из очередной гастрольной поездки из Японии, Арт почувствовал сильное недомогание. Он думал, что подхватил воспаление лёгких, но врачи поставили другой диагноз – рак лёгких. Пять дней спустя после своего 71-го дня рождения 16 октября 1990 он умирает в нью-йоркском госпитале St. Vincent's.

Блейки прошёл школу свинга, но в дальнейшем придерживался ориентации на бибоп и хард-боп (до последнего времени). Внёс свой вклад в развитие кул-джаза (в составе комбо Майлса Девиса). Вслед за Xоресом Сильвером и не без его влияния стал активным сторонником соул-фанк стиля. Постоянно стремился к расширению границ стилевой сферы хард-бопа, к обновлению и совершенствованию своей исполнительской манеры. Достиг высокого уровня виртуозного мастерства, максимальной свободы выражения в импровизации. Одним из первых вывел ударные инструменты за рамки фоновой "аккомпанирующей" функции и регулярной метрической пульсации, вступая в органичное взаимодействие с мелодическими инструментами ансамбля. Яркий представитель традиций хот-джаза, склонный к проявлениям экстремального динамизма, мощным нагнетаниям ритмического напряжения, неожиданным "вспышкам", "взрывам" энергии. Широко использовал сложные поли ритмические наложения, разнообразные формы перекрёстной ритмики, временные смещения, сжатия, расширения тех или иных ритмических формул, стомпинг-эффекты. Продемонстрировал в соло и брейках способность ударных инструментов выступать не только в ритмической, но и в мелодической функции, самостоятельно осуществлять разработку тематического материала. Интересны эксперименты Блейки с африканскими и кубинскими ударными инструментами и ритмами, которые он начал ещё в 1950-е (афро-джаз, афро-кубинский джаз, латин-джаз). Выступал в дуэте с кубинцем Сабу Мартинесом (перкуссия), с африканскими барабанщиками (например, ORGY IN RHYTHM 1967). Эти опыты были продолжены в 70-е годы Максом Роучем с его ударным ансамблем M'BOOM RE, где число исполнителей на ударных инструментах также могло доходить до девяти человек.

Блейки — один из виднейших деятелей современного джаза, выдающийся музыкант и тонкий стилист. Уже в ранних записях с оркестром Экстайна и, особенно, в исторических сессиях с Монком в 1947 его игра исполнена мощи и новизны, глубокое звучание тарелок перемежается часто повторяемыми, яркими, чётко расставленными акцентами на малом и большом барабанах — триолями и перекрёстными ритмами. Хотя Блэйки обескураживало сравнение его музыки с барабанным боем жителей Африки, он перенял некоторые из приёмов исполнения во время своей поездки в Африку в 1948-1949, в том числе выстукивание по боку барабана и использование локтя для изменения высоты звучания там-тама. Позднее он организовывал сессии с участием исполнителей на разнообразных ударных, включая африканских музыкантов и их инструменты. Его, нашедшая множество последователей, фирменная манера сильно закрывать hi-hat каждую вторую и четвертую доли такта стала важной чертой его стиля, начиная с 1950-1951 годов. Полнозвучный и доминирующий в ансамбле барабанщик, Блейки внимателен и отзывчив по отношению к солистам. Его вклад в джаз в качестве открывателя и воспитателя юных талантов в течение трёх десятилетий, не менее значителен, чем его весьма существенное новаторство как исполнителя на своём инструменте.

Награды:

  • Down Beat New Star Award, 1953
  • Jazz Mobile Development and Preservation of Jazz (1970)
  • Newport Jazz Festival Hall of Fame (1976)
  • Downbeat Jazz Hall of Fame Reader's Choise Award (1981)
  • Smithsonian Performing Arts Certificate of Appreciation (1982)
  • Lee Morgan Memorial Award (1982)
  • Jazz Hall of Fame Induction (1982)
  • Grammy Award Best Jazz Instrumental Performance, Group (1984) за альбом NEW YORK SCENE
  • Jazznote Award (1986)
  • Doctorate of Music (1987; Berklee College of Music)
  • Northsea Festival Charlie Parker Award, 1989
  • Martin Luther King Humanitarian Award (1991)
  • Grammy Hall of Fame Induction за альбом MOANIN' (2001)
  • Pittsburgh Jazz Festival Award
  • Grammy Lifetime Achievement Award (2005; награждён посмертно)
Автор публикации:
Панченко Юлик
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-12 из 117
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:55
3062