Поиск

Erroll Garner / Эрролл Гарнер

Erroll Garner / Эрролл Гарнер
Also known as:
Erroll Louis Garner
Date of birth (creation):
15 июня 1921
Place of birth (creation):
Pittsburgh, Pennsylvania, USA
Date of death (dissolution):
2 января 1977
Place of death (decay):
Los Angeles, California, USA
Instruments:
Styles:

Bio:

Джазовый новатор, пианист и композитор Эрролл Гарнер был особенно отличительным пианистом, который записывался с Чарли Паркер (Charlie Parker) и был одним из наиболее часто появляющихся на телевидении джазовых музыкантов в 50-х и 60-х.

Хотя Гарнер никогда не изучал музыкальную грамоту и играть научился самостоятельно, как и сочинять, его уникальная виртуозная техника привлекла многих имитаторов и горячих поклонников. Его техника основывалась на четырёхбитовом фиксированном ритме устойчивых аккордов левой руки с использованием широкого звукоизвлечения, подобного свинговой ритм-гитаре и он часто делал ритмические перебивки в стиле свинговых ударников. Сильные и пружинистые ритмы левой руки дополнялись красивыми мелодическими линиями правой, что и составляло "торговую марку" музыки Гарнера.

Он известен прежде всего, как автор композиции "Misty", ставшей джазовым стандартом, прозвучавшим в кинофильме Play Misty for Me в 1971, и его влияние как джазового новатора конкурирует с его наследием успешного композитора. Пол Конли (Paul Conley), который написал и продюсировал шоу о Гарнере для National Public Radio (NPR), описал Гарнера как "одного из наиболее оригинальных, обладающих интуицией и захватывающих пианистов, появившихся в эру современного джаза".

Ральф Джей Глисон (Ralph J. Gleason) писал в журнале Down Beat в 1995:

"Сегодня трудно выбрать 10 джазовых пианистов, в работах которых не прослеживалось бы влияние Гарнера".

Он и его брат близнец Эрнест (Ernest) были младшими из 6 детей. Эрролл рос в музыкальном окружении и начал осваивать клавиши с 3 лет. Его мама была родом из Stauton, Virginia и окончила Avery College в Pittsburgh. У неё был прекрасный контральто голос, и она вместе с мужем пела в церковном хоре. Отец мечтал о карьере вокалиста, но астма, которой он начал страдать в детстве, не дала ему возможности осуществить мечту. По вечерам семья слушала пластинки на проигрывателе Victrola, а утром Эрролл ставил стул к пианино и играл то, что слушал вечером. Преподаватель мисс Меджи Боуман (Miss Madge Bowman) учила музыке детей в семье Гарнеров и Эрролл начал брать уроки у неё в 6 лет. Но вскоре она заметила, что мальчик домашние задания играет на слух, а не по нотам. Друг детства Гарнера басист Вайятт Рутер (Wyatt Ruther) брал уроки игры на фортепиано у сестры Гарнера, и позднее Рутер вспоминал, как легко Гарнер схватывал музыку в молодые годы

Музыкальные произведения он запоминал на слух и за всю жизнь так и не научился нотной грамоте. С 7 лет он выступал на радиостанции KDKA в составе группы Kan-D-Kids (или Candy Kids) в Pittsburgh. Он учился в George Westinghouse High School, в которой также учились Билли Стрейнхорн (Billy Strayhorn) и Ахмад Джамаль (Ahmad Jamal). Руководитель школьного оркестра обратил внимание на яркий талант Эрролла и посоветовал ему не брать уроков музыки, чтобы не разрушить природный дар. В 11 лет Гарнер играет на пароходах на реке Allegheny. Его школьный учитель рано распознал врождённые таланты Гарнера и посоветовал ему не брать уроков музыки, чтобы сохранить уникальность его дара. В итоге, Гарнер бросил школу и начал играть в оркестре Лерой Браун (Leroy Brown).

В 16 лет он начинает профессионально выступать в своём родном городе. Среди коллективов, в которых он играл в этот период, был оркестр под управлением Фейта Мерабла (Fate Marable). Он научился играть в стиле "novelty rag". Этот стиль характеризовался тем, что левая рука аккордами поддерживала устойчивый ритмический рисунок, в то время как правая исполняла мелодические интерпретации. В этот ранний период своего творчества Эрролл находился под влиянием своего старшего брата, тоже хорошего пианиста и композитора, Линтон Гарнер (Linton Garner). Кроме того, на молодого Гарнера оказал влияние такой мастер стиля "novelty rag" как Зез Конфи (Zez Confrey), записи которого он слушал на пластинках на 78 оборотов. Также на Гарнера повлияли и его земляк из Питсбурга Ёрл Хайнс (Earl Hines), и гитарист оркестра Каунт Бейс (Count Basie) Фредди Грин (Freddie Green), и Фетс Уоллер (Fats Waller), а кроме того он, конечно же, слушал записи классической музыки.

В 1939 Гарнер отправляется в Нью-Йорк, где в одном из ночных клубов находит работу аккомпаниатора вокалистки Энн Льюис (Ann Lewis). В 1944 Гарнер перебирается в Нью-Йорк и начинает выступать в ночных заведениях, включая Melody Bar на Бродвее, также в Rendezvous и Jimmy’s Chicken Shack. К этому времени его экстраординарный стиль полностью обретает свою уникальную форму. Он становится популярным и успешным исполнителем в различных около джазовых заведениях, но также с удовольствием играет в таких более ориентированных на джаз клубах 52-ой улицы, как Three Deuces и Tondelayo's, где знакомится с пианистами Билли Тейлор (Billy Taylor), Джордж Ширинг (George Shearing), и басистом Джоном Леви (John Levy). Иногда заменяет Арта Тейтума (Art Tatum) в трио с басистом Слемом Стюартом (Slam Stewart) и гитаристом Тини Граймсом (Tiny Grimes). Когда в 1945 лидером трио становится Слем Стюарт (Slam Stewart), Гарнер остаётся в его составе, правда, играет в трио недолго, и вскоре возглавляет собственное трио.

Первую запись Гарнер делает в 1944 в квартире Тимми Розенкрантца (Timme Rosenkrantz). Записи впоследствии были выпущены серией из 5 дисков под названием OVERTURE TO DAWN на Blue Note Records. В 1946 Гарнер отправляется в Лос-Анджелес, где присоединяется к Чарли Паркеру (Charlie Parker) (хоть он и не входил в когорту бибоп музыкантов, пианист уже был очевидным гигантом джаза) для записи знаменитого диска COOL BLUES, выпущенного в 1947. Его не поддающийся классификации стиль имел оркестровый подход проистекающий из эры свинга, но был также открыт для инноваций бопа. Обладая невысоким ростом, Гарнер постепенно завоёвывает крепкую репутацию на Манхеттене. Его сольная карьера в звукозаписи продолжилась в 1946, когда на 7 дюймовых синглах были выпущены такие композиции, как ‘Laura’ (было продано полмиллиона копий), 'Fine and Dandy' и 'Sweet 'n' lovely'.

Он принимает участие в телевизионной передаче Tonight Show, которое вёл Стив Аллен (Steve Allen), который помогает привлечь внимание медиа и достичь ещё большего успеха. В 1947 выходит его альбом COCKTAIL TIME. В 1949 был выпущен диск THE ELF. С начала 50-ых доступный стиль Гарнера становится очень популярным. В 1950 проходит серия концертов в цитадели классической музыки Cleveland Music Hall. В этом же году он выступает в нью-йоркском Town Hall. Некоторые историки джаза рассматривают Гарнера как музыканта, которому удалось создать для джазовых музыкантов мостик между ночными клубами и концертными залами. Гарнер становится первым и единственным джазовым музыкантом, работавшим под покровительством классического импресарио Sol Hurok. Постепенно концертные выступления и студийные записи вытесняют из рабочего графика Гарнера выступления в ночных заведениях. Выходят диски LONG AGO AND FAR AWAY (1951), BODY AND SOUL (1952), TOO MARVELOUS FOR WORDS (1954).

Однако статус звезды ему приносит собственная песня "Misty". В 1954 он также выпускает альбом MISTY, позднее вышел MAMBO MOVES GARNER. Эта песня повторила свой успех в исполнении Сара Воун (Sarah Vaughn) и Джонни Матис (Johnny Mathis). В 1955 выходит AFTERNOON OF AN ELF. Интересно, но руководство профсоюза музыкантов Питтсбурга отказало Гарнеру в регистрации из-за незнания нотной грамоты. Позднее в 1956 они сделали Гарнера своим почётным членом. В 1956 состоялась первая запись живого выступления Гарнера с программой CONCERT BY THE SEA. С этой записью он добивается крупного коммерческого успеха. В тот период диск становится одной из наиболее продаваемых джазовых записей фирмы Columbia. Он был записан с басистом Эдди Калхоуном (Eddie Calhoun) и барабанщиком Дензилом Бестом (Denzil Best). Запись была сделана в Sunset Center, бывшей церкви городка Carmel-by-the-Sea в Калифорнии, в которой обосновались ветераны корейской войны из находящейся неподалёку военной базы.

И хотя было использовано относительно примитивное звукозаписывающее оборудование, продюсер Джордж Авакян (George Avakian), прослушав запись, недолго сомневался по поводу необходимости её выпуска в тираж. Исполнительская изобретательность Эрролла и его свинг стали украшением каждого записанного номера. В этом же году выходит диск FEELING IS BELIEVING. К числу не менее замечательных работ можно отнести и диск PARIS IMPRESSIONS (1958).

В 60-е и 70-е регулярно совершает гастрольные поездки, выпускает новый материал. В свой репертуар добавляет латиноамериканские ритмы, его записи с успехом продаются по всему миру. Посещает Европу и Британию, где выступает на телевидении, а в 1962 его альбом попадает в британские чарты. В 1964 он дважды, что бывало не так часто, принимает участие в серии телевизионных передач на ВВС под названием Jazz 625 (число 625 относилось к новому высококачественному стандарту в 625 линий, который сменил предыдущие 405 линий). Передачи транслировались по новому каналу ВВС 2. Программу вёл Стив Рейс (Steve Race), который и представил трио Гарнера в составе с басистом Эдди Калхоун (Eddie Calhoun) и ударником Келли Мартином (Kelly Martin). По струйкам пота, стекающим по лицу Гарнера, можно представить себе, как тяжело он работал за клавишами.

С возрастом всё больше внимания уделяет сочинению музыки для кино, бродвейских шоу, балетов. В 1963 принимает участие в создании музыки к фильму A New Kind Of Love. В 1967 выходит диск THAT’S MY KICK. В этот период он регулярно гастролирует по Штатам, выступает в престижных клубах и дорогих отелях, появляется на фестивалях, на радио и телевидении. Хотя Гарнер был самоучкой, он стал автором около 200 мелодий, в числе которых “Dreamy” и “Solitaire”, а "Misty" стала стандартом, когда Джонни Бёрки (Johnny Burke) написал к ней слова. Она быстро завоевала популярность среди вокалистов, но не пользовалась успехом у инструменталистов. Conley писал (в 1999), что "Misty до сих пор одна из наиболее узнаваемых и часто заказываемых джазовых мелодий". В целом между 1955 и 1975 эта песня 5 раз становилась хитом в исполнении разных артистов. В 1971 Гарнер перезаписал "Misty" для режиссёрского дебюта знаменитого актёра Клинта Иствуда (Clint Eastwood) с фильмом Play Misty For Me.

\В 1972 выходит GEMINI. Альбом MAGICIAN (1974) представил исполнение классических баллад в отличительном стиле Гарнера. Часто трио расширялось добавлением латиноамериканских перкуссионных, обычно конга, что особым образом электризовало звучание. В этом же году был выпущен двойной альбом PLAY IT AGAIN ERROLL. Он был в состоянии прийти в студию и без всякой подготовки сесть за рояль, и записать два альбома за один день. Он был чрезвычайно плодовитым исполнителем, и нет сомнений, что есть ещё масса неизданного материала с его записями. О его успешности говорит тот факт, что он зарабатывал четверть миллиона долларов в год.

В 1975 у Гарнера был диагностирован рак лёгких. Он прекращает гастролировать. До конца своей карьеры за редкими исключениями, Гарнер работает в качестве лидера трио или как солист. Один из наиболее отличительных пианистов, Гарнер доказал, что возможно быть изысканным исполнителем, не умея читать с листа; что креативный джазовый музыкант может быть популярным, не смешивая свой стиль игры с другими; и что возможно оставаться восторженным исполнителем, не меняя собственной исполнительской манеры.

Блестящий виртуоз, звучавший как никто другой, Гарнер при исполнении своих аккордов и октав устанавливал левой рукой синкопированный ритм, при котором было крайне сложно свинговать, но который создавал великолепную напряжённость между фразами, в то время как правая играла аккорды, слегка отставая от основного ритма, создавая при этом запоминающийся эффект. Можно отметить, что подобный подход применял ритм гитарист Фредди Грин (Freddie Green), долгое время игравший в оркестре Каунт Бейси (Count Basie). Но вдумчивый слушатель, конечно же, отметит, что не только этот ритмический подход отличает Гарнера от других исполнителей. Его способность делать ошеломляющие пробежки без единого косого взгляда на клавиатуру; его похрюкивание и выражение чистейшего счастья на лице во время исполнения – были частью волшебства Гарнера. Гарнер обладал способностью сесть за пианино без какого-либо предварительного плана и записать три альбома за один день (притом, с первой пробы).

В течение карьеры он сделал множество записей для таких компаний как Savoy, Mercury, RCA, Dial, Columbia, Verve, Blue Note, London, EmArcy, ABC-Paramount, MGM, Reprise и собственного лейбла Octave. Довольно часто Гарнера идентифицируют как страйд пианиста. В то же время его правая рука уверенно демонстрирует признаки современных элементов Коула (Cole) и Уилсона (Wilson). Иногда в исполнительской манере Гарнера эхом слышится присутствие звучания Ёрла Хайнса (Earl Hines), как и некоторые отзвуки влияния других великих музыкантов, но в большей части его обширного наследия Гарнер уникально самостоятелен. Стилистически у него не было предшественников, как и не нашлось достойных последователей, хотя в истории джаза очень многие пытались имитировать его стиль. Ключевым фактором его звучания была ритмическая независимость упругой, в то же время твёрдой левой руки от непредсказуемой мелодичности правой.

Часто он начинал свои выступления с удивительной смеси нот, не принадлежащей ни к одной композиции, что заставляло сайдменов просто молча стоять и слушать, а аудиторию находится в волнующем неведении - что же будет исполняться? Исполняя музыку чрезвычайно высокого стандарта, он развил свою отличительную исполнительскую манеру, которая в свою очередь повлияла на других пианистов. В частности, это относится к удлинённому блок-аккордному ритму левой руки, который, по-видимому, являлся отображением спонтанных идей, исполняемых правой рукой аккордами или одиночными нотами, а также к игривым вступлениям, которые появлялись как независимые миниатюрные композиции только для того, чтобы перейти внезапно, с полнейшей неожиданностью и завершённой логичностью в совершенно отличную от всего композицию. Роскошно романтичный в балладах, дерзкий и смелый в свингующих номерах с высоким темпом, диапазон Гарнера был чрезвычайно широк.

За свои небольшие габариты Гарнер получил прозвище Эльф ("The Elf"). Успех и популярность Гарнера завоёваны им исключительно исполнительским мастерством, без добавления комического и забавного вокала, как у Армстронга, или заискивающе льстивых анонсирований своих номеров, как делал Фетс Уоллер (Fats Waller). Он просто находил путь к сердцам слушателей и никогда не терял его. Стилистически Гарнера можно отнести к категории, в которой он будет единственным. Он появился из ниоткуда и после его смерти 2 января 1977 не появилось никаких признаков появления других пианистов, способных последовать его независимому пути в джазе. Он похоронен в Питсбурге на Homewood Cemetery.

Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
11:30
5082