Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Ron Carter / Рон Картер

Американский джазовый басист и виолончелист, один из наиболее известных джазовых аккомпаниаторов, обладатель виртуозной техники.

Является, наряду с Милтом Хинтоном (Milt Hinton), Лероем Винегаром (Leroy Vinegar) и Рэйем Брауном (Ray Brown), самым записываемым басистом, играющим джаз. Он участвовал в записи 2221 альбомов, что было зафиксировано в книге рекордов Гиннеса 15 сентября 2015.

Изучать игру на виолончели начал с десяти лет и надеялся сделать карьеру классического музыканта. После переезда его семьи в Детройт Картер столкнулся с расовыми предрассудками относительно академических музыкантов, которые в основном были белыми, и взял в руки контрабас. В Детройте он поступил в Cass Technical High School, затем продолжил музыкальное образование в Eastman School of Music в Рочестере, где играл в Philharmonic Orchestra, и в 1959 защитил степень бакалавра. Со временем, став знатоком нескольких инструментов: скрипка, кларнет и тромбон, своим основным инструментом он делает контрабас. Выступать на джазовой сцене он начал, когда ему только исполнилось 20.

Затем он перебирается в Нью-Йорк, где параллельно с учёбой в Manhattan School of Music (защитил степень магистра в 1961), играет в квинтете Чико Хемильтона (Chico Hamilton) вместе с Эриком Долфи (Eric Dolphy). В 1960 Хемильтон возвращается на Западное побережье, а Картер продолжает выступать с коллегами по группе – Эриком Долфи (Eric Dolphy) и Доном Эллисом (Don Ellis), с которыми и делает свои первые записи. Затем он работает с Ренди Уэстоном (Randy Weston) Телониусом Монком (Thelonious Monk), позднее играет и записывается с Джаки Байярдом (Jaki Byard). Свой первый альбом в качестве лидера под названием WHERE? Картер делает в компании Долфи, Чарли Персипа (Charlie Persip), Мэла Уолдрона (Mal Waldron) и Джорджа Дювивье (George Duvivier). Долфи принимает участие в создании другой работы Картера под названием OUT THERE, где также участвовал другой басист — Джордж Дювивье (George Duvivier), а Картер в некоторых композициях сыграл на виолончели. В целом альбом, содержавший новаторские гармонические линии, стал ещё одним шагом на пути формирования эстетики Третьего течения (Third Stream).

Картер быстро влился в джазовую среду. В начале 1960-х он гастролирует и записывается в составе трио Бобби Тиммонса (Bobby Timmons), играет с Кеннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley). В 1963 на короткое время присоединяется к группе Арта Фармера (Art Farmer). Громкая известность приходит к Картеру в 1963, когда он входит в состав квинтета Майлса Девиса (Miles Davis), где его партнёрами по группе становятся Херби Хенкок (Herbie Hancock), Уэйн Шортер (Wayne Shorter) и Тони Уилльямс (Tony Williams). Картер участвует в создании альбома SEVEN STEPS TO HEAVEN и последовавшего за ним E.S.P., на котором и был представлен полный состав квинтета. В программу последнего диска вошли три композиции Картера и это был единственный случай, когда композиции Картера вошли на диск группы Девиса. Он остаётся с Девисом до 1968, когда место контрабасиста занимает Дейв Холланд (Dave Holland), хотя в дальнейшем Картер принимает участие в некоторых студийных сессиях с Девисом в 1969 и 1970.

В этот период раннего джаз-рок фьюжн Картер иногда использует электрический бас, но в дальнейшем играет только на акустическом контрабасе. Одновременно с работой в группе Девиса, Картер был в постоянном спросе как студийный музыкант, записав многие сотни альбомов. Он принимает участие в создании некоторых альбомов своих коллег по квинтету Девиса - Херби Хенкока (Herbie Hancock), Уэйна Шортера (Wayne Shorter) и Тони Уилльямса (Tony Williams). В 1960-х как сайдмен фирмы Blue Note он участвует в записях с Сэмом Риверсом (Sam Rivers), Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard), Дюком Пирсоном (Duke Pearson), Ли Морганом (Lee Morgan), МакКой Тайнером (McCoy Tyner), Эндрю Хиллом (Andrew Hill), Хоресом Сильвером (Horace Silver).

Покинув состав Девиса, Картер на несколько лет становится ведущим контрабасистом фирмы CTI Records. Он записывает альбомы и под собственным именем, и участвует в записях со множеством артистов лейбла, включая Джо Хендерсона (Joe Henderson), Хьюстона Персона (Houston Person), Хенка Джонса (Hank Jones), Габора Жабо (Gabor Szabo), Джорджа Бенсона (George Benson) и Стенли Таррентайна (Stanley Turrentine). Он также выходил на сцену во время концертов New York Jazz Sextet/Quartet, Сонни Роллинса (Sonny Rollins), V.S.O.P. (группа, в которой играли Хенкок, Уилльямс, Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) и Уэйн Шортер (Wayne Shorter)), и Milestone All Stars.

В 1977 Картер создаёт необычный квартет в составе двух контрабасов, фортепиано и барабанов. Его партнёрами стали басист Бастер Уилльямс (Buster Williams), пианист Кенни Баррон (Kenny Barron) и барабанщик Бен Райли (Ben Riley). В этот период Картер в качестве основного инструмента использует пиколо бас. В 1980-х он продолжил своё неустанное движение по концертным площадкам, фестивалям и студиям звукозаписи всегда в компании ведущих артистов, среди которых Хаббард, Сидар Уолтон (Cedar Walton), Джим Холл (Jim Hall) и Джордж Дюк (George Duke). Для турне по Штатам с Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis) он снова объединяется с Хенкоком и Уилльямсом. В 1985 Картер делает пицикато транскрипцию виолончельных сюит Баха для баса. Картер создаёт и руководит необычным коллективом — Нью Йоркским Хором Контрабасов. Он автор шести технических учебников для студентов-басистов. Безупречная техника и мощный пульсирующий свинг его игры были способны улучшить любую ритм-секцию.

Как аккомпаниатор вокалистов он находится вне всяких похвал, регулярно работает с Линой Хорн (Lena Horne), записывается с Аритой Френклин (Aretha Franklin) и другими вокалистами. Его сольный аккомпанемент к песне Хелен Меррилл (Helen Merrill) "My Funny Valentine", записанный в 1968, стал классическим примером для всех начинающих басистов, а соло в его композиции "The Third Plane" просто безупречно. Его называют одним из лучших линеарных контрабасистов современности. Имеется в виду гармоническая линия баса. Его исполнительскую манеру сравнивают с игрой знаменитых коллег — Рэя Брауна (RayBrown) и Нильса Эйч Оу Педерсона (N.H.O. Pedersen). Своими корнями она уходит в традиционные первоисточники негритянской музыки.

"Блюз. Он всегда был в основе всего, что я делаю", — сказал как-то музыкант. Обращение Картера к блюзу не случайно. Музыкант не исполняет его в обычной манере. У него нетрадиционное видение традиционной музыки. Концепция его творчества необычайно проста. "Я стремлюсь исполнять музыку различных направлений. Сегодня тяжело сказать в музыке что-нибудь новое. Особенно тогда, когда желаешь, чтобы это "новое" стало хорошим. Я не могу существовать только в границах джаза. Моё восприятие мира охватывает значительно широкий музыкальный круг. И одна из причин этого — творчество Иоганна Себастьяна Баха, моего любимого композитора".

23 августа 1992 в Лос Анжелесе в зале Hollywood Bowl состоялся концерт, посвящённый памяти легендарного трубача Майлся Девиса (Miles Davis). После смерти Девиса пианист Херби Хенкок (Herbie Hancock) собрал его знаменитый квартет. Место Майлса занял трубач Уоллес Рони (Wallace Roney). Остальными участниками стали барабанщик Тони Уилльямс (Tony Williams), тенор саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter). В 1993 он становится обладателем премии Grammy в номинации Best Jazz Instrumental Group, а в 1998 получает ещё одну Grammy за "инструментальную композицию к фильму" Round Midnight. Он появляется на альбоме THE LOW END THEORY альтернативной хип хоп группы A Tribe Called Quest в композиции "Verses from the Abstract". Выступает как участник комбо Classical Jazz Quartet.

В 1994 имя Картера появляется на сборнике организации Красный Крест (Red Hot Organization) под названием STOLEN MOMENTS: RED HOT + COOL. Сборы от продаж альбома были направлены на борьбу с эпидемией СПИДа в среде афро-американского сообщества. Журнал TIME назвал этот сборник альбомом года. В 1996 Картер появился в фильме Роберта Альтмана (Robert Altman) "Kansas City". Во время титров можно услышать прекрасный дуэт Картера с коллегой-басистом Кристианом Макбрайдом (Christian McBride) при исполнении композиции "Solitude". В 2001 Картер сотрудничает с Black Star и Джоном Петтоном (John Patton) в записи "Money Jungle" для сборного альбома RED HOT + INDIGO, посвящённого Дюку Эллингтону (Duke Ellington).

Картер - заслуженный почётный профессор музыкального факультета City College of New York, преподававший там в течение 20 лет, и получил почётную докторскую степень в Berklee College of Music весной 2005. В 2008 он присоединился к факультету Juilliard School в Нью-Йорке, преподавая бас в программе Jazz Studies в этом учебном заведении. В 2008 увидела свет авторизованная биография Картера "Ron Carter: Finding the Right Notes", написанная Деном Оуллетте (Dan Ouellette) и опубликованная издательством ArtistShare. В 2013 Картер был одним из четырёх судей во время проведения ежегодного Эллингтоновского конкурса и фестиваля в Jazz at Lincoln Center, который проводился в 18-й раз.

В 2011 Картер осуществил первую попытку исполнить музыку в составе биг бенда на диске Ron Carter'S GREAT BIG BAND, на котором представлены аранжировки дирижёра Роберта Эм Фридмена (Robert M. Freedman) и множество замечательных музыкантов, включая имена пианиста Малгру Миллера (Mulgrew Miller) и ударника Льюиса Нэша (Lewis Nash). При участии ударника Джерри Гиббса (Gerry Gibbs) Картер записывает два альбома THRASHER DREAM TRIO (2013) и WE'RE BACK (2014). В 2014 при поддержке WDR Big Band Картер делает запись альбома MY PERSONAL SONGBOOK. В 2016 басист снова объединяет свои усилия с саксофонистом Хьюстоном Персоном (Houston Person) для работы над диском CHEMISTRY.

13:07