Tony Williams / Тони Уилльямс
Also known as:
Anthony Tillmon Williams, Samuel Anthony Williams
Date of birth (creation):
12 декабря 1945
Place of birth (creation):
Chicago, Illinois, USA
Date of death (dissolution):
23 февраля 1997
Place of death (decay):
Daly City, Clifornia, USA
Influences:
Followers:
Similar performers:
Bio:
Американский джазовый барабанщик. Входит в число самых влиятельных и важных музыкантов 1960-х. Широкую известность получил благодаря работе с Майлсом Девисом (Miles Davis) и стал одним из пионеров стиля фьюжн. В 1986 был введён в Зал славы современных ударников (Modern Drummer Hall of Fame).
Хотя Уилльямс родился в Чикаго, детство его прошло в Boston, Massachusetts. В жилах Тони течёт африканская, португальская и китайская кровь. Его отец был саксофонистом любителем и часто брал сына с собой в джазовые клубы. Мама Тони дружила с Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), которая была в то время замужем за Максом Роачем (Max Roach), и молодой Уилльямс часто посещал дом Роача.
Уилльямс изучал игру на ударных под руководством Алана Доусона (Alan Dawson) и уже в 13 лет начал выступать в местных клубах с саксофонистом Сэмом Риверсом (Sam Rivers). Позднее он изучал оркестровку, гармонию и композицию в Julliard School of Music, а затем учился в University of California в Berkeley. В 15 лет он профессионально играет в Бостоне и его округе, заслужив в таком раннем возрасте уважение ведущих музыкантов. В 16 его приглашает в свой состав саксофонист Джеки МакЛин (Jackie McLean), а в 1963 присоединяется к Майлсу Девису (Miles Davis). В группе Девиса коллегами Уилльямса по ритм секции становятся Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и Рон Картер (Ron Carter), и вместе они создают заслуживающую уважение команду, которая до сих пор почитаема любителями джаза и часто называется лучшим составом Девиса.
Уилльямс становится активным участником авангардной сцены начала–середины 1960-х. В 1964 он принимает участие в создании альбомов Джеки МакЛина (Jackie McLean) ONE STEP BEYOND; Грехана Монкура (Grachan Moncur III) EVOLUTION и SOME OTHER STUFF, Сэма Риверса (Sam Rivers) FUCHSIA SWING SONG, Эндрю Хилла (Andrew Hill) POINT OF DEPARTURE и Эрика Долфи (Eric Dolphy) OUT TO LUNCH. В этом же 1964 он записывает свой первый альбом в качестве лидера LIFE TIME, который, естественно, был создан в авангардном ключе.
В этот период и с Девисом, и под своим именем как в качестве лидера, так и как сайдмен, Уильямс своими записями на фирме Blue Note начинает постепенно менять игру на барабанах в современном джазе, ещё глубже проработав концепции таких своих предшественников, как Элвин Джоунс (Elvin Jones). Особенно Уилльямс развил манеру, при которой ударник играет абсолютно свободно, удерживая при этом различимый ритм. С Уилльямсом в составе фри-джазовые импровизаторы могли освободиться от времени и в то же время не полностью отказаться от основного ритмического импульса.
В 1969 Уилльямс покидает Девиса и совместно с гитаристом Джоном МакЛафлином (John McLaughlin) и органистом Ларри Янгом (Larry Young) формирует джаз-роковое трио. Коллектив, получивший название Lifetime, устанавливает новые стандарты, которым стремятся соответствовать все последующие фьюжн группы. Исполняя смесь рок музыки, R&B и джаза, они записывают на Polydor Records свой первый диск EMERGENCY!. Их вторая работа TURN IT OVER, ещё более прогрессивная и громкая, была записана с привлечением басиста и вокалиста Джека Брюса (Jack Bruce) и выпущена на этой же фирме. После ухода МакЛафлина и Брюса, Уилльямс записывает ещё несколько альбомов под маркой Lifetime и распускает группу.
В 1975 Уилльямс собирает новый коллектив, который называет "The New Tony Williams Lifetime". В его состав вошли басист Тони Ньютон (Tony Newton), пианист Алан Паскуа (Alan Pasqua) и английский гитарист Аллан Холдсуорт (Allan Holdsworth). Группа записывает два альбома для Columbia Records: BELIEVE IT и MILLION DOLLAR LEGS.
В середине 1976 Уилльмс объединяется со своими коллегами по группе Майлса Девиса (Miles Davis): клавишником Херби Хенкоком (Herbie Hancock), басистом Роном Картером (Ron Carter) и саксофонистом Уэйном Шортером (Wayne Shorter). Место Девиса занял Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Их запись позднее была выпущена под названием V.S.O.P. Они отправились в гастрольную поездку и записали несколько концертных альбомов, используя название V.S.O.P. или V.S.O.P.: The Quintet.
В 1979 Уилльмс, МакЛафлин и басист Жако Пасториус (Jaco Pastorius) объединились для одного выступления во время джазового фестиваля в Гаване (Havana Jazz Festival). Их трио получило известность как Trio of Doom, и запись их выступления была издана в 2007. Уилльямс и Пасториус встретились снова во время работы над композицией "Good Question"из альбома Херби Хенкока (Herbie Hancock) SUNLIGHT (1978).
В составе группы Fuse One Уилльямс выпускает два альбома в 1980 и 1982. В 1985 он записывает диск для Blue Note Records под названием FOREIGN INTRIGUE, который представил игру пианиста Малгру Миллера (Mulgrew Miller) и трубача Уоллеса Рони (Wallace Roney). Позднее в этом же году он собирает квинтет с Миллером, Рони, саксофонистом Биллом Пирсом (Bill Pierce) и басистом Чарнеттом Моффеттом (Charnett Moffett), которого позже сменил Айра Колмен (Ira Coleman). Группа гастролировала и делала записи до конца 1980-х и в начале 1990-х, используя в своём репертуаре в основном (за редким исключением) композиции Уилльямса. Иногда ритм секция коллектива записывалась как трио.
Кроме того, в 1986 Уилльямс сыграл в составе группы Public Image Limited, которую возглавлял вокалист группы Sex Pistols Джон Лидон (John Lydon). Он сыграл на песнях "FFF", "Rise" (умеренный хит) и "Home". Бас гитарист Билл Ласвелл (Bill Laswell) вместе с Лидоном стал автором трёх композиций. Вторым барабанщиком проекта стал Джинджер Бейкер (Ginger Baker). В 1995 V.S.O.P. был распущен.
Одна из его последних записей THE LAST WAVE была сделана в составе трио Arcana. Запись была организована Ласвеллом. Его последний диск WILDERNESS был выпущен лейблом Ark21 и представил его композиции, записанные с оркестром в 30 участников и с квинтетом всех звёзд в составе с Майклом Брекером (Michael Brecker), Пэтом Метини (Pat Metheny), Херби Хенкоком (Herbie Hancock) и Стенли Кларком (Stanley Clarke). До своей неожиданной смерти Уилльямс проживал в Сан-Франциско. В четверг 20 февраля Уилльямс пожаловался на боли в районе желудка и ему была сделана стандартная операция по удалению жёлчного пузыря. 23 февраля в воскресенье у него неожиданно остановилось сердце. Ему был всего 51 год. Многие друзья и коллеги не знали о смерти Уилльямса, пока не услышали печальное известие на волнах джазовой радиостанции WKCR, которая вещает из кампуса Columbia University.
Всю свою жизнь Уилльямс боролся с предубеждением публики, что барабаны не так уж и важны в музыкальном отношении в группе. Он говорил: "Барабанная установка – это американское относительно недавнее изобретение, на которое люди не особо обращают внимания - и ценят её меньше, чем, скажем, губную гармошку. Может потому что я барабанщик, я отношусь к этому с предубеждением. Думаю, нужно пролить некоторый свет на то, что такое барабаны и какое место занимает барабанщик. У вас в группе могут быть ниже среднего исполнители и превосходный барабанщик – и аудитория скажет, что группа превосходная, и никто не объяснит почему. И наоборот, великолепная группа со слабым ударником – и зрители неизвестно почему будут отрицательно качать своими головами".
Уилльямс в основном использовал барабаны Gretsch, тарелки Zildjian и мембраны Remo CS. Он стал первым артистом, для которого фирма Zildjian в 1991 сделала именные барабанные палочки в рамках своей Artist Series, и продолжает выпускать их и по сей день. Ближе к концу жизни он использовал оборудование фирмы Drum Workshop.
В ранний период он использовал разные барабаны. Во время работы с Майлсом играл на барабанах Premier в немецком городе Karlsruhe в 1967. Во время выступления на фестивале Montreux Jazz Festival в 1972, когда он играл со Стэном Гетцем, у него стояли тарелки Paiste.
Sources:
- www.discogs.com/artist/261295-Anthony-Williams
- www.drummerworld.com/drummers/Tony_Williams.html
- en.wikipedia.org/wiki/Tony_Williams_%28drummer%29
- www.allmusic.com/artist/tony-williams-mn0000791318/biography
- jazztimes.com/articles/24823-max-roach-remembers-tony-williams
- www.drummagazine.com/features/post/tony-williams-last-words-of-a-drumming-genius/P3/
Издатель (лейбл):
Состав:
Bob Belden Liner Notes, Reissue Producer Ron Carter Bass, Composer Michael Cuscuna Reissue Producer Miles Davis Composer, Trumpet Herbie Hancock Composer, Piano Gene Santoro Liner Notes Wayne Shorter Composer, Sax (Tenor) Irving Townsend Original Recording Producer, Producer Tony Williams Drums Подробнее
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.