Поиск

McCoy Tyner / МакКой Тайнер

McCoy Tyner / МакКой Тайнер
Также известен как:
Alfred McCoy Tyner, Sulieman Saud
Дата рождения (создания):
11 декабря 1938
Место рождения (создания):
Philadelphia, Pennsylvania, USA
Инструменты:
Биография:
Крупнейший американский джазовый пианист, получивший известность благодаря работе в составе квартета Джона Колтрейна (John Coltrane Quartet) и продолжительной сольной карьере. МакКой был старшим из троих детей. Изучать игру на фортепиано начал по настоянию своей матери в 13 лет и через два года музыка становится его страстью на всю жизнь. Большое влияние в этом раннем периоде на него оказали Бад Пауэлл (Bud Powell), Телониус Монк (Thelonious Monk) и Арт Тэйтум (Art Tatum). МакКой посещал местную общину мусульман Ahmadiyya Muslim Community и в 17-летнем возрасте обратился в ислам, получив новое имя Сулейман Сауд (Sulieman Saud). В этот период (в 1956) он познакомился с Джоном Колтрейном (John Coltrane). Музыкальная сцена Филадельфии была сильно укорена в R&B. Многие джазмены начинали играть в составе R&B групп. В частности, Джон Колтрейн (John Coltrane) играл в одной из R&B групп под названием Daisy Mae and the Hep Cats как раз перед тем, как присоединиться к группе Майлса Девиса (Miles Davis). В свою очередь и Тайнер начинал в R&B группе под названием Houserockers. Колтрейн был на 12 лет старше Тайнера и был для него как старший брат. Отношения Тайнера и Трейна укрепились, когда в апреле 1957 Колтрейн покинул состав Майлса и вернулся домой в Филадельфию к своей маме Элис (Alice). В их доме было фортепиано и МакКой играл там с Джоном. Мама Тайнера работала в салоне красоты косметологом и в её салоне было пианино. Иногда Джон и МакКой с друзьями собирались там поиграть. У Джона был приятель на севере Филадельфии – трубач и композитор Кол Мэсси (Cal Massey). Он пригласил ребят в свою группу, в которой также играли альт саксофонист Кларенс "Си" Шарп (Clarence “C” Sharpe) и Джимми Гаррисон (Jimmy Garrison). Некоторое время они выступали вместе в Филадельфии. Затем Джон вернулся в состав Девиса. В конце 1959 Тайнер играл в составе группы Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller), в которую также входили Джимми Гаррисон (Jimmy Garrison), Тэд Джонс (Thad Jones) и Дейв Бэйли (Dave Bailey). В январе 1960 одно из их выступлений было записано и вошло в программу диска IMAGINATION. Но ещё до этой сессии Тайнера пригласил к себе Бенни Голсон (Benny Golson), с которым они дали концерт в Филадельфии и затем укатили для выступления в Сан-Франциско. Голсону нравилось то, что делал МакКой на сцене и он сказал: "Слушай, Арт Фармер (Art Farmer) и я хотим собрать группу, и мне бы хотелось видеть тебя в её составе". Потом Тайнер познакомился с Фармером и так родилась их группа. Название Jazztet предложил то ли Арт Фармер (Art Farmer), то ли его брат басист Эддисон Фармер (Addison [Farmer). Первая известность к Тайнеру пришла именно в составе Jazztet Бенни Голсона (Benny Golson) и Арта Фармера (Art Farmer). В начале 1960 Колтрейн как-то сказал Тайнеру: "Слушай, я должен уйти от Майлса, мне действительно нужно сделать это. И я хочу, чтобы ты присоединился к моей группе". И летом 1960 Тайнер покинул состав Голсона и стал участником группы Джона Колтрейна (John Coltrane) для длительного ангажемента в клубе Jazz Gallery, заменив Стива Кана (Steve Kuhn). Колтрейн сказал позже Нету Хентоффу (Nat Hentoff): "Я давно знал его и всегда чувствовал, что хочу играть с ним. Наши идеи переплетались и смешивались. Работать с МакКоем это как примерять перчатки, которые тебе по руке". Трейн даже исполнял композиции пианиста, включая "The Believer". Тайнер участвует в записи чрезвычайно популярного альбома MY FAVORITE THINGS для лейбла Atlantic Records. Квартет Колтрейна, в составе которого также играли басист Джимми Гаррисон (Jimmy Garrison) и барабанщик Элвин Джонс (Elvin Jones), практически безостановочно гастролировал с 1961 по 1965, и записал для лейбла Impulse! ряд альбомов, включая LIVE! AT THE VILLAGE VANGUARD (март 1962), BALLADS (февраль 1963), IMPRESSIONS (июль 1963), LIVE AT BIRDLAND (апрель 1964), CRESCENT (июль 1964), A LOVE SUPREME (февраль 1965) и THE John Coltrane QUARTET PLAYS (август 1965). В этот же период Тайнер записал ряд влиятельных альбомов под собственным именем, участвовал в качестве сайдмена в записи многих студийных альбомов для лейбла Blue Note. Правда, чтобы не нарушать контрактные обязательства перед Impulse!, его имя в списке исполнителей зачастую не упоминалось. В конце 1965 Тайнер решает возглавить собственное трио. Его музыка становится более атональной и свободной. Он пытался добавить в свой состав исполнителя на перкуссионных, но тот сказал: "Я не вижу себя способным сделать хоть какой-то вклад в эту музыку… Всё, что я слышу – это сплошной шум. Я не испытываю никаких чувств к этого рода музыке, а если у меня нет чувств, я не играю". К 1966 Тайнер начинает репетиции с новым составом трио и продолжает развивать свою карьеру лидера. Покинув группу Колтрейна, Тайнер с 1967 по 1970 записал серию альбомов в стиле пост-боп для лейбла Blue Note, в числе которых THE REAL MCCOY (1967), на котором к нему присоединились саксофонист Джо Хендерсон (Joe Henderson), басист Рон Картер (Ron Carter) и приятель по группе Трейна Элвин Джонс (Elvin Jones), TENDER MOMENTS (1967), TIME FOR TYNER (1968), EXPANSIONS (1968) и EXTENSIONS (1970). Далее он становится артистом лейбла Milestone, для которого создаёт серию превосходных альбомов: SAHARA (1972), ENLIGHTENMENT (1973) и FLY WITH THE WIND (1976), на котором были представлены флейтист Хьюберт Лоус (Hubert Laws), барабанщик Билли Кобем (Billy Cobham) в сопровождении струнного оркестра. Его музыка для лейблов Blue Note и Milestone часто несла в себе оттенки наследия квартета Колтрейна, в то же время он смело добавлял в свою палитру африканские и восточно-азиатские музыкальные элементы. В частности, на альбоме SAHARA (1972), который был номинирован на GrAMMy, Тайнер в дополнение к фортепиано, флейте и перкуссии использовал кото (koto). Эти альбомы стали примером живого, инновационного джаза периода 1970-х, которые нельзя однозначно отнести ни к фьюжн, ни к фри джазу. Диск TRIDENT (1975) представил Тайнера на клавесине (редком для джаза инструменте) и целесте в дополнение к обычному для него роялю. В 1980-х Тайнер продолжает регулярно выступать и записываться в основном в составе трио, участниками которого были Эйвери Шарп (Avery Sharpe) на басу и сначала Луис Хэйс (Louis Hayes), а позднее Аарон Скотт (Aaron Scott) на ударных. Он делает и сольные записи для Blue Note, начиная с диска REVELATIONS (1988) и продолжив с альбомом SOLILOQUY (1991). В дальнейшем Тайнер работает с лейблом Telarc, в его трио играют различные музыканты, включая басиста Чарнетта Моффетта (Charnett Moffett) и барабанщика Эла Фостера (Al Foster). В 1995 МакКой Тайнер возвращается под опеку Impulse, для которого записывает превосходную работу с Майклом Брекером (Michael Brecker). В 1996 он записывает специальный альбом с музыкой Бёрта Бахараха (Burt Bacharach). В 1998 он снова меняет лейбл и создаёт интересный альбом с музыкой латина и диск, на котором представлен Стенли Кларк (Stanley Clarke) для TelArc. Летом 2005 Тайнер объединяет свои усилия с Blue Note Jazz Club в Нью-Йорке и становится первым клиентом Blue Note Management. Тем летом Тайнер принял участие в уникальном проекте, включавшем выступление с танцором в стиле степ Savion Glover с его импульсовским септетом, основой которого стало его трио с добавлением ведущих духовиков. Партнёрство с Blue Note привело к созданию его собственного лейбла звукозаписи, названного просто McCoy Tyner Music. Этот лейбл стал подразделением In-House – дочернего Blue Note лейбла Half Note Records. Лейбл стартовал 11 сентября 2007 с выходом диска Тайнера QUARTET, на котором представлены Джо Ловано (Joe Lovano), Кристиан МакБрайт (Christian McBride) и Джефф "Тэйн" Уоттс (Jeff “Tain” Watts). Записанный инженером звукозаписи Филом Эдвардсом (Phil Edwards) в Yoshi’s в Окланде в канун Нового 2006 года, альбом наглядно показал, что Тайнер, единственный оставшийся в живых участник классического квартета Джона Колтрейна (John Coltrane Quartet), находится в превосходной форме как композитор, исполнитель и руководитель своих составов. В 2008 Тайнер совершил гастрольную поездку с квартетом, в составе которого были представлены саксофонист Гари Бартц (Gary Bartz) с Джеральдом Кэнноном (Gerald Cannon) на басу и Эриком Камау Граваттом (Eric Kamau Gravatt) за барабанами. Второй релиз лейбла McCoy Tyner Music был назначен на лето 2008. На записи была представлена ритм секция в составе с Роном Картером (Ron Carter) и Джеком ДиДжонеттом (Jack DeJohnette), сопровождавшая четверых современных гитаристов (и одно банджо): Билла Фриселла (Bill Frisell), Марка Рибота (Marc Ribot), Джона Скофилда (John Scofield), Дерека Тракса (Derek Trucks) и Белу Флек (Bela Fleck). Набор состоял из CD и DVD, который был сделан таким образом, что зритель мог выбрать, на кого из музыкантов он хочет смотреть в студии во время исполнения каждой композиции. В 2009 Тайнер выпустил третий диск на своём лейбле McCoy Tyner Music – его сольное концертное выступление в Сан-Франциско летом 2007. МакКой был участником судейской коллегии на 6-ой, 10-ой и 11-ой ежегодной церемонии вручения Независимой Музыкальной Награды (Independent Music Awards), которая вручается независимым артистам для поддержания их карьеры. В последние годы он пишет аранжировки для биг бенда, включая в них струнную секцию, и использует не только джазовую, но и популярную музыку. За свою продолжительную карьеру Тайнер выпустил более 80 альбомов под своим именем, четыре раза был удостоен премии GrAMMy, а в 2002 был награждён почётным званием Мастер Джаза (Jazz Master) Национальным Фондом Искусств (National Endowment for the Arts). Он продолжает оказывать влияние на целые поколения импровизаторов, продолжая оставаться обезоруживающе скромным и духовно устремлённым человеком.
Автор публикации:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:58
1304