Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Steve Khan / Стив Хан

Американский джазовый гитарист.

В специальном выпуске японского журнала "JAZZ LIFE" были названы имена 22 величайших джазовых гитаристов всех времен. Конечно, такие легенды, как Чарли Кристиан (Charlie Christian), Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Кенни Баррелл (Kenny Burrell) и Джим Холл (Jim Hall), были включены вместе с более поздними гигантами Джорджем Бенсоном (George Benson), Пэтом Мартино (Pat Martino), Ларри Кориеллом (Larry Coryell) и Джоном Маклафлином (John McLaughlin). Но среди имён таких современников как Джон Аберкромби (John Abercrombie), Пэт Метини (Pat Metheny), Джон Скофилд (John Scofield), Майк Стерн (Mike Stern) и Билл Фризелл (Bill Frisell) стоит имя Стива Хана! Это явный знак признания большого количества работ, сделанных им за период более 40 лет. В своём заголовке к интервью 2018 года журналист Антонио Гандиа (Antonio Gandía) написал, что Стив теперь "Голос гитары в латина джазе!"

Его стиль объединяет угловатые одиночные ноты с аккордами, напоминающими манеру джазовых пианистов, таких как Маккой Тайнер (McCoy Tyner) и Чик Кориа (Chick Corea). Прибыв в Нью-Йорк на заре 1970-х, он стал частью "Второй волны" гитаристов fusion, в которую входили Джон Аберкромби (John Abercrombie) и Ральф Таунер (Ralph Towner), а позже - Джон Скофилд (John Scofield) и Билл Коннорс (Bill Connors). На протяжении долгой карьеры он становится известен своими инновациями в мире латина джаза, твёрдо утвердившись для многих как "голос латина джаз гитары". Он также считается одним из лучших интерпретаторов сочинений Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Орнетта Колмена (Ornette Coleman).

Стив Кан сын поэта Сэмми Кана (Sammy Cahn), и в детстве он изучает игру на пианино и барабанах. В 1962-63 он сидит за ударной установкой в составе группы Chantays и только в девятнадцатилетнем возрасте решает переключится на гитару. Трудно поверить, что к реализации своей мечты он приступил в довольно позднем возрасте, когда Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) уже был образцом для подражания, к которому можно стремиться. Стив признает, что когда он был подростком, "я был ужасным барабанщиком без музыкальной подготовки. У меня родилась любовь к гитаре, и когда мне было 19 лет я поменял инструмент. Я пообещал себе, что не буду делать те же ошибки, которые делал с барабанами и усердно учился в колледже, а также брал частные уроки у Рона Энтони (Ron Anthony)". В течение этих лет Хан всегда оказывался в компании скоростных музыкантов, в кругу которых он учился, развивался и креп. К тому времени, когда он окончил U.C.L.A. в 1969 по классу музыки, он почувствовал, что готов к переезду в Нью-Йорк, где начинает работать над воплощением в реальность своей мечты стать джазовым гитаристом, с головой погрузившись в движение Jazz-Fusion периода 1970-х.

В 1974 он выступает в одном из первых современных джазовых дуэтов с Ларри Кориеллом (Larry Coryell), с которым в 1976 записывает дуэтный альбом TWO FOR THE ROAD. В этот же период он становится ключевым участником группы Brecker Bros с братьями Ренди и Майклом Брекерами (Randy Brecker и Michael Brecker). В 1977 Кан отправляется в турне по Японии в составе Всех Звёзд лейбла СиБиЭс (CBS Jazz All Stars). Его первыми записями в качестве лидера становятся три хорошо встреченных альбома для Columbia Records под названием: TIGHTROPE (1977), THE BLUE MAN (1978) и ARROWS (1979). В этих записях участвовали Майкл и Ренди Брекеры (Michael Brecker  и  Randy Brecker), Девид Санборн (David Sanborn), Дон Гролник (Don Grolnick), Уилл Ли (Will Lee), Стив Гэдд (Steve Gadd), Майк Майнери (Mike Mainieri), Боб Джеймс (Bob James) и другие. В 1994 Sony Music / Columbia выпустила сборник компакт-дисков, составленный из этих трех пластинок под названием THE COLLECTION.

Он становится плодовитым сессионным музыкантом, записываясь с такими разными артистами, как Джордж Бенсон (George Benson), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws), Мейнард Фергюсон (Maynard Ferguson), Лу Роулс (Lou Rawls), Бадди Рич (Buddy Rich). В 1978 он публикует транскрипции соло Уэса Монтгомери (Wes Montgomery). Также в этот период он находит время для сессионной работы и появляется на альбомах Ashford & Simpson, Руперта Холмса (Rupert Holmes), группы Steely Dan, и Билли Джоэла (Billy Joel). Кан продолжает развивать свои композиторские навыки, что можно услышать на его блестящем сольном альбоме для акустической гитары EVIDENCE (1980), которым он выказал дань уважения оказавшему на него влияние пианисту Телониусу Монку (Thelonious Monk).

В 1981 он формирует фьюжн квартет Eyewitness, в состав которой входят Маноло Бадрена (Manolo Badrena), Энтони Джексон (Anthony Jackson) и Стиви Джордан (Steve Jordan). В составе этого коллектива он формирует новую музыкальную концепцию и меняет направление. Вместе они создают три записи: EYEWITNESS ('81), MODERN TIMES / BLADES ('82) и CASA LOCO ('83). Эта новаторская группа, как и её записанные работы, стали одними из самых инновационных в своё время!

Когда группе понадобился перерыв, Хан присоединяется к группе Weather Update Джо Завинула (Joe Zawinul) на время его единственного тура в 1986-м. Затем последовала инновационная запись дуэта с клавишником Робом Моунси (Rob Mounsey). Компакт-диск, номинированный на Grammy, назывался LOCAL COLOR и вышел в 1987. В 1989 группа Eyewitness была воскрешена с Дейвом Веклом (Dave Weckl), который заменил Стива Джордана (Steve Jordan) на компакт-диске PUBLIC ACCESS ('90). Благодаря мощному промоушину со стороны GRP Records, альбом становится самой широко известной записью Стива за годы после Columbia.

В течение 1980-х и до середины 1990-х Стив участвовал в различных "специальных проектах". Первый состоялся в 1984, когда он объединился с Дональдом Фагеном (Donald Fagen) из Steely Dan для работы по интерпретации композиции Телониуса Монка (Thelonious Monk) "Reflections" для альбома THAT'S THE WAY I FEEL NOW, которая стала данью уважения Монку и его композициям. Уникальное поппури Стива из двух мелодий Джорджа Харрисона (George Harrison) украсила диск Майка Майнери (Mike Mainieri) COME TOGETHER: A GUITAR TRIBUTE TO THE BEATLES для NYC Records. Здесь его сопровождали Марк Джонсон (Marc Johnson), Питер Эрскин (Peter Erskine) и Нана Васконселос (Naná Vasconcelos). Special Olympics и the Holiday Season воссоединили Стива с Brecker Bros. во время работы над интерпретацией одной из рождественских песен его отца "The Christmas Waltz", которая появилась на компакт-диске JAZZ TO THE WORLD. В 1996 Стив объединился с вокалисткой Габриэлой Андерс (Gabriela Anders), Робом Моунси (Rob Mounsey) и New York Salsa All-Stars Рубена Родригеса (Rubén Rodríguez), Марком Куиньонесом (Marc Quiñones) и Папо Пепином (Papo Pepin) для вклада "Don't Worry Baby" ("No Te Preocupes Nena") в диск WOULDN. Это была дань таланту Брайана Уилсона (Brian Wilson).

Далее появляются очередные хорошо принятые работы, включая чисто джазовые альбомы LET'S CALL THIS (1991) и HEADLINE (1992), на которых представлены Рон Картер (Ron Carter) и Эл Фостер (Al Foster). Альбом HEADLINE в трёх композициях объединил Стива с Энтони Джексоном (Anthony Jackson), Манолой Бадрена (Manolo Badrena) и Деннисом Чемберсом (Dennis Chambers). В 1994 этот же квартет плюс при участии Майкла Брекера (Michael Brecker) записывает CROSSINGS, который посвящён памяти покойного отца Стива – поэта песенника Сэмми Кана (Sammy Cahn).

Записанный в 1996 GOT MY MENTAL впервые объединил Стива в команду с Джоном Патитуччи (John Patitucci) на акустическом басу и Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette) на барабанах. И снова его уникальные качества исполнителя и аранжировщика "раскрасили" работы Уэйна Шортера (Wayne Shorter), Орнетт Коулман (Ornette Coleman), Ли Моргана (Lee Morgan) и Эдди Харриса (Eddie Harris), плюс стандарты Роджерса и Хаммерштейна (Rodgers & Hammerstein), а также отца Стива с Джимми Ван Хойзеном (Jimmy Van Heusen). В 1997 Стив воссоединился с Робом Моунси (Rob Mounsey) для записи YOU ARE HERE. Как и предыдущие записи, их музыка не поддается категоризации, но эта запись, казалось, удобно помещалась между современным Latin Jazz и World Music Jazz, и, как на предыдущей работе, Стива можно услышать только на акустических гитарах. Одним из совершенно новых измерений для YOU ARE HERE стало присутствие виртуоза перкуссионных Марка Киньонеса (Marc Quiñones).

В августе 1998 Стив совершает поездку по Японии в составе группы Дейва Самюэлса (Dave Samuels) Tribute to Cal Tjader Group. Тур имел далеко идущие последствия, так как именно здесь родился план, что Стив, Дейв Сэмюэлс (Dave Samuels) и Дейв Валентин (Dave Valentín) станут со-лидерами реформированного состава Caribbean Jazz Project. Вместе они записывают альбомы NEW HORIZONS (2000) и PARAÍSO (2001) для лейбла Concord Picante. Эти записи послужили переосмыслению роли гитары в латина джазе.

После девятилетнего перерыва в качестве лидера Стив в мае 2005 появился в Avatar Studios, воссоединившись с Джоном Патитуччи (John Patitucci) и Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette) для записи THE GREEN FIELD. Возвращение давнего коллеги-перкуссиониста Маноло Бадрены (Manolo Badrena) добавило в запись приятное и знакомое измерение. В дополнение к шести пьесам в составе квартета, к основному "трио" присоединились Ральф Иризарри (Ralph Irizarry (timbal)) и Роберто Кинтеро (Roberto Quintero (conga & percussion)) для исполнения латина вариантов: "Riot" (Херби Хэнкока (Herbie Hancock)); стандарт "You Stepped Out of a Dream" и "Nefertiti" (Уэйна Шортера (Wayne Shorter)).

В 2007 был выпущен номинированный на Grammy альбом BROROWED TIME. Запись была продолжением работы Стива с Джоном Патитуччи (John Patitucci) и Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette), и стремилась стать логическим продолжением THE GREEN FIELD. Маноло Бадрена (Manolo Badrena) снова оказался в команде, в которую также вошли Ральф Ирисарри (Ralph Irizarry) и Роберто Кинтеро (Roberto Quintero). К этим исполнителям присоединились Боб Минцер (Bob Mintzer бас-кларнет) и мастер барабанов табла Бадал Рой (Badal Roy) в достаточно оригинальной композиции Стива "El Faquir", который сделал попытку смешать джаз, латину и индийскую музыку с впечатляющими результатами. Не менее уникальной была интерпретация Стива "Have You Met Miss Jones?" и его собственная "Face Value", в которых он выразил своё почтение перед чувством гармонии Клэр Фишер (Clare Fischer). На этих зрелищных треках присутствуют старые друзья: Ренди Брекер (Randy Brecker) (флюгельгорн), Роб Моунси (Rob Mounsey) (клавишные), Рубен Родригес (Rubén Rodríguez) (малый бас и электробасгитара) и Марк Куиньонес (Marc Quiñones) (тимбал) и Бобби Альенде (Bobby Allende) (конга).

После многих лет бутлегов и нелегальных загрузок в 2008 был выпущен набор из двух компакт-дисков THE SUITCASE. Как и в случае с предыдущими двумя компакт-дисками, первые релизы были на лейбле 55 Records (Япония); Tone Center Records (США) и ESC Records (Германия / Европа). Наряду с давними коллегами по группе Энтони Джексоном (Anthony Jackson) и Деннисом Чамберсом (Dennis Chambers), трио было первоначально записано WDR для прямой радиотрансляции из Кёльна, Германия в 1994. Благодаря превосходному качеству звука и впечатляющему исполнению, этот диск звучит как "...запись современного джазового трио".

Записанный в 2010 и выпущенный в мае 2011 PARTING SHOT представил на суд слушателей ветеранов группы Eyewitness: Энтони Джексона (Anthony Jackson), Денниса Чамберса (Dennis Chambers) и Маноло Бадрена (Manolo Badrena), а также потрясающую перкуссионную латина команду в лице Марка Киньонеса (Marc Quiñones) и Бобби Альенде (Bobby Allende). Вместе они исполнили 7 новых произведений Стива и его интерпретации "Bye-ya" Телониуса Монка (Thelonious Monk), а также "Chronology" и "Blues Connotation" Орнетта Коулмана (Ornette Coleman). Записанная Джеймсом Фарбером (James Farber) в Avatar Studios, эта впечатляющая по звучанию работа включает выступления приглашенных артистов: Роба Моунси (Rob Mounsey) (клавишные и оркестровки), Андре Бевзерта (Andrés Beeuwsaert) (Aca Seca Trio) и бразильской вокалистки Татьяны Парра (Tatiana Parra), исполнившей вокализ на мелодию Стива "Influence Peddler". Это была первая запись латина джаза, которую гитарист сделал за последние 50 лет!

Альбом SUBTEXT, записанный и выпущенный в 2014, становится впечатляющим, хотя и неожиданным, продолжением PARTING SHOT. В его создании участвуют Деннис Чамберс (Dennis Chambers), к которому присоединяются три суперзвезды нью-йоркской сальсы, Марк Куинонес (Marc Quiñones), Бобби Альенде (Bobby Allende) и невероятный басист Рубен Родригес (Rubén Rodríguez). Среди приглашенных артистов: Роб Моунси (Rob Mounsey) (клавишные и оркестровки) и Ренди Брекер (Randy Brecker) (флюгельгорн). Вместе они исполняют интерпретации произведений некоторых из числа любимых композиторов Стива: Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), Телониуса Монка (Thelonious Monk), Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) и Грег Осби (Greg Osby). Необходимо отдельно выделить яркую балладу "Never Let Me Go" и эпическое сотрудничество Валленато (Vallenato) с участием Стива и вокалистки Марианы Инголд (Mariana Ingold) (в которой Гил Гольдштейн (Gil Goldstein) сыграл на аккордеоне).

В течение 2015 BGO Records (Великобритания) на двух компакт-дисках переиздаёт три альбома, записанных для Columbia: TIGHTROPE - THE BLUE MAN - ARROWS. Это переиздание стало удивительным сюрпризом, поскольку старые и новые фанаты могли впервые получить все эти великолепные записи конца 1970-х в цифровом формате. Вскоре после этого, в начале 2016, BGO Records решают выпустить три классических альбома группы Eyewitness: EYEWITNESS - MODERN TIMES - CASA LOCO, упакованные вместе на двух CD. Это был первый раз, когда MODERN TIMES стал доступен за пределами Японии в формате CD. Этот релиз был встречен невероятным приёмом у критиков и поклонников.

После нескольких месяцев подготовки с конца 2015 в конце апреля 2016 снова в студии Avatar в Нью-Йорке состоялись записи с Джеймсом Фарбером (James Farber) за консолью режиссёра звукозаписи. Музыка альбома BACKLOG, с очередной самобытной обложкой от Мишеля Грейнджера (Michel Granger), была тщательно отобрана и следовала линиям PARTING SHOT (2011) и SUBTEXT (2014). Снова к Стиву присоединились его основные коллеги: Рубен Родригес (Rubén Rodríguez), Марк Киньонес (Marc Quiñones) и Бобби Альенде (Bobby Allende). На этот раз Марк Уокер (Mark Walker) присоединился к группе на барабанах. Роб Моунси (Rob Mounsey) (клавишные и оркестровки) возглавил список приглашенных артистов, в который также вошли: Ренди Брекер (Randy Brecker) (труба); Боб Минцер (Bob Mintzer) (тенор саксофон) и Майк Майнери (Mike Mainieri) (виброфон). Бразильская певица Татьяна Парра (Tatiana Parra) также любезно добавила свой особый голос к блестящему обращению Стива к " Catta" Эндрю Хилла (Andrew Hill). Также был использован материал любимых композиторов Стива: Телониуса Монка (Thelonious Monk), Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), Бобби Хатчерсона (Bobby Hutcherson), Грега Осби (Greg Osby) и даже Стиви Уандера (Stevie Wonder). Были включены две великолепные баллады: "Our Town" (Cahn-Van Heusen) и "Emily" (Mandel-Mercer), что сделало этот альбом действительно впечатляющим. Эти три альбома считаются классикой в ​​мире латина джаза и являются совершенно уникальными, благодаря лидерству и таланту этого замечательного гитариста.

В течение 2018 BGO Records (Великобритания) выпускает третий пакет переизданий, который предложил три альбома Стива периода Eyewitness 2: PUBLIC ACCESS - HEADLINE - CROSSINGS на двух CD. В очередной раз переиздание становится неожиданным подарком для старых поклонников, поскольку они смогли получить все эти замечательные записи начала 1990-х на компакт-диске.

Новая работа Стива получает название PATCHWORK и, конечно, у неё есть подзаголовок на испанском языке "Medio Mezclado". Эта новая запись представляет собой четвёртый диск в серии, в которой Стив продолжает усиливать роль гитары в контексте музыки латина и латина джаза.

В основной состав группы вошли Роб Моунси (Rob Mounsey) (клавишные и оркестровки); Рубен Родригес (Rubén Rodríguez) (малый бас и бас гитара), Бобби Альенде (Bobby Allende) (конга), Марк Киньонес (Marc Quiñones) (тимбал, бонго и перкуссия) и великий Деннис Чемберс (Dennis Chambers) (ударные). Приглашенные артисты также знакомы всем, кто следил за предыдущими альбомами, и среди них были: Ренди Брекер (Randy Brecker) (флюгельгорн); Боб Минцер (Bob Mintzer) (тенор сакс) и Татьяна Парра (Tatiana Parra) (вокал). Впервые композитор и клавишник Хорхе Эстрада (Jorge Estrada) появляется в собственной композиции "Huracán Clare", которая, конечно же, посвящена удивительной Клэр Фишер (Clare Fischer).

    Как всегда, в записи представлена ​​великолепная баллада: "Too Late Now", написанная Аланом Джей Лернером (Alan Jay Lerner) и Бёртоном Лэйном (Burton Lane). Только для веб версии при скачивании альбома будет добавлена захватывающая интерпретация Эдена Абеза (Eden Ahbez) "Nature Boy".

    Материал был записан Джеймсом Фарбером (James Farber) в Sear Sound Studios 18-19 марта 2018. Красивые образы Мишеля Грейнджера (Michel Granger) украшают обложку и придают этому четвёртому альбому в серии его уникальный вид. Дизайн будет от супер-талантливой Джанет Перр (Janet Perr).

Для обложек своих альбомов Кан часто использовал репродукции работ Жан-Мишеля Фолона (Jean-Michel Folon), а в последнее время Мишеля Грейнджера (Michel Granger).

На протяжении своей долгой и выдающейся карьеры Стив привнёс свой талант в записи и выступления таких разных артистов как Майлс Девис (Miles Davis), группа Steely Dan, Джеймс Браун (James Brown), Арита Френклин (Aretha Franklin), Чака Хан (Chaka Khan), Билли Джоэл (Billy Joel), Ashford & Simpson, Майкл Френкс (Michael Franks), Эл Джарро (Al Jarreau), Куинси Джонс (Quincy Jones), Майкл Джексон (Michael Jackson), Джордж Бенсон (George Benson), Грант Грин (Grant Green), Билли Кобэм (Billy Cobham), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Лу Роулс (Lou Rawls), Глейдис Найт (Gladys Knight), Дайяна Росс (Diana Ross), Ренди Ньюмен (Randy Newman), Эдди Палмиери (Eddie Palmieri), Гил Эванс (Gil Evans), Бадди Рич (Buddy Rich), Мейнард Фергюсон (Maynard Ferguson), Боб Джеймс (Bob James), Декстер Гордон (Dexter Gordon), Вуди Шоу (Woody Shaw), Стен Гетц (Stan Getz), Хьюберт Лоус (Hubert Laws), the Brecker Bros., Steps Ahead и это далеко не полный список.

Он продюсировал записи таких коллег гитаристов как Ларри Кориелл (Larry Coryell), Майк Стерн (Mike Stern), Бирели Лагрене (Biréli Lagrène), и Билл Коннорс (Bill Connors), как и пианистки Элиане Элиаш (Eliane Elias).

Кроме того, он опубликовал четыре высоко оцененные книги: "WES MONTGOMERY GUITAR FOLIO", "PAT MARTINO - The Early Years" и собственные инновационные учебные пособия: "CONTEMPORARY CHORD KHANCEPTS" (1996) и "PENTATONIC KHANCEPTS" (2002). Продолжая выступать в клубах и концертных залах по всей территории США, Европы, Центральной и Южной Америки и Японии, Стив Хан является одним из самых востребованных музыкальных преподавателей и организаторов мастер классов.

12:59