Поиск

John McLaughlin / Джон МакЛафлин

John McLaughlin / Джон МакЛафлин
Также известен как:
Mahavishnu John McLaughlin
Дата рождения (создания):
4 января 1942
Место рождения (создания):
Yorkshire, England
Инструменты:

Биография:

Английский гитарист-виртуоз, руководитель групп и композитор. Он играет в различных жанрах джаза, которые включают элементы рока, индийской классической музыки, западной классической музыки, фламенко и блюза, что позволило ему стать одним из ярчайших представителей фьюжн.

В начале своей карьеры он привнёс существенный вклад в музыку нескольких британских групп и в 1969 записал свой первый альбом в качестве лидера EXTRAPOLATION. Затем он отправляется в Соединённые Штаты, где играет в группе Тонни Уилльямса (Tony Williams) Lifetime, после чего принимает участие в создании нескольких альбомов Майлcа Девиса (Miles Davis): IN A SILENT WAY, BITCHES BREW, A TRIBUTE TO JACK JOHNSON и ON THE CORNER.

Его электрогруппа Mahavishnu Orchestra, исполняет технически виртуозную и стилистически сложную музыку, в которой смешались джаз, рок и влияния индийской музыки.

МакЛафлин оказал влияние на многих ведущих музыкантов современности. Он обладатель премии Grammy и победитель множества опросов читателей в номинациях "Гитарист года" и "Лучший джазовый гитарист" таких авторитетных изданий как Down Beat и Guitar Player. В 2003 он оказывается на 49-м месте в списке "Величайших гитаристов всех времён", опубликованном журналом Rolling Stone. В 2010 гитарист Джефф Бек (Jeff Beck) назвал его "лучшим гитаристом среди живущих". Закир Хуссейн (Zakir Husein), индийский маэстро барабанов табла, часто ссылается на Джона МакЛафлина как на "одного из лучших и влиятельнейших музыкантов нашего времени".

Джон МакЛафлин ведущий джазовый гитарист в стиле джаз фьюжн. Его стиль можно охарактеризовать как включающий агрессивную скорость, техническую точность и гармоническую утончённость. Он известен использованием экзотических аккордов или нетрадиционных временных шкал. Музыка и культура Индии оказывают глубочайшее влияние на его стиль, и он становится одним из первых западных музыкантов, исполнявших индийскую музыку для индийской аудитории. Не меньшее влияние он оказывает в деле популяризации джаз фьюжн с иконой джаза Майлсом Девисом (Miles Davis), приняв участие в создании пяти студийных альбомов Девиса, включая первый получивший статус "золотого" диск BITCHES BREW, и одного концертного альбома LIVE-EVIL. Сам МакЛафлин говорил, что гитара просто является "частью его самого", и, по его словам, он чувствует себя более комфортно, когда гитара находится рядом с ним.

МакЛафлин родился в музыкальной семье - мама профессионально играла на скрипке - и он был младшим из пяти детей. Родители развелись, когда Джону исполнилось 7 лет. Он остался с мамой и уехал с ней из Йоркшира в маленькую деревушку на побережье у границы с Шотландией. У Джона осталось мало воспоминаний о его отце, который по профессии был инженером по турбинам. Его старшая сестра и братья получили высшее образование и поддерживали младшего брата. С 9 лет он начал изучение скрипки и пианино.

В 11 лет к нему перешла гитара старшего брата Давида, которую по очереди испробовали все братья. Один из них показал Джону несколько блюзовых аккордов и вскоре он открыл для себя музыку Мадди Уотерса (Muddy Waters), Лидбелли (Leadbelly) и Биг Билла Бронзи (Big Bill Broonzy). Он не расставался с гитарой ни днём, ни ночью, и каждый свободный момент совершенствовал своё мастерство. Матери пришлось даже отобрать гитару на некоторое время, так как пальцы на левой руке сына были стёрты до крови.

Когда Джону было около 13 лет, он услышал по радио индийскую музыку. Он вспоминал, что его волосы просто встали дыбом от восхищения. Он так и не узнал, что это была за музыка и кто её исполнял, но она оставила в нём свой неизгладимый след.

Приблизительно год спустя Джон открыл для себя музыку фламенко, которая в техническом отношении является тестом для многих гитаристов. Он играл, используя ногтевой способ, пока не услышал записи Джанго Рейнхарда (Django Reinhardt) со Стефаном Граппелли (Stephane Grappelli). Чтобы играть как Джанго, Джон начал использовать медиатор.

Во время учёбы в школе Джон переиграл в составе трёх школьных групп. Выступления перед одноклассниками помогли ему получить первый сценический опыт игры перед публикой. "Регулярно играть перед одноклассниками стало для меня большим стимулом для совершенствования моих навыков, потому что это была публика, - вспоминал он позже об этом периоде. – Не важно, какого рода была эта публика, это всё же публика. И в тот момент, когда ты стоишь на сцене, и пытаешься исполнить что-нибудь перед публикой, именно в это мгновение ты начинаешь учиться. И ты быстро понимаешь, насколько ты ещё неумелый".

"Между 11 и 16 годами я познакомился со всеми основными музыкальными культурами, которые сформировали мою последующую жизнь в музыке. А именно: блюз, фламенко, индийская музыка и джаз. Все они настолько сильно повлияли на меня, что я посвятил жизнь поиску своего музыкального "я", влюбившись в эти разнообразные стили".

В 1958 Джон покидает дом, чтобы начать профессиональную карьеру музыканта. Он отправляется в Manchester, England и играет в группе Биг Пита Дойчара (Big Pete Deuchar and his Professors of Ragtime). Джон получает некоторый опыт до того, как группа распадается. Он решает перебраться в Лондон.

В течение 60-х, чтобы заработать на жизнь, ему приходилось находить сессионную работу, которая часто оставляла его неудовлетворённым, но это улучшило технику его игры и способности читать с листа. К тому же он взял несколько уроков игры у Джимми Пэйджа (Jimmy Page). В начале 60-х он играет с Алексисом Корнером (Alexis Korner and the Marzipan Twisters).

В 1963 в возрасте 23 лет он становится участником квартета Грехема Бонда (Graham Bond Quartet). Бонд был очень харизматичным клавишником, который оказал влияние на МакЛафлина в личностном плане. Бонд познакомил молодого гитариста с концепцией самореализации. Джон в течение всей жизни продолжал исследования природы бытия и осознанности. Подобные поиски несомненно нашли отражение в его подходе к музыке и к жизни в целом.

Далее Джон играет с Брайяном Огером (Brian Auger). Приблизительно в это время близким другом Джона становится гитарист Биг Джим Салливан (Big Jim Sullivan), который позднее будет играть в группе певца Тома Джонса (Tom Jones). Салливан был большим поклонником индийской музыки. Это заинтриговало МакЛафлина, который не забыл своих детских впечатлений от индийской музыки, которую он лишь несколько минут слушал по радио.

"Именно Биг Джим Салливан (Big Jim Sullivan) первый дал мне послушать исполнителя на вина Балачандера (Balachander), - вспоминал МакЛафлин. – Это произвело на меня большое впечатление. Мне должно быть исполнилось 25 к тому времени. Но я узнал музыку юга Индии. Я узнал её, так это было частью того, что я слышал, когда мне было около 13 лет".

Существенный прорыв в его карьере наступает тогда, когда Джон начинает играть с Джорджи Фэймом (Georgie Fame and the Blue Flames). Этот коллектив исполнял музыку с заметным влиянием джаза и был одним из самых популярных в то время в Лондоне. "То была хорошая музыка, - вспоминал МакЛафлин. – Мы играли мелодии Кинга Плежа (King Pleasure) и Мосэ Эллисона (Mose Allison). Это был R&B. Ведь всё равно, если вы уберёте R&B из джаза, то у вас не останется никакого джаза. Ведь так? У Джорджи был великолепный голос, и он играл на органе Hammond. Это была хорошая группа".

В 60-х МакЛафлин интересуется более абстрактными формами музыки. В 1968 он играет в квартете Гордона Бека (Gordon Beck Quartet) и проводит некоторое время в Германии, исполняя фри джаз с Гюнтером Хампелем (Gunter Hampel). Джону понравилось звучание баритон саксофона, что приводит его к знакомству с Джоном Шурманом (John Surman). Они собирают группу, к которой присоединились басист Дэйв Холланд (Dave Holland) и ударник Тони Оксли (Tony Oxley). Группа сделала лишь несколько выступлений.

В один из дней МакЛафлин получает звонок с предложением сделать собственную запись. Сделанные в январе 1969 в Лондоне записи с Джоном Шурманом (John Surman) и ударником Тони Оксли (Tony Oxley) вышли под названием EXTRAPOLATION. Диск становится ориентиром для всей британской музыки. Чистая, острая как бритва манера звукоизвлечения МакЛафлина приводит в восторг публику, для которой гитара стала наваждением. Альбом был записан в стиле пост-боп и, хотя и отличался от последующих фьюжн работ МакЛафлина, помог ему завоевать сильную репутацию в кругу критиков в середине 70-х.

Одновременно молодой ударник Тони Уилльямс (Tony Williams) из группы Майлса Девиса (Miles Davis) услышал записи, на которых МакЛафлин играл с Джеком ДиДжонеттом (Jack DeJohnette) и Дэйвом Холландом (Dave Holland). "Незаметно для нас, - вспоминал МакЛафлин, - Джек сделал запись на маленький дешёвый старый магнитофон. Во время одного из разговоров в Америке, Тони сказал Джеку, что подумывает уйти из группы Майлса и собрать собственное трио. Он спросил Джека нет ли у него на примете гитариста. Джек сказал: "Вот, послушай этого парня" – говоря обо мне. Он проиграл ему ленту с записью нашего совместного выступления. Это в конечном итоге и привело к звонку от Тони".

Рок музыка Битлз и Роллинг Стоунз повлияла на всех британских музыкантов и добавила в р-н-б что-то такое, о чём американцы даже и не мечтали. Поэтому, когда Тони Уилльямс (Tony Williams) — барабанщик, игравший на альбоме Эрика Долфи (Eric Dolphy) OUT TO LUNCH — решил собрать собственный состав, было вполне естественно пригласить молодого английского гитариста в состав. В феврале 1969 МакЛафлин вылетел в Нью-Йорк и присоединился к коллективу, который со временем получил название The Tony Williams Lifetime.

Через два дня после прибытия МакЛафлин оказался в студии с великим Майлсом Девисом (Miles Davis) на сессии звукозаписи диска A SILENT WAY. "Мне просто действительно повезло, - объяснил МакЛафлин. – Я просто оказался в нужном месте в нужное время с нужным инструментом. Тот факт, что Тони был обязан ещё неделю быть с Майлсом, сыграл важную роль в моей встрече с Девисом в течение первых 24 часов. На самом деле, я встретился с ним в тот же день сразу же после прибытия в Америку".

Время, проведённое в составе Lifetime стало поистине изумительным опытом. Исполняя искажённые и искривлённые линии, МакЛафлин пытался идти в ногу с жёстким ритмом Уилльямса. Ларри Янг (Larry Young), третий участник трио, извлекал визжащие и пронзительно скулящие звуки из своего органа В-3, которые можно было услышать только у собак. Особенно это было анафемой для тех, кто не переваривал громкой музыки. Lifetime играли с череподробящей громкостью звучания. Позднее басист группы The Cream Джек Брюс (Jack Bruce) присоединился к группе.

Параллельно с Lifetime МакЛафлин был занят и в других проектах. Он появился на альбоме саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter) SUPER NOVA и Мирослава Витуша (Miroslav Vitous) INFINITE SEARCH. Майлс приглашал его на сессии после основных выступлений. Но Джон предпочёл более стабильной работе с Майлсом выбрать игру в составе Lifetime.

Существует запись из Record Plant, NYC, датированная 25 марта 1969, где МакЛафлин играл с Джими Хендриксом (Jimi Hendrix). МакЛафлин вспоминал "мы играли одну ночь, просто джем сейшн. И мы играли с 2 ночи до 8 утра. Думаю, я получил неоценимый опыт! Я играл на акустической гитаре с медиатором. Плоской гитаре, и Джими играл на электрогитаре. Да, что за прекрасные времена! Жил бы он сегодня, вы бы увидели, что он мог бы сотворить своими руками, я имею в виду с акустической гитарой, синтезаторами, оркестрами, голосами, всё, что попадало в его руки, он мог использовать!"

Свою следующую работу MY GOALS BEYOND (1970) он записывает с басистом Чарли Хейденом (Charlie Haden) и перкуссионистом Аирто Морейра (Airto Moreira). Тем временем, всегда находящийся в поиске новых направлений Майлс Девис (Miles Davis) приглашает МакЛафлина на запись своего диска IN A SILENT WAY, на котором рок ритмы ослабили общую ритмическую интеграцию (реверанс тому, что делали Долфи и Орнетт Коулмен (Ornette Coleman). Однако именно игра МакЛафлина на BITCHES BREW (1970) (на котором есть композиция, названная его именем) привнесла новый свет в мир джаза: это было идеальное соединение джазовой ритмической основы и рокового гитарного звучания. Почти сразу все участники этого проекта расходятся и сформировывают свои фьюжн группы. МакЛафлин не становится исключением.

МакЛафлин также участвует в записи альбомов Майлса ON THE CORNER, BIG FUN (где он становится ведущим солистом в теме "Go Ahead John"). Приблизительно в это время МакЛафлин знакомится с ударником Билли Кобемом (Billy Cobham) и вместе они играют на альбоме Девиса A TRIBUTE TO JACK JOHNSON. В аннотации к JACK JOHNSON Девис назвал игру МакЛафлина "уходящей далеко вперёд". МакЛафлин присоединяется к группе Девиса на один вечер во время недельных выступлений в одном из клубов. Сделанные записи становятся частью альбома LIVE-EVIL и коробочного набора CELLAR DOOR. Тем временем растёт его репутация первоклассного сессионного музыканта, что приводит к записям с Мирославом Витушем (Miroslav Vitous), Ларри Корриеллом (Larry Coryell), Джо Фареллом (Joe Farrell), Уэйном Шортером (Wayne Shorter), Карлой Блей (Carla Bley), The Rolling Stones и другими.

В начале 1970 он записывает альбом DEVOTION для лейбла Douglas Records (под руководством Алана Дугласа (Alan Douglas), который был менеджером Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), высоко энергичный, психоделический фьюжн альбом, на котором представлен органист Ларри Янг (Larry Young) (участник Lifetime), басист Билли Рич (Billy Rich) и р-н-б ударник Бадди Майлс (Buddy Miles). DEVOTION был первым из двух дисков, изданных лейблом Douglas.

Джон продолжил периодически выступать с группой Майлса Девиса (Miles Davis). К этому времени в его голове появилась мысль о создании собственной группы. И вот однажды вечером после выступлений с Майлсом в Lennie's on the Turnpike в Бостоне, Девис сказал Джону, что, пожалуй, пришло время сформировать тому собственный состав. Джон так и сделал.

В 1971 МакЛафлин всё ещё находился в процессе подбора музыкантов для собственной группы. Тем временем он остался должен второй альбом лейблу Douglas и Джон записывает MY GOAL'S BEYOND – сборник необработанных акустических работ. На стороне А (темы "Peace One" и "Peace Two") представлена смесь фьюжн джаза и индийских классических форм, в то время как сторона В представляет слушателям мелодичное акустическое исполнение таких стандартов, как "Goodbye Pork Pie Hat" Чарльза Мингуса (Charles Mingus), которого МакЛафлин называет в числе музыкантов, оказавших на него существенное влияние. MY GOAL'S BEYOND появился благодаря решению МакЛафлина стать последователем духовного лидера Шри Чинмоя (Sri Chinmoy), с которым его в 1970 познакомил менеджер Ларри Кориэлла (Larry Coryell). Эта запись продолжает удивлять и оказывать влияние и в наши дни. Ударником ансамбля стал новый друг Джона Билли Кобэм (Billy Cobham).

МакЛафлин пригласил Кобэма в свою новую группу. Впоследствии к ним присоединились ирландский басист Рик Лэирд (Rick Laird), который имел за спиной выступления с Уэсом Монтгомери (Wes Montgomery) и многими другими мастерами джаза; чешский клавишник Ян Хаммер (Jan Hammer), который играл в группе Сары Воун (Sarah Vaughn); и американский скрипач Джерри Гудмена (Jerry Goodman), который пришёл из популярной фолк-рок группы The Flock.

В этот же период зарождается его интерес к теософии, который перерождается в серьёзное увлечение восточным мистицизмом: МакЛафлин заявляет о своей преданности гуру Шри Чинмою (Sri Chinmoy), который имел небольшое, но стойкое число сторонников в Нью-Йорке, и начинает носить белые одежды. Именно Чинмой советует взять для группы название The Mahavishnu Orchestra. Слово "Mahavishnu" означает на хинду создатель и хранитель.

The Mahavishnu Orchestra добивается коммерческого успеха, который до этого не сопутствовал ни одному коллективу современной джазовой музыки. Его оглушительно громкое перекрёстное переопыление джаза и электрического рока, смешанные с индийскими ритмами, нашли поддержку в ушах тысяч слушателей с открытым сознанием в обоих мирах джаза и рока. В то же время, группа вызвала противоречивое отношение у некоторой части джазового сообщества за неприкрытое использование электрических инструментов. После недолгих премьерных выступлений в нью-йоркском клубе Gaslight Club, группа приступила к гонкам.

Mahavishnu продавали тысячи записей и заполняли зрителями стадионы по всему миру. МакЛафлин стал супер звездой, хотя каждый из музыкантов его коллектива был чрезвычайно одарённым музыкантом и их взаимодействие, включая импровизационные набеги из другого мира, создали группу, которая, из-за её стилеобразующего статуса, всегда будет самой интересной при любом обсуждении музыки Джона МакЛафлина.

Его Mahavishnu Orchestra устанавливает новые границы в джазе касательно звучания, ослепительной виртуозности и многоаспектной сложности. Колоссальный барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) направляет МакЛафлина, скрипача Джерри Гудмена (Jerry Goodman), басиста Рика Лэирда (Rick Laird) и клавишника Яна Хаммера (Jan Hammer) в сторону взрывной креативности, граничащей с хаосом. Они исполняют технически сложный и комплексный стиль музыки, в котором смешан электро джаз, рок с влияниями восточной и индийской музыки. Группа помогает заявить стилю фьюжн о себе, как о новом и набирающем популярность стиле. Игра МакЛафлина в этот период отличается быстрыми соло и использованием экзотических музыкальных аккордов.

Альбом MAHAVISHNU МакЛафлин посвящает Чинмою, одна из поэм гуру была напечатана на обложке диска. Личностные конфликты между участниками The Mahavishnu Orchestra были такими же взрывными, как и их выступления. После двух лет совместных выступлений и трёх альбомов, включая концертный BETWEEN NOTHINGNESS AND ETERNITY, в конце 1973 первая инкарнация группы распадается. Это был случай, когда слишком много славы пришло слишком быстро. Впоследствии МакЛафлин собирал две другие версии группы, которые, хоть и были хорошими, но так никогда и не достигли вершин изначального Mahavishnu. В 2001 был издан альбом LOST TRIDENT SESSIONS, записанный в 1973, но попавший на полку, когда группа распалась.

В 1973 МакЛафлин сотрудничает с Карлосом Сантаной (Carlos Santana), тоже последователем Шри Чинмоя (Sri Chinmoy), при создании альбома религиозных песен LOVE DEVOTION SURRENDER, содержащего записи композиций Колтрейна (John Coltrane), включая "A Love Supreme". МакЛафлин также работает с джазовыми композиторами Карлой Блэй (Carla Bley) и Гилом Эвансом (Gil Evans).

В 1975 МакЛафлин формирует индо-фьюжн джаз группу Shakti. МакЛафлин отвергает электрическое звучание и его игра на акустической гитаре абсорбирует в себя индийскую классическую музыку, на чём и базируется концепция Shakti, что означает "энергия". Группа становится одним из первых коллективов, исполняющих уорлд музыку. До этого МакЛафлин в течение нескольких лет изучал индийскую классическую музыку и игру на струнном инструменте вина (veena). Группа включала скрипача Лакшминарайянана Эл. Шанкара (Lakshminarayanan L. Shankar), исполнителя на барабанах табла Закира Хуссейна (Zakir Hussain), Тетакуди Харихара Винайякрама (Thetakudi Harihara Vinayakram) (ghatam) и вначале Рамнада Раднавана (Ramnad Raghavan) (mridangam). Группа записала три альбома: SHAKTI (1975), A HANDFUL OF BEAUTY (1976) и NATURAL Elements (1977). Основываясь на стилях Carnatic и Hindustani с расширенным использованием konnakol, группа исполняла индийские раги, радуя многих поклонников джаза. Благодаря маэстро барабанов табла Закиру Хусейну (Zakir Hussain) группа оказала сильнейшее воздействие на процесс интеграции классической музыки Индии с западным джазом. Благодаря своему участию в этом процессе и мастерскому исполнению этой музыки, которая по-прежнему звучит очень убедительно, МакЛафлин достигает статуса "маэстро" в Индии.

В этом составе МакЛафлин использовал гитару со стальными струнами, сделанную на заказ мастером Эйбом Уэтчером (Abe Wechter), которая имеет два яруса струн: традиционную шестиструнную конфигурацию и другие семь струн, расположенные под углом в 45 градусов – это были независимо друг от друга настраиваемые "симпатические струны" такие же, как на ситаре или вине. Инструмент также имел зубчатый гриф как у вина, что позволяло МакЛафлину контролировать струны лучше, чем на грифе обычной гитары. МакЛафлин настолько привык к той свободе, которая стала доступна ему с этим инструментом, что заказал на фирме Gibson модель электрогитары Byrdland с аналогичным по конструкции грифом.

В июне 1976 в Lady Studios в Нью-Йорке акустическая гитара МакЛафлина вступает в диалог с бас гитарой Стенли Кларка (Stanley Clarke) при участии конгас Милтона Холланда (Milton Holland). В результате была записана композиция "Desert Song", которая войдёт в альбом SCHOOL DAYS.

Появление суперзвёзд рок музыки порождает появление эквивалентных джазовых инструменталистов. МакЛафлин начинает использовать изготовленную на заказ электрогитару с двумя грифами. Когда Кобэм и Хаммер покидают группу и создают собственные составы, на свет появляется второй состав Mahavishnu Orchestra с бывшим скрипачом Френка Заппы (Frank Zappa) Жан-Люком Понти (Jean-Luc Ponty), ударником Нарада Майклом Уолденом (Narada Michael Walden), басистом Ральфом Армстронгом (Ralphe Armstrong) и клавишником и вокалистом Гэйлом Мораном (Gayle Moran), с участием струнной и духовой секции, что МакЛафлин назвал "настоящим Mahavishnu Orchestra". Этому составу так и не удаётся приблизиться к уровню славы первого Orchestra и композиционная когерентность лишь усугубляла внутренние проблемы. Эта реинкарнация группы записала два альбома: APOCALYPSE с участием London Symphony Orchestra и VISIONS OF THE EMERALD BEYOND.

Урезанный до квартета состав, в который с МакЛафлином вошли Уолден на ударных, Армстронг на басу и Стью Голдберг (Stu Goldberg) на клавишных и синтезаторе, стал третьим "Mahavishnu 2" и записал в 1976 альбом INNER WORLDS, который МакЛафлин задолжал в связи с контрактными обязательствами.

В 1978 гитарист делает очередной визит в мир электрозвука со своим недолго просуществовавшим проектом One Truth Band, но появление панк-рока заставляет джаз-рок выглядеть старомодным и этот проект держится на плаву недолго. В ноябре – декабре 1978 в компании с Эл Шанкаром (L. Shankar) на скрипке, Стью Голдбергом (Stu Goldberg) на клавишных, Фернандо Саундерсом (Fernando Saunders) на бас гитаре и Тони Смитом (Tony Smith) на ударных он записывает студийный альбом ELECTRIC DREAMS. На альбоме Джон отдаёт долг Майлсу, назвав вторую композицию "Miles Davis".

В 1979 он становится участником недолго просуществовавшего мощного фанк фьюжн трио, получившего название Trio of Doom с Тони Уилльямсом (Tony Williams) за барабанами и басистом Жако Пасториусом (Jaco Pastorius). Они совершили единственное выступление 3 марта 1979 в рамках Havana Jam Festival (2–4 марта 1979) на Кубе, спонсированного Госдепом США. Их выступление было задокументировано в фильме Эрнесто Хуана Кастелланоса (Ernesto Juan Castellanos) под названием Havana Jam '79. 8 марта 1979 группа записала материал, подготовленный для фестиваля в Columbia Studios в Нью-Йорке на 52-й улице.

В этом же 1979 в рамках The Guitar Trio он объединяется с фламенко гитаристом Пако де Люсия (Paco de Lucía) и джазовым гитаристом Ларри Корриелом (Larry Coryell) (которого в начале 80-х сменил Эл Ди Меола (Al Di Meola). Эксперты гитары были в восхищении, но критика отмечала довольно сухую точность в их акустическом исполнении: по-видимому, МакЛафлин нуждался в электрогитаре и усилении звука, чтобы засиять по-настоящему. Трио проехалось с гастролями по всему миру, неизменно собирая полные залы. Их альбом FRIDAY NIGHT IN SAN FRANCISCO вероятно самая популярная когда-либо выпущенная запись акустических гитар.

Во время турне, проходившего в конце 1983, к ним присоединился гитарист Стиви Морс (Steve Morse) из Dixie Dregs, который открывал шоу как солист и присоединялся к трио в последних номерах. Трио объединилось вновь в 1996 для записей и второго мирового турне. Также в 1979 МакЛафлин записал альбом JOHNNY MCLAUGHLIN: ELECTRIC GUITARIST. Название взяли с надписи на его первой бизнес карте, которую Джон получил юношей в Йоркшире. Стилистически это было возвращением в рамки мэйнстримовского джаз/рок фьюжн и к использованию электрогитар после трёх лет игры на акустических гитарах.

После роспуска One Truth Band, МакЛафлин гастролирует в гитарном дуэте с Кристианом Эскуде (Christian Escoudé). В 1980 Джон участвует в записи альбома FUSE ONE одноименной группы. Аранжировкой музыки занимался Джереми Уолл (Jeremy Wall) из группы Spyro Gyra. В следующем году был записан второй альбом SILK. На этот раз для написания аранжировок пригласили Леона "Ндугу" Ченклера (Leon "Ndugu" Chancler) из группы Weather Report. Оба диска продюсировал Крид Тэйлор (Creed Taylor) и они, конечно же, были выпущены лейблом CTI Records.

В 1981 и 1982 МакЛафлин делает запись двух альбомов BELO HORIZONTE и MUSIC SPOKEN HERE при участии группы The Translators, состоявшей из французских и американских музыкантов, и включавшей акустическую гитару, бас, ударные саксофон и скрипку с синтезатором. В составе The Translators играла будущая супруга МакЛафлина – классическая пианистка Катя ЛаБеко (Katia LaBeque).

В 1984 Джон принимает участие в записи альбома Майлса Девиса (Miles Davis) YOU'RE UNDER ARREST. Интересно, что 5-я композиция альбома называется "Katia Prelude", а 6-я "Katia". Не являются ли они посвящением жене МакЛафлина?

Далее МакЛафлин создаёт работу расширенного формата для гитары и филармонического оркестра "The Mediterranean Concerto", оркестровку к которой пишет Майкл Гиббс (Michael Gibbs). Мировая премьера работы состоялась в ноябре 1985 с участием Los Angeles Philharmonic. Она была записана в 1988 с участием London Symphony Orchestra, которым руководил дирижёр Майкл Тилсон Томас (Michael Tilson Thomas). В отличие от обычной практики в классической музыке, концерт содержал разделы, в которых МакЛафлин импровизировал. Также на записи присутствуют пять дуэтов МакЛафлина с уже бывшей супругой Катей Лабеко (Katia Labèque).

Приблизительно в это же время он собирает очередной состав, который в названии использует лишь "Mahavishnu", опуская "Orchestra". Коллектив записывает два альбома MAHAVISHNU и ADVENTURES IN RADIOLAND. В последнем Джон широко использует синтезатор Synclavier, объединённый с гитарным контроллером Roland. Первый диск был записан в составе с саксофонистом Биллом Эвансом (Bill Evans), басистом Джонасом Хеллборгом, клавишником Митчелом Форманом (Mitchel Forman) и ударниками Денни Готтлибом (Danny Gottlieb) или Билли Кобэмом (Billy Cobham). Во время рекламы концертных выступлений в поддержку альбома использовалось имя Кобэма, но, когда турне действительно началось, за барабаны сел Готтлиб. В какой-то момент Формана за клавишными сменил Джим Беард (Jim Beard).

Параллельно с Mahavishnu МакЛафлин работает в формате дуэта с басистом Джонасом Хеллборгом (Jonas Hellborg). Они дают серию концертов, некоторые из которых транслируются по радио и телевидению, но коммерческих записей дуэт не сделал.

В 1986 вместе с Декстером Гордоном (Dexter Gordon) он снимается в фильме режиссёра Бертрана Тавернье (Bertrand Tavernier) "Round Midnight".

В конце 80-х МакЛафлин выступает и записывается в составе трио, включавшем перкуссиониста Трилока Гурту (Trilok Gurtu), и в разное время трёх басистов – Джеффа Берлина (Jeff Berlin), затем Кая Экхардта (Kai Eckhardt) и, наконец, Доминика ДиПиаццу (Dominique DiPiazza). Берлин принял участие лишь в двух концертных работах в 1988/1989, и не записывался с МакЛафлином. Группа записала два альбома: LIVE AT THE ROYAL FESTIVAL HALL (с Экхардом) и QUE ALEGRIA (с ДиПиаццой). Эти записи обозначили возврат МакЛафлина к акустическим инструментам, в частности к гитаре с нейлоновыми струнами. На LIVE AT THE ROYAL FESTIVAL HALL Джон использовал уникальный гитарный синтезатор, который позволял ему "закольцевать" гитарные проигрыши и затем играть поверх них. Синтезатор также оборудован педалью, при нажатии которой включался сустейн эффект. Подобная техника исполнения в сочетании с уникальными звуками перкуссии Гурту позволяла создавать удивительнейшие звуковые полотна, как в эффектной композиции "Florianapolis".

В 1990 МакЛафлин возвращается на Британские острова и на Glasgow Jazz Festival при поддержке Scottish National Orchestra исполняет свою работу "Mediterranean Concerto".

В начале 90-х он гастролирует в составе трио с программой своего альбома QUE ALEGRIA. К этому моменту Экхардт уходит, а к МакЛафлину и Гурту присоединяется Доминик Ди Пиацца (Dominique Di Piazza). В последний период существования трио к нему присоединились Катя Лабеко (Katia Labeque) вместе со своей сестрой Мариэлль (Marielle). Отснятый материал стал частью документального фильма "Labeque Sisters". После этого он записывается и выступает с The Heart of Things в составе с Гари Томасом (Gary Thomas), Деннисом Чемберсом (Dennis Chambers), Мэттом Гаррисоном (Matt Garrison), Джимом Беардом (Jim Beard) и Отмаром Руизом (Otmaro Ruíz). В 1993 он выпускает альбом, посвящённый Биллу Эвансу (Bill Evans) TIME REMEMBERED: JOHN MCLAUGHLIN PLAYS BILL EVANS, на котором акустическая гитара МакЛафлина звучит при поддержке квартета акустических гитар Aighetta Quartet и контрабасиста Яна Маресца (Yan Maresz).

В дальнейшем МакЛафлин гастролирует с проектом Remember Shakti. В дополнение к оригинальному участнику Shakti Закиру Хусейну (Zakir Hussain) присоединились именитые индийские музыканты U. Srinivas, V. Selvaganesh, Shankar Mahadevan, Shivkumar Sharma и Hariprasad Chaurasia. В 1996 происходит воссоединение The Guitar Trio для мирового турне и записи одноименного альбома. Также они выпускают диск, получивший название PASSION, GRACE, & FIRE. В этом же году МакЛафлин осуществляет запись альбома THE PROMISE. Следует отметить и его выступления в этот период с Элвином Джонсом (Elvin Jones) и Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco).

В 2003 он делает запись музыки к балету Thieves and Poets, наряду с аранжировками любимых джазовых стандартов для ансамбля с участием классической акустической гитары и трёх DVD с учебными видео по импровизации под названием "This is the Way I Do It". В июне 2006 он выпустил альбом INDUSTRIAL ZEN, созданный в стиле пост-боп/джаз фьюжн, на котором он экспериментирует с инструментом Godin Glissentar, продолжая расширять свой гитарно-синтезаторный репертуар.

В 2007 МакЛафлин покидает Universal Records и присоединяется к лейблу Abstract Logix. Сессии звукозаписи для его первого альбома на этом лейбле проходят в апреле. Летом он предпринимает гастроли со своим новым джаз фьюжн квартетом 4th Dimension, в составе с клавишником/ударником Гари Хасбендом (Gary Husband), басистом Хедрианом Феро (Hadrian Feraud) и ударником Марком Мондесиром (Mark Mondesir). Во время тура 4th Dimension был записан диск, озаглавленный LIVE USA 2007: OFFICIAL BOOTLEG, в программу которого вошли шесть композиций, записанных на первом выступлении группы. В течение всего турне МакЛафлин продолжал делать записи каждого их выступления, затем отсортировал их и выложил всю коллекцию для скачивания в формате МР3, озаглавив её OFFICIAL PIRATE: BEST OF THE AMERICAN TOUR 2007.

В этот же период выходит ещё один учебный DVD с участием МакЛафлина, основанный на индийской ритмической системе konnakol - The Gateway to Rhythm, на котором также представлены индийский перкуссионист и коллега по группе Remember Shakti Селва Ганеш Винаякрам (Selva Ganesh Vinayakram) (или V. Selvaganesh). МакЛафлин также делает ремастеринг и выпускает пролежавшие с 1980 на полке записи проекта The Trio of Doom, с участием басиста Жако Пасториуса (Jaco Pastorius) и ударника Тони Уилльямса (Tony Williams). В своё время проект распался из-за конфликтов между Уилльямсом и Пасториусом, а также из-за взаимной неудовлетворённости тем, как проходили их выступления.

28 июля 2007 МакЛафлин выступил на сцене Crossroads Guitar Festival, устроенном Эриком Клептоном (Eric Clapton) в Bridgeview, Illinois.

28 апреля 2008 увидел свет альбом FLOATING POINT, в который вошли сессионные записи прошлых лет. На диске представлены клавишник Луи Бенкс (Louis Banks), басист Хедриен Феро (Hadrien Feraud), перкуссионист Сивамани (Sivamani) и ударник Ранджит Барот (Ranjit Barot), к которым на каждой дорожке присоединяются различные индийские музыканты. Одновременно с выходом альбома был выпущен DVD Meeting of the Minds, который предложил поклонникам съёмки в студии во время создания альбома FLOATING POINT и интервью со всеми музыкантами. 22 октября 2008 начались европейские гастроли супергруппы Five Peace Band, в состав которой наряду с МакЛафлином вошли Чик Кориа (Chick Corea), Винни Колаиута (Vinnie Colaiuta), Кенни Гарретт (Kenny Garrett) и Кристиан МакБрайд (Christian McBride). Европейская часть турне закончилась 23 ноября 2008, затем были концерты в Северной Америке, после чего весной 2009 пришёл черёд выступлений в Азии, но уже с Брайяном Блэйдом (Brian Blade) за барабанами. По итогам турне в 2009 был выпущен двойной диск FIVE PEACE BAND LIVE, который был с энтузиазмом воспринят критикой и получил премию Grammy в номинации "Лучший альбом инструментального джаза".

2 июля 2010 МакЛафлин и ударник Билли Кобэм (Billy Cobham) впервые выступили вместе с момента распада группы Mahavishnu Orchestra в рамках 44th Montreux Jazz Festival в Швейцарии. В ноябре 2010 издательством Abstract Logix Books была выпущена книга "Follow Your Heart - John McLaughlin Song by Song", написанная Уолтером Колоски (Walter Kolosky), который также является автором книги "Power, Passion and Beauty – The Story of the Legendary Mahavishnu Orchestra". В книге обсуждается каждая написанная МакЛафлином композиция и представлены ранее не публиковавшиеся фотографии.

Многие гитаристы, чьё становление проходило в 70-х и 80-х, называют МакЛафлина, как оказавшего на них глубокое влияние. В их числе такие заметные исполнители как Стив Морс (Steve Morse), Эрик Джонсон (Eric Johnson), Майк Стерн (Mike Stern), Эл Ди Меола (Al Di Meola), Шоун Лэйн (Shawn Lane) и Скотт Хендерсон (Scott Henderson). Подобное влияние продолжилось и в дальнейшем: хардкор панк гитарист Грег Джинн (Greg Ginn) из группы Black Flag назвал диск BIRDS OF FIRE как вдохновивший его записать более прогрессивные гитарные работы и даже инструментальную композицию.

По словам Пэта Метени (Pat Metheny) МакЛафлин оказал существенное влияние на эволюцию гитары на протяжении нескольких периодов своего творчества. Не меньшее влияние оказал МакЛафлин и на композиторов, создававших музыку фьюжн.

В интервью журналу Downbeat Чик Кориа (Chick Corea) отметил то, "что МакЛафлин сделал с электрогитарой, поставило весь мир на уши. Никто раньше не слышал, чтобы на электрогитаре так можно было играть, и это безусловно вдохновляло меня. Группа Джона, даже в большей степени, чем мой опыт с Майлсом (Miles Davis), подвела меня к желанию добавить громкости и писать музыку, которая была бы более драматической, и заставила бы ваши волосы, в конце концов, зашевелится".

Френк Заппа (Frank Zappa) сказал о МакЛафлине: "Нужно быть дебилом, чтобы не оценить технику МакЛафлина. Этот парень в конечном итоге научился обращаться с гитарой, как будто бы в его руках пулемёт. Но я не всегда в восторге от тех музыкальных линий, которые слышу, или от тех способов, которые они используют. Не думаю, что его можно в чём-то обвинить, ведь чтобы играть на инструменте так быстро, вы должны потратить огромное количество времени и приложить целую уйму усилий. Я думаю, любой, кто играет на инструменте так быстро, просто великолепен. И я уверен, что 90% тинэйджеров Америки согласятся, что главным трендом в бизнесе стало "чем быстрее, тем лучше".

Возможно, наиболее необычно о влиянии МакЛафлина "высказался" музыкант и комедиант Даррил Родес (Darryl Rhoades). В 70-х он руководил "Hahavishnu Orchestra", которая делала пародии на фанк, рок и джазовые музыкальные стили того времени.

Исполнительское мастерство МакЛафлина вызывает восхищение любителей музыки вот уже несколько десятилетий. В последние годы сильно возросло понимание глубины его композиторского вклада в связи с признанием того факта, что он часто оказывался в авангарде становления и развития нескольких важных музыкальных направлений, которые оказали влияние на последующие поколения музыкантов. Эти направления привели к переоценке и укреплению статуса акустической гитары в мире музыки, позволили ему получить статус одного из отцов-основателей джаз-фьюжн и того, что позднее стало известно, как "world music". Существует по меньшей мере 5 альбомов, посвящённых его музыке.

Личная жизнь

Первой женой МакЛафлина была Сью (Sue), которая в 1966 родила ему сына Джулиана (Julian). Затем он женился на Еве (Eve), которая также была последовательницей Шри Чинмоя (Sri Chinmoy). В начале 80-х его супругой становится французская пианистка Катя Лабеко (Katia Labèque), которая была участницей его группы. В настоящее время МакЛафлин женат на Ине (Ina). В 1998 у них родился сын Люк (Luke). С конца 80-х семья проживает в Монако.

Автор публикации:
Панченко Юлик
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-12 из 128
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
14:01
3296