Yusef Lateef / Юсеф Латиф
Американский мульти-инструменталист, композитор, преподаватель, поэт. Играл на саксофоне, флейте, гобое и фаготе, а также на бамбуковой флейте, шанае, шофаре, сюне, сарева, аргуле и японской кото. Юсеф Латиф первым смешал джазовую музыку с "восточной". Критик Питер Кипньюс (Peter Keepnews) в некрологе, опубликованном в "New York Times" писал о Латифе, что он был музыкантом "исполнявшим world music ещё до того, как она получила своё название". Наряду со звукозаписывающим лейблом YAL Records, Латифу принадлежит публицистическая компания Fana Music
Латиф родился в городе Chattanooga, Tennessee. В 1923 его семья переехала в Lorraine, Ohio, а в 1925 — в Detroit, Michigan. В Детройте его отец изменил фамилию на Эванс (Evans). Семья Эвансов снимала жильё над Arcade Theatre на Hastings Street – культурном и бизнес центре городского гетто истсайда. В предисловии к Anthology, Латиф вспоминал своё знакомство с музыкой: "Мои родители были музыкальны от рождения. Оба пели, и моя мама играла на пианино. Я помню свою маму, и её братьев и сестёр, которые собирались каждую неделю и пели духовные песнопения – спиричуэлсы, а моя бабушка играла на одном из тех органов, в которые нужно было накачивать воздух ножной педалью". Он часто стоял под окнами церкви с чёрными рамами Pentecostal Church и слушал доносившиеся оттуда звуки музыки и пения.
Начальное музыкальное образование Латиф получил в Miller High School под руководством Луи Кабрара (Louis Cabrara) и Мистера Голдберга (Mr. Goldberg), которые убедили одноклассника Латифа Милта Джексона (Milt Jackson) взяться за изучение вибрафона. В заведениях на Hastings Street Латиф смотрел различные сценические шоу, а по вечерам понедельника проходили выступления биг бенда в танц залах Graystone Ballroom и Paradise Theatre на Woodward Avenue.
Первым инструментом Латифа был альт саксофон, затем он перешёл на тенор и в 1939 нашёл первую работу в саксофонной секции "Matthew Rucker and His 13 Spirits of Swing". В 1941 один из приятелей дал ему послушать соло на альте Чарли Паркера (Charlie Parker) на записи "Hootie Blues" оркестра Джея МакШэнна (Jay McShann). Как вспоминал Латиф: "Мы никогда не слышали, чтобы так играли на альте, и мы были очень поражены".
В 1944 один из первых музыкальных партнёров Латифа тенор саксофонист из Детройта Эли "Лаки" Томпсон (Eli "Lucky" Thompson) помог ему найти работу в группе Bama State Collegians, которой руководил Эрскайн Хоукинс (Erskine Hawkins). Когда в 1946 группа распалась в Чикаго "Лаки" Томпсон порекомендовал Латифа бендлидеру Лусиусу "Лаки" Миллиндеру (Lucius "Lucky" Millinder) и позднее трубачам Орану "Хот Липс" Пэйджу (Oran "Hot Lips" Page) и Рою Элдриджу (Roy Eldridge), которые предоставили Латифу работу, пока он не отправился на гастроли с оркестром Эрни Филдса (Ernie Fields) из Оклахомы. Тенор саксофонист Джимми Хис (Jimmy Heath) вспоминал в "Swing to Bop": "Это был первый раз, когда я увидел, как играет Билл Эванс (Bill Evans), в смысле Юсеф Латиф (Yusef Lateef), но тогда он был ещё Биллом Эвансом (Bill Evans). Он приехал в Wilmington, North Carolina, где я ходил в школу. Я помню его глубокий тон, уже даже тогда". После оркестра Филдса Латиф выступает в Чикаго с альт саксофонистом Сонни Ститтом (Sonny Stitt) и тенор саксофонистом Джином Эммонсом (Gene Ammons). Он записывается в составе группы басиста Джина Райта (Gene Wright) на лейбле Aristocrat - в этой сессии 1948 года принял участие пианист Сан Ра (Sun Ra).
В 1949 в Чикаго Латиф присоединился к биг бенду Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). В апреле оркестр Гиллеспи отправился в Нью-Йорк, где записал несколько композиций для Bluebird/Victor, включая темы "Swedish Suite", которую написал Гил Фуллер (Gil Fuller); "St. Louis Blues" в аранжировке Бада Джонсона (Bud Johnson) и несколько песен в исполнении вокалистов Джонни Хартмана (Johnny Hartman) и Джо "Бибоп" Керролла (Joe "Bebop" Carroll). В теме "Jump Did-La Ba", записанной в майской сессии для Victor, вокал Керролла звучит под аккомпанемент соло Гиллеспи и Латифа. В следующем месяце Латиф возвращается в студию с оркестром Гиллеспи для записи таких бибоп номеров, как "Hey Pete! Let’s Eat Mo’ Meat", "Jumpin’ With Symphony Sid" и "In the Land of Ooo-Bla Dee", которую написала Мери Лу Уилльямс (Mary Lou Williams).
В соответствии с заслуживающими доверия источниками, Уилльям Эванс (William Evans) изменил своё имя на Юсеф Латиф (Yusef арабский вариант имени Joseph, которое переводится как "тот, который нежный" или "тот, который добрый") в конце 1949 во время его пребывания в оркестре Гиллеспи. Как отмечал писатель Айра Гитлер (Ira Gitler) в аннотации к диску Dizzy Gillespie: THE COMPLETE RCA VICTOR RECORDINGS, записанного в апреле-мае 1949, имя Латифа ещё было указано как "W. Evans". Хотя некоторые источники утверждают, что он принял ислам раньше этого периода. В своих мемуарах, "To Be or Not to Bop", Гиллеспи отметил: "Юсеф рассказывал нам, как мусульманский миссионер, Kahil Ahmed Nasir, многих джазовых музыкантов в Нью-Йорке обратил в ислам, и как он каждый день читал Коран и строго соблюдал молитвы и диетические правила веры". Годы набожного следования ортодоксальному исламу вдохновили Латифа к изучению арабского языка, правописания и чтения. Он дважды побывал в Мекке.
После ухода из оркестра Гиллеспи Эванс, теперь известный как Юсеф Латиф, в 1950 направился назад в Detroit, где он воссоединился со своей семьёй и решил приобрести академическое музыкальное образование. Годом позже под влиянием гитариста Кенни Баррелла (Kenny Burrell), который изучал композицию в Wayne State University, он начал изучение учебной программы в музыкальной школе. Он получил степень бакалавра по музыке, параллельно изучив флейту. Ещё в ранние годы в Детройте он брал уроки игры на флейте у Ларри Тила (Larry Teal) в стенах Teal School of Music.
В Детройте Латиф помог Барреллу и трубачу Дональду Бёрду (Donald Byrd) в создании New World Music Society – штаб-квартиры сообщества музыкантов на втором этаже New World Stage. Латиф исполнял обязанности вице президента сообщества. Его участие в работе общества New World Stage воплотилось в записи альбома Дональда Бёрда (Donald Byrd) FIRST BYRD (позднее переиздан как FIRST FLIGHT), где Латиф сыграл на тенор саксофоне, Барри Харрис (Barry Harris) на фоно, Бернард МакКинни (Bernard McKinney) на еуфониуме, Элвин Джексон (Alvin Jackson) на басу и Френк Гант (Frank Gant) на ударных. Сессия, записанная живьём в New World Stage 23 августа 1955, представила наряду с несколькими стандартами композицию-посвящение Барри Харриса (Barry Harris) "Yusef".
Начиная с 1953 Латиф часто возглавляет различные составы в джазовом клубе Blue Bird Inn. С этого момента он начинает привлекать внимание музыкантов Детройта вкраплениями в свою музыку музыкальных и культурных элементов Востока. В 1953 в местной газете Michigan Chronicle была опубликована его полу сенсационная фотография в местном клубе с подписью: "Человек в тюрбане " ("The Man With The Turban").
В 1954 Латиф берёт уроки основ игры на гобое и собирает собственный состав – квинтет, в который вошли тромбонист Кёртис Фуллер (Curtis Fuller), пианист Хью Лоусон (Hugh Lawson), басист Эрни Ферроу (Ernie Farrow) и ударник Луис Хэйес (Louis Hayes). К 1955 группа начинает выступать в клубе Kleins Show Bar, принадлежащем Джорджу Клиенсу (George Kliens). Воспоминания ударника Оливера Джексона (Oliver Jackson) о том креативном взаимодействии вошли в аннотацию к альбому Yusef Lateef: "Я научился контролю у Тифски (Teefski) и я понял, что такое свинг".
В 1955 продюсер лейбла Savoy Оззи Каденза (Ozzie Cadenza) пригласил Латифа и его группу записаться для его нью-йоркского лейбла. "Мы работали шесть вечеров в неделю в Детройте, - вспоминал Латиф в аннотации к диску THE YUSEF ANTHOLOGY, - и когда сессии звукозаписи подошли к концу, мы закончили наше воскресное выступление и немедленно отправились в Hackensack, New Jersey, и в понедельник записались в студии Руди Ван Гельдера (Rudy Van Gelder), затем вернулись к вечеру понедельника в клуб для нашего последнего выступления". Многие композиции с этой первой сессии для Savoy 1956, позже переизданные как JAZZ MOODS, представили оригинальные композиции Латифа, исполненные с использованием однострунного инструмента рабат, пальцевых цимбал, выскобленной тыквы, кастаньет и аргола (который можно описать как деревянную флейту, звучащую как гобой). В ранних записях для Savoy с Латифом также участвовали флюгельгорнист Уилбур Харден (Wilbur Harden), пианист Терри Поллард (Terry Pollard) и ударник Оливер Джексон (Oliver Jackson).
В 1960 Латиф и его группа отправились в Нью-Йорк. В этом же году он оставляет собственный состав и присоединяется к группе басиста и композитора Чарльза Мингуса (Charles Mingus). Оркестровая джазовая сессия Мингуса 1960 была выпущена на альбоме PRE-BIRD и переиздана в 1965 как MINGUS REVISITED, представила саксофонные соло Латифа поверх большой секции медных и сдвоенной флейты Эрика Долфи (Eric Dolphy). В 1961 Латиф покидает Мингуса и год выступает с барабанным ансамблем нигерийца Бабатунде Олатунджи (Babatunde Olatunji) – исполнителя Yoruba, композитора и перкуссиониста. В 1968 Латиф, Олатунджи и Джон Колтрейн (John Coltrane) пришли к неформальному соглашению о создании независимого публицистического агентства, но этот проект так и не был реализован. В 1961 в качестве гостя Латиф присутствовал на альбоме гитариста Гранта Грина (Grant Green) GRANTSTAND, который высоко оценили критики. О классическом номере альбома "Blues in Maude’s Flat" критик Том Эверед (Tom Evered) написал в аннотации к сборнику THE BEST OF Grant Green VOL. 1: "… было предоставлено достаточно пространства для игры, начиная с бесценного исполнения Юсефа Латифа поверх сильной поддержки со стороны [органиста] Джека МакДаффа (Jack McDuff) и Грина".
В 1962 Латиф присоединился к группе альт саксофониста Джулиана "Кеннонболл" Эддерли (Julian "Cannonball" Adderly). Латиф попал в группу благодаря знакомству с пианистом группы Джо Завинулом (Joe Zawinul) и приход Юсефа сделал из группы секстет. В течение двухлетнего пребывания в группе Эддерли многие композиции Латифа попали на альбомы саксофониста. На диске THE CANNONBALL ADDERLY SEXTET IN NEW YORK представлены темы "Synanthesia" и "Planet Earth" - номер, который Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews) описал в аннотации как "чертовский номер, который показал насколько хорошо теперь группа использует свой трёх саксофонный статус для построения эффективной поддержки солистов". Другой заметной записью становится концертный альбом NIPPON SOUL (1963), включавший композиции Латифа "The Weaver" и "Brother John", посвящение Джону Колтрейну (John Coltrane). Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews) написал, что "Brother John" предлагает "захватывающее выступление на гобое, которое единственно может быть названо только как блестящая эмуляция (конечно же, не имитация) работ на сопрано саксофоне Колтрейна".
Около 1964 Латиф покидает Эддерли и собирает собственный коллектив – снова пригласив бывших сайдменов Хью Лоусона (Hugh Lawson) и Эрни Фэрроуа (Ernie Farrow). Наряду с исполнением стандартов и оригинальных композиций, Латиф познакомил группу с различными авангардными гармоническими концепциями. "Какая-то часть Юсефа была очень свободной, - вспоминал пианист Лоусон в буклете к THINKING JAZZ. – Мы должны были импровизировать, используя техники классических композиций, которые он взял у Карла Стокхаусена ([Karl] Stockhausen), такие как двенадцати-тональная последовательность. Юсеф не говорил, что играть, но мог попросить спроецировать определённое настроение". С различными интервалами в группе Латифа играли ударники Джеймс Блек (James Black), Лекс Хампфрис (Lex Humphries) и детроец Рой Брукс (Roy Brooks). Басист Фарроу был заменён на ветерана группы Колтрейна Реджи Уоркмана (Reggie Workman) и позже новозеландец Майк Нок (Mike Nock) сменил Лоусона за пианино. Эти перемены состава начала 60-х можно проследить в записях, сделанных в период между 1963 и 1966 для лейбла ABC/Impulse.
В 1967 был подписан контракт с Atlantic. Латиф записывает несколько альбомов, в которых он исследует Third World и афро-американские музыкальные элементы. Его диск THE BLUE Yusef Lateef (1968) собрал вместе некоторых из его бывших коллег по Детройту – гитариста Кенни Баррелла (Kenny Burrell), саксофониста Сонни Рэда (Sonny Red) и Хью Лоусона (Hugh Lawson). В альбоме Yusef Lateef’S DETROIT: LATITUDE 42 30’-LONGITUDE 83 (1969) он сделал попытку включить в свою музыку элементы современного соул и фанк-ориентированные звуки. Креативные отношения с Atlantic позволили Латифу продолжить использование экзотических инструментов – шанаи, аргол, рабат и самодельных бамбуковых флейт, сделанных на подобие тех, на которых играют пастухи нигерийского племени Falani. Хотя Латиф испытал некоторую долю критицизма в отношении его экспериментальных набегов, он заявил журналу "Down Beat", что эти "попытки экспериментов с новыми инструментами продиктованы его усталостью от прослушивания монотонности звучания одних и тех же устаревших звуков на одинаковых духовых". Он добавил: "Если вы записываете два альбома в год, вы не должны предлагать аудитории дважды одни и те же вещи".
Его SUITE 16 (1971) включал работу из семи частей "Symphonic Blues Suite". Эта сюита, в которой нашли отражение влияние J.S. Bach и модернистского композитора Карла Стокхасена (Karl Stockhausen), была описана Латифом как "Neo-Concerto Grosso", и была исполнена с Cologne Radio Orchestra под руководством дирижёра Уилльяма Эс Фишера (William S. Fischer). В своём обзоре для "Down Beat" Ларри Ридли (Larry Ridley) написал, что "этот альбом должен и демонстрирует постоянно расширяющийся музыкальный язык по-настоящему великого артиста". В 1989 на Atlantic выходит очередная работа Латифа NOCTURNE. Под аккомпанемент нескольких духовых Латиф создал сольную работу на электронных клавишных, в которой провёл тщательные битональные гармонические исследования.
В 1971 Латиф пригласил пианиста Кенни Баррона (Kenny Barron), басиста Боба Каннинхема (Bob Cunningham) и ударника Альберта Хиса (Albert Heath) для создания исключительной работы в составе квартета. В статье для журнала "Down Beat" в 1975 Баррон, который познакомился с Латифом в 17 лет, так описал 55-летнего лидера группы: "Латиф не перестаёт поражать меня. Я надеюсь, что буду обладать такой же неуёмной энергией, когда буду в его возрасте. И естественно, нас увлекает это; мы все подпитываем друг друга. Это одна из самых приятных групп, в которых я когда-либо был". Обладатель степени магистра Manhattan School of Music и преподавательской докторской степени от University Of Massachusetts, Латиф вдохновил Баррона и его коллег продолжить своё образование в Borough of Manhattan Community College, где он занимал должность профессора музыки.
В 1973 группа выпустила коллективную работу SOMETHING ELSE: WRITINGS OF THE Yusef Lateef QUARTET. В 1980 Латиф решил поделиться своим преподавательским опытом в Нигерии, где следующие четыре года он занимал должность Senior Research Fellow в Центре культурных исследований Нигерии при Ahmadu Bello University в городе Zaria. Вернувшись в 1986, он начал преподавать в University of Massachusetts и Amherst College.
С 1981 Латиф перестал выступать на мероприятиях, где продают алкоголь. В 1992 он принял участие в мемориальном концерте памяти Джона Колтрейна (John Coltrane), а в июле этого же года выступил в Verona, Italy и в Stockholm, Sweden. В ноябре 1993 состоялась премьера его "African-American Suite" в Cologne, Germany.
Для Юсефа Латифа искусство является отражением индивидуальной духовности и персональной идентичности. Когда его попросили дать оценку музыке в числовом выражении, он отказался применять подобный критический подход, который обычно используется для "слепых тестов" ("Blind Fold Test") журналом "Down Beat": "Ни одна из записей не может быть лучше или хуже другой; каждая уникальна, и если бы я мог выразить мои ощущения концепций ко всем из них, я бы стал ещё более завершённым". Как и его современники Макс Роуч (Max Roach) и Сонни Роллинс (Sonny Rollins), Латиф против использования слова "джаз" в отношении его музыки. Вместо этого он предпочитает описывать свой жанр выражением "авто-физио-психическая" ("auto-physio-psychic") музыка. "Если художник нарисовал картину, только он имеет право рассказать, что на ней изображено и что всё это значит. Никакие критики или главы отделов искусств не имеют права давать какие-либо определения вместо него". В 70-х он попросил, чтобы его имя было убрано из "Encyclopedia of Jazz", которую создал Леонард Фэзер (Leonard Feather), потому что эта работа, по мнению Латифа, не была, как заявлял Фэзер, "энциклопедией музыки". Тем не менее автор включил имя Латифа, пояснив, что "разносторонний и широчайший" вклад Латифа настолько важен, что он не может исключить его из книги.
Упор Латифа на важность индивидуального самовыражения и мировую культуру, послужили вдохновением для названия его антологии EVERY VILLAGE HAS A SONG (1994, Rhino Records) – музыкальной ретроспективы его карьеры, охватившей полстолетия. Латиф написал и опубликовал ряд книг, в том числе две новеллы "A Night in the Garden of Love" и "Another Avenue", сборник коротких историй "Spheres" и "Rain Shapes", а также автобиографию "The Gentle Giant", написанную в сотрудничестве с Хербом Бойдом (Herb Boyd). В 2010 Латиф получил стипендию Lifetime Jazz Master Award - высшую награду в джазе, которая была учреждена в 1982 NEA (Национальным фондом искусств США).
Свой последний альбом Латиф записал для лейбла Meta Records, который принадлежит Адаму Рудольфу (Adam Rudolph). Латиф умер 23 декабря 2013 в возрасте 93 лет после борьбы с раком простаты.