Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Elvin Jones / Элвин Джонс

Американский джазовый ударник. Наиболее известен благодаря участию в классическом квартете Джона Колтрейна (John Coltrane) в 1960-1965.

Был младшим ребёнком из десяти детей в семье Генри и Оливии Джонс (Henry и Olivia Jones). Самый молодой из братьев Джонсов (его старшие братья трубач Тэд Джонс (Thad Jones) и пианист Хенк Джонс (Hank Jones), Элвин рос в музыкальной атмосфере. С раннего детства восторгался ударными инструментами, наблюдая на парадах за цирковыми марширующими оркестрами, где всё его внимание было сосредоточено на барабанщиках.

В 13 лет Джонс твёрдо решает научится играть на барабанах, становится участником школьного оркестра и практикуется до десяти часов в день. 1946-1949 он проводит на службе в армии. По окончании службы, получив увольнительные и дополнительно заняв у сестры 35 долларов, Элвин покупает свою первую ударную установку. Его первые выступления проходят в детройтском клубе на Grand River Street. Он продолжает играть в местных коллективах Детройта, включая небольшую группу под управлением Билли Митчелла (Billy Mitchell), работает с Майлсом Девисом (Miles Davis) и Уорделлом Грэем (Wardel Gray).

В 1955 он предпринимает неудачную попытку войти в состав оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman), после чего переезжает в Нью-Йорк, где быстро становится одним из лидирующих боповых барабанщиков, присоединившись к ансамблю Чарльза Мингуса (Charles Mingus).

Он работает с несколькими известными музыкантами, включая Джей Джей Джонсона (J.J. Johnson), Дональда Бёрда (Donald Byrd), Тедди Чарльза (Teddy Charles), Бада Пауэлла (Bud Powell) и Сонни Роллинса (Sonny Rollins). В 1960 он становится участником квартета Джона Колтрейна (John Coltrane) вместе с Джимми Гаррисоном (Jimmy Garrison) на басу и МакКой Тайнером (McCoy Tyner) на пианино. Считается, что эта группа переопределила понятие "свинг" (ритмическое чувство джаза) почти так же, как Луи Армстронг (Louis Armstrong), Чарли Паркер (Charlie Parker) и другие сделали это на ранних стадиях развития джаза.

Джонс играет с Трейном в течение 5 лет, и за это время становится одним из выдающихся барабанщиков в истории джаза, заполнив разрыв между продвинутым хард-бопом и авангардом, приняв участие в записи ряда известных джазовых альбомов, включая фундаментальную работу A LOVE SUPREME в 1964. К тому времени Джонс чувствовал себя не совсем комфортно в контексте нового направления Колтрейна, и его полиритмический стиль столкнулся с "разнонаправленным" подходом второго ударника группы Рашида Али (Rashied Ali).

В 1966 Джонс недолго сотрудничает с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), после чего карьера Джонса протекает в основном в небольших составах, некоторые из которых используют название The Elvin Jones Jazz Machine, где он осуществляет полный контроль над стилистическим языком своих коллективов. Среди них было трио, созданное с саксофонистом и мультиинструменталистом Джо Фарреллом (Joe Farrell) и бывшим коллегой по группе Колтрейна басистом Джимми Гаррисоном (Jimmy Garrison), с которым он для Blue Note записал альбом PUTTIN 'IT TOGETHER. В конце 60-х и начале 70-х Джонс много записывается для Blue Note под своим собственным именем и с группами, в которых фигурировали как выдающиеся, так и начинающие джазмены.

В двухдисковом издании LIVE AT THE LIGHTHOUSE представлены Стив Гроссман (Steve Grossman) и Дейв Либман (Dave Liebman), которым на тот момент соответственно исполнилось 21 и 26 лет. Джонс играл на многих значимых альбомах эпохи модального джаза, таких как THE REAL MCCOY с Маккой Тайнером (McCoy Tyner) и SPEAK NO EVIL саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter).

Другими известными музыкантами, которые внесли значительный вклад в музыку Джонса в этот период, были баритон саксофонист Пеппер Адамс (Pepper Adams), тенор саксофонисты Джордж Колман (George Coleman) и Френк Фостер (Frank Foster), трубач Ли Морган (Lee Morgan), басист Джин Перла (Gene Perla), клавишник Ян Хаммер (Jan Hammer) и группа Oregon.

Чувство времени, полиритмия, динамика, тембральный окрас и легато фразировки Джонса вывели ударную установку на первый план. Журнал "Life" называл Джонса "величайшим ритмическим барабанщиком в мире", и его свободный стиль оказал большое влияние на многих ведущих барабанщиков, включая Кристиана Вандера (Christian Vander), Митча Митчелла (Mitch Mitchell) (которого Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) называл "мой Элвин Джонс"), Джинджер Бейкер (Ginger Baker), Джон Денсмор (John Densmore) и Джанет Вайс (Janet Weiss).

В 1971 он появился в роли злодея Джоба Кейна (Job Cain) в музыкальном вестерне "Zachariah", в котором он исполнил барабанное соло после победы в перестрелке в салуне.

В этот период Джонс непрерывно гастролирует, выступает в клубах, на концертах и фестивалях по всему миру. В числе его соратников были Джордж Колмен (George Coleman) и Уилбур Литтл (Wilbur Little). В 1979 он записывает диск VERY R.A.R.E. с Артом Пеппером (Art Pepper) и в этом же году в свет выходит документальный фильм "Different Drummer: Elvin Jones". Джонс расширяет контекст работ, сделанных такими пред-боповыми барабанщиками как Макс Роуч (Max Roach) и Арт Блейки (Art Blakey).

В 1995 издание "Modern Drummer" вводит Элвина Джонса в свой Зал славы.

В сентябре 1997 ансамбль Джонса Jazz Machine выступает в лондонском клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott). Главным творческим достижением Джонса становится создание новой ритмической концепции, получившей название "звуковой ритмический круг". В музыкальном потоке отсутствует однозначный ритмический акцент и создаётся полиритмическое динамическое круговращение с одномоментным сосуществованием нескольких ритмических центров.

В 1999 Джонс работает с Our Lady Peace над их альбомом HAPPINESS...IS NOT A FISH THAT YOU CAN CATCH. Он играет на ударных в песне "Stealing Babies", которая также была включена в сборник THE VERY BEST OF OUR LADY PEACE (2009).

Джонс выступает и записывается со своей собственной группой, Elvin Jones Jazz Machine, состав которой менялся с годами. Сонни Форчун (Sonny Fortune) и Рави Колтрейн (Ravi Coltrane), сын Джона Колтрейна (John Coltrane), в начале 90-х играли на саксофоне в составе Jazz Machine, появившись вместе с Джонсом на альбоме IN EUROPE для лейбла Enja Records в 1991. Джонс, который регулярно преподавал, часто принимает участие в тематических курсах, играет в школах и даёт бесплатные концерты в тюрьмах. На своих уроках он всегда подчеркивал важность истории музыки, а также основ техники игры на барабанах.

В 2001 Джонс был удостоен звания почетного доктора музыки в музыкальном колледже Беркли.

Элвин Джонс умер от сердечной недостаточности в Энглвуде, штат Нью-Джерси.

Несмотря на его недолгое обращение к фри джазу, что стало примером для многих последующих барабанщиков авангарда, его собственная игра всегда имела под собой основание того, что он делал до этого. Однако в расширении его роли пост-бопового джазового барабанщика Джонс стал ответственен за очень важный стилистический сдвиг: он полностью интегрировал барабаны с импровизациями музыкантов передней линии, так что барабанщик стал их полноправным партнёром, а не просто аккомпаниатором или гарантом ритмической основы, как это было в предыдущие годы. Своим примером и благодаря его удивительному техническому мастерству Джонс стал мастером джазовых барабанов.

12:45