Поиск

Bob Belden / Боб Белден

Bob Belden / Боб Белден
Also known as:
James Robert Belden
Date of birth (creation):
31 октября 1956
Place of birth (creation):
Evanston, Illinois, USA
Date of death (dissolution):
20 мая 2015
Place of death (decay):
New York City, New York, USA
Bio:

Американский саксофонист, арранжировщик, композитор и продюсер, который был одновременно историком музыки и движущей силой ее развития.

Как композитор, вероятно, наиболее известен как обладатель премии Grammy за оркестровую запись BLACK DAHLIA (2001). В качестве продюсера свой наиболее заметный вклад Белден сделал как реставратор ранних записей трубача Майлза Девиса (Miles Davis) для компании Columbia Records. Белден стал трехкратным обладателем премии Grammy за работу над альбомом 1996 года Miles Davis AND Gil Evans: THE COMPLETE COLUMBIA STUDIO RECORDINGS (лучший исторический альбом, лучшая аннотация к альбому) и 1998 года Miles Davis QUINTET SET 1965-'68: THE COMPLETE COLUMBIA STUDIO RECORDINGS (лучшая аннотация к альбому).

Белден родился в Эванстоне, штат Иллинойс. Его отец, Вирджил Рэй Белден, руководитель компании United States Gypsum, был пианистом-любителем; его мать, бывшая Мэри Элизабет Пассалайгу, работала в библиотеке средней школы и пела в хоре. В раннем возрасте он вместе с семьей переехал в Гус-Крик, штат Северная Каролина, к северу от Чарльстона. Освоив несколько инструментов в средней школе, он недолго учился в Университете Южной Каролины, где познакомился с композитором Джеем Ноулзом (Jay Knowles), который познакомил его с музыкой Гила Эванса (Gil Evans). В 16 лет он поступил на стипендию в музыкальный колледж Университета Северного Техаса по специальности "композиция". Он был членом One O'Clock Lab Band, гастролирующего джазового ансамбля школы.

После окончания колледжа он присоединился к биг-бэнду Вуди Хермана (Woody Herman), а в 1983 году переехал в Нью-Йорк, где сочинял и аранжировал музыку для телевидения, а также участвовал в джазовых звукозаписывающих сессиях, после чего создал собственную группу из 12 человек, с которой в 1989 году записал свою первую пластинку, сюиту TREASURE ISLAND.

В 1990-е годы он работал со студийными музыкантами, создавая альбомы с аранжировками песен Принса, Стинга, Битлз и Кэрол Кинг, а также с джазовой обработкой "Турандот" Пуччини. Продолжая работу, которую он выполнял для Blue Note Records в 1990-х годах - создавал собственные альбомы, а также продюсировал и аранжировал для других, - в 1997 году мистер Белден стал руководителем отдела артистов и репертуара лейбла. (По странному стечению обстоятельств Белден умер через день после Брюса Лундволла (Bruce Lundvall), который руководил Blue Note в течение 25 лет.) Далее последовала серия авантюрных альбомов с джазовыми аранжировками современных поп-песен, кульминацией которой стал BLACK DAHLIA в 2001 году.

Белден обычно работает быстро, но над музыкой к альбому BLACK DAHLIA {Blue Note}, одной из самых известных своих работ, он размышлял годами. Вдохновленное убийством Элизабет Шорт в Лос-Анджелесе в 1947 году, это еще одно произведение длиной в сюиту, написанное для джазовых солистов и оркестра и вдохновленное партитурой Джерри Голдсмита к фильму 1974 года "Чайнатаун", с повторяющимися мотивами и аккордами, связанными с определенными идеями и персонажами. Это была также попытка связать джаз с более широкими темами и эмоциями, которые, по мнению Белдена, недостаточно слышны среди молодых исполнителей.

"Джаз совершенно не отражает того, что происходит в обществе", - сказал он журналу JazzTimes в 2000 году. "Потому что джазовые музыканты не делают музыку, которая рассказывает историю. И по большей части это происходит потому, что им нечего рассказать, кроме истории о долгих часах занятий в Berklee".

В 2008 году он аранжировал и спродюсировал MILES FROM INDIA, запись в стиле world fusion, основанную на музыке Майлза Дэвиса (Miles Davis), переложенной на ситар и таблу, для которой он собрал группу, состоящую из выпускников Дэвиса и музыкантов из Индии. Альбом номинировался в 2009 году на премию Grammy как лучший альбом современного джаза. Он экспериментировал и со звуками Андалусии (MILES ESPAÑOL: NEW SKETCHES OF SPAIN, выпущенный в 2011 году). В группе Animation, которую он создал в конце 1990-х годов, он объединил джазовых импровизаторов, включая трубача Тима Хэганса (Tim Hagans), добавив трех молодых музыкантов из Университета Северного Техаса, которые привнесли в музыку ритмы электронных ударных, баса и эффекты, создаваемые ди-джеем. Год спустя группа выпустила пластинку TRANSPARENT HEART для лейбла Rare Noise. В дополнение к своей работе в качестве аранжировщика, композитора, дирижера и A & R директора, Белден написал множество примечаний для известных записей, таких как LOU'S BLUES Лу Марини (Lou Marini) и Magic City Jazz Orchestra.

Подобно Дэвису, к творчеству которого он продолжал возвращаться с разными группами и для разных целей, Белден часто критиковал то, что считал неуместной ностальгией в джазовом мире. Но он также был авторитетом в прошлом музыки, работая в качестве продюсера и аннотатора многих переизданий, включая большую серию бокс-сетов Дэвиса от Columbia. Он получил три премии Grammy за продюсирование и написание аннотаций к этим проектам.

Некоторые из его работ в качестве автора примечаний были отмечены премией Grammy. Увлеченный и убежденный, мистер Белден был отчасти реформатором и отчасти защитником природы. Как бэндлидер и звукорежиссер, он часто искал способы соединить джазовую традицию с другими энергиями. В феврале 2015 года он выступил в Тегеране со своей группой Animation на концерте, организованном американской некоммерческой организацией Search for Common Ground. Это был первый раз за 35 лет, когда американский музыкант выступал в Иране с 1979 года.

По словам его сестры, Бет Белден Хармстоун, у Белдена случился сердечный приступ в его квартире в Верхнем Вест-Сайде, и 20 мая 2015 года он был отключен от системы жизнеобеспечения, пролежав без сознания более 24 часов в больнице Ленокс Хилл на Манхэттене. Ему было 58 лет.

"Боб Белден был настоящим человеком эпохи Возрождения - мультиинструменталист, композитор, сессионный игрок, продюсер, педагог, историк, руководитель лейбла и многое другое. Его музыкальный талант и новаторский дух принесли ему три премии GRAMMY и огромное уважение в джазовом сообществе и за его пределами. Мы потеряли талантливого и ценного музыканта, и наши самые искренние соболезнования выражаются семье Боба, его друзьям, коллегам и всем, на кого повлияла его замечательная работа", - говорится в заявлении Академии звукозаписи.

Author of publication:
Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:04
1855