Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Art Davis (bass) / Арт Девис (бас)

Американский джазовый контрабасист. Известен своей работой с такими мэтрами джаза как Телониус Монк (Thelonious Monk), Макс Роач (Max Roach), Диззи Гиллеспи  (Dizzy Gillespie), МакКой Тайнер (McCoy Tyner) и Джон Колтрейн (John Coltrane) - от знаменитой сессии "A Love Supreme" до смерти саксофониста в 1967.

Девис начал изучать фортепиано в возрасте пяти лет, но бросил занятия, потому что в их доме не было инструмента. К шестому классу школы его интересовали труба и тромбон, но единственным свободным инструментом в школьном оркестре была туба. Он одержал победу на конкурсе штата в составе "The Forensics". В 1951 он решил связать свою жизнь с музыкой и посвятить себя контрабасу. Так он перешёл на контрабас, инструмент, который, как он считал, предоставит ему множество профессиональных возможностей.

В 17 лет несмотря на то, что он занимался под руководством контрабасиста Philadelphia Orchestra Роджера Скотта (Roger Scott), Дэвис подвергся резкой критике и его кандидатура была отвергнута во время прослушивания для Гаррисбургского симфонического оркестра. Причина была проста: "Он цветной". Дирижёр Эдвин Макартур (Edwin MacArthur) был крайне возмущён и заявил, что решение отборочной комиссии было основано не на оценке таланта Дэвиса, а на цвете его кожи, и обвинил судей в расизме и пригрозил уйти в отставку, если они не пересмотрят своё решение. Дэвиса всё же взяли в состав и он выступал с оркестром до окончания средней школы

После окончания школы ему предложили стипендию на обучение в трёх заведениях - Eastman, Juilliard и Manhattan School of Music. Он изучал классическую музыку в Манхэттенской музыкальной школе у басиста N.Y. Philharmonic Ансельма Фортиер (Anselme Fortier). Именно Фортиер привил Девису любовь к стальным струнам. После чего Девис учился в Джульярде под руководством виолончелиста Лазло Варга (Lazlo Varga), и адаптировал четырёхпальцевую технику виолончелистов для игры на контрабасе, которую позднее (в 1975) изложил в своей книге. Он также учился у Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford), часто наблюдая за его игрой. В 1956 он собрал свой квинтет, с которым выступал на радио, ТВ и во многих колледжах и клубах Пенсильвании. Он также подрабатывал, исполняя джаз в ночных клубах Нью-Йорка, и, наконец, окончил Hunter College с тройной специализацией в психологии, музыке и физике. В начале 1957 из-за болезни матери он был вынужден возвратиться в Harrisburg. 

В течение двух лет его признавали лучшим местным контрабасистом и тубистом. Он играл в All State Orchestra и Национальном молодёжном оркестре, как и в William Penn High School Orchestra. Его фото появлялись в местной прессе. 

Девис становится востребованным сессионным музыкантом в Нью-Йорке, много играет в театрах, студиях, с джазовыми группами и вокалистами, работает в составе классических оркестров, включая Symphony of the Air, National Orchestra, Bell Symphony.

В 1958-1959 он играет с Максом Роучем (Max Roach). Их первое совместное выступление состоялось 6 июля 1958 в рамках Newport Jazz Festival. Девису пришлось играть с повреждённым пальцем. Коллега по группе – Букер Литтле (Booker Little) – прибил ему палец дверцей автомобиля и забинтованный палец Девиса чётко виден на фотографиях, вошедших в буклет концертного альбома. В составе группы также играл тенор саксофонист Джордж Колмен (George Coleman).

Во время выступлений в группе Роуча в гарлемском клубе Small's Paradise Девис познакомился с Джоном Колтрейном (John Coltrane), который в итоге предложил Девису поиграть вместе. Двое музыкантов регулярно репетировали в течение следующего года, и именно в этот период Колтрейн сочинил свою знаменательную композицию "Giant Steps". Профессиональные конфликты помешали Дэвису присоединиться к группе Колтрейна на постоянной основе, но басист оставался важным соавтором, сыграв на первой неизданной записи основополагающей композиции Колтрейна "A Love Supreme", а затем появившись на различных сессиях, в том числе на альбомах AFRICA/BRASS и стержневом ASCENSION.

В конце 1959, покинув группу Колтрейна, Девис отправился на гастроли в Европу с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), с которым выступал до начала 1961. Затем в Лондоне месяц работал с Линой Хорн (Lena Horne).

Вдвоём с контрабасистом Реджи Уоркменом (Reggie Workman) с мая по ноябрь 1961 он снова играл в группе Колтрейна, впервые используя два контрабаса в джазовом комбо, хотя ранее и позже играл со Стивом Девисом (Steve Davis) и Джимми Гаррисоном (Jimmy Garrison). По воле случая он оказался на записи дисков Джона Колтрейна (John Coltrane) QUARTET PLAYS, ASCENSION, AFRICA BRASS I и II, и OLE, а затем в составе секстета вместе с Арчи Шеппом (Archie Shepp) участвовал в записи неизданной версии A LOVE SUPREME.

С этого момента карьера басиста набирает обороты. С 1962 и в течение 1970-х он был участником телевизионных оркестров NBC, Westinghouse и CBS. В конце 1960-х играл в шоу Мерва Гриффина (Merv Griffin).

В 1969 Девис дважды проходил прослушивание на место контрабасиста в New York Philharmonic, но оба раза получил отказ. Вместе с виолончелистом Ёрлом Мэдисоном (Earl Madison) он подал иск в суд на оркестр и его дирижёра Леонарда Бернштайна (Leonard Bernstein), обвинив их в расовой дискриминации. После 15 месяцев разбирательств Комиссия по правам человека в Нью-Йорке заявила, что не видит доказательств дискриминации постоянных участников, но согласилась, что дискриминация была в отношении временно приглашаемых музыкантов. Во время слушаний Девис настаивал, что прослушивания должны были проводиться вслепую, но его доводы были проигнорированы. Так Девис попал в "чёрные" списки за то, что поднял вопросы, связанные с проявлением расизма в музыкальной индустрии, что положило конец его расцветающей карьере сессионного музыканта и участника телевизионных оркестров. Из-за этих гонений пианист Ахмад Джамаль (Ahmad Jamal) однажды назвал Девиса "забытым гением".

В 1971 шоу Гриффина переехало в Калифорнию и Девис остался без работы. Он снова пошёл учиться. На этот раз изучал психологию. Иногда играл в бродвейских шоу, балетах и даже с Московским цирком. Преподавал, как частным образом, так и в Manhattan Community College с 1971 по 1986. Снова учился - получил дипломы по психологии, музыке и медицине в Hunter College в 1972, дипломы по музыке и психологии в New York University в 1976 и докторскую степень по психологии в New York University в 1982. 4 года практиковал как доктор, преподавал в медицинских центрах и колледжах. Кроме того, играл в дуэте с пианистом Хилтоном Руизом (Hilton Ruiz) (1979-1986).

В 1980 он вернулся в мир музыки с альбомом REEMERGENCE. В 1986 он перебрался в южную Калифорнию и поселился на Long Beach, где практиковал психологию и снова начал играть с такими артистами, как Артур Блис (Arthur Blythe) и Девид Мюррей (David Murray), работал над выпуском учебных материалов в книгах и на кассетах. Работал в оркестрах Los Angeles Philharmonic и Orange County Symphony. Столкнувшись с предвзятым отношением экзаменаторов и работодателей к цвету кожи, он разработал методику, которая привела к появлению системы слепых прослушиваний для исполнителей, суть которой состоит в том, что работодатель может слышать, но не видит претендента на место в оркестре. Он разработал собственную технику для пальцев при игре на контрабасе, которую изложил в книге "The Arthur Davis System for Double Bass". Два года он преподавал в University of California, Irvine. Был инструктором в Orange Coast College в Costa Mesa, California.

В 1993 Девис стал основателем некоммерческой организации B.A.S.S. (Better Advantages for Students and Society), которая выдаёт стипендии талантливым студентам колледжей и университетов.  В 1996 в память о своей жене Глэдис (Gladys), которая умерла в ноябре 1995, он создал Gladys Davis Memorial Scholarships, призванный заниматься вопросами улучшения уровня медицинских услуг. В июле 1997 он выступил в Бруклине и перед самым концертом дал интервью на радиостанции WKCR. В январе 2002 он выступил с лекцией-демонстрацией на конвенции IAJE в Long Beach, California. В марте 2002 вернулся в Нью-Йорк для выступлений в Knitting Factory. Получает награду 2002-2003 ASCAP. В последующие годы по воскресеньям его можно было услышать в отеле Ritz-Carlton в Laguna Niguel.

Он отец двух сыновей: Kimaili и Mureithi, а также дочери Taisha Jack. Девис умер 29 июля 2007 в своём доме на Long Beach от сердечного приступа в возрасте 73 лет.

В разное время он выступал с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman), Каунтом Бейси (Count Basie), Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), в квинтете Кларка Терри - Боба Брукмайера (Clark Terry - Bob Brookmeyer Quintet), Джином Эммонсом (Gene Ammons), Ли Морганом (Lee Morgan), Аритой Френклин (Aretha Franklin), Джиджи Грайсом (Gigi Gryce), Букером Литтлом (Booker Little), Куинси Джоунсом (Quincy Jones), Телониусом Монком (Thelonious Monk), Рахсааном Роландом Кёрком (Rahsaan Roland Kirk), Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard), Лео Райтом (Leo Wright), Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), группой Эла Грэя-Билли Митчелла (Al Grey - Billy Mitchell) и Артом Блейки (Art Blakey). Он принимал участие в записи альбомов Боба Дилана (Bob Dylan), Джона Денвера (John Denver), Джуди Гарланд (Judy Garland), Боба Гибсона (Bob Gibson).

Девис рассматривал свой инструмент как "костяк группы", который должен "вдохновлять группу, предлагая ей гармоническую информацию с определённым качеством звука и ритмическими импульсами".

"Ты должен позволить контрабасу разговаривать. Басист не может быть удовлетворён, просто играя".

14:55