Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Paul Bley / Пол Блей

Пианист Блей заслужил место в истории джаза как благодаря силе его инстинктов, так и благодаря его таланту. Учиться музыке начал в Монреале, его первыми инструментами были скрипка и фортепиано, затем играет в местных оркестрах, в 1945-48 руководит джазовым квартетом. В 1949 приезжает в США, где продолжает музыкальное образование в Джульярдской школе (по классу композиции и дирижирования). Работает на ТВ, был продюсером короткометражных художественных фильмов о джазе. В 1953 в возрасте 20 лет он оказывает поддержку и играет с Чарли Паркером (Charlie Parker). На 52-й улице Нью-Йорка Джеки МакЛин (Jackie McLean) и Дональд Бёрд (Donald Byrd) постоянно становятся дополнительными участниками трио Блея. Чарльз Мингус (Charles Mingus) становится инициатором начала карьеры Блея в звукозаписи и сыграл на басу на альбоме INTRODUCING Paul Bley, а Арт Блейки (Art Blakey) играл на барабанах. Блею удавалось находить наиболее творческих музыкантов, а их, в свою очередь, тянуло к нему. Он первым обратил своё внимание на молодых Пета Метини (Pat Metheny) и Жако Пасториуса (Jaco Pastorius), взял их в свой оркестр и сделал первые записи с ними. Творчество легендарного квартета во главе с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman) (вместе с Доном Черри (Don Cherry), Чарли Хейденом (Charlie Haden) и Билли Хиггинсом (Billy Higgins) оказал огромное влияние на квинтет Блея. Воодушивившись композиторскими успехами своей бывшей жены Карлы Блей (Carla Bley) и Аннетт Пикок (Annette Peacock), в 1960-1970-х он строит свой репертуар на их сочинениях. В 1960-х он оставил свой вклад в развитии всех новых направлений и течений в музыке. В 1960 он предпринял гастрольную поездку по Европе. Он исполнил фортепианные дуэты с Биллом Эвансом (Bill Evans) в составе оркестра Джорджа Расселла (George Russell), помогал созданию само созерцательной и интеллектуальной импровизационной музыки в трио Дона Эллиса (Don Ellis) и Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre). В 1963 гастролирует по Японии. Записью классического альбома FOOTLOOSE он открывает новое направление - камерный джаз. Тихим, сконцентрированным импровизациям были противопоставлены свирепые выпады квинтета Блея на диске BARRAGE, записанном при помощи саксофониста Маршалла Аллена (Marshall Allen), игравшего в группе Сан Ра (Sun Ra). В 1964 с Блеем играли Альберт Эйлер (Albert Ayler) и Джон Колтрейн (John Gilmore). Вместе со своей женой пианисткой и композитором Карлой Блей (Carla Bley) в 1964 он входит в число учредителей ассоциации музыкантов авангардного джаза “Jazz Composer's Guild” (JCG) и становится членом экспериментального биг бенда JAZZ COMPOSER'S ORCHESTRA (JCO), ставшего одним из ведущих коллективов в области фри-джаза и креативной музыки. В 1965 вновь посещает Европу. В 1968 Блей начинает использовать синтезатор Arp и экспериментирует со множеством звуков, производимых электронными инструментами. Через группу Блея прошли барабанщики Хан Беннинк (Han Bennink) (диски IMPROVISIE и DUAL UNITY) и Роберт Уайятт (Robert Wyatt) (в дальнейшем один из основателей группы Soft Machine). Обобщающим знаменателем всего творчества Блея является его чувство формы; его импровизации имеют особую композиционную логику. В 1970-х Блей возвращается к аккустической музыке - суровый и холодный диск OPEN, TO LOVE установил новое направление его будущих работ. Он создаёт свой лейбл I.A.I., продюсирует записи Сан Ра (Sun Ra), Рена Блейка (Ran Blake), Мариона Брауна (Marion Brown), Сэма Риверса (Sam Rivers) и других. В течение 1980-х Блей выпускает несколько альбомов высокого качества, которые доказывали, что не только крики и вопли являются проявлением эмоциональной выразительности. Однажды Блей отметил: "Музыка является проявлением боли" и мог ранить любое сердце своими тщательно подобранными нотами. За 40 лет творческого пути Блей смог всегда оставаться на острие креативной музыки от бибопа до фри джаза и далее.
12:37