Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Michel Camilo / Мишел Камило

Доминиканский композитор, джазовый и классический пианист. Обратил на себя внимание как виртуоз, соединивший технику бибопа с латиноамериканскими ритмо-формулами.

Вырос в семье музыкантов и в детстве проявлял большой интерес к аккордеону, который ему дали родители. Но ещё больший его интерес привлекало фортепиано, которое находилось в доме дедушки. В 9 лет он попросил родителей приобрести ему инструмент. Ответ был такой: год занятий в музыкальной школе при национальной консерватории, и если его страсть к инструменту не остынет, то он получит его. В 16 лет Камило уже играл с Национальным симфоническим оркестром Доминиканской республики. Сам он признавал, что наибольшее влияние на него оказали такие пианисты, как Чик Кориа (Chick Corea), Кит Джарретт (Keith Jarrett), Билл Эванс (Bill Evans), Арт Тэйтумт (Art Tatum), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Амильтон Годой (Amilton Godoy) (пианист Zimbo Trio), а также кубинский композитор Эрнесто Лекуона (Ernesto Lecuona y Casado).

Впервые джаз он услышал по радио, когда ему было 14 лет. Это было сольное исполнение композиции "Tea for Two" великим Артом Тэйтумом (Art Tatum). Эта музыка немедленно захватила внимание молодого пианиста и ему захотелось впитать его, научиться играть в этом стиле. 13 лет он учился в национальной консерватории Доминиканской республики и, к слову, стал гордостью этого музыкального заведения. Прекрасный исполнитель классического репертуара – один из лучших исполнителей музыки Фредерика Шопена в Латинской Америке. Когда Harvard University Jazz Band посетил Доминиканскую республику и его лидер услышал игру Мишела на джем сейшине, он воскликнул: "Ты должен быть в Соединённых Штатах". Камило принимает неожиданное решение.

Он временно прекращает фантастическую карьеру академического музыканта и начинает другую, по мнению большинства, убыточную карьеру – джазовую. Но, как выяснилось позже, эта карьера стала для Камило не менее успешной. Ещё одно доказательство фразы Римского-Корсакова: "Нет плохой музыки – есть плохие музыканты". В 1979 Камило отправляется в Нью-Йорк и начинает изучать композицию и джазовое фортепиано в Mannes College и в знаменитой The Juilliard School. В 1983 Камило вошёл в состав группы French Toast. Его настоящий прорыв на международную джазовую сцену наступает в 1983, когда Мишел заменил пианиста в оркестре Тито Пуэнте (Tito Puente), который не смог отправится с биг бендом на выступления в рамках Montreal Jazz Festival.

В числе зрителей фестиваля был кубинский саксофонист Пакито ДеРивера (Paquito D'Rivera), который сразу же пригласил Камило войти в состав его группы. С 1984 Камило становится настоящей звездой джаза. В 1985 со своим трио он выступает в Carnegie Hall. Он много записывается в Штатах, Японии, Германии в составе трио, как сольный исполнитель, а также со своим комбо, в состав которого вошли американские и латиноамериканские джазмены. В 1985 на японском лейбле King выходит альбом ДеРивера WHY NOT?. Одноимённая композиция, созданная Камило, становится настоящим хитом, а позднее стандартом. Её интересно аранжировала и исполнила группа Manhattan Transfer в альбоме BODYS AND SOULS. Диск SUNTAN / IN TRIO был записан в формате трио с басистом Энтони Джексоном (Anthony Jackson) и ударником Дейвом Уэклом (Dave Weckl).

В 1988 Камило дебютировал на крупнейшем лейбле звукозаписи Sony с альбомом Michel Camilo, который становится бестселлером и удерживает список популярности лучших джазовых альбомов в течение десяти недель. Особыми гостями на этом диске стали перкуссионист Сэмми Фигероа (SAMMy Figueroa) и тэп танцор Рауль (Raul). Далее последовали не менее успешные альбомы. Альбом Камило 2000 года, записанный в сотрудничестве с гитаристом фламенко Томатито Спейном (Tomatito Spain) получает премию Grammy в номинации Best Latin Jazz Album на первой церемонии, когда была введена категория Latin. Будучи выдающимся исполнителем, Камило демонстрирует не менее захватывающие таланты композитора. Он является автором музыки для нескольких фильмов для испаноговорящей аудитории, включая "Los Peores Años de Nuestra Vida" и обладателя премии "Amo Tu Cama Rica".

В дальнейшем Камило продолжает много гастролировать, даёт лекции в Европе, США и в стенах Conservatory of Music of Puerto Rico. Он обладатель нескольких престижных званий – профессор (Visiting Professor) и доктор в Berklee College of Music, а у себя на родине получил почётный титул рыцаря геральдического ордена Кристофора Колумба (Knight of the Heraldic Order of Christopher Columbus), и был награждён серебряным крестом (Silver Cross of the Order of Duarte, Sanchez & Mella).

Камило говорит: "Я никогда не исполнял обработки латиноамериканских хитов. Я не считаю, что играю фолк. Я доминиканец и может поэтому я так слышу современный джаз и ощущаю его как-то по-карибски. Ничего удивительного. В современной музыке всё переплелось. Я оцениваю собственное творчество, как чистый джаз с латиноамериканским, а точнее, с карибским привкусом. И мне это очень нравится".

На протяжении многих лет в составе трио Камило играл его друг басист Энтони Джексоном (Anthony Jackson) и ударник Эль Негро (El Negro (Horacio Hernandez). С момента выхода получившего премию GrAMMy альбома LIVE AT THE BLUE NOTE место басиста занял Чарльз Флорес (Charles Flores). Позднее в состав трио вошёл ударник Дафнис Прието (Dafnis Prieto). Именно этим новым составом в апреле 2007 был записан альбом SPIRIT OF THE MOMENT.

На протяжении своей карьеры Мишелу Камило посчастливилось сотрудничать с Tito Puente, Paquito D'Rivera, Dizzy Gillespie, Katia Labèque, Toots Thielemans, Airto Moreira, Chuck Mangione, Stanley Turrentine, Claudio Roditi, Nancy Alvarez, Mongo Santamaría, George Benson, Eddie Palmieri, Jon Faddis, Gonzalo Rubalcaba, Lew Soloff, Tania Maria, Jaco Pastorius, Patato, Randy Brecker, Michael Brecker, Chuck Loeb, Giovanni Hidalgo, Guarionex Aquino, Wynton Marsalis, Dave Valentin, Flora Purim, Delfeayo Marsalis, Chucho Valdés, Joe Lovano, Herbie Hancock, Tomatito, John Patitucci, David Sanchez, Hiromi Uehara, Cachao, Marcus Roberts, Steve Gadd, Danilo Perez, Gary Burton, Billy Taylor, Dave Weckl, Hilton Ruiz, Roy Hargrove, Romero Lubambo, Niels-Henning Ørsted Pedersen, Leny Andrade, Bireli Lagrene, Marian McPartland, Leonard Slatkin, Arturo Sandoval, Aisha Syed Castro, Béla Fleck, Lou Marini, Cliff Almond, Mark Walker.

16:19