Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Larry Willis / Ларри Уиллис

Американский джазовый пианист и композитор. Играет в широком спектре стилей, включая джаз фьюжн, рок музыку, бибоп и авангард. С детства он был окружён музыкой, которая звучала отовсюду. По соседству жили сам Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Джо Луис (Joe Louis). Он был младшим из трёх братьев. Старшие изучали игру на пианино, которое стояло в их доме. В детстве он с неохотой начинал изучать пианино, но его настоящим талантом в тот период был вокал. Именно как вокалист он был принят в нью-йоркскую High School of Music and Art, где среди его одноклассников были Джимми Оуэнс (Jimmy Owens), Билли Кобэм (Billy Cobham) и Ричард Ти (Richard Tee). В составе хора (Music and Arts Choral Ensemble) под управлением Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) он принял участие в исполнении одной из опер Копленда. Также участвовал в организованном Бернстайном концерте Young People Concerts, прошедшем в знаменитом Carnegie Hall, и в последовавших записях в студии CBS на 30th Street. Позднее Уиллис снова увлёкся фортепиано и начал играть со своими одноклассниками Элом Фостером (Al Foster) и Эдди Гомезом (Eddie Gomez). Продолжил музыкальное образование Уиллис в Manhattan School of Music, где в числе его приятелей были Хью Масекела (Hugh Masekela), Эдди Гомез (Eddie Gomez), Рон Картер (Ron Carter), Ричард Девис (Richard Davis) и Дональд Бёрд (Donald Byrd). При поддержке своего брата Виктора (Victor), который был к тому времени неплохим классическим пианистом, Уиллис быстро наверстал упущенное в плане исполнительской техники. При помощи Джона Мехегана (John Mehegan), его первого и последнего преподавателя, и приятелей, в числе которых, вероятно, был Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Уиллис начал проявлять интерес к изучению мелодии, гармонии и структуре, что помогло в дальнейшем формировании его подхода к композиции. “Мой брат познакомил меня с классической литературой, в особенности периода импрессионистов, что оказало на меня сильное впечатление, — вспоминал Уиллис. – Мне всегда нравились приятные аккорды и звуки. Тогда я слушал Рэда Гарленда (Red Garland), Ахмада Джамаля (Ahmad Jamal), Билла Эванса (Bill Evans) и, необходимо отметить, Уинтона Келли (Wynton Kelly), который повлиял на звучание моих аккордов. В то же время я изучал музыку Равеля, Дебюсси, Пуленка и Мэссьёна — великих композиторов этого направления”. Уиллис попробовал свои силы и как композитор, сочинив сюиту для фортепиано и струнных, исполненную при поддержке Florida Southern College Symphony Orchestra. Уиллис считает, что его благословил гениальный дух с изрядным чувством юмора, когда вспоминает как в свои 19 он вошёл в высшую лигу исполнителей благодаря приглашению саксофониста Джеки МакЛина (Jackie McLean) — одного из героев его детства. Тот искал не только саксофониста, но и композитора, а Уиллис подходил в обоих качествах. Две его композиции вошли в дебютную запись с МакЛином для Blue Note в 1965 — альбом RIGHT NOW!.. В 2007 пианист посвятил гиганту альт саксофона композицию “Blue Fable”, вошедшую в одноимённый альбом, выпущенный лейблом HighNote. Сделав такой потрясающий старт, в дальнейшем Уиллис играл с джазовыми гигантами как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) (называя его “мой второй отец и величайший в мире юморист”), Вуди Шоу (Woody Shaw), Ли Морганом (Lee Morgan), Кеннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley), Стэном Гетцем (Stan Getz) ("великий музыкант и сложный человек"), Кармен МакРэй (Carmen McRae), Ширли Хорн (Shirley Horn). В 1972-1979, Уиллис был клавишником фьюжн группы Blood Sweat and Tears. Он вспоминает: "Я дорожу теми годами. Мы играли в местах, где никогда не выступали джазовые коллективы. Это дало мне шанс взглянуть на мир под другой перспективой". Когда Уиллис присоединился к Blood Sweat and Tears Арт Блэйки (Art Blakey) сказал ему: "Лучше всего наслаждайся тем, что делаешь, пока это приносит удовольствие, потому что ты никогда не увидишь грузовик Brinks, едущий за катафалком". Уиллис также был важной составляющей номинированной на Grammy афро-кубинской джазовой группы Fort Apache. Несколько лет он работал пианистом в группе Нэта Эддерли (Nat Adderley), затем играл с Ройем Харгровом (Roy Hargrove). Как музыкальный директор лейбла Mapleshade Records, он внёс свой вклад в создание множества дисков для этого лейбла, и записал собственные альбомы, включая SOLO SPIRIT – серию интерпретаций традиционных спиричуэлсов. 7 января 2007 пожар уничтожил многие из его наработок, когда сгорело здание, в котором он проживал и в котором была расположена студия Mapleshade. Он успел выскочить на улицу, обернувшись лишь банным полотенцем. Шестью месяцами позже благодаря поддержке Catholic Charities и Jazz Foundation of America он перебрался в Балтимор. Оглядываясь на свои работы, он с удовольствием вспоминал сотрудничество с ударником Полом Мёрфи (Paul Murphy) в создании дуэтного альбома THE POWERS OF TWO. "Когда мы собрались вместе, это напомнило мне то, что Кэннонболл Эддерли (Cannonball Adderley) называл "спонтанной композицией". У Пола был подобный опыт, и он предложил сделать что-нибудь в этом духе, что встречается довольно редко". Позднее пара записала ещё один диск EXPOSÉ, вышедший на Murphy Records. За карьеру Уиллис принял участие в записи более 300 альбомов, около 20 записал в качестве лидера на Groove Merchant, Steeplechase, Audioquest, Brunswick и др. В последнее время сотрудничает с лейблом HighNote, который выпустил последние три работы музыканта, включая THE OFFERING, созданный при участии басиста Эдди Гомеза (Eddie Gomez), барабанщика Билли Драммонда (Billy Drummond) и саксофониста Эрика Александера (Eric Alexander). О своих "идеальных" отношениях с HighNote Уиллис сказал: "Я не ожидаю, что стану богат. Я просто хочу, чтобы музыка, звучащая внутри меня, была задокументирована и правильно выпущена на рынок, и они справляются с этим". Уиллис поделился, что с нетерпением ждёт реализации следующего проекта, в котором примут участие басист Бастер Уилльямс (Buster Williams), барабанщик Билли Харт (Billy Hart) и, возможно, саксофонист Эрик Александер (Eric Alexander) или трубач Уоллес Рони (Wallace Roney). В 2011 ему присудили награду имени Дона Редмана (Don Redman), а в 2012 награждён Benny Golson Jazz Master Award от Howard University.
15:00