Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Joe Beck / Джо Бэк

Американский джазовый гитарист, чья карьера продлилась более тридцати лет.

Бек родился в Филадельфии, но в шестнадцать лет отправился покорять Нью-Йорк. На Манхеттене он нашёл работу в составе трио, которое выступало шесть дней в неделю, что позволило ему познакомится со множеством людей, работавшими на процветающей нью-йоркской музыкальной сцене. К восемнадцати годам Стэн Гетц (Stan Getz) пригласил его на запись нескольких джинглов. В целом Бэк создал джинглы к более чем ста радио и телевизионным передачам. В 1967 он принял участие в нескольких записях с Майлзом Девисом (Miles Davis). В 1968, в возрасте 22 лет, Бэк стал участником оркестра Гила Эванса (Gil Evans).

В одном из интервью Бэк вспоминал: "Моя карьера, по-видимому, сложилась успешно потому, что я оказался в нужном месте в нужное время в очень уникальный период в джазовой музыке... когда я заканчивал свои выступления около двух часов ночи, я мог завернуть за угол в Playboy Club и посидеть там с Монти Александром (Monty Alexander) и дать Лэсу Спенну (Les Spann) перевести дух и помочь закончить его выступление. А затем мы могли пойти послушать Кенни Баррелла (Kenny Burrell), игравшего неподалёку, или пройтись в клуб Mintons и послушать Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), а потом посидеть с ним..."

Бэк стал мастером многих музыкальных стилей, включая джаз фьюжн, пост боп, мейнстрим джаз и соул джаз, работая в различных группах с такими музыкантами, как Пол Уинтер (Paul Winter), Чарльз Ллойд (Charles Lloyd), Гари МакФарланд (Gary McFarland) и Чико Хамильтон (Chico Hamilton). Он также заслужил уважение и у исполнителей кроссовер джаза, став хорошим другом Ларри Кориелла (Larry Coryell). Некоторое время периода конца 60-х - начала 70-х он флиртовал с рок музыкой.

Важная деталь о Джо со страницы Майлза Дэвиса (Miles Davis) в Википедии, посвященной его альбому-компиляции "Circle in the Round": "Заглавный трек, "Circle in the Round", является первой студийной записью, в которой он отошел от акустического квинтета, ознаменовав начало его "электрического" периода. Записанная в 1967 году, она стала самой ранней из выпущенных записей Майлза, в которой прозвучала электрогитара (на ней играл Джо Бек), что с годами стало заметным в его музыке." Джо был первым электрогитаристом Майлза. Сомнения Майлза по поводу того, как будет воспринята эта запись, задержали ее выпуск.

В 1968 он нашёл более-менее постоянную работу в группе Jeremy & the Satyrs, которой руководил Джереми Стейг (Jeremy Steig). В этом же году в составе Jeremy & the Satyrs, которая выступала в качестве разогрева публики на концертах Эрика Клептона (Eric Clapton) и группы Cream, Бэк отправился на гастроли. В 1970 году компания Polydor выпустила альбом ROCK ENCOUNTER, фьюжн-сотрудничество с гитаристом фламенко Сабикасом (Sabicas). Своё очередное новое призвание он почувствовал в 1971 году - уехал из города и начал работать на молочной ферме, сославшись на разочарование в карьере, но спустя два года вернулся к музыкальному бизнесу.

В 1975 на лейбле Kudu Records вышла его работа просто названная BECK, которая позднее в свете успеха альт саксофониста Девида Сенборна (David Sanborn) была переиздана как BECK & SANBORN. Одновременно он записал альбом с Эстер Филлипс (Esther Phillips) WHAT A DIFF'RENCE A DAY MAKES. В 1978 Бэк ещё больше сдвинулся в сторону рок звучания и собрал группу Leader. Они выступали на северо-востоке США и даже записали демо в нью-йоркской студии Sound Ideas Studios, но вскоре распались, когда их инструменты были украдены после выступления на Joyous Lake в Woodstock, New York.

В 80-х Бэк записал несколько работ для лейбла DMP (Digital Music Products), включая совместную работу с известным флейтистом Али Райерсоном (Ali Ryerson).

В 1988 году Бек снова оставил музыку, чтобы вернуться к фермерству, но к 1992 году снова начал гастролировать. Бек гастролировал и записывался с дуэтами и небольшими группами, выпустив еще два сольных альбома (1988, 1991).

В 2000 в сотрудничестве с Джимми Бруно (Jimmy Bruno) Бэк записал диск POLARITY, в котором широко использовалась альт-гитара Бека, а 22 февраля 2007 записал ещё одну совместную работу с Джоном Аберкромби (John Abercrombie) COINCIDENCE.

На протяжении своей карьеры в качестве сайдмена или сессионного гитариста Бэк работал с такими известными джазовыми, рок и фьюжн исполнителями как Луи Армстронг (Louis Armstrong), Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Бадди Рич (Buddy Rich), Вуди Херман (Woody Herman), Майлс Девис (Miles Davis), Мейнард Фергюсон (Maynard Ferguson), Ховард Робертс (Howard Roberts), Томи Тедеско (Tommy Tedesco), Ларри Кориелл (Larry Coryell), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Том Скотт (Tom Scott), Джереми Стейг (Jeremy Steig), Габор Жабо (Gabor Szabo), и это далеко неполный список.

В середине жизни Бек уделял меньше времени игре и больше работал как композитор коммерческих джинглов и аранжировщик, работал над созданием музыки к художественным и документальным фильмам. Он писал аранжировки для таких исполнителей, как Френк Синатра (Frank Sinatra), Глория Гейнор (Gloria Gaynor), Ларри Кориелл (Larry Coryell) и двух альбомов Эстер Филлипс (Esther Phillips), в том числе ее хит-сингл "What A Difference A Day Makes".

В дальнейшем Бэк регулярно гастролировал в составе дуэтов и небольших коллективов, сделал запись двух сольных альбомов (1988 и 1991). С 2000 в связи с проблемами со здоровьем был вынужден сократить свою музыкальную деятельность.

Бек был активен на протяжении почти всего первого десятилетия нового тысячелетия, записываясь на различных лейблах, включая несколько дисков на Whaling City Sound, таких как JUST FRIENDS (2002), TRI07 (2007), COINCIDENCE (2008) (запись дуэта с Джоном Аберкромби (John Abercrombie)) и GOLDEN EARRINGS (2009). В 2005 и 2006 он давал бесплатные уроки игры на гитаре в одной из школ в Woodbury Connecticut.

Последний альбом, на котором Бек и певица Лора Теодор (Laura Theodore) исполнили музыку, прославившую Пегги Ли (Peggy Lee), оказался последней записью Бека - вскоре после завершения работы над GOLDEN EARRINGS у гитариста был диагностирован рак легких, и он умер от осложнений болезни в июле 2008 года в возрасте 62 лет. После его смерти был выпущен альбом GET ME Joe Beck (2014).

В течение своей карьеры Джо заключал контракты с Columbia, Polydor, Verve, Gryphon, CTI и MGM Records.

Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук пять раз награждала Бэка премией "Самый ценный игрок". Бек также записывался с Королевским филармоническим оркестром в Лондоне, Миланским филармоническим оркестром в Италии и Парижским струнным ансамблем во Франции.

Первая жена Бека, Сиги, была моделью, а позже вышла замуж за всемирно известного экономиста, доктора Зорана Ходжера. На момент смерти Бека он был женат на Марси Бек, и у него осталось пятеро детей.

Альт-гитара

В 1992 году Бек начал гастролировать в дуэте с флейтисткой Эли Райерсон (Ali Ryerson). Чтобы дополнить звучание, которое он хотел представить - басовые линии, гармонию и мелодию - в дуэте, он разработал то, что он назвал "альт-гитарой". Вначале это была стандартная, полнокорпусная, электрическая джазовая гитара с уникальным рисунком струн и регентной настройкой.

По описанию Бека: "На самом деле все очень просто. Возьмите всю гитару и настройте ее на пятую долю в тональности A, а затем настройте средние две струны на октаву выше. Я сделал так: взял обычную настройку гитары и изменил ее таким образом, чтобы у меня были басовые струны для большого пальца; что-то вроде регистра банджо для первых двух пальцев, а затем низкий регистр мелодии для двух других пальцев. [...] Таким образом, вам не нужно менять ни один из ваших грифов; это те же интервалы, что и в обычной настройке, только в ключе A, так что это A-D-G-C-E-A."

Придумывая настройку, Бек понял, что для достижения оптимального резонанса струн потребуется перестройка, поэтому он заказал инструмент на заказ у лютье Рика МакКерди (Rick McCurdy) из Cort Guitars: "Я попросил сделать мне гитару Рика МакКерди, и он сделал мне прекрасную гитару, и я начал использовать ее на концертной сцене.

На самом деле я играю через три канала. Причина, по которой гитара является запатентованным изобретением, заключается в том, что этот звукосниматель разделен таким образом, что басовые струны имеют свой собственный выход. А четыре верхние струны мелодии выходят на другой выход, который, в свою очередь, разделен стерео хорусом. Басовые струны - .080 и .060. Затем намотка .022 и простая .016. Затем .026 и .018. [...] Я хотел быть более пианистичным, играть кластеры, как у Билла Эванса (Bill Evans), которые невозможно сыграть иначе".

Бек владел и играл на альт-гитарах Martin (CF-2) и Cort, причем как на Martin, так и на Cort со стандартной настройкой.

Подписные гитары

В 1990-х годах Джо Бек сотрудничал с производителем гитар Cort Guitars, создав две модели джазовых гитар с полым корпусом. Первой была модель BECK-6, представлявшая собой электрическую джазовую гитару с полым корпусом типа "арктоп", а второй - модель BECK-ALTO, аналогичный инструмент, но рассчитанный на более тяжелые струны и альтовую настройку. В 2001 году розничная цена модели BECK-6 составляла $895, а модели BECK-ALTO - $1195. Для обеих гитар были доступны две отделки: светлая "натуральная" и черно-оранжевая "винтажная".

Основными отличиями между моделями были приспособления для более толстых струн в модели BECK-ALTO и только один электронный звукосниматель в BECK-ALTO против двух в BECK-6. Одиночный звукосниматель на ALTO имел раздельные регуляторы низких и высоких частот для двух нижних струн против четырех верхних, и, соответственно, три регулятора на передней панели гитары, против четырех регуляторов на BECK-6. Обе модели гитар Cort можно было приобрести непосредственно у Джо Бека через его веб-сайт и у гитарных дилеров. Модель BECK-6 гораздо более распространена, чем BECK-ALTO, которых было сделано примерно 200.

15:04