Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jaki Byard / Джаки Байярд

Американский мультиинструменталист, композитор и аранжировщик. Его основным инструментом было фортепиано, среди прочих инструментов он также играл на тенор и альт саксофонах. В семье тромбониста и трубача марширующих оркестров Джона Байярда старшего (John Byard, Sr.) родился удивительный музыкант, охвативший несколько поколений джазменов и игравший в стилях от регтайма и “страйда” до бибопа и фри-джаза – Джон Артур Байярд, младший (John Arthur Byard, Jr.), ставший известным под именем Джаки Байярд (Jaki/Jackie Byard). Его мать Джеральдина Гарр (Geraldine Garr) играла на фортепиано и органе в African Methodist Episcopalian Zion Church (AME), а бабушка по материнской линии работала пианисткой в кинотеатре, озвучивая немые киноленты. Когда кинотеатр закрылся, пианино отдали бабушке. Именно на этом инструменте началась музыкальная одиссея Джаки. В 8 лет он начинает брать уроки игры у преподавателя Грейс Джонсон (Grace Johnson). Свинговая музыка того времени и привлекательность биг бендов стали основным источником вдохновения для Джаки на протяжении всей его карьеры. Одарённый мультиинструменталист Баярд кроме пианино в детстве изучал с отцом трубу, пытаясь играть в стиле популярных трубачей Роя Элдриджа (Roy Eldridge) и Уолтера Фуллера (Walter Fuller), позже он освоил гитару, барабаны, тромбон и тенор саксофон. Мальчишкой он часто бегал на Lake Quinsigamond, где слушал выступления оркестров. "Моя мама давала мне 75 центов, чтобы я мог пойти посмотреть оркестры, выступавшие в Quinsigamond Lake – 10 центов на транспорт туда-обратно, 50 центов за вход на танцы, 5 центов на колу, - рассказал он Royal Stokes в статье для Jazzhouse. org. – Я мог дойти до танцев пешком, и тогда выпивал пять кол. Я стоял прямо перед оркестром весь вечер и слушал. Фетс Уоллер (Fats Waller), Лаки Миллиндер (Lucky Millinder), Чик Уэбб (Chick Webb) c Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), квартет Бенни Гудмена (Benny Goodman) с Тедди Уилсоном (Teddy Wilson), Лайнелом Хемптоном (Lionel Hampton) и Джином Крупа (Gene Krupa). Всё это было в 1936. И я настраивал радио на передачи выступлений биг бендов из отелей, с 11:30 вечера до 2:00 ночи. Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Каунт Бейси (Count Basie), Ёрл Хайнс (Earl Hines), Джимми Лансфорд (Jimmie Lunceford), Бенни Картер (Benny Carter). Вот какие вещи вдохновляли меня". Он продолжил своё музыкальное образование в Commerce High School, где изучал гармонию. В 16 лет он уже серьёзно занимался джазом и совершил свои первые выступления в коллективах Дока Кентросса (Doc Kentross) и Фредди Бейтса (Freddy Bates). На его ранний стиль оказали сильное влияние Ёрл Хайнс (Earl Hines), и ещё большее Тедди Уилсон (Teddy Wilson). В 1940 он решил продолжить свою музыкальную карьеру в Бостоне, но США вступают во Вторую мировую войну и в 1941 его призывают в армию. По счастливой случайности он знакомится с ударником Кенни Кларком (Kenny Clarke) и пианистом Эрни Вашингтоном (Ernie Washington), с которым располагался в одной казарме. Байярд решил присоединиться к армейскому оркестру, но свободным была лишь вакансия тромбониста и Джаки взял тромбон. Кроме того в армии он познакомился с Ёрлом Бостиком (Earl Bostic), с которым позднее устанавливает тесные музыкальные отношения. Некоторое время его служба проходила во Флориде, где он дал несколько уроков молодым братьям Кеннонболлу (Cannonball Adderley) и Нэту Эддерли (Nat Adderley). По окончании службы в 1945 Байярд возвращается в Бостон и много времени проводит в общественной библиотеке, где самостоятельно изучает классическую музыку. В этот период в число его любимых композиторов попадают Стравинский, Бах и Бетховен. Изучает стили своих любимых исполнителей – Бада Пауэлла (Bud Powell) и Эрролла Гарнера (Erroll Garner). В 1947 Джаки отправляется на гастроли в составе оркестра альт саксофониста Ёрла Бостика (Earl Bostic). В конце 1940-х – начале 1950 он живёт в Бостоне, где становится музыкальным наставником для многих молодых музыкантов города. Херб Померой (Herb Pomeroy) вспоминал, что именно Байярд был тем, кто показывал молодым исполнителям как играть и меняться в постоянно развивающемся мире джаза и чёрной музыки. Он играет в различных местных коллективах, включая группу скрипача Рэя Перри (Ray Perry), в которой Джаки играл на тенор саксофоне. Затем в Бостоне он формирует бибоп группу с Джо Гордоном (Joe Gordon) и Сэмом Риверсом (Sam Rivers), работает на общественных работах со скрипачом и трубачом Рэем Нэнсом (Ray Nance), после чего около года гастролирует в составе оркестра в одном из сценических шоу. Снова вернувшись в Бостон, в течение трёх лет он играет вместе с Чарли Мариано (Charlie Mariano) в бостонском баре Stable. В 1953 они делают совместные записи. В этот же период он выступает в различных заведениях как сольный пианист. С 1952 по 1955 Байярд в качестве тенор саксофониста играет в составе оркестра трубача Херба Помероя (Herb Pomeroy), с которым в 1957 делает записи. В 1959 он присоединяется к биг бенду Мейнарда Фергюсона (Maynard Ferguson), в котором остаётся до 1962. В 1960 Джаки перебирается в Нью-Йорк, где подписывает контракт с лейблом Prestige Records, что позволило ему участвовать во множестве сессий звукозаписи и предоставило возможность записывать собственные композиции. В апреле 1960 Байярд объединяет усилия с трубачом Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard) и ударником Ройем Хайнсем (Roy Haynes) в работе над альбомом Эрика Долфи (Eric Dolphy) OUTWARD BOUND. Его можно услышать в композициях "On Green Dolphin Street" и "Glad To Be Unhappy". В 1960 он начал выступать с Чарли Мингусом (Charles Mingus) в составе ансамбля, включавшего таких замечательных исполнителей, как Эрик Долфи (Eric Dolphy), Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette), Джонни Колс (Johnny Coles) и Бобби Джонс (Bobby Jones). В течение 1960-х Байярд попадает в настоящий водоворот музыкальных событий, работая с Эриком Долфи (Eric Dolphy), Доном Эллисом (Don Ellis), Букером Эрвином (Booker Ervin), Роландом Кёрком (Roland Kirk) и другими. 16 декабря 1960 он делает запись своего альбома BLUES FOR SMOKE, на котором он играет соло на фортепиано (альбом не выпускался в США до 1988). Он решил записаться соло, т.к. (по его словам) это позволило избавиться от хлопот с подбором музыкантов и последующей делёжкой доходов. В 1962 Джаки присоединяется к Jazz Workshop Чарльза Мингуса (Charles Mingus). Игру Байярда можно услышать на таких классических записях Мингуса для лейбла Impulse! Records, как MINGUS, MINGUS, MINGUS, MINGUS, MINGUS (1963). Баярд представлен в нескольких композициях, включая "Hora Decubitus" и "II B.S."; и THE BLACK SAINT AND THE SINNER LADY. 12 октября 1962 Джаки в составе группы Мингуса принял участие в концерте, проходившем в нью-йоркском Town Hall. Байярд был одним из немногих, кто понимал Мингуса и мог спокойно уживаться с его эксцентричностью. Также в 1963 Байярд появился на альбоме тенор саксофониста Букера Эрвина (Booker Ervin) THE FREEDOM BOOK вместе с басистом Ричардом Девисом (Richard Davis) и ударником Аланом Даусоном (Alan Dawson). Также Байярд выступает и записывается с Рахсааном Роландом Кёрком (Rahsaan Roland Kirk). Он участвует в создании альбома NOW PLEASE DON'T YOU CRY BEAUTIFUL EDITH, его можно услышать в композиции "Slippery, Hippery, Flippery", над записью которой также трудились ударник Элвин Джонс (Elvin Jones) и басист Ричард Девис (Richard Davis). В 1964 Байярд гастролирует с группой Мингуса по Европе вместе с Эриком Долфи (Eric Dolphy), ударником Денни Ричмондом (Dannie Richmond) и тенор саксофонистом Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan). Этот состав можно услышать на концертных записях, сделанных во время турне, включающих композицию "Orange Was the Color of Her Dress, Then Blue Silk". Джаки становится довольно успешным исполнителем. Все его сольные альбомы получали в основном 3-4 звезды в рейтингах журнала "Down Beat", а в 1966 он выиграл опрос журнала "Down Beat" в категории "самый перспективный музыкант года". В дополнение к участию в группе Мингуса Байярд в 1960-х записывает несколько собственных альбомов. 14 марта состоялась первая сессия для лейбла Prestige, часть материала которой вошла в альбом, который вышел в 1961 под названием HERE'S JAKI. Он был записан в компании контрабасиста Рона Картера (Ron Carter) и ударника Ройя Хайнса (Roy Haynes). В числе других замечательных альбомов Байярда для Prestige можно назвать OUT FRONT! (1964). Заглавную композицию альбома Байярд создал, размышляя о туш`е – той манере, в которой его приятель пианист Херби Николс (Herbie Nichols) прикасается к клавиатуре инструмента. Байярд продолжает записываться и выступать и с другими лидерами. В 1965, будучи в Европе, он присоединился к группе Арта Блейки (Art Blakey) для серии концертов. В 1967 Байярд играл в небольшом комбо с ударником Элвином Джонсом (Elvin Jones). Между 1966 и 1969 он записал три альбома с саксофонистом Эриком Клоссом (Eric Kloss). На диске ON THE SPOT! (1967) представлены трубач Джимми Оуэнс (Jimmy Owens), басист Пол Чемберс (Paul Chambers) и ударник Билли Хиггинс (Billy Higgins). 31 октября 1967 Байярд записывает диск SUNSHINE OF MY SOUL, представивший Элвина Джонса (Elvin Jones) на ударных и Девида Айзензона (David Izenzon) на контрабасе. На диске пианист исполнил свои интерпретации классического джазового репертуара, включая композицию Дабл Си Хенди (W.C. Handy) "St. Louis Blues". 2 апреля 1968 Байярд записывает диск Jaki Byard WITH STRINGS! (Prestige). В его записи приняли участие Джордж Бенсон (George Benson), Рэй Ненс (Ray Nance), Рон Картер (Ron Carter), Ричард Девис (Richard Davis) и Алан Доусон (Alan Dawson). В него вошла композиция "Cat's Cradle Conference Rag", при исполнении которой пятеро музыкантов одновременно исполняли пять гармонически похожих стандартов. Начиная с конца 1960-х всё больше внимания он уделяет преподавательской деятельности, что в некоторой степени снизило уровень его успеха в кругах активных исполнителей. С 1969 по личному приглашению Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller) - президента New England Conservatory of Music в Бостоне – Джаки преподаёт в этом учебном заведении, где одним из его студентов становится клавишник Алан Паскуа (Alan Pasqua). Это не помешало ему в 1970 вернуться в состав группы Мингуса и принять участие в европейском турне. Кроме того, он преподавал в ряде других учебных заведений, в числе которых были The Hartt School of Music (c 1975), Bennington College, Hartford School of Music, Northeastern University, University of Massachusetts, Harvard University, University of Pittsburgh, University of Maryland, Bismark State College, Alma Lewis School of Fine Arts в Бостоне, The New School в Нью-Йорке, The Brooklyn Conservatory of Music во Флашинге и, наконец, в The Manhattan School of Music в Нью-Йорке (1989-1999). В течение трёх лет он читал лекции в Harvard University. Байярд был знатоком истории джазового пианино. Он находил время и для частных уроков, которые он с удовольствием давал в своём доме в Hollis, Queens. В 1970-х широкие музыкальные интересы Байярда сделали его работы особенно интересными, т. к. эффективно объединили идеи и стили различных периодов джаза с классическим репертуаром. Ярким примером подобного творческого симбиоза стала серия фортепианных дуэтов, которые он создал с Ёрлом Хайнсем (Earl Hines), Реном Блэйком (Ran Blake) и Ховардом Райли (Howard Riley). В 1974–1975 Байярд регулярно выступает в нью-йоркском клубе Bradley’s. В 1979 его биг бенд из 21 музыканта The Apollo Stompers, выступавший в клубе Ali's Alley, был признан лучшим среди постоянных оркестров Нью-Йорка. Первоначально оркестр был составлен из студентов Байярда в New England Conservatory of Music. В какой-то момент он разделил оркестр на два состава, которые выступали на одной сцене друг против друга. "Я назвал это the Stereophonic Ensemble, - пошутил он в интервью Royal Stokes, - и эффект был очень интересным, потому что я мог один состав заставить играть громче, а другой тише; и вы могли услышать разницу в звучании – прямо как при прослушивании стереофонического представления. Это было одним из того, о чём я мечтал". Позднее он решил собрать другой оркестр с таким же названием из группы музыкантов, которых он знал в Нью-Йорке. Несмотря на активную преподавательскую деятельность, Байярд находил время как для выступлений, так и для записей, среди которых необходимо отметить альбом BODY AND SOUL (1973) саксофонистов Эла Кона (Al Cohn) и Зута Симса (Zoot Sims). Байярд также записывается с Филом Вудсом (Phil Woods) в 1974 и Арчи Шеппом (Archie Shepp) в 1978. Джаки Байярд всегда пользовался огромным уважением в джазовом мире – с ним стремились работать самые разные музыканты. Когда в 1974 Дюк Эллингтон (Duke Ellington) заболел, то его сын, Мерсер (Mercer), попросил Джаки занять место за фортепиано в оркестре отца незадолго до смерти великого бендлидера. Между 1979-1982 Джаки вместе с другими местными музыкантами (в числе которых были перкуссионист / композитор / друг! Джей Ар Митчелл (J.R. Mitchell), басист Пек Моррисон (Peck Morrison), виброфонист и клавишник Дуайт Гассоуэй (Dwight Gassoway), саксофонист Харольд Оусли (Harold Ousley) и басист Ларри Ридли (Larry Ridley) создал организацию под названием Unification of Concerned Artists, целью которой была помощь в продвижении музыкантов из Нью-Йорка. Как часто бывает с проектами подобного рода, сначала всё шло хорошо, но из-за нехватки средств и времени постепенно всё развалилось. В 1980 Байярд стал героем короткого документального фильма "Anything for Jazz", в котором он показан за инструментом, во время преподавания со студентами и в кругу семьи. К 1980-м его основным инструментом стал рояль, хотя он всё ещё играл на альт и тенор саксофонах. Остальные инструменты, на которых Байярд профессионально играл в течение карьеры – контрабас, ударные, гитара, тромбон и труба, он перестал использовать, хотя всё ещё учил игре на них. Всю свою жизнь Джаки интересовался преподаванием и наукой, и в 1980-х и 1990-х реализовал себя на этом поприще даже больше, чем в записях. Как за свою музыку, так и за большой вклад в сфере преподавания джаза Джаки получил множество наград и почестей, включая премию от Duke Ellington Society. В феврале 1988 мэр города Бостон вручил ему награду "Dr. Martin Luther King, Jr." за выдающийся вклад в развитие Чёрной Музыки. В 1995, через год после смерти его любимой супруги Луизы (Louise), ему также была вручена награда от мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани (Rudolph Guliani) за работу с оркестром Apollo Stompers во время празднования сотой годовщины Harlem Week. Сам Джаки, обладавший выдающимся умом и тонким чувством юмора, считал самой большой честью для себя самого, когда ему удавалось написать мелодию для того, кого он любил. В 1988 он играл в оркестре Mingus Big Band, созданном вдовой великого контрабасиста. В 1989-1991 Байярд сыграл и сделал записи с одним из своих учеников Рики Фордом (Ricky Ford). В феврале 1999 его пригласили руководить семинаром и сыграть в Berkley School of Music в Бостоне. 11 февраля 1999 Джаки Байярд был найден мёртвым в своём доме. Он трагически погиб от выстрела в голову в возрасте 76 лет. Его убили около 10 часов утра, никаких признаков ограбления, проникновения в жилище или борьбы обнаружено не было. Не найдено и орудие убийства. Была высказана сомнительная версия о самоубийстве. Несмотря на то, что обстоятельства его смерти в официальных источниках до сих пор не определены, по личному заверению Теда Кёрсона (Ted Curson), его личного друга, Джаки был застрелен его собственным сыном, который находился под действием наркотиков.
01:30