Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Geri Allen / Джери Аллен

Американская джазовая пианистка, композитор и преподаватель музыки.

Помимо своей карьеры исполнительницы и руководителя оркестра, Аллен была также доцентом музыки в Университете Питтсбурга и директором университетской программы джазовых исследований.

Джери Аллен была квинтэссенцией того, кем должен быть современный джазовый пианист. Хорошо разбираясь в различных стилях современного джаза, от бопа до фри, Аллен придерживалась среднего курса в своей собственной музыке, говоря культурным и умеренно самобытным голосом, уважая, но не слишком впечатляясь доктриной консерватизма, который часто правит сценой мейнстрима. В концептуальном плане мало что отделяло её от её наиболее очевидных моделей - среди них были Кейт Джарретт (Keith Jarrett), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и Билл Эванс (Bill Evans), - тем не менее, Аллен играла со спонтанностью и мелодичным даром, которые значительно превосходили механическое подражание. На неё оказали влияние Эрик Долфи (Eric Dolphy), Херби Николс (Herbie Nichols) и Телониус Монк (Thelonious Monk). Её импровизационный стиль в разное время был просторным и плотным, рубато и свинговым, беспечным и ударным. Это был действительно выразительный, личный голос; её музыка была смесью - честно задуманной, разумно доступной и вполне укладывающейся в рамки того, чего обычно ожидали от джазового музыканта её поколения.

Пианистка Аллен выросла в Детройте, и с детства была окружена музыкальной атмосферой с крепкими традициями бибопа и чёрной популярной музыки.

Её отец, Маунт Аллен-младший (Mount Allen, Jr.), был директором школы, её мать Барбара - государственным администратором оборонной промышленности. Аллен получила образование в государственных школах Детройта. Она начала играть на пианино в возрасте семи лет и решила стать джазовой пианисткой в раннем подростковом возрасте.

“Я вспоминаю первое концертное джазовое выступление, которое мне довелось услышать, - вспоминала Джери. - Меня повела на концерт мама, ведь я была очень маленькой, чтобы самой ходить по джаз клубам. Впечатления от услышанного вживую джаза в исполнении талантливейших музыкантов, которые играли в тот вечер, полностью перевернули мой мир, и я погрузилась в мир джаза".

Аллен получила раннее джазовое образование в знаменитой Cass Technical High School в Детройте, где её наставником был уважаемый трубач и учитель Маркус Белгрейв (Marcus Belgrave). В 1979 году Аллен получила степень бакалавра джазовых исследований в Washington's Howard University. После окончания университета она переехала в Нью-Йорк, где училась у пианиста Кенни Бэррона (Kenny Barron). В 1982 по указанию преподавателя джаза Натана Дэвиса (Nathan Davis) получила степень магистра по этномузыкологии в University of Pittsburgh. Позднее училась у Роско Митчелла (Roscoe Mitchell).

Окончив обучение в 1982, она перебралась в Нью-Йорк, где начала сотрудничать со множеством современных джазовых музыкантов. Одно из первых выступлений Джери прошло в компании с Мери Уилсон (Mary Wilson And The Supremes).

Её дебютная запись в качестве лидера состоялась в 1984, в результате чего свет увидел диск THE PRINTMAKERS, продемонстрировавший более авангардные тенденции пианистки. Этот альбом был записан в составе трио с басистом Энтони Коксом (Anthony Cox) и барабанщиком Эндрю Сириллом (Andrew Cyrille), и включал некоторые композиции Аллен.

Она принимает участие в работе организаций M-BASE и Black Rock Coalition, основатели которых Стив Колмен (Steve Coleman) и Робин Юбенкс (Robin Eubanks) приняли участие в создании её диска OPEN ON ALL SIDES IN THE MIDDLE. Аллен играла на нескольких альбомах Коулмана, в том числе на его первом MOTHERLAND PULSE (1985).

Позднее в 80-х она становится регулярной участницей составов Оливера Лэйка (Oliver Lake) (альбомы PLUG IT, GALLERY, IMPALA, OTHERSIDE), гастролирует и записывается с различными лидерами, включая Девью Редмана (Dewey Redman) (LIVING ON THE EDGE), Френка Лоуи (Frank Lowe) (DECISION IN PARADISE), Грега Осби (Greg Osby) (MINDGAMES) и оркестр Чарли Хейдена (Charlie Haden's Liberation Music Orchestra).

В 1988 появилось, возможно, её первое зрелое групповое выступление, ETUDES, совместное трио с Чарли Хейденом (Charlie Haden) и Полом Мотяном (Paul Motian) - свободный лиризм и нецентральная линейность Аллен были идеально дополнены врожденной мелодичностью басиста Хейдена и безошибочным чувством тембра барабанщика Мотяна. Акустическое трио с Хейденом (Charlie Haden) и Полом Мотяном (Paul Motian) становится известным благодаря изысканной версии современного мэйнстрим джаза.

Также она гостит на альбомах Пола Мотяна (Paul Motian) MONK IN MOTIAN и Бетти Картера (Betty Carter) DROPPIN’ THINGS. Чрезвычайно чувственный исполнитель с нежным туше. В начале 90-х Аллен подписала контракт с фирмой Blue Note Records, на которой выходит несколько сильных альбомов, включая THE NURTURER и MAROONS.

Её последующие записи поместили её в ещё более традиционный контекст, поддержанный сливками господствующей культуры, которых окрестили "Молодые львы" (Young Lions). Однако как солист Аллен продолжила расширять границы импровизации, о чём свидетельствуют два альбома: SOUND MUSEUM: HIDDEN MAN и SOUND MUSEUM: THREE WOMEN, сделанные под руководством Орнетта Коулмана (Ornette Coleman). Аллен была названа лучшим талантом, заслуживающим более широкого признания среди пианистов в опросах критиков журнала Down Beat в 1993 и 1994. Среди её значительных соратников были саксофонисты Оливер Лейк (Oliver Lake), Артур Блайт (Arthur Blythe) и Джулиус Хемфилл (Julius Hemphill), трубач Лестер Боуи (Lester Bowie) и певица Бетти Картер (Betty Carter).

В 1995 Аллен выходит замуж за трубача Уоллеса Рони (Wallace Roney). У пары родились дочь и сын; брак закончился разводом.

В 1996 Аллен была удостоена премии Jazzpar Prize. В том же году она записала два альбома с Орнеттом Коулманом (Ornette Coleman): SOUND MUSEUM: HIDDEN MAN и SOUND MUSEUM: THREE WOMEN.

В 1998 с альбомом THE GATHERING состоялся её дебют на лейбле Verve Records. На этом диске с Аллен играли басист Бастер Уилльямс (Buster Williams) и ударник Ленни Уайт (Lenny White), с дополнительным вкладом Вернона Рейда (Vernon Reid) на акустической гитаре.

В начале 21 века Аллен записала LIVE AT THE VILLAGE VANGUARD с Мотяном и Хейденом для японского лейбла DIW. За этим последовала ещё одна смена лейбла в 2004, когда она переехала в Telarc для записи LIFE OF A SONG с басистом Дэйвом Холландом (Dave Holland) и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette). На этом же лейбле выходит TIMELESS PORTRAITS AND DREAMS (2006), сборник спиричуэлов, песнями в стиле госпел и мелодиями бибопа. Её ритм-секция на этом свидании включала басиста Рона Картера (Ron Carter) и барабанщика Джимми Кобба (Jimmy Cobb), а трубач Уоллес Рони (Wallace Roney) появился в версии "Au-Leu-Cha" Чарли Паркера (Charlie Parker).

В 7 февраля 2006 был выпущен альбом группы Mary Lou Williams Collective ZODIAC SUITE: REVISITED. Диск записывался с 15 ноября 2000 по 9 января 2003. Для работы над этим проектом были приглашены Аллен, Бастер Уилльямс (Buster Williams), Эндрю Сайрилл (Andrew Cyrille) и Билли Харт (Billy Hart) (ударные).

В 2006 Аллен написала сюиту "For the Healing of the Nations", посвящённую жертвам и выжившим после терактов 11 сентября. В 2008 она была удостоена стипендии Гуггенхайма. В 2009 Аллен сменила не только лейбл, но и стандартную конфигурацию фортепианного трио. THREE PIANOS FOR JIMI на Douglas Records - это дань уважения легендарному рок-гитаристу Хендриксу. Он был записан с двумя другими пианистами - братьями Марком (Mark Batson) и Скоттом Бэтсоном (Scott Batson) - без каких-либо других инструментов.

Аллен, которая также работала адъюнкт-профессором музыки в Мичиганском университете, в 2009 записала своё сольное фортепианное сочинение FLYING TOWARD THE SOUND, в котором она прославляла вклад и влияние Сесила Тейлора (Cecil Taylor), Маккой Тайнера (McCoy Tyner) и Херби Хэнкока (Herbie Hancock). Оно было выпущено на импринте Motéma в 2010. В 2011 Аллен выпустила рождественский альбом A CHILD IS BORN, в который вошли традиционные гимны и несколько оригинальных композиций. В 2012 она выпустила SECRET OF THE WIND на Outnote, дуэтный альбом с вокалисткой Элизабет Контоманоу (Elisabeth Kontomanou). Аллен вспомнила звуки своего родного города в фильме 2013 года "Grand River Crossings: Motown & Motor City Inspirations".

Долгое время Аллен проживала в городке Монтклер, штат Нью-Джерси. В 2013 она стала директором программы изучения джаза в Питтсбургском университете.

Аллен умерла через две недели после своего 60-летия, в Филадельфии, штат Пенсильвания, от рака.

15:02