Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Joe Lovanо / Джо Ловано

Создатель и лидер авангардистских ансамблей Symbiosis и Universal language, работающий в самых разнообразных составах - от трио и квартета до биг бенда, аранжировщик и композитор… Вряд ли Ловано можно назвать музыкантом-новатором, прокладывающим новые пути в джазе. Он отличный ученик великих саксофонистов прошлого. Ловано достиг вершины того, что может дать в джазе блестящая инструментальная техника и выразительные средства мейнстрима помноженные на превосходное знание саксофонной литературы. Его отец Тони (Tony) или Биг Ти (Big T) днём работал в парикмахерской, а по вечерам профессионально играл на тенор саксофоне вместе со своими братьями Ником (Nick) и Джо (Joe), тоже тенористами, и бибоп трубачом Карлом (Carl). Пэтому не удивительно, что Ловано с детства рос в джазовой атмосфере и рано познакомился с саксофоном. Отец имел большую коллекцию записей. А его мама Джозефин (Josephine) и её сестра Роуз (Rose) были серьёзными слушательницами и почитательницами джаза. Мама вспоминала, как ходила слушать мужа, когда он играл со Стэном Гетцем (Stan Getz) и Флипом Филлипсом (Flip Phillips), прикатившими на гастроли. А тётушка Роуз ходила на концерт послушать Эллу Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), когда она приехала Кливленд в составе Jazz at the Philharmonic. “Ловано был обречён на то, чтобы тенор саксофон стал его инструментом подобно тому, как наследные принцы обречены на корону, - писал о нем критик Уилард Дженкинс. - Его отец - Тони Ловано, по прозвищу "Big T", играл на альте и был легендой среди музыкантов Кливленда и его окрестностей”. "Мне было два года, и я ещё не научился как следует ходить, но уже слушал поразительный тембр его инструмента" - вспоминал Джо о своем отце. Отец подарил сыну альт саксофон, когда тому исполнилось 5 лет. Когда младший Ловано стал постарше, отец начал брать его с собой на выступления в клубах. Любимым был клуб "Smiling Dog", где Биг Ти срывал аплодисменты любителей джаза, а маленький Джо горделиво озирался вокруг. Cначала Джо научился играть на альте, а в 1964 взял в руки тенор саксофон. Свой первый ансамбль Джо организовал в 14 лет и в это же время начал выступать со своим отцом, который никогда не покидал родной Кливленд. Когда в 16 лет Ловано получил водительские права, он присоединился к местному отделению Local 4 профсоюза музыкантов, что позволило ему начать выступать профессионально. В 1971 Ловано поступает в Berklee College Of Music, где он учится с Гари Бёртоном (Gary Burton) и впервые встречается со своими будущими партнерами: Биллом Фриселлом (Bill Frisell) и Джоном Скофилдом (John Scofield). “Я поступил в колледж не столько для того, чтобы учиться, сколько для того, чтобы иметь возможность играть с другими музыкантами”, - отметит он позже. Чтобы оплатить своё обучение в колледже, он играет в различных составах, включая органное трио с Джорджем Гарзоне (George Garzone). Джо находился в активном поиске возможности соединения огня и духовности, звучавших в музыке Джона Колтрейна (John Coltrane) в последний период его творчества, с более традиционными подходами, и в Беркли ему удалось найти решение, когда он открыл для себя модальную гармонию. “Моё обучение было основано на бибопе, и неожиданно я обнаружил эти открытые формы с расплывчатыми элементами. Это буквально перевернуло меня с ног на голову, комбинация этих звуков и то, к чему я пришёл, используя их. Я уже знал, над чем буду работать после этого открытия". Его преподаватели в Беркли также оказали ключевую роль в его становлении, включая Херба Помероя (Herb Pomeroy), который руководил биг бендом; Джо Виолу (Joe Viola) – главу отделения саксофонов; Энди МакГи (Andy McGee) – преподавателя саксофона, известного своей передовой импровизационной концепцией; вдохновенных преподавателей импровизации Джона ЛаПорту (John LaPorta) и Гари Бёртона (Gary Burton). Джо был участником первого бостонского ансамбля вибрафониста во время его первого семестра на факультете в Беркли. Становление Ловано пришлось на конец 60-х - начало 70-х - эпоху свободного джаза. Ему невольно пришлось дышать музыкальным воздухом фри-джаза и многие сонгвистические и ритмические идеи авангарда были впитаны им. Ловано на всю жизнь, как показывает его музыка, остался человеком с раздвоенным джазовым сознанием. С одной стороны, он следовал по пути, проложенному корифеями тенор саксофона эпохи свинга и бипопа - Колменом Хоукинсом (Coleman Hawkins), Лестером Янгом (Lester Young), Сонни Роллинсом (Sonny Rollins), Уэйном Шортером (Wane Shorter), с другой, в его музыкальных жилах течёт и джазовая кровь Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) и Джона Колтрейна (John Coltrane). Внимательный слушатель различит в его импровизациях и лирическое наследие Стена Гетца (Stan Getz) и Зута Симса (Zoot Sims), тенористов, подобных самому Ловано, обладавших опытом работы в биг бендах. И всё же нельзя назвать Ловано эклектиком. Он ведь не просто блестящий инструменталист, усвоивший лучшие традиции джазового искусства. Он пишет и импровизирует музыку, которая отличается и редкой в джазе серьёзностью, эмоциональной и интеллектуальной содержательностью, и элегантностью формы. Характерно, что художественная универсальность музыки Ловано привлекает к нему слушателей самых разных джазовых стилистических убеждений. В 1972, сразу после окончания колледжа, Ловано на шесть недель отправляется на гастроли в составе ансамбля Тома Джонса (Tom Jones), после которых возвращается в Кливленд. Заработав определённую репутацию, он вскоре получает звонок от органиста Доктора Лонни Смита (Dr. Lonnie Smith), который жил в Детройте в то время. Джо отправляется в Город Моторов, где участвует в серии выступлений с органистом, а также гастролирует в Chitlin кругах в 1974, включая шесть месяцев работы в группе органиста Бразер Джека МакДаффа (Brother Jack McDuff). И, наконец, Ловано впервые попал в студию звукозаписи: альбом Смита AFRODESIA, в записи которого участвовал Ловано, впервые оказавшись в этой связи в Нью-Йорке, приобрёл широкую популярность (композиции часто транслировали по радио по всей стране). В составе ансамбля Смита Ловано впервые для себя выступает на сцене Carnegie Hall, участвует в гигах в гарлемских клубах, включая Club Barron. Как позже вспоминал Джо, работа с Лонни Смитом (Dr. Lonnie Smith) оказалась для него хорошей школой во многих отношениях. Порой итальянцу из Кливленда было непривычно выступать в клубах, где он был единственным человеком с белым цветом кожи, как среди тех, кто стоял на сцене, так и среди тех, кто сидел в зале. Играя со Смитом, нужно было каждую секунду быть готовым к неожиданной вариации, импровизационному ходу, придуманному партнёром и уметь достойно ответить тем же. Работа в Нью-Йорке оказалась настолько заразительной, что Ловано перебирается в Манхеттен, поселившись на 23 улице. Он выступает с различными исполнителями, включая Чета Бейкера (Chet Baker) в клубе Stryker, Альберта Дейли (Albert Daley) в Folk City, и владельца клуба Ali's Alley Рашида Али (Rashied Ali). Ловано становится участником бурлящей музыкальной сцены Нью-Йорка, выступая также в клубах Studio Rivbea Сэма Риверса (Sam Rivers), Ladies Fort и расположенном в нижнем ист сайде клубе Tin Palace. Все эти ангажементы были связаны с работой в малых составах, комбо, как их называют в джазе. Но в 1976 творческий путь Джо резко поменял направление: он пришёл работать в биг бенд Вуди Хермана (Woody Herman). Конечно, к тому времени пик популярности славного Вуди Хермана был уже позади, и самые продуктивные "стада" (так Вуди именовал свои составы) уже не паслись на джазовых лугах. Но 1976 был годом особым. В этом году Вуди праздновал 40-ю годовщину со дня основания своего оркестра, с которым отправился в грандиозное турне, включавшее “The 40th Anniversary Concert” в Carnegie Hall. На своём втором выступлении в Carnegie Hall Джо разделил авансцену со Стеном Гетцем (Stan Getz) во время исполнения классической композиции "Early Autumn", и сидел в секции саксофонов вместе с Френком Тибери (Frank Tiberi), Зутом Симсом (Zoot Sims), Элом Коном (Al Cohn), Джимми Джуфри (Jimmy Guiffre) и Флипом Филлипсом (Flip Phillips). Важность этого выступления не оставила равнодушными сестру Джо Лауру (Laura) и его тётушку Роуз (Rose), которые приехали из Кливленда на концерт. "Эти два с половиной года работы с Вуди сыграли огромную роль в моей жизни, - говорит Ловано. - Я обрёл уверенность в своих силах и возможностях, играя с биг бендом. Самое большое впечатление тех лет связано с юбилеем Хермана, который праздновался в Карнеги Холле. В нём участвовали Эл Кон (Al Cohn), Зут Симс (Zoot Sims), Стен Гетц (Stan Getz). И Херман дал мне возможность сполна проявить себя на этом концерте. Сам факт, что я стоял рядом с Гетцем, когда мы играли "Раннюю Осень", буквально потряс меня. И вообще, участие в этом концерте означало для меня вотум доверия со стороны Вуди Хермана". В течение трёх лет в оркестре Шоу Ловано многое сделал впервые – первые гастроли по Европе, первые выступления на сценах ведущих международных фестивалей в качестве солиста. Оркестр, отдыхая всего лишь две недели в году, практически беспрерывно гастролировал, делая, среди прочего, выступления в школах, колледжах и университетах, где Джо смог провести свои первые мастер классы и организовать первые рабочие мастерские. “Это было настоящим вызовом играть одну и ту же музыку, и одни и те же аранжировки каждый вечер. Вы должны были найти в себе драйв и играть музыку с душевным энтузиазмом, чтобы сделать её живой. С Вуди, он предоставлял много пространства в соло для новых искрящихся идей и Вуди всегда был открыт для них. Он приветствовал это". "Во время моей работы с Вуди всё свободное время я проводил в гигах, сочинении музыки, изучении чего-либо или в попытках определиться, куда же я собираюсь отправиться отсюда, в музыкальном смысле. Это был опыт, помогающий широко открыть глаза, путешествуя по всему миру, и глядя, что происходит вокруг". После почти трёх лет, проведённых на дороге с Вуди, Джо решает двигаться дальше. Он возвращается в Нью-Йорк, и переезжает в квартиру в районе Chelsea, которая становится его домом на последующие 20 лет. Гастрольная жизнь и многочисленные выступления в клубах помогли ему обзавестись множеством друзей и приятелей. Он начинает выступать и записываться со многими ведущими музыкантами планеты. Начинается его период сотрудничества с танцовщицей и вокалисткой Джуди Силвано (Judi Silvano). "Моя концепция звука и энергетики использования конкретных инструментовок и зарисованных идей из мира музыки начала приобретать определённые формы именно в этот период. Звучание Джуди, в частности, повлияло на идеи и чувства, которые сыграли важную роль в раскрытии моих представлений о звучании ансамбля, имевшего в своём составе голос. Я чувствую, что это наделяет мою музыку органичностью, живостью, человеческими качествами. Смешение духовых деревянной и медной группы с голосом становится передней линией звучания, которое мне слышалось всё время. Это привело к серии записей в моей дискографии, включая альбомы WORLDS, UNIVERSAL LANGUAGE, RUSH HOUR, CELEBRATING SINATRA и VIVA CARUSO, в которых задокументированы эти влияния". Кроме музыкального сотрудничества, Джо и Джуди начинают жить вместе. "У меня и Джуди с тех дней началось приятное совместное путешествие, не только в музыкальном, но и жизненном партнёрстве. Она многому научила меня и в жизни, и в музыке, и в искусстве. Мы сотрудничали с ней в нескольких проектах за эти годы. Она всегда полна идей, и всегда удивляет меня своей глубиной и выразительностью. Мы продолжаем расти вместе и учимся друг у друга, в благословенном мире музыки и в жизни, которую проживаем". В 1980 Джо присоединяется к биг бенду Мэла Льюиса (Mel Lewis) (с которым он впоследствии часто работает). Музыкальным директором оркестра в то время был Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer). Ловано также становится участником группы, которая в течение последующих одиннадцати лет еженедельно по понедельникам выступает в клубе Village Vanguard. Во время работы в оркестре Льюиса, Джо начинает выступать в качестве лидера, пригласив Мэла Льюиса (Mel Lewis) занять место за барабанами. Альбом TONES, SHAPES AND COLORS становится его первой записью в качестве лидера, концертная запись был сделана во время выступления в Jazz Coalition Center в Нью-Йорке. “Мэл был одним из самых свингующих, великодушных, прекрасных музыкантов, которых я когда-либо знал. Я многому у него научился, включая важные уроки по оркестровке, а также как общаться в ансамбле". "У Мэла Льюиса была весьма оригинальная концепция оркестра. Он относился к большому составу как к компактному, но усиленному дудками”, - вспоминал Ловано. В дополнение к работе с Вуди и Мэлом, Джо также играл и в других крупных ансамблях под руководством Карлы Блэй (Carla Bley), Боба Брукмайера (Bob Brookmeyer), Чарли Хэйдена (Charlie Haden) Liberation Music Orchestra и Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller). Этот опыт стал катализатором для создания собственного музыкального окружения, включавшего и составы крупных форм, к примеру, как его Nonet. Все барабанщики, с которыми работал Ловано, относились к нему с уважением. Дело в том, что сам Ловано весьма одарённый барабанщик. "Ритм и мелодия - неразрывное целое для меня, - говорит Джо. - В 7 лет у меня была собственная барабанная установка и я отдавал ей столько же сил и энергии, сколько и саксофону. Ну, может быть немного меньше – потому, что выбрал я всё-таки саксофон". В 1981 Ловано начинает играть с Полом Мотианом (Paul Motian) в составе трио без баса, в котором также участвует гитарист Билл Фриселл (Bill Frisell). Недавно трио отметило 20-летие совместного творчества. Работа в этом коллективе помогла привлечь к нему ещё больше внимания, особенно в Европе. Следуя в фарватере традиций Орнетта Колмена (Ornette Coleman), записи Мотиана демонстрируют авангардные способности Ловано. "Пол Мотиан (Paul Motion) всегда был одним из наиболее креативных импровизаторов в этой музыке. Игра в его группе с 1981 помогла обрести мне уверенность для создания последующих записей, которые я сделал. Игра в мире музыки – вот что я узнавал снова и снова от Пола". Пол Мотиан (Paul Motian) сказал: "Джо создаёт чудо в моей группе вот уже более 20 лет, он является ценнейшим активом. Я услышал его потенциал 20 лет назад и с тех пор мы играем вместе. Он оказывает мне огромную поддержку. Он обладатель фантастической памяти, он помнит всю нашу музыку, это просто невероятно". На волне европейского успеха в группе Мотиана, Джо начал гастролировать как лидер сразу же после первой записи альбома TONES, SHAPES AND COLORS для лейбла Soul Note. Он начинает сотрудничество с лучшими исполнителями джаза Европы, параллельно преподаёт и даёт мастер классы. В этот период кроме итальянской Soul Note Джо делает записи как лидер для таких лейблов как Enja, Jazz Club, Label Bleu и Owl. Мотиан и Фризел принимают участие в записи сольного проэкта Ловано под названием WORLDS. В 1987 он отправляется в европейское турне с Элвином Джоунсом (Elvin Jones). В конце 80-ых работает с Liberation Music Orchestra басиста Чарли Хейдена (Charlie Haden) и записывает альбом в дуэте с барабанщиком Альдо Романо (Aldo Romano). Джо вновь привлекает к себе внимание любителей джаза, когда присоединяется к квартету Джона Скофилда (John Scofield), в котором играет и записывается с 1989 по 1993. Джо участвует в записи двух дебютных альбомов гитариста на фирме Blue Note: TIME ON MY HANDS, который получил хорошие отзывы, и WHAT WE DO. Джон Скофилд (John Scofield) сказал: “Джо акустически чрезвычайно осознан – он всегда думает о том, какой эффект произведёт тот или иной инструмент или музыкант. Он просто идеальная кандидатура для того, что я делаю – его чувство свинга и его тон напоминают мне старших парней, конечно же в позитивном смысле". Кроме того, он гастролирует и делает записи со множеством ведущих джазовых музыкантов конца ХХ столетия, в их числе Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller), Херби Хенкок (Herbie Hancock), Элвин Джонс (Elvin Jones), Чарли Хейден (Charlie Haden), Карла Блэй (Carla Bley), Бобби Хатчерсон (Bobby Hutcherson), Дэйв Брубек (Dave Brubeck), Билли Хиггинс (Billy Higgins), Дэйв Холланд (Dave Holland), Эд Блеквелл (Ed Blackwell), Мишель Петруччиани (Michel Petrucciani), Ли Конитц (Lee Konitz), Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), Том Харрелл (Tom Harrell), МакКой Тайнер (McCoy Tyner), Джим Холл (Jim Hall) и Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer). Брюс Ландвалл (Bruce Lundvall) из Blue Note Records отметил: "Я увидел Ловано в группе Питера Эрскайна (Peter Erskine) в конце 80-х и сразу же предложил ему контракт. Когда я впервые услышал Джо Ловано, я почувствовал, что один из самых креативных и сильно свингующих тенористов, которых я слышал за многие годы. Джо превратился в гиганта своего инструмента и во всех смыслах в гиганта джаза". Вскоре Ловано подписывает контракт с фирмой Blue Note и в 1990 выпускает диск LANDMARKS. Когда Джефф Коффин (Jeff Coffin) получил грант на образование от Национального фонда искусств (NEA Jazz Studies Grant) в 1991, он выбрал Джо Ловано в качестве своего преподавателя. Очередной альбом на Blue Note UNIVERSAL LANGUAGE (1992) был записан замечательным составом музыкантов: Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Чарли Хейден, Стив Своллоу (Steve Swallow), Тим Хаганс (Tim Hagans), Скот Ли (Scott Lee), Кенни Уэрнер (Kenny Werner) и Джуди Сильверман (Judi Silverman). Одной из любимейших тем отца Ловано была "This Is Eternity" и Джо включил её в этот альбом. В разное время её исполняли Чарли Паркер (Charlie Parker) и Эролл Гарднер (Erroll Gardner). "Отец играл эту тему в несколько ускоренном темпе, и я шутя называл её прогулочной балладой, - говорит Ловано. - В этом полюбившемся мне темпе я и записал её для диска". В 1993 по совету музыковеда Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller) бибоп гитарист из Кливленда Билл ДеАранго (Bill DeArango) записал с Ловано альбом ANYTHING WENT. В 1999 у ДеАранго было диагностировано заболевание мозга, в результате которого он потерял память и способность мыслить. 26 декабря 2005 Ловано посетил бывшего коллегу в больнице. Через два часа после ухода Ловано ДеАранго умер. "Он знал, что мы пришли. Его сердцебиение участилось", - вспоминал Джо. Из музыкантов, которые повлияли на стиль игры Ловано, он называет Хенка Моубли (Hank Mobley), Сонни Ститта (Sonny Stitt), Джона Колтрейна (John Coltrane) и Сонни Роллинса (Sonny Rollins). Исполнительская манера Ловано отличается прекрасными тонами, удивительным чувством времени, которые, наверное, в большей степени проявляются в компании Мотиана и Фризела, и которые можно услышать на таких дисках, как ONE TIME OUT, ON BROADWAY и Bill Evans, вышедших под именем Мотиана. Композитор, аранжировщик и дирижёр Гюнтер Шуллер отметил, что музыкальные горизонты Ловано просто необъятны. В апреле 1995 вместе c Гюнтером они записали альбом RUSH HOUR - один из самых сложных, оригинальных и необычных дисков Ловано, вышедшых на Blue Note. В этом же году Ловано был избран в пантеон славы по итогам опроса читателей журнала Down Beat. Он одержал победу сразу в трёх категориях: Лучший музыкант года, Лучший диск года, Лучший тенор саксофонист. Музыкальные критики тоже не обошли вниманием диск RUSH HOUR и признали его лучшей джазовой записью 1995. В записи этого диска участвовала жена Ловано певица Джуди Силвано (Judi Silvano). Читатели журнала Down Beat назвали Лучшим альбомом 1995 года двойной диск Ловано QUARTETS: LIVE AT THE VILLAGE VANGUARD, записанный в течение 10 месяцев выступлений в клубе Village Vanguard с 12 марта 1994 по 22 января 1995. Около 20-ти лет Ловано жил в центре Нью-Йорка в Манхеттене, но в 1998 пожар вынудил его перебраться за город. Вместе с женой он поселился в лесистой местности Hudson River Valey. 90-е годы стали временем триумфального продвижения Ловано в джазовые табели о рангах. Он был объявлен лучшим джазовым музыкантом в 1995, 1996, 2000 и 2002 годах. Неоднократно занимает первое место в разделе тенор саксофон в опросах джазовых критиков. С середины 90-х вместе с музыкальным мастером Баргони он работает над созданием новой модели саксофона. В конце 90-х он сформировал Saxophone Summit в составе с Дейвом Либманом (Dave Liebman) и Майклом Брекером (Michael Brecker), которого позднее заменил Рави Колтрейн (Ravi Coltrane). В сентябре 2001? музыкальный колледж Беркли присваивает Ловано звание почетного профессора, и он приступает к своим преподавательским обязанностям: ведёт классы "джазовый ансамбль" и "джазовая импровизация". 5 февраля 2002 Ловано участвует в большом джазовом гала в концертном зале "Россия". В результате 66 опроса читателей журнала "Downbeat" диск 52ND STREET THEMES приносит в 2002 Ловано звание лучшего тенор-саксофониста и получает премию Grammy. В этом же году он даёт концерт в только что отстроенном Центре исполнительских искуств Мерилендского университета. В концертную программу вечера Джо Ловано, еще раз подтвердившего репутацию блистательного импровизатора - часть вечера он играл с университетским джаз-ансамблем - включил композиции из уже упомянутого диска, названного читателями журнала "Downbeat" лучшим джазовым альбомом 2002. "52-ая улица в Нью-Йорке - это место, сыгравшее огромную роль в истории американского джаза. Здесь происходили важнейшие события в важнейшие периоды его существования", - пишет Ловано в аннотации к диску. Одним из самых знаменитых клубов 52-ой улицы был "Birdland", начавший своё существование 15 декабря 1949 и названный по имени великого Чарли Паркера по прозвищу "Bird" (Птица). Мелодия Тедда Дамерона (Tadd Dameron) " If You Could See Me Now" обрела известность благодаря записи, сделанной в 1946 Сарой Воун (Sarah Vaughan). Все оркестровки в диске 52ND STREET THEMES сделаны альт-саксофонистом Уилли "Фэйс" Смитом (Willie “Face” Smith). Как и Дамерон, он уроженец Кливленда, родного города самого Ловано. "Для меня Уилли Смит - это живая связь между моим городом и легендарной 52-ой, которой я посвятил свой диск", - говорит Ловано. Однажды после выступления Ловано в знаменитом нью-йоркском клубе Village Vanguard критик Джозеф Хупер (Joseph Hooper) назвал его "музыкальным эквивалентом автомобильной компании "Дженерал Моторс", имея в виду основательность, разнообразие и масштабность его деятельности. В 2006 Ловано выпустил альбом STREAMS OF EXPRESSION, посвящение кул джазу и фри джазу. Запись была сделана при поддержке Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller), который написал "Birth of the Cool Suite". Ловано и пианист Хэнк Джонс (Hank Jones) записали совместный альбом KIDS, вышедший в июне 2007. В этом же году тенор саксофон Ловано зазвучал на альбоме пианиста МакКой Тайнера (McCoy Tyner) QUARTET. В 2008 Ловано формирует квинтет Us Five с восходящей звездой контрабаса Эсперанзой Сполдинг (Esperanza Spalding), пианистом Джеймсом Вайдманом (James Weidman), ранее выступавшем с Эбби Линкольн (Abbey Lincoln) и в группе M-Base, и двумя барабанщиками Франциско Мелой (Francisco Mela) и Отисом Брауном (Otis Brown III). Их первый альбом FOLK ART полностью состоял из композиций Ловано, которые группа интерпретировала в духе авангарда 60-х. Следующий альбом Bird SONGS (2011) был посвящён музыке Чарли Паркера (Charlie Parker). Следующая работа Us Five CROSS CULTURE была выпущена на фирме Blue Note в 2013. Квинтет был усилен западноафриканским гитаристом Лайнелом Луэке (Lionel Loueke). У Ловано появилась возможность сыграть на различных духовых и ударных инструментах, которые он коллекционировал с конца 70-х. На шести треках альбома, автором которых был Ловано, Эсперанзу Сполдинг (Esperanza Spalding) заменил Питер Славов (Peter Slavov), за исключением композиции Билли Стрейхорна (Billy Strayhorn) "Star Crossed Lovers". В 1988 Джо Ловано получил награду, которой отмечают Выдающихся выпускников Беркли (Distinguished Alumni Award), и почётную докторскую степень. В 2001 Джо получил должность, которую до этого занимал один из его преподавателей вибрафонист Гари Бёртон (Gary Burton) на кафедре Jazz Performance, а в 2003 издательство Berklee Press выпустило в формате DVD школу игры на тенор-саксофоне, с любовью подготовленную бывшим студентом Беркли Джо Ловано. В 2008 Ловано снялся в фильме Ноа Бушел (Noah Buschel) The Missing Person. С 1991 Ловано играл на саксофонах фирмы Borgani, а в 1999 стал её эксклюзивным исполнителем. Совместно с ним была создана именная серия Borgani-Lovano, с перламутровыми серебряными клавишами и 24 каратным золотым покрытием. Секретом успеха Джо Ловано является его бесстрашная способность бросать вызов и выдвигать новые концептуальные и тематические варианты, которые он делает в поисках новых способов художественного выражения, дальнейшего определения джазовой идиомы. Джо много экспериментировал с различными ансамблями и форматами, в том числе, играя без аккомпанемента соло на саксофоне или без ударных, а также в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах, в составе его коллективов Wind Ensemble, Street Band и Nonet, во всех из которых нашло отражение его стремление к поиску и динамичный характер. Будучи таким же активным композитором, как и исполнителем, Джо находится в постоянном поиске новых способов выражения своей музы. Несмотря на то, что он один из самых успешных музыкантов, работающих сегодня, его жизненной режим по-прежнему включает ежедневную практику, выступления и поиски нового звучания. В дополнение к внушительному арсеналу саксофонов, Джо обладатель коллекции гонгов и полной барабанной установки. У себя дома, в своей студии, он регулярно наслаждается этим набором, помогающим в его творчестве. Он сыграл на своих барабанах на трёх альбомах для лейбла Blue Note. В настоящее время Джо и Джуди проживают в Hudson River Valley. И хотя он много гастролирует и записывается, Ловано всегда находит время для плавания и игры в гольф на поле с 18 лунками.
15:01