Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Hank Jones / Хэнк Джонс

Американский джазовый пианист, бендлидер, аранжировщик и композитор. Критики и музыканты описывают Джонса как красноречивого, лирического и безупречного исполнителя. В 1989 Национальный фонд искусств удостоил его премии NEA Jazz Masters Award. В 2003 он был удостоен награды Американской ассоциации композиторов, авторов и издателей (ASCAP) Jazz Living Legend Award. В 2008 он был награждён Национальной медалью искусств. 13 апреля 2009 Хартфордский университет вручил Джонсу почётную докторскую степень за музыкальные достижения.

Джонс записал более 60 альбомов под своим собственным именем и бесчисленное множество других в качестве сайдмена, включая знаменитый альбом Кеннонболла Эддерли (Cannonball Adderley) SOMETHIN 'ELSE. 19 мая 1962 именно он играл на пианино, когда актриса Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) спела свою знаменитую песню "Happy Birthday, Mr. President" тогдашнему президенту США Джону Кеннеди.

Хэнк рос в большой семье, где все любили музыку. Его детство протекало в Pontiac, Michigan, где его отец Генри Джонс-старший (Henry Jones Sr.) баптистский дьякон и инспектор пиломатериалов, купил трёхэтажный кирпичный дом. Его мать Оливия Джонс (Olivia Jones) любила петь; две старшие сестры учились играть на фортепиано; а его два младших брата также стали выдающимися джазовыми музыкантами – это трубач Тэд Джонс (Thad Jones) и ударник Элвин Джонс (Elvin Jones).

Он приступил к изучению фортепиано в раннем возрасте и попал под влияние Эрла Хайнса (Earl Hines), Фэтса Уоллера (Fats Waller), Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и Арт Татума (Art Tatum). К 13 годам Джонс выступает в небольших заведениях Мичигана и Огайо. Играя с территориальными группами в Гранд-Рапидсе и Лансинге в 1944, он знакомится с Лаки Томпсоном (Lucky Thompson), который приглашает Джонса поработать в Нью-Йорке в Onyx Club с Ораном "Хот Липс" Пейджем (Oran "Hot Lips" Page).

Хотя до этого Джоунс исполнял в основном мейнстрим джаз, он оказался превосходным учеником и охотно воспринимал все новшества, происходящие в музыке. Он включает в свой репертуар бибоп, оставаясь открытым исполнителем, успешно приспосабливающимся к нуждам артистов, которым он аккомпанирует. В Нью-Йорке Джонс регулярно слушает ведущих боп-музыкантов и вдохновляется на освоение нового стиля. Практикуя и изучая музыку, он работает с Джоном Кёрби (John Kirby), Говардом МакГи (Howard McGhee), Коулманом Хокинсом (Coleman Hawkins), Энди Кёрком (Andy Kirk) и Билли Экстайном (Billy Eckstine).

Осенью 1947 он отправляется в гастрольную поездку в составе знаменитого проекта Нормана Гранца (Norman Granz) Jazz at the Philharmonic, а с 1948 по 1953 становится аккомпаниатором для Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald) и сопровождает её во время поездки в Англию осенью 1948, демонстрируя в своей игре необычайный вкус и изысканность. В этот период он также осуществляет несколько исторически важных записей с Чарли Паркером (Charlie Parker), в том числе "The Song Is You" из альбома NOW'S THE TIME, записанного в декабре 1952 с Тедди Котиком (Teddy Kotick) на басу и Максом Роучом (Max Roach) на барабанах.

Его авторитет в джазовых кругах укрепляется благодаря сотрудничеству с Арти Шоу (Artie Shaw) и Бенни Гудменом (Benny Goodman), а также записям с такими артистами, как Лестер Янг (Lester Young), Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley) и Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), в дополнение к тому, что на некоторое время он становится "домашним пианистом" на лейбле Savoy. С 1959 по 1975 Джонс работает штатным пианистом в студии CBS. Эта работа включала поддержку таких гостей, как Френк Синатра (Frank Sinatra) на Шоу Эда Салливана (Ed Sullivan).

В конце 70-х его участие в качестве пианиста и дирижёра в бродвейском мюзикле "Ain't Misbehavin'" (основанном на музыке Фэтса Уоллера (Fats Waller)) продемонстрировало широкой аудитории его уникальные исполнительские качества.

В конце 70-х и в 80-х Джонс продолжает плодотворно записываться в качестве солиста и в дуэтах с другими пианистами, включая Джона Льюиса (John Lewis), Джорджа Ширинга (George Shearing) и Томми Фланагана (Tommy Flanagan), а также с различными небольшими ансамблями, в частности, с The Great Jazz Trio. Группа взяла это название в 1976, когда Джонс уже начал выступать с её первоначальными участниками, Роном Картером (Ron Carter) и Тони Уильямсом (Tony Williams) в Village Vanguard. Однако Бастер Уильямс (Buster Williams), а не Картер, принял участие в первой записи трио в 1976.

К 1980 сайдменами Джонса становятся Эдди Гомез (Eddie Gómez) и Эл Фостер (Al Foster), а в 1982 Джимми Кобб (Jimmy Cobb) сменяет Фостера. Трио также записывается с другими звёздами, такими как Арт Фармер (Art Farmer), Бенни Голсон (Benny Golson) и Нэнси Уилсон (Nancy Wilson).

В начале 80-х Джонс в качестве сольного пианиста работает резидентом в Cafe Ziegfeld и гастролирует по Японии, где выступает и записывается с Джорджем Дювивье (George Duvivier) и Сонни Ститтом (Sonny Stitt). С течением времени универсальность Джонса становится более очевидна. Он работает над записями в стиле afro-pop с ансамблем из Мали и над альбомом духовных песен, гимнов и народных песен с Чарли Хейденом (Charlie Haden) под названием STEAL AWAY (1995).

В числе некоторых из его более поздних работ необходимо отметить - FOR MY FATHER (2005) с басистом Джорджем Мразом (George Mraz) и барабанщиком Деннисом Макрелом (Dennis Mackrel), сольные фортепианные записи, выпущенные в Японии под названием ROUND MIDNIGHT (2006), и в качестве сайдмена на диске JOYOUS ENCOUNTER Джо Ловано (Joe Lovano) (2005).

В дальнейшем Джонс дебютирует на лейбле Lineage Records, записавшись с Френком Уессом (Frank Wess) и с гитаристом Эдди Дилем (Eddie Diehl), а также появляется на альбоме WEST 5TH (2006) в компании с Джимми Коббом (Jimmy Cobb) и Кристианом Макбрайдом (Christian McBride) на Chesky Records. Он также аккомпанирует Диане Кролл в композиции "Dream a Little Dream of Me" на сборнике WE ALL LOVE ELLA (Verve 2007). Он становится одним из музыкантов, которые тестируют и рассказывают о фортепиано в документальном фильме "Note by Note: The Making of Steinway L1037", выпущенном в ноябре 2007.

В начале 2000 квартет Хэнка Джонса сопровождает джазовую певицу Салину Джонс (Salena Jones) на Lionel Hampton Jazz Festival в Айдахо, а в 2006 выступает на джазовом фестивале в Монтерее вместе с джазовой певицей Робертой Гамбарини (Roberta Gambarini) и трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson).

В июне 2005 Джонс был удостоен звания почётного доктора музыки музыкального колледжа Беркли на сцене Umbria Jazz Festival в городе Перуджа, Италия. Со своим The Great Jazz Trio он с успехом выступает на джазовом фестивале в Токио в 2008.

Последнее время Хэнк Джонс проживал в Кресскилл, Нью-Джерси, в северной части штата Нью-Йорк и в Манхэттене. Он скончался в хосписе больницы Calvary в Бронксе, штат Нью-Йорк.

Мастерский исполнитель, спокойно чувствующий себя при исполнении любого джазового репертуара, Джоунс оказал сильное влияние и благодаря своему высокому профессионализму, и благодаря исключительному таланту.

21:50