Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

George Barnes / Джордж Барнс

Американский джазовый гитарист.

Он также был дирижёром и аранжировщиком музыки, и стал самым молодым за всю историю NBC, когда был нанят на эту роль в возрасте семнадцати лет. В этом возрасте его считали великим исполнителем многие музыканты, включая Томми Дорси (Tommy Dorsey) и Джимми МакПартленда (Jimmy McPartland). Джордж также позже стал инженером звукозаписи.

За свою карьеру Барнс записывался с певцами Мэлом Торме (Mel Tormé), Эллой Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Фрэнком Синатрой (Frank Sinatra), Бингом Кросби (Bing Crosby), Патти Пейдж (Patti Page), Дайной Вашингтон (Dinah Washington), Леной Хорн (Lena Horne), Билли Экстайном (Billy Eckstine) и Джонни Мэтисом (Johnny Mathis) и многими другими. Он был источником вдохновения и влияния для музыканта Роя Кларка (Roy Clark), гитаристов Херба Эллиса (Herb Ellis), Мерла Трэвиса (Merle Travis) и других.

Барнс родился в Южном Чикаго Хайтс, США. Джордж начал играть на фортепиано в возрасте пяти лет. Но когда Джорджу было десять лет, семья была вынуждена продать инструмент вместе с домом из-за великой депрессии. Осталась старая гитара Sears Roebuck Silvertone, которую Джордж взял в руки, и его отец, который был гитаристом, начал учить его играть. В 1931 году старший брат Барнса сделал для него звукосниматель и усилитель, потому что знал, что Джордж хотел играть сольные партии, которые можно было бы услышать в группе. Он считал, что, возможно, он был первым человеком, который когда-либо играл на электрогитаре.

Когда Джорджу было одиннадцать лет, он услышал несколько записей Бикса Бейдербека (Bix Beiderbecke) с Джо Венути (Joe Venuti) и понял, что хочет стать джазовым музыкантом.

В возрасте двенадцати лет он достаточно хорошо играл на гитаре, чтобы вступить в местный профсоюз музыкантов, и помогал семье зарабатывать, играя на местных танцах и свадьбах.

Юный Барнс брал уроки игры у блюзового гитариста Лонни Джонсона (Lonnie Johnson). Джонсон настраивал свою 12-струнную гитару на целый тон ниже, чтобы Джорджу было легче играть. Лонни Джонсон повлиял на то, как Барнс играл блюз. Джордж Барнс хотел играть мелодию, а не ритм, но в первые годы его становления мало кто из гитаристов солировал, таким образом, кроме Джонсона, ни один из гитаристов не повлиял на исполнительскую манеру Барнса. Он слушал записи Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt), но не мог соотнести его стиль со своей игрой. Поэтому исполнители на других инструментах также были для него главными вдохновителями, особенно кларнетист Джимми Нун (Jimmie Noone), с которым Джордж Барнс играл в возрасте 16 лет и утверждал, что это его самое большое влияние. Джорджа также вдохновила и оказала сильное влияние игра корнетиста Бикса Бейдербека (Bix Beiderbecke). Он хотел передать на гитаре те же ощущения, которые Бикс создавал своей игрой. Другими влияниями были Луи Армстронг (Louis Armstrong), и саксофонист Джонни Ходжес (Johnny Hodges).

С 1935 по 1937 год он руководил группой, выступавшей на Среднем Западе.

В 1937 году он играл в группе из восьми человек под названием Rhythm-Aires. Джордж делал все аранжировки и оркестровки для этой группы. Поскольку большинство игроков переходили с одного инструмента на другой, ему приходилось часто удваивать оркестровку. Они гастролировали по вечерам в районе Чикаго-Хайтс.

В 1937 году его заметил Джонни Минс (Johnny Mince) из оркестра Томми Дорси (Tommy Dorsey). Минс назначил выступление Барнса в программе "Dorsey's Amateur Hour" после того, как проезжал мимо его дома на своей машине и услышал его игру. Джордж выиграл первый приз в 75 долларов и получил приглашение играть в Чикагском театре в течение недели.

1 марта 1938 года он сыграл на электрогитаре в песнях "Sweetheart Land" и "It's a Lowdown Dirty Shame", записанных с блюзовым гитаристом Биг Биллом Брунзи (Big Bill Broonzy). В 1938 году, когда ему было семнадцать лет, Барнс был принят на работу штатным гитаристом в оркестр NBC.  Он также был штатным гитаристом и аранжировщиком на фирме Decca и записывался с Блайндом Джоном Дэвисом (Blind John Davis), Джазом Гиллумом (Jazz Gillum), Мерлином Джонсоном (Merline Johnson), Кертисом Джонсом (Curtis Jones) и Уошборд Сэмом (Washboard Sam). Поскольку он знал Барнса только как второго гитариста этих исполнителей, Хьюг Панассие (Hugues Panassié) в журнале Le Jazz Hot ошибочно назвал Джорджа примерно в это время "великим негритянским блюзовым гитаристом из Чикаго".

С января 1939 года, когда ему было всего семнадцать лет, он начал выступать в ночном клубе Three Deuces в Чикаго. Джордж стал там одним из ведущих исполнителей. Он садился на стул перед оркестром и импровизировал так долго, как только мог, на различные джазовые мелодии. Он стал сенсацией, и публика постоянно вызывала его на бис.

17 февраля 1940 года Барнс выпустил свою первую сольную запись, "I'm Forever Blowing Bubbles" и "I Can't Believe That You're in Love with Me" на лейбле Okeh Records. В 1942 году он был призван в армию и служил в армии США в качестве оператора перехвата в Пентагоне. После демобилизации в 1946 году он сформировал группу George Barnes Octet и получил пятнадцатиминутную радиопрограмму на канале ABC. 17 января 1947 года он женился на Эвелин Лоррейн Триплетт в Чикаго.

В 1951 году продюсер компании Decca Милт Габлер (Milt Gabler) подписал с Барнсом контракт и гитарист переехал из Чикаго в Нью-Йорк. В 1953 году он присоединился к оркестру для телевизионного шоу "Твой хит-парад". Оркестром дирижировал Раймонд Скотт, а Барнс выступал в качестве солиста. Барнс, Скотт и вокалистка Дороти Коллинз (Dorothy Collins) (жена Скотта) также записывались вместе.

Барнс часто работал в качестве студийного музыканта в Нью-Йорке, играя на сотнях альбомов и джинглов с начала 1950-х до конца 1960-х годов. Он играл на гитаре на нью-йоркских сессиях Пэтси Клайн (Patsy Cline) в апреле 1957 года. Хотя он был в основном свинговым джазовым гитаристом, он участвовал в сотнях сессий записи поп-музыки, рока, кантри и R&B. Он играл на многих хитовых песнях группы Coasters, на "This Magic Moment" группы Drifters, и на "Lonely Teardrops". Его электрогитару можно услышать в фильме A Face in the Crowd.

Он записал три альбома для Mercury: MOVIN' EASY (1961) со своим квинтетом Jazz Renaissance Quintet, GUITAR GALAXIES (1960) и GUITARS GALORE (1961). Последние два альбома содержали его оркестровки для десяти гитар, известные как его гитарный хор, в котором гитары использовались вместо роговой секции. В этих двух альбомах использовалась техника записи, известная как Perfect Presence Sound.

В период с 1953 по 1961 год он участвовал во многих записях с группой The Three Suns.

Барнс получил наибольшее внимание как джазовый гитарист, когда записывался в дуэте с Карлом Крессом (Carl Kress) с 1961 по 1965 год. Он и Кресс были приглашены сыграть на рождественской вечеринке в Белом доме 17 декабря 1964 года. По этому случаю Барнс написал песню "Watusi for Luci" для дочери президента Люси Бейнс Джонсон (Luci Baines Johnson), поскольку она была известна тем, что танцевала Watusi в клубах с голливудскими знаменитостями. Песня была использована в качестве темы для "Шоу Клэя Коула" в 1965 году, когда телешоу было переименовано в "Дискотеку Клэя Коула".

Барнс образовал дуэт с джазовым гитаристом Баки Пиццарелли (Bucky Pizzarelli), который просуществовал с 1969 по 1972 год. Барнс был известен как довольно колючая личность. Он публично порвал все отношения с Пиццарелли. В 1973 году он и корнетист Руби Брафф (Ruby Braff) образовали квартет Руби Брафф - Джордж Барнс, который в человеческом плане было не менее антагонистичным, но довольно глубоким в музыкальном отношении. Квартет записал несколько альбомов, включая LIVE AT THE NEW SCHOOL (Chiaroscuro, 1974), TO Fred Astaire WITH LOVE (RCA, 1975), и с певцом Тони Беннеттом, TONY BENNETT SINGS 10 RODGERS & HART SONGS (Improv, 1976). С 1973 по 1977 год Барнс записал несколько хорошо принятых сольных альбомов для Concord Jazz и с квартетом, который он создал с Брафф. Он также записал для этого лейбла два альбома с джазовым скрипачом Джо Венути (Joe Venuti).

Барнс и его жена, Эвелин, покинули Нью-Йорк после его последнего европейского турне в 1975 году, чтобы жить и работать в районе залива Сан-Франциско.

Исполнение Барнсом блюзов было всегда выше всяких похвал, также, как и мелодические интерпретации популярных стандартов. Он исполнил и записал множество своих бриллиантовых соло. Его дуэты, особенно с Браффом и Джо Венути (Joe Venuti), показали его способность тонко чувствовать своих музыкальных партнёров. Его смерть в самом расцвете творческих сил стала огромной потерей для всех поклонников джазовой гитары.

Он умер от сердечного приступа в Конкорде, Калифорния, в 1977 году в возрасте 56 лет.

Стиль и техника

Стиль Барнса сформировался еще до развития бибопа, и он оставался стилистом свинга на протяжении всей своей карьеры. Его линии обычно были короткими, мелодичными, блюзовыми и "внутренними" (т.е. диатоническими), в отличие от хроматизма и длинных линий гитаристов эпохи бопа. В его импровизациях часто использовались фразы "вызов и ответ", а его тембр был чище, прозрачнее и ярче, чем у многих других джазовых гитаристов (таких как Джо Пасс (Joe Pass) или Джим Холл (Jim Hall)), и отражал его "счастливый" подход к музыке. Его игру отмечали за яркое качество и мелодичный стиль.

Линии одиночных нот в его соло никогда не отходили далеко от исполняемой мелодии. Он часто использовал блюзовые фразы, изгибы струн и вибрато. Он использовал вибрато, наблюдая за скрипачами, и начинал медленно, затем скорость увеличивалась. При создании вибрато он делал это поперек грифа, а не вдоль него.

Он играл на гитаре правой рукой, но Джордж Барнс был левшой, считая преимуществом использовать для работы на грифе более сильную руку.

Утверждая, что это дает ему больший контроль, Джордж держал медиатор между большим и средним пальцами, играя в основном нисходящими ударами. Он использовал чередование ударов только при выборе очень быстрых нот на ладах. Затягивая или ослабляя хватку медиатора, Барнс мог менять громкость и динамику звучания своей гитары. Считая, что это помогает ему получить хороший тон, он всегда использовал самые толстые медиаторы и самые тяжелые струны.

Незадолго до смерти он записал три концертных альбома - два из них были сделаны на концерте 17 апреля 1977 года в клубе Bimbo's 365 в Сан-Франциско, а другой - в театре Willows Theatre в Конкорде, штат Калифорния. Эти альбомы являются хорошими примерами его размашистого, веселого и часто озорного стиля. Альбомы также включают его шутки с публикой и его вступления к мелодиям и группе, что дает слушателю представление о его чувстве юмора.

В рецензии на альбом DON'T GET AROUND MUCH ANYMORE (материал с концерта 1977 года в Конкорде, Калифорния, записанного чуть более чем за месяц до смерти Барнса в возрасте 56 лет) Джим Фергюсон (Jim Ferguson) написал: "Часто упускаемый из виду в море более современно звучащих, ориентированных на бибоп гитаристов, Джордж Барнс мог свинговать как сумасшедший и выкручивать сложные, часто блюзовые фразы с потрясающей точностью и музыкальностью. ...От начала до конца это хорошо записанное выступление демонстрирует качества, которые позволяют Барнсу занять место среди самых элитных игроков в летописи джазовой гитары".

В 1942 году Барнс написал первый учебник по электрогитаре "The George Barnes Electric Guitar Method", опубликованный Wm. J. Smith. В 1961 году он написал и записал книгу "George Barnes' Living Guitar Method: The Easy Way to Learn All the Chords and Rhythms" и "Ten Duets for Two Guitars" (записанный с его партнером Карлом Крессом) для Music Minus One. В 1965 году он написал книгу "How to Arrange for Solo Guitar", опубликованную компанией Peermusic. Он также создал первый курс игры на гитаре на кассетах "The Great George Barnes Guitar Course", опубликованный в 1970 году издательством Prentice Hall.

15:03