Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Clifford Brown / Клиффорд Браун

Американский джазовый трубач.

Величайший трубач, Браун был сияющей звездой хард-бопа, играя с невероятной скоростью, точностью и изощрённой гармонической чувственностью. Хотя его карьера в звукозаписи длилась неполных четыре года, он успел сыграть с такими легендами как Лайнел Хемптон (Lionel Hampton), Арт Блейки (Art Blakey) и Макс Роуч (Max Roach), и оказал глубокое влияние на многие последующие поколения исполнителей.

Браун, по прозвищу Брауни (Brownie) начал играть на трубе в 13 лет под влиянием руководителя школьного оркестра Гарри Эндрюса (Harry Andrews). Несмотря на довольно поздний старт, Браун в скором времени демонстрирует выдающиеся технические способности и за очень короткий период становится участником молодёжных групп и в школе, где также сильно увлекался математикой, и за её пределами. Он берёт уроки гармонии, теории музыки, игры на трубе, фортепиано, вибрафоне, контрабасе.

В конце 40-х после кратковременных занятий математикой в Denver University (или University of Delaware), он начинает изучать музыку в Maryland State College (University of Maryland, Eastern Shore). Он играет в студенческом оркестре и пишет для него аранжировки, за что в 1949 был удостоен специальной стипендии. Выступает в Филадельфии с такими ведущими джазменами, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркер (Charlie Parker), Майлс Девис (Miles Davis) и Фэтс Наварро (Fats Navarro).

Именно Наварро оказывает наибольшее влияние на формирование стиля Брауна, который подхватил виртуозную технику и яркую изобретательность своего кумира. Они становятся близкими друзьями. Звук Брауна был тёплым и округлым, и удивительно плотный во всём диапазоне его инструмента. Он обладал способностью отчётливо воспроизводить каждую ноту даже при игре с высокими темпами, которые не составляли для него особого труда, что лишь усиливало впечатление скорости исполнения. Его чувство гармонии было развито чрезвычайно высоко, что позволяло ему строить смелые фразы при помощи совокупности гармонических ходов (аккордных изменений) и воплощать линейные, "алгебраические" выражения в бибоповую гармонию. Так же как в мастерстве игры на высоких темпах, он мог глубоко выразить себя и при исполнении баллад. Многие отмечали, что он играл так, как будто этот сет будет его последним.

Джазовый историк Нил Тессер (Neil Tesser) в своей книге "The Playboy Guide To Jazz" написал о нём: "Клиффорд Браун был в состоянии играть с такой скоростью и точностью, которая бросала вызов, а иногда даже и затмевала виртуозность его собственных кумиров… Но более всего прочего, Клиффорд стал знаменит умопомрачительной продолжительностью своих импровизаций, их сложностью и оглушающими, безукоризненно построенными соло".

В июне 1950 Браун попадает в автомобильную аварию, год восстанавливает здоровье в больнице, после чего продолжает свою карьеру в Филадельфии. В 1951 Браун целую неделю выступает с группой Чарли Паркера (Charlie Parker). В марте 1952 делает свои первые записи с р-н-б группой блюзового певца Криса Пауэлла (Chris Powell) Blue Flames. Записывается в составе группы пианиста Тедда Дамерона (Tadd Dameron). Записи позднее были выпущены под названием THE Clifford Brown MEMORIAL ALBUM.

Летом 1953 выступает с ним в Atlantic City. В июне 1953 у него были три профессиональные встречи: с саксофонистом Лу Дональдсоном (Lou Donaldson) на Blue Note, с пианистом Тэддом Дамероном (Tadd Dameron) на Prestige и тромбонистом Джей Джей Джонсоном (J. J. Johnson) cнoва на Blue Note. Осенью 1953 в составе биг-бенда Лайнела Хемптона (Lionel Hampton) он отправляется на гастроли в Европу.

В составе этого оркестра было множество молодых талантов. В секции труб вместе с Брауном играли Арт Фармер (Art Farmer), Куинси Джонс (Quincy Jones), Уолтер Уилльямс (Walter Williams) – все были превосходными исполнителями. Не удивительно, что этот коллектив привлекал к себе повышенное внимание.

В разрез с положением контракта многие молодые музыканты зарабатывали, записываясь на стороне. Браун не был исключением и участвовал в нескольких сессиях в Париже и Стокгольме. Он записал с французскими музыкантами пластинку в нетипичном для него составе - как солист с ритм-группой. По возвращении в США Хемптон узнаёт об их "левых" записях, и Браун, как и многие другие музыканты, был уволен.

В начале 1954 Браун присоединяется к Арту Блейки (Art Blakey), новая группа которого выступает в клубе Birdland. В середине 1954 после ухода от него Браун переезжает в Калифорнию, объединяется с Максом Роучем (Max Roach) и создаёт с ним квинтет (Clifford Brown-Max Roach Quintet). Браун остаётся постоянным участником этого квинтета до конца жизни, записав в его составе не менее 20 грампластинок.

Первый состав квинтета: Браун (труба), Гарольд Лэнд (Harold Land) (тенор-саксофон), Ричи Пауэлл (Richie Powell) (младший брат Бада Пауэлла) (фортепиано), Джордж Морроу (George Morrow) (контрабас), Роуч (ударные). Пауэлл, как и Браун, писали оригинальные композиции для группы. Тенор саксофон Лэнда в партнёрстве с трубой Брауна составляли мощную переднюю линию в звуковой картине квинтета. Позднее Тэдди Эдвардс (Teddy Edwards) ненадолго заменяет Лэнда, после чего на его место приходит Сонни Роллинс (Sonny Rollins), который остаётся до конца существования группы.

Квинтет сразу был признан как одна из выдающихся групп современного джаза, а Браун получает статус ведущего трубача и композитора. В музыке квинтета бибоп достигает вершины изобретательности и мастерства. В 1954 Браун признаётся лучшим музыкантом в категории 'New Star of the Year' по результатам опроса критиков журналом Down Beat.

С 26 апреля по 6 мая 1956 квинтет Брауна и Роуча выступает в нью-йоркском клубе Basin Street. Их выступления передавались живьём по радио, а запись этих двух концертов вошли на диск BROWNIE ALIVE. В мае 1956 квинтет Брауна и Роуча выступил в Carnegie Hall в Нью-Йорке.

Браун вёл "чистый" образ жизни, тем самым сломал разрушающее влияние героина на мир джаза. Модель, установленную Чарли Паркером (Charlie Parker) и другими. Клиффорд держался подальше от наркотиков и не испытывал нежных чувств к алкоголю. Его единственным "пороком" были шахматы и пончики.

Роллинс как-то сказал о нём: "Клиффорд оказал глубочайшее влияние на мою личную жизнь. Он просто показал мне, что вполне возможно жить хорошей, чистой жизнью и быть при этом хорошим джазовым музыкантом". Роуч описал его как "одну из исключительно цельных личностей, когда-либо рождённых… приятный, красивый [человек]".

26 июня 1956 Браун и пианист Ричи Пауэлл (Richie Powell) были в пути из Филадельфии в Чикаго, где было назначено их следующее выступление. За рулём была жена Пауэлла Ненси (Nancy). Была дождливая ночь и к западу от Бедфорда на главной магистрали Пенсильвании (Pennsylvania Turnpike) она не справляется с управлением, и машина слетает с дороги. Все трое погибают в этой автомобильной катастрофе.

Браун был похоронен на кладбище Mt. Zion Cemetery в городе Wilmington, Delaware.

Ранняя смерть музыкантов в джазе или талантливых артистов в других областях культуры, часто становится причиной появления легенд. Неизбежно в таких случаях легенды сильно превышают действительность и спекуляции вокруг того, что могло бы быть, основаны больше на воображении, чем на реальных свидетельствах.

В случае с Брауном реальность легенды о нём нельзя опровергнуть. В то время как многие современные трубачи изыскивали технические средства для расширения тональности, Браун совместно со своим другом Наварро и техники имел в запасе предостаточно, и смог развить богатый, полный и прекрасный тон. В то же время, и играя в обжигающем темпе, и исполняя томные баллады, его диапазон был исчерпывающим. Он был чрезвычайно изобретателен, но его поиск оригинальных идей никогда не происходил за счёт вкуса.

Во всех своих работах Браун демонстрировал редкую комбинацию высшей интеллигентности и огромной эмоциональной глубины. Его игра была лишь одним аспектом его таланта. Он также был прекрасным композитором и написал множество мелодий, ставших современными джазовыми стандартами. И хотя его карьера была короткой, влияние Брауна отразилось не только в работах Ли Моргана (Lee Morgan), но и в течение следующих десятилетий, как, например, в творчестве Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard).

К счастью для поклонников джаза, сохранилось множество записей, которые рекомендуются как выдающийся пример лучшего джаза. Все записи Брауна с Роучем стали классикой джаза. Музыкант большого таланта, один из лучших трубачей модерн-джаза (в 50-е неоднократно занимал ведущие места в джазовых анкетах).

Входит в число основоположников хард-бопа. Блестящий солист-импровизатор с богатой фантазией, прекрасным чувством свинга, виртуозной исполнительской техникой, индивидуализированным саундом. Продолжал линию Гиллеспи-Наварро. Тяготел к напористой, «горячей» манере игры с тенденцией к длительному сохранению высокого динамического напряжения, эмоционального накала. Культивировал темброво насыщенный, пластичный звук (в духе Роя Элдриджа).

Нередко использовал субтоновые эффекты (взятие звука с придыханием, усиливающим впечатление его естественности, сходства с человеческим голосом) - по аналогии с деревянными духовыми. Вначале специализировался в основном на игре в среднем регистре и непрерывном ритмическом движении восьмых длительностей, позднее достиг большего разнообразия мелодического рельефа и ритмики. В сфере хард-бопа примыкает к направлению соул-фанка.

Имеет многих учеников и последователей, в числе которых Блу Митчелл (Blue Mitchell), Дональд Бёрд (Donald Byrd), Ли Морган (Lee Morgan), Вуди Шоу (Woody Shaw), Дон Черри (Don Cherry), Букер Литтл (Booker Little), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Валерий Пономарёв (Valery Ponomarev), Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) и другие.

Бенни Голсон (Benny Golson), который некоторое время играл с Брауни в оркестре Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton), посвятил его памяти вокально-инструментальную композицию "I Remember Clifford" (на слова Джона Хендрикса). Композиция стала джазовым стандартом и многие музыканты отдают дань Брауну, записывая своё личное видение этой пьесы.

Хелен Меррилл (Helen Merrill), которая записывалась с Брауном в 1954 (HELEN MERRILL WITH Clifford Brown, EmArcy), посвятила его памяти свою работу 1995 года под названием BROWNIE: HOMAGE TO Clifford Brown. Альбом содержит сольные и ансамблевые номера таких исполнителей как Лу Солофф (Lew Soloff), Том Харрелл (Tom Harrell), Уоллес Рони (Wallace Roney) и Рой Харгров (Roy Hargrove).

Кубинский трубач Артуро Сандовал (Arturo Sandoval) свой второй альбом назвал I REMEMBER CLIFFORD. В 1972 Браун был официально введён в Джазовый Зал Славы ('Jazz Hall of Fame') журнала Down Beat по итогам голосования критиков. Каждый год город Wilmington, Delaware принимает гостей джазового фестиваля имени Клиффорда Брауна - Clifford Brown Jazz Festival.

14:56