Поиск

Cassandra Wilson / Кассандра Уилсон

Cassandra Wilson / Кассандра Уилсон
Также известен как:
Cassandra Marie Fowlkes
Дата рождения (создания):
4 декабря 1955
Место рождения (создания):
Jackson, Mississippi, USA
Инструменты:
Лейблы:

Биография:
Критик Гари Гиддинс (Gary Giddins) охарактеризовал её, как "певицу, благословлённую безошибочным тембром и атакой, которая расширяет игровое поле" включением кантри, блюза и фолк музыки в свои работы. Кассандра была третьим, самым младшим ребёнком и единственной девочкой в семье Германа Фоулкса младшего (Herman Fowlkes, Jr.) и Мари МакДаниэл (Mary McDaniel). Отец был профессиональным музыкантом. Первоначально он играл на басу, позднее освоил виолончель, скрипку, гитару и саксофон. Её мама была учительницей начальной школы, которая позднее получила докторскую степень в области образования. Любовь матери к Motown и отцовская преданность джазу породили у Кассандры раннюю любовь к музыке. Несмотря на то, что отец оставил карьеру профессионального музыканта почти сразу после рождения Кассандры – он отказался от гастрольной поездки с Рэем Чарльзом (Ray Charles), чтобы больше времени проводить с семьёй – он всячески поощрял интерес дочери к музыке. Кроме множества различных инструментов, в их доме звучали записи Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Бетти Картер (Betty Carter), Сары Воун (Sarah Vaughan), Нэнси Уилсон (Nancy Wilson) и Тэлониуса Монка (Thelonious Monk). Уилсон начала изучать классическое фортепиано в возрасте 6 лет. В средней школе она играла на кларнете в школьных концертах и марширующих оркестрах. Устав от изнурительной практики, она попросила отца научить её играть на гитаре. В ответ отец предложил дочери самостоятельно освоить инструмент по методу, изложенному в книге Мэла Бэя (Mel Bay). И Уилсон в возрасте 9 лет начала осваивать гитару самостоятельно, развивая, как она сама описала позже, "интуитивный" подход. Уже в 12 лет начала сочинять свои собственные песни и исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. Её музыкальные вкусы в то время лежали в плоскости фолк музыки в стиле Джони Митчелл (Joni Mitchell), Джуди Коллинс (Judy Collins) и Джоан Баез (Joan Baez), и её ранние композиции отражали эти предпочтения. Она принимает участие в постановках музыкального театра, таких как "The Wizard of Oz" в роли Дороти, тем самым пересекая расовые ограничения в недавно десегрегированной школьной системе. После окончания школы Уилсон продолжает обучение в Millsaps College. С 1975 каждый вечер вторника она начинает петь профессионально, в основном исполняя фанк, фолк и блюз, работает в различных R&B коллективах и группах, исполняющих популярный репертуар. Общество "The Black Arts Music Society", основанное Джоном Рисом (John Reese) и джазовым ударником Элвин Фильдер (Alvin Fielder), предоставило ей первую возможность исполнять бибоп. В 1981 Кассандра выходит замуж за Энтони Уилсона (Anthony Wilson). На некоторое время она прекращает петь. Решает продолжить своё образование в Jackson State University. Окончила со степенью в области массовых коммуникаций. В 1981 она перебирается в Новый Орлеан и начинает карьеру на местном телевизионном канале WDSU. Вот как певица вспоминает об этом времени: "Я только что получила диплом специалиста в области средств массовой информации и работала в качестве помощника директора по связям с общественностью. В то время я думала, что всю оставшуюся жизнь проведу на телевидении и поэтому, прилагала все усилия для того, чтобы сделать карьеру именно в этой области. Но в то же время музыка оставалось очень важной для меня вещью". Параллельно она начинает брать уроки у саксофониста Ёрла Тёрбинтона (Earl Turbinton), который помог завершить певице переход от фолка к джазу. Кроме того, её учителями становятся Элвин Батист (Alvin Batiste) и Эллис Марсалис (Ellis Marsalis). Кассандра Уилсон вспоминает, что в то время она открыла для себя творчество таких примадонн джазового вокала как Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Сара Воун (Sarah Vaughan), Бетти Картер (Betty Carter). Также певица активно работает над своим голосом, который в тот период был довольно высоким и совсем не имел ту тёмную и глубокую окраску, благодаря которой он так знаменит теперь. В 1982 по предложению трубача Вуди Шоу (Woody Shaw) она переезжает в Нью-Йорк. Ей не удаётся найти постоянную дневную работу, и Уилсон начинает принимать участие в джем сейшинах, выступает с Дэвидом Холландом (David Holland) и Эбби Линкольн (Abbey Lincoln). Благодаря занятиям с тромбонистом Грэйшаном Монкуром (Grachan Moncur, III) Уилсон улучшает свою вокальную фразировку и технику скэта. Участие в частых джем-сейшинах под опекой пианиста Садика Хакима (Sadik Hakim), последователя Чарли Паркера (Charlie Parker), знакомит её с альт саксофонистом Стивом Коулменом (Steve Coleman). Он предлагает ей выйти за рамки стандартного джазового репертуара и направить свои усилия на создание своего оригинального материала. Она становится вокалисткой и одной из основательниц коллектива M-Base, в которой Коулмен был ведущей фигурой. Группа стилистически находила поддержку в таких организациях, как Association for the Advancement of Creative Musicians (AACM) и Black Artists Group (BAG), которые работали с фанком и соул в контексте традиционного и авангардного джаза. Питер Уатроус (Peter Watrous) в своей статье для "New York Times" писал: "...группа из Бруклина M-Base работает с формами как джазовой, так и поп музыки, делает музыку, которая с первых звуков звучит как фанк 70-ых. Как музыка, которую исполняет мистер Марсалис (и его брат Уинтон), музыка M-Base – Стив Коулмен (Steve Coleman), с Грегом Осби (Greg Osby), Кассандра Уилсон и Джери Аллен (Geri Allen) – в лучшем случае, наполнена тонкими идеями, работающими под маской популярной музыки. В группе мистера Коулмена вокалистка при поддержке электрического баса, гитары, ударных и электро клавишных исполняет блестящую музыкальную смесь, имеющую ссылки на рок и фанк. Тем не менее, не смотря на все ритмические и метрические манипуляции, звучит по-новому". Хотя голос – как правило, рассматривается как фокусирующая точка любых аранжировок, в которые он включён – не был очевидным выбором для сложных текстур и гармонично продуманных мелодий M-Base, Уилсон убедительно соткала ткань в рамках этих параметров с помощью как бессловесной импровизации, так и слов. Её дебют в звукозаписи состоялся в 1985 - в качестве гостьи она записывается диске Стива Коулмена (Steve Coleman) MOTHERLAND PULSE, и практически сразу получает приглашение от базирующегося в Мюнхене лейбла JMT на запись сольного альбома: её дебютной работой становится диск POINT OF VIEW (1986), над которым она трудится в компании с Коулменом, пианистом Джеймсом Уайдманом (James Weidman) и гитаристом Жан-Полем Борелли (Jean-Paul Bourelly). Диск был записан и смикширован всего за два дня. Её можно услышать, как участницу "Five Elements" на дисках ON THE EDGE OF TOMORROW (1986), WORLD EXPANSION (1986), SINE DIE (1987) и на единственной записи M-Base Collective как большого ансамбля ANATOMY OF A GROOVE (1992). Лучшие музыканты Нью-Йорка начинают присылать ей приглашения о совместной работе. В то же время она поёт с авангардным трио New Air с участием альт саксофониста Генри Треджилла (Henry Threadgill), и в 1987 записывает в Италии Air-show.html">Air SHOW NO. 1. Треджилл возвращает ей долг, помогая с аранжировками для её второго, к слову, более сильного альбома DAYS AWEIGH. Запись была сделана за 4 дня и большую часть работы над диском Уилсон сделала самостоятельно. Её обволакивающий вокал в сочетании с пышной музыкой, которая странствует от психоделии до свинга, просто пронзали слушателей. Более консервативную американскую аудиторию и похвалу критиков завоевала записи стандартов в её исполнении: диск BLUE SKIES (1988), который журналом "Billboard" был назван джазовым альбомом года. Последовавший инновационный, научно-фантастический, эпический JUMPWORLD (1990), показал, что Кассандру Уилсон не так легко втиснуть в рамки какой-нибудь категории: диск включал элементы рэп и фанк музыки так же, как джаз и блюз. Это стилистическое разнообразие было продолжено и в 1991 на альбоме SHE WHO WEEPS. Она отходит от джазовых стандартов и в своей следующей работе DANCE TO THE DRUMS AGAIN (1992), используя электронную драм машину и синтезированные струнные. В этот же период Уилсон продолжает записываться со Стивом Коулменом (Steve Coleman) и другими музыкантами, сотрудничавшими с коулменовским коллективом M-Base, такими как Грег Осби (Greg Osby) и Робин Юбенкс (Robin Eubanks). В 1993 она подписывает контракт с Blue Note, что становится переломным моментом в её карьере и прорывом к не джазовой аудитории с альбомами, продающимися в сотни тысяч экземпляров. Она попадает в руки продюсера Крейга Стрита (Craig Street), который убеждает её отказаться от идеи записи альбома соул музыки Юга, и направить свои усилия в сторону исполнения музыки, которая нравилась ей в молодости – фолка в стиле Боба Дилана (Bob Dylan), Нила Янга (Neil Young), Бонни Райтт (Bonnie Raitt) - поп музыки 70-ых, которая и сформировала её музыкальные чувства. Начиная с диска BLUE LIGHT 'TIL DAWN (1993) её репертуар сдвинулся по направлению к синтезу блюза, поп и world музыки, джаза и кантри. Наряду с исполнением стандартов и оригинального материала, она исполняет интерпретации песен “Come On in My Kitchen” Robert Johnson, “Black Crow” Joni Mitchell, “Last Train to Clarksville” группы The Monkees и “I'm So Lonesome I Could Cry” Hank Williams. Мало того, что Уилсон эффективно воссоединила вокальный джаз со своими блюзовыми корнями, она, возможно, стала первой исполнительницей, убедительно объединившей пост-Британское поп Вторжение с джазом, став новатором на пути, по которому с тех пор последовали многие. Кроме того, продюсер Крейг Стрит (Craig Street) применил некоторые технические приёмы из мира поп музыки, что позволило создать богатую обволакивающую атмосферу вокруг её голоса, а неплотные, но невероятно яркие аранжировки Brandon Ross ещё больше увеличители эффект и придали голосу дополнительную глубину звучания, благодаря использованию гитары со стальными струнами, скрипки, аккордеона и перкуссионных. Уилсон говорит, что её музыкальная эволюция действительно происходит как бы циклически. "Первая музыка, которую я слышала в детстве, - вспоминает певица, - это конечно был джаз и именно джаз является основой моего музыкального мировоззрения, поэтому, разумеется, был смысл вернуться к джазу, однако теперь, когда я стала старше, я могу по-новому взглянуть на вещи, и поэтому для меня есть смысл исполнять мелодии таких исполнителей как Joni Mitchell, Robert Johnson, Hank Williams и The Monkees, хотя бы потому, что никто не пел их ещё как джазовые композиции". Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) приглашает её для исполнения трёхчасовой джазовой композиции BLOOD ON THE FIELDS, премьера которой состоялась весной 1994 в нью-йоркском Lincoln Center. Концерт транслировался по National Public Radio. Запись этой работы, которую некоторые критики называли джазовой оперой, состоялась в 1995, но диск был выпущен в 1997. Эта работа была удостоена Пулитцеровской премии. Уилсон также пригласили исполнить заглавную песню альбома WHEN DOVES CRY, посвящённого Артисту Ранее Известному Как Prince. Кроме того, Van Morrison так понравилась кавер версия его песни "Tupelo Honey", что он пригласил Уилсон сделать кавер ещё одной песни. В 1995 Уилсон отправляется на 6-недельное турне по Европе, после которого заезжает в Рио. В апреле 1996 проводит тур в поддержку альбома BLUE LIGHT 'TIL DAWN. Её репутация становится ещё крепче после выступления на JVC Jazz Festival в Нью-Йорке в этом же году. Она сотрудничает с различными артистами, в числе которых Q-tip и D’Angelo. В конце лета она открывает концерт Рэя Чарльза (Ray Charles) в Radio City Music Hall. В дополнение Уилсон время от времени сотрудничает с фолк музыкантом Анжелика Киджо (Angélique Kidjo), включая выступление на Montreaux Jazz Festival. Оба исполнителя сделали вклады в альбомы друг друга. В 1996 она вновь объединяет свои силы с продюсером Крейгом Стритом (Craig Street), и они повторяют успешную формулу в очередном альбоме NEW MOON DAUGHTER, который получает премию GrAMMy в категории Лучшее Джазовое Вокальное Исполнение (Best Jazz Vocal Performance). В 1997 она выступает в нью-йоркском Carnegie Hall в рамках JVC Jazz Festival. Одно из самых сильных влияний на творчество Уилсон оказал поздний Майлс Девис (Miles Davis). В 1989 она поёт на разогреве перед выступлением Дэвиса на JVC Jazz Festival в Чикаго. В 1999 выходит диск TRAVELING MILES как посвящение Девису. Альбом был составлен из записей, сделанных во время серии концертов в зале Lincoln Center в ноябре 1997 в честь Девиса, и содержал три отрывка из композиций Майлса, которые Уилсон включила в свои оригинальные композиции. Кроме того, в альбом вошли и оригинальные композиции Уилсон. На сцене вместе с ней выступали скрипачка Реджина Картер (Regina Carter), альт саксофонист Стив Коулмен (Steve Coleman), виброфонист Стефон Харрис (Stefon Harris) и басист Дэйв Холланд (Dave Holland). В рамках этого проекта Уилсон адаптировала, сделала аранжировки, сочиняла, продюсировала и впервые в жизни дирижировала группой. Для поддержки альбома она провела турне по 24 городам США, кроме того побывав с программой альбома в Vermont, New Hampshire, South Carolina и Tennessee. В 1998 Уилсон выступает с Марсалисом и его группой в Lincoln Center. В 2000 Уилсон вышла замуж за актёра Айзека де Банкола (Isaach de Bankolé), который стал режиссёром её концертного фильма "Traveling Miles: Cassandra Wilson". В альбоме 2002 BELLY OF THE SUN она возвращается к музыкальным корням – блюзу, кантри, соул, року. Эта работа продолжила укрепление её артистической карьеры, в то же время соответствовала всем новым тенденциям в популярной музыке. Альбом GLAMOURED, выпущенный в 2003, стал своего рода вызовом – половина материала была написана самой Уилсон. Не желая топтаться на месте, она аккуратно исследует сэмплирование и другие технические приёмы из мира хип-хоп музыки в своей следующей работе THUNDERBIRD (2006). В 2007 Уилсон получила докторскую степень по искусству в Millsaps College. За ним последовал альбом стандартов LOVERLY, а после появился SILVER PONY в 2010. Как музыкальный хамелеон она снова меняет направление с альбомом, состоящим в основном из оригинальных композиций ANOTHER COUNTRY, сопродюсером которого становится электрогитарист Фабрицио Сотти (Fabrizio Sotti). Записанный в Италии, Новом Орлеане и Нью-Йорке, он был выпущен летом 2012. Продюсер певицы Крейг Стрит (Craig Street) говорит по этому поводу, что и он и его подопечная очень любят разрушать стереотипы и менять устоявшийся порядок вещей, что и заставляет их быть вместе и делать порой сумасшедшие вещи. Кассандра Уилсон говорит о своем продюсере в том же духе: "Он по натуре авантюрист, я тоже. У него всегда есть очень необычные идеи, касающиеся инструментовки тех или иных композиций. Именно благодаря Крейгy мои записи звучат всегда по-новому, мне нравится, когда меня даже не сразу узнают". У Кассандры есть сын Джерис (Jeris), родившийся в конце 80-ых, которому посвящена песня "Out Loud (Jeris' Blues)" из альбома SHE WHO WEEPS. Многие годы с сыном она проживает в Нью-Йорке в районе Sugar Hill, в апартаментах, которые когда-то принадлежали Каунту Бэйси (Count Basie), Лине Хорн (Lena Horne) и боксёру Джо Луису (Joe Louis). Уилсон и её мама являются членами женского клуба Alpha Kappa Alpha.
Автор публикации:
Панченко Юлик
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-12 из 50
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:58
1654