Mildred Bailey / Милдред Бейли
Американская джазовая певица, чьи выступления были очень популярны в 1930-х годах. Её называли "The Queen of Swing", "The Rockin' Chair Lady" и "Mrs. Swing". Одна из первых певиц, прославившихся в американском пантеоне джаза, сумела передать все тонкости афроамериканского блюза и регтайма той эпохи. Бейли рано разработала свой собственный уникальный способ подчеркивать смысл слов, которые она пела. Она выступала с лучшими музыкантами эпохи свинга, включая Бенни Гудмена (Benny Goodman), Пола Уайтмана (Paul Whiteman), Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins) и Реда Норво (Red Norvo), её мужа на протяжении большей части 1930-х годов.
В числе её наиболее известных хитов можно назвать песни "It's So Peaceful in the Country", "Trust in Me", "Where Are You?", "I Let a Song Go Out of My Heart", "Small Fry", "Please Be Kind", "Darn That Dream", "Rockin' Chair", "Blame It on My Last Affair" и "Says My Heart". Три её записи достигли первого места в чартах популярной музыки.
Многим любителям джаза было трудно примирить высокие, приятные тона Бейли с её довольно грузным телом. Во времена расцвета эры свинга её и Норво, её мужа в то время, прозвали "мистер и миссис свинг". Под влиянием стилей Этель Уотерс (Ethel Waters), Конни Босвелл (Connie Boswell) и Бесси Смит (Bessie Smith), она разработала уникальную мягкую, но свинговую подачу, которая восхищала аудиторию ночных клубов, где бы она ни выступала по всей территории США. Несмотря на то, что она запомнилась больше всего благодаря своей работе в джазе, Бейли пользовалась успехом и в популярной музыке. Хотя она выступала с некоторыми из самых успешных групп эпохи свинга, она закончила свою карьеру как сольная исполнительница, привлекая тысячи благодарных поклонников на свои выступления в самых популярных джазовых клубах Нью-Йорка.
Милдред Ринкер (Mildred Rinker) родилась на ферме в сельской местности Текоа, на востоке штата Вашингтон, недалеко от границы с Айдахо. Её мать Жозефина (Josephine) была представительницей коренного племени кер-д'ален и набожной римской католичкой. Прадед Бейли, Базил Пеоне (Bazil Peone), был главным оратором и запевалой в племени кер-д'ален на рубеже 20-го века. Его способность создавать индигенизированные католические гимны помогала племени ориентироваться в трудные времена активной колонизации миссионерами-иезуитами.
Когда она была ещё совсем маленькой, Бейли вместе с матерью и тремя братьями переехала в близлежащий Спокан. Её мать, которая была частично коренной американкой, обучила Бейли и её братьев традициям коренных американцев, и семья часто посещала родственников в индейской резервации Кёр-д'Ален в соседнем Айдахо. Её отец был белым, играл на скрипке и устраивал танцы. Её мать каждый вечер играла на пианино и учила Милдред играть и петь. Семья часто устраивала субботние вечерние собрания, создавая в доме небольшой музыкальный и танцевальный зал для местных жителей с Джозефиной и Милдред за фортепиано. Милдред также сопровождала свою мать на традиционные местные церемонии, где она слышала и практиковала традиционные песни и тексты, которые впоследствии повлияли на её уникальный певческий голос.
В Спокене, таком же тихом городке по соседству, Джозефина, неплохо игравшая на фортепиано, начала давать уроки музыки своим детям и одному из соседских мальчишек, Гарри Лиллис Кросби (Harry Lillis Crosby), которого однажды вся Америка узнает, как Бинга (Bing Crosby). При написании примечаний к одному из её ранних альбомов Кросби вспоминал, как цитируется в "Словаре американской биографии": "Милдред Бейли дала мне старт. Она уехала из Голливуда в более новые и широкие сферы, и через год или около того мы с Элом последовали за ней туда. Она познакомила нас с Марко [Вольффом] (Marco Wolff), в то время очень крупным театральным продюсером, и мы отправились в путь - с большим количеством её материала, я могу добавить. Она была mucha mujer, с сердцем размером со стадион "Янки"".
Её брат Эл Ринкер (Al Rinker) стал вокалистом и композитором, и был участником группы The Rhythm Boys. Другой брат Чарльз Ринкер (Charles Rinker) стал поэтом песенником, а ещё один Майлз Ринкер (Miles Rinker) - кларнетистом и саксофонистом, который позже стал агентом по бронированию билетов.
Но счастливые дни были недолги - в 1917 в возрасте 36 лет Джозефина умерла от туберкулёза. Смерть матери поставила под угрозу возможность Милдред сохранять связь с родной землёй и традициями так, как она могла это делать, пока та была жива. Отец некоторое время был безутешен, но кому-то нужно было заботиться о четверых детях, и он снова женился, родив дочь. Отчий дом стал бурным и несчастливым, из которого Милдред и её братья и сестры были систематически вытесняемы мачехой.
Поставленный перед ультиматумом: выбрать собственных детей или новую жену, отец Милдред выбрал жену, и Милдред в возрасте 17 лет пришлось уехать из дома к тётке в Сиэтл. Через некоторое время она и её тётя попали в серьезную автомобильную аварию, в результате которой тётя погибла, а у Милдред остались серьезные физические и эмоциональные шрамы.
Оказалось, что у Милдред неплохой голос. Это позволило ей найти работу в музыкальном магазине Woolworth демонстратором нот, то есть напевать песни клиентам, желающим узнать, что за ноты они покупают, а по вечерам она играла на фортепиано в кинотеатрах. В одном из таких кинотеатров она и познакомилась с неким Тэдом Бэйли (Ted Bailey), о котором практически ничего не известно, кроме того, что его неоднократно арестовывали за незаконную торговлю алкоголем и содержание борделя, а также что именно он убедил Милдред, что она вполне могла бы петь в заведениях. Вскоре Милдред уже была известна во всех полуподпольных забегаловках севера США и юга Канады, исполняя смесь поп-музыки, водевильных стандартов и ранних джазовых мелодий.
Затем Милдред обзавелась новым мужем - очередным бутлеггером - Бенни Стаффордом (Benny Stafford), но оставила фамилию Бейли, которая, по её мнению, звучала более по-американски. Она отправилась в гастрольную поездку в составе танцевального ревю Фаншона (Fanchon) и Марко Вольфа (Marco Wolff) по Западному побережью. По окончании гастролей Бейли поселилась в Бейкерсфилде в Калифорнии, где нашла работу на радиостанции KMTR, кроме того выступала в заведении под названием The Swede's. С помощью своего второго мужа Бенни Стаффорда к 1925 Бейли стала признанной вокалисткой на западном побережье США. Она была одной из первых белых певиц, начавших исполнять блюзовые и джазовые композиции.
На протяжении всей своей звукозаписывающей карьеры, Бейли исполняла весь доступный спектр песен: популярные новинки, торч песни, блюзы, популярные любовные песни, спиричуэлс и особенно великую американскую классическую музыку 1930-х и 1940-х годов. Считая, что каждая песня заслуживает её лучших усилий, Бейли никогда не пела в такт. В своей книге "В поисках музыки" Ирвинг Колодин (Irving Kolodin) заметил: "Особое крыло принадлежит Бейли в джазе, тем более тихим, но не менее вкрадчивым, чьё искусство относится к категории камерной музыки".
Впоследствии она провела всю свою карьеру, исполняя песни в той же интимной манере, от человека к человеку. Вместо того чтобы кричать, петь скэтом или использовать трюки, Бейли исполняла самые разные тексты и мелодии с идеальной дикцией и нежным голосом, очаровывая каждого слушателя, попавшего под её чары. Некоторые критики сомневаются в том, была ли Бейли действительно джазовой певицей или просто выдающейся поп-певицей. Тем не менее, её влияние на последующие поколения джазовых вокалистов неоспоримо. Считаясь первой женщиной-микрофонисткой, Бейли научила следующее поколение пользоваться этой новой технологией.
В 1925 брат Милдред, Эл Ринкер (Al Rinker), и его давний друг Бинг Кросби (Bing Crosby), которые начали выступать в Спокане, штат Вашингтон, решили, что пора бы и им перебраться в Калифорнию и стать знаменитыми - и в один прекрасный день они просто появились на пороге у Милдред. Надо отдать ей должное - она помогла им подготовить несколько номеров и, использовав все свои связи, пристроила их на работу водевильном шоу, а в 1927 с участием Гарри Барриса (Harry Barris) они стали вокальной группой the Rhythm Boys, выступавшей в оркестре Пола Уайтмена (Paul Whiteman).
Писатель Гари Гиддинс (Gary Giddins) в своей книге "Bing Crosby: A Pocket Full Of Dreams, The Early Years 1903–1940" описал эту историю. Гиддинс отмечал, что Кросби узнал о Луи Армстронге (Louis Armstrong) от Бейли, которая настоятельно рекомендовала ему послушать Армстронга, если Кросби хочет стать серьёзным джазовым певцом. Она также ставила Кросби записи Этель Уотерс (Ethel Waters) и Бесси Смит (Bessie Smith) из своей коллекции. Имена других чёрных музыкантов из Чикаго он узнал именно благодаря пластинкам из коллекции Бейли.
К 1929 Милдред уже была довольно известной персоной на радио. Когда Уайтмен (Paul Whiteman) со своими парнями приехал в Лос-Анджелес, Кросби в свою очередь помог Бейли. 6 августа 1929 года Кросби, Баррис и брат Бейли Эл пригласили Уайтмена на одну из домашних вечеринок Милдред (о её кулинарных способностях и домашнем пиве ходили легенды). Вскоре все, включая Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael), собрались вокруг фортепиано, и Бинг с Элом уговорили Милдред спеть.
В тот же вечер Уайтмен пригласил Милдред исполнить "Moanin` Low" в его радиопрограмме Old Gold Cigarettes. Реакция радиослушателей была восторженной. Последовали бесчисленные ангажементы и вскоре Уайтмен предложил ей полноценный контракт, сделав её одной из первых женщин-певиц, выступавших с крупным танцевальным оркестром.
В своём "Справочнике по джазу" Барри Уланов (Barry Ulanov) утверждает: "Милдред Бейли установила стандарты бэндового пения, сначала с Полом Уайтменом (Paul Whiteman), а затем с оркестром, которым она руководила с Редом Норво (Red Norvo); она была щедро одарена точностью интонации и нежностью фразы; она могла петь с приторностью или задорным юмором, как того требовала песня; у неё были ритмические и тональные инстинкты, которые могли сделать справедливым каждый из способных текстов и лучших мелодий, которыми несколько авторов песен снабжали джазовых исполнителей".
Свои первые записи она сделала в качестве незарегистрированной вокалистки на сессии гитариста Эдди Ланга (Eddie Lang) с сайдменами из оркестра Уайтмена 6 октября 1929 года c песней Хоаги Кармайкла (Hoagy Carmichael) "What Kind o' Man Is You?", которая была издана только в Великобритании. 8 мая 1930 года была сделана запись песни "I Like to Do Things for You" с Фрэнки Трамбауэром (Frankie Trumbauer) в качестве лидера. Две песни были записаны с кларнетистом Джимми Нуном (Jimmie Noone) ("He's Not Worth Your Tears" и "Travellin' All Alone" от 12 января 1931 года). Первые записи под собственным именем состоялись 15 сентября 1931 года, когда Бейли исполнила четыре прекрасные песни при поддержке оркестра Casa Loma для лейбла Brunswick.
С группой Уайтмена она пела с 1929 по 1933 год. Он организовал для Милдред специальную радиопрограмму, где она демонстрировала своё мрачновато-скабрезное чувство юмора в компании Джека Пера или Стива Аллена.
Подражать Бейли было нелегко. Она привносила в своё пение уникальное сочетание качеств, начиная с нежного сопранового голоса, который немного потемнел в более поздние годы, и постоянно присутствующего, почти слишком быстрого вибрато. Бейли пела просто, без притворства и украшательства. Редко заменяя ноты написанной мелодией, она на протяжении всей своей карьеры полагалась на точную подачу и безупречную дикцию. Чувство времени вокалистки - без которого джазовый музыкант тонет - было элегантным.
В изысканной фразировке даже самых обычных текстов она привносила чувство, акцент, которые придавали словам новый свет и смысл. Часто она пела с небольшим опережением ритма, создавая неотложную ситуацию; в других случаях она использовала небольшую паузу, замедление ритма, растягивание слова, интонацию или глиссандо, чтобы передать смысл. Всё это казалось лёгким и естественным для Бейли.
В 1930, когда Бинг Кросби (Bing Crosby) покинул оркестр ради голливудской карьеры, Милдред стала главной звездой оркестра, равно как и самым высокооплачиваемым его участником. Однако первая запись Бейли с Уайтменом состоялась только 4 октября 1931 года, когда она записала песню "My Goodbye to You". Было несколько сессий с Уайтменом, большинство из которых теперь не известны, хотя её запись песни "All of Me" стала хитом 1932 года, а её исполнение песни "I'll Never Be The Same" является превосходным исполнением баллады.
На своей собственной сессии звукозаписи 18 августа 1932 года Бейли с отколовшейся от Уайтмена группой под руководством Мэтта Малнека (Matt Malneck) записала свою первую версию песни Хоаги Кармайкла (Hoagy Carmichael) "Rockin' Chair"", написанную специально для неё. Вместо того чтобы исполнить её как юмористический дуэт (так делал Луи Армстронг (Louis Armstrong)), Бейли спела песню как сентиментальную балладу. Этот успех привел к тому, что она получила прозвище "The Rockin' Chair Lady" - "Леди с креслом-качалкой". Она также способствовала популяризации песни "Georgia On My Mind". Но в целом три года работы Милдред Бейли с Уайтменом были в основном неинтересными, если не считать того, что она встретила Реда Норво (Red Norvo). Она была женской вокалисткой Уайтмена до 1932 года (записываясь в гладком, пронзительном стиле), но в конце того же года покинула группу из-за разногласий по поводу зарплаты.
В 1933 году были сделаны записи для Brunswick с Dorsey Brothers в качестве музыкантов поддержки. В 1934 году Бейли принимала участие в "звёздной" сессии со студийной группой Бенни Гудмана (Benny Goodman), в которой участвовали Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins), Дик Макдоноу (Dick McDonough) и Джин Крупа (Gene Krupa). После ухода от Уайтмана Бейли пела в радиошоу Джорджа Джессела (George Jessel) и Уилларда Робисона (Willard Robison).
Ещё в 1931 у Бейли завязались отношения с Кеннетом Норвиллом (Kenneth Norville), более известным как Ред Норво (Red Norvo), который принимал участие как ксилофонист в радиоконцертах оркестра Уайтмена, и вскоре она стала его женой. В 1934 контракт с Уайтменом закончился. Пара покинула оркестр и перебралась в Нью-Йорк.
Они были немного странной парой. Ред Норво был худым и мягким, а Милдред Бейли - грузной и довольно шумной. Но каким-то образом эта комбинация хорошо работала на протяжении десятилетия, как в музыкальном, так и в личном плане. Норво был первым (и практически единственным) значительным ксилофонистом в джазе, а Бейли была одной из первых неафроамериканских певиц, которая произвела сильное впечатление на джазовый мир.
Несмотря на то, что Норво проработал с Уайтменом два года, о его записях с бэндлидером нет никаких документов. Фактически, к началу 1933 года его единственными записями были две песни (включая "In A Mist" Бикса Бейдербека (Bix Beiderbecke)), записанные в октябре 1929 года, которые так и не были выпущены, и участие в некоторых радиопередачах с Фрэнком Трумбауэром (Frank Trumbauer) в 1932 году, которые не были доступны до эпохи LP.
Норво основал свой собственный коллектив, а Бейли отправилась строить карьеру вокалистки на радио, где начала вести свою радиопрограмму на CBS. Для Норво и Бейли 1933 год стал началом их карьеры, особенно в звукозаписи. Помимо записи с аранжировщиком-композитором Виктором Янгом (Victor Young), Норво в том году впервые участвовал в записи. До Норво в джазе практически не было значительных солистов-ксилофонистов. Чарльз Гамильтон Грин (Charles Hamilton Green) и его брат Джо Грин (Joe Green) участвовали в нескольких сессиях в 1920-х годах в качестве студийных музыкантов, но, несмотря на их виртуозность, их игра была действительно вне джаза. Чикагский барабанщик Джимми Бертран (Jimmy Bertrand) иногда играл на ксилофоне, но он никогда по-настоящему не концентрировал на этом инструменте и не исполнял запоминающихся соло.
Первая запись Норво в качестве лидера (8 апреля 1933 года) состояла из пары партий для ксилофона и маримбы ("Knockin' On Wood" и "Hole In The Wall") при поддержке ритм-секции и кларнетиста Джимми Дорси (Jimmy Dorsey). Его вторая сессия для лейбла Brunswick была более противоречивой. Когда Джек Кэпп (Jack Kapp), глава Brunswick, на некоторое время уехал из города, Норво собрал квартет (гитарист Дик Макдоноу (Dick McDonough), басист Арти Бернштейн (Artie Bernstein) и Бенни Гудман (Benny Goodman) на бас-кларнете) и записал "In A Mist" и атмосферную и причудливую "Dance Of The Octopus". По возвращении Каппу настолько не понравился записанный материал, что он разорвал контракт с Норво, но эти выступления сегодня считаются уникальными записями.
Так у группы Норво возникли проблемы, и казалось, что она вот-вот распадётся. Бейли предложила присоединиться к группе в качестве вокалистки, чтобы предотвратить распад. Некоторые из лучших работ в карьере Бейли были сделаны в сотрудничестве с Норво. Работая вместе, эта пара стала известна как "Mr. and Mrs. Rhythm". Одна из самых запоминающихся их совместных работ была записана на альбоме SMOKE DREAMS.
В рецензии на SMOKE DREAMS (переизданный Definitive Records в 1999 году), опубликованной на сайте Songbirds, Джефф Остин написал: "Оркестр Реда Норво с Милдред Бейли обладал безошибочным звучанием, с лёгким, как перышко, вокалом Бейли, параллельным деликатности и изяществу ксилофона Норво, и всё это в лёгких, постоянно свингующих аранжировках Эдди Саутера (Eddie Sauter). Заглавный трек, "Smoke Dreams", олицетворяет то, что отличало Бейли/Норво от всех остальных.
Легенда достоверно гласит, что после того, как Саутер стал объектом ярости Бейли, которая наорала на него, он создал для неё сложную аранжировку, которая стала бы худшим кошмаром любой другой певицы, изобилующую режущими слух диссонансами, которые могли бы навсегда травмировать большинство других певиц женских групп. Неустрашимая Бейли смогла это спеть практически без усилий, безмятежно проплыв сквозь грохот оркестра - и остаётся только гадать, какая ещё группа (за исключением, возможно, Стэна Кентона (Stan Kenton) десять лет спустя) могла бы попытаться исполнить столь авангардный чарт".
В 1934-35 годах Норво, в дополнение к записи двух номеров со звёздной группой под руководством Хоаги Кармайкла (Hoagy Carmichael), повезло больше с Columbia, где он выпустил восемь горячих свинговых песен с участием таких музыкантов, как трубач Банни Бериган (Bunny Berigan), тромбонист Джек Дженни (Jack Jenney), кларнетисты Арти Шоу (Artie Shaw) и Джонни Минс (Johnny Mince), тенор-саксофонисты Чарли Барнет (Charlie Barnet) и Чу Берри (Chu Berry), а также пианист Тедди Уилсон (Teddy Wilson). Среди основных композиций - "Old Fashioned Love", "Honeysuckle Rose" и "Bughouse". Он также впервые записался со своей женой.
К тому времени Милдред Бейли прошла путь от безвестности до одной из самых популярных певиц в джазе. Её голос маленькой девочки (контрастировавший с крупными формами) и способность петь всё, от романтических баллад до приглушенных блюзов, сделали её одним из главных имен. В 1933-35 годах она исполнила такие номера, как "Is That Religion", "There's A Cabin In The Pines", "Ol' Pappy" (спетая с группой Бенни Гудмена (Benny Goodman), в которую входил Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins)), "Someday Sweetheart, " и четыре песни (включая "Squeeze Me", "Honeysuckle Rose" и "Downhearted Blues"), в которых она держит себя в руках с квартетом Банни Беригана (Bunny Berigan), альтиста Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и басиста Грачана Монкура (Grachan Moncur).
В доме Бейли и Норво регулярно собиралась элита нью-йоркского мира джаза и шоу. Во время одной из вечеринок родилось знаменитое трио Бенни Гудмена (Benny Goodman). Гудмен и пианист Тедди Уилсон (Teddy Wilson) при помощи гостя, который был барабанщиком-любителем, спонтанно начали играть вместе. Через несколько месяцев, 13 июля 1935 года, появилась первая запись трио Гудмена с Джином Крупой (Gene Krupa) на барабанах. Эта группа, к которой позже добавился Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton) на вибрафоне, стала ядром, вероятно, первой интегрированной группы, выступавшей на публике.
В конце 1935 года Ред Норво создал септет без фортепиано, в котором, помимо трубы, кларнета и тенора, Эдди Саутер (Eddie Sauter) не только делал передовые аранжировки, но и играл на меллофоне. Хотя Бейли не записывалась с этой уникальной группой, она пела с ней на радио. К середине 1936 года Норво преобразовал группу в более традиционный маленький биг-бэнд, в котором было три трубы (включая Стью Плетчера (Stew Pletcher)), один тромбон, три язычка, ритм-секция из четырех человек, ксилофонист и Милдред Бейли. Саутер внёс свой вклад в авантюрные аранжировки. Благодаря раннему успеху группы, Норво и Бейли стали известны как "мистер и миссис Свинг". Немногие другие супружеские пары 1930-х годов добились такого успеха в джазе, как в совместной, так и в самостоятельной карьере.
С 1936 по 1939 год Норво записывался для Brunswick (с Бейли в качестве основной вокалистки). 7 мая 1938 их совместная запись "Please Be Kind" становится хитом номер один. 18 июня 1938 этот успех повторяет песня "Says My Heart". Бейли в свою очередь записывалась для Vocalion, часто с группой Норво. Некоторые другие свои записи она сделала с участниками оркестра Каунта Бейси (Count Basie). Среди других песен, связанных с Бейли в годы её работы в группе Норво, - "I've Got My Love to Keep Me Warm" и "Weekend of a Private Secretary".
Бейли участвовала в радиопрограмме Бенни Гудмена (Benny Goodman) "Camel Caravan" и пела на нескольких записях Гудмена на Columbia в 1939 и 1940 годах, включая её версию песни "Darn That Dream", которая стала хитом в 1940 году.
Примерно в 1940 году экономическое давление вынудило Норво сократить численность своей группы, освободив Бейли возможность вновь заняться сольной карьерой. Среди её помощников на сессиях были трубачи Зигги Элман (Ziggy Elman), Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Бак Клейтон (Buck Clayton), тенор-саксофонисты Бен Уэбстер (Ben Webster) и Хершель Эванс (Herschel Evans), кларнетисты Арти Шоу (Artie Shaw) и Эдмонд Холл (Edmond Hall), Джонни Ходжес (Johnny Hodges), Тедди Уилсон (Teddy Wilson), Колмана Хокинс (Coleman Hawkins), Банни Бериган (Bunny Berigan), Бенни Гудмен (Benny Goodman), Томми (Tommy Dorsey) и Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), секстет Джона Кирби (John Kirby) и биг-бэнд Реда Норво в полном составе.
Среди её лучших записей такие номера, как "For Sentimental Reasons", "More Than You Know", "There's a Lull In My Life", "It's The Natural Thing To Do", "Just A Stone's Throw From Heaven" и "The Lamp Is Low". На сессии 1939 года с квартетом, в который входила пианистка Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams), Бейли исполнила стомпы ("There'll Be Some Changes Made" и "Barrelhouse Music"), балладу "Prisoner Of Love" и три блюза, ассоциировавшихся с Бесси Смит (Bessie Smith) в 1920-х годах. В 32 года Милдред Бейли была в расцвете сил.
Бейли, с её лёгким, воздушным голосом, была образцом контраста. Чрезвычайно чувствительная, Бейли иногда могла взорваться в порыве гнева, но её щедрость была не менее известна. Друзья и слушатели наслаждались её остроумием и общительной, иногда шумной манерой поведения. Многие музыканты, с которыми она сотрудничала, отзывались о ней с должным почтением и уважением. Выступая с большим количеством афроамериканских музыкантов на протяжении всей своей карьеры, Бейли придерживалась крайне просвещённых взглядов на расовые отношения и в какой-то момент своей карьеры пела на благотворительном вечере в гарлемском Savoy Ballroom в помощь мальчикам из Скоттсборо.
Оркестр Реда Норво, постепенно увеличился до 16 человек. Единственный биг-бэнд эпохи свинга, которым руководил ксилофонист, группа играла в лёгком стиле и имела собственное звучание. Хотя у него не было главных хитов ("Please Be Kind" и "Says My Heart", оба с Бейли, были его самыми популярными записями), оркестр регулярно звучал на радио и стабильно работал в годы своего расцвета.
В 1939 году оркестр Реда Норво на некоторое время распался. Бейли провела несколько месяцев в составе оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman), записав восемь номеров. В 1940 году она вновь присоединилась к новому биг-бэнду Норво, но интерес к этому коллективу, записавшему всего один номер, был невелик. Бейли спела в трёх из четырех песен, включая "I'll Be Around" и "Arthur Murray Taught Me Dancing In A Hurry", прежде чем группа распалась в 1942 году.
В том же 1942 году закончился брак певицы с Норво. Они развивались в разных направлениях, и общее чувство неполноценности Бейли (усугубляемое её постоянными проблемами с весом), низкая самооценка, чрезмерное употребление алкоголя и перепады настроения привели к их разводу. Она и Норво оставались друзьями и даже работали вместе время от времени в её более поздние годы.
Несмотря на домашнюю ситуацию и всё более неустойчивое здоровье, Милдред Бейли оставалась в расцвете своих музыкальных сил. Она продолжала регулярно выступать, в военные годы выпустила несколько V-дисков, участвовала в знаменитом джазовом концерте Esquire All-American в январе 1944 года и сохранила свою популярность.
Бейли стремилась к совершенству в своих выступлениях и ожидала того же от своих аккомпаниаторов. Трубач из Торонто Пол Гросни (Paul Grosney), выступая с группой Норво в Нью-Йорке в середине 1940-х годов, получил от лидера один приказ: "Не вздумайте наступить на её тексты!". Бейли была уверена в своих способностях, но сохраняла скромность, граничащую с сомнением в себе. Она рано и часто слушала великих джазовых и блюзовых певиц, которые предшествовали ей, особенно Бесси Смит (Bessie Smith). Однако их стили были совершенно разными: Бесси была буйной и завораживающей, а Бейли - сдержанной и пленительной. Единственное выступление Смит на 52-й улице Нью-Йорка, в клубе Famous Door в феврале 1936 года, произвело фурор, и на нём присутствовала Бейли. После того как "императрица блюза" спела, Бейли побоялась следовать за ней в блюз.
Комментируя стиль Бейли, критик Нат Хентофф (Nat Hentoff) написал в журнале Progressive: "Милдред Бейли, возможно, была первой белой певицей, которая поняла, что делали чёрные певцы и исполнители на духовых, и применила это знание в своей работе, не пытаясь подражать чёрным способам музицирования... То есть, она использовала свой естественный, белый, скорее маленький голос. Но то, что она сделала со временем, с внутренней динамикой фразировки, и с её ясным, глубоким чувством к историям, которые она пела, сделало её работу неизменно захватывающей".
В 1944-1945 годах она в течение семи месяцев вела регулярное радиошоу на канале CBS "Music 'Til Midnight". В этих ставших теперь легендарными программах она выступала вместе со звёздами джаза и домашним оркестром, аранжированным Полом Бэроном (Paul Baron) и часто включавшим Тедди Уилсона (Teddy Wilson). Хотя некоторые из этих программ были переизданы в течение многих лет, большинство из них не были переизданы. Надеемся, что когда-нибудь какой-нибудь предприимчивый лейбл сделает доступными все передачи, поскольку это, вероятно, самая значительная серия джазового радио, которая ещё не получила "полной" обработки.
После того, как "Music 'Till Midnight" ушла из эфира, Милдред больше времени отдавала сольным выступлениям. В течение нескольких лет она продолжала выступать в таких клубах Нью-Йорка, как Café Society и Blue Angel, записав по восемь песен в 1945 и 1946 годах (включая "I'll Close My Eyes" и "Lover, Come Back To Me") и 11 в 1947 году.
Известный продюсер Джон Хаммонд (John Hammond) работал с Бейли над рядом её записей в конце 1930-х и начале 1940-х годов. В своих примечаниях к трёхдисковому ретроспективному альбому Mildred Bailey: HER GREATEST PERFORMANCES (1962) Хаммонд утверждал: "Милдред была обижена тем, что она не имела коммерческого успеха, и между нами всегда шла борьба по поводу того, какой аккомпанемент она должна иметь на записях". С наблюдениями Хэммонда резко не согласен рецензент Остин. В своей рецензии на альбом Бейли ALL OF ME (переизданный компанией Definitive в 1999 году) Остин написал: "Эта идея снова и снова повторяется в биографических материалах о Бейли. Она не только, вероятно, не соответствует действительности, но и выставляет её в несколько жалком свете". Замечание Хаммонда особенно странно, если учесть, что коммерческий успех в плане хитовых записей имел бесконечно меньше отношения к аккомпанементу, чем к материалу. Любой певец, желающий добиться успеха на музыкальных автоматах, не стал бы записывать такое количество необычных песен Уилларда Робисона (Willard Robison)...
Что ещё более важно, в интервью о Бейли с Бингом Кросби (Bing Crosby), Джонни Мерсером (Johnny Mercer) (оба из которых знали толк в коммерции) и её братом Элом есть документальные свидетельства того, что Бейли решительно не хотела идти на компромисс с материалом и просто не была заинтересована в том, чтобы делать то, что нужно, чтобы стать коммерчески успешной. По словам Кросби, она откровенно не хотела так много работать".
Несмотря на некоторый коммерческий успех, настоящая слава суперзвезды всегда обходила Милдред стороной - она винила в этом свою полноту, но многие говорили, что настоящей причиной были её вспыльчивость и острый язык. Есть много свидетельств того, что Бейли испытывала особую горечь по отношению к более красивым женщинам-вокалисткам, многие из которых, по её мнению, не обладали её талантом. На протяжении всей своей жизни Бейли винила в своем ожирении заболевание желез, хотя многие её друзья объясняли это несдержанностью в еде.
Бейли была крупной женщиной и со временем у неё развился диабет, кроме того, она была подвержена депрессиям. Из-за проблем со здоровьем она была госпитализирована в 1938, 1943 и 1949 годах. Начало сороковых стало для Милдред тяжёлым временем - забастовка профсоюза музыкантов стала для неё катастрофой, и те немногие записи, которые ей удавалось сделать, выходили на V-discs. Будучи давним диабетиком, Бейли также страдала от болезни сердца и затвердения артерий. Вместе со своими двумя домашними таксами она уехала на ферму в Покипси на севере штата Нью-Йорк, время от времени возвращаясь в клубы Нью-Йорка для сольных выступлений. Она была особой любимицей в Café Society.
Макс Гордон (Max Gordon) приглашал её и джазовое трио пианиста Эллиса Ларкина (Ellis Larkin) выступать в своём новом заведении "Blue Angel" - она периодически пела там до 1947. Часто испытывая финансовые трудности, её несколько раз выручал друг детства Бинг Кросби (Bing Crosby). В 1949, когда Джимми Ван Хойсен (Jimmy Van Heusen) отыскал её в одном из нью-йоркских госпиталей, она была полумертва из-за комбинации диабета, проблем с артериями, печенью и сердцем, а также без копейки денег - Ван Хойсен, Фрэнк Синатра (FrankSinatra) и Бинг Кросби (Bing Crosby) скинулись, чтобы оплатить её больничные счета.
После выхода из госпиталя она была ещё в силах некоторое время выступать и даже сделала несколько записей на Decca. Её последний крупный ангажемент был с Джо Марсалой (Joe Marsala) в Чикаго в 1950 году, но вскоре её болезни вновь дали о себе знать и во второй половине 1950 года Милдред была вынуждена прервать концертную деятельность.
Она умерла нищая и всеми забытая в больнице Святого Франциска в Покипси, Нью-Йорк от сердечной недостаточности, вызванной приступом диабета. Тело было кремировано. Норво пережил её почти на полстолетия и умер в апреле 1991, отметив свой 91 день рождения.
Награды и почести
В 1989 году Бейли была введена в Зал славы биг-бэндов и джаза. В "New Grove Dictionary of Jazz" Бейли описывается как "первая белая певица, которая впитала и освоила джазовую фразировку... своих чернокожих современников". В 1994 году почтовая служба США в честь Бейли выпустила 29-центовую марку; её дизайн был разработан Говардом Кослоу на основе фотографии джазового фотографа Уильяма Готлиба, на которой Бейли выступает в Карнеги-холле. В 2012 году нация Coeur d'Alene Nation внесла резолюцию в честь Бейли в законодательное собрание штата Айдахо. Они добивались признания происхождения певицы из Кур-д'Алена, а также содействия её включению в Зал славы Джаз-центра Линкольна в Нью-Йорке.
Хиты номер один
В 1938 году у Бейли было два хита номер один с Редом Норво (Red Norvo) и его оркестром. Песня "Please Be Kind" достигла первого места в чарте "Хит-парад" 7 мая. Она также исполнила с Норво вокальную партию в песне "Says My Heart", которая достигла первого места на неделе 18 июня 1938 года.
Бейли исполнила вокальную партию в песне "Darn That Dream", записанной Бенни Гудменом (Benny Goodman) и его оркестром, которая в марте 1940 года на одну неделю заняла первое место в американском поп-чарте.
В историю вошла как первая известная "белая" певица в джазе. В отличие от шлягерных исполнителей более раннего периода (например, Эла Джолсона (Al Jolson) или Софи Такер (Sophie Tucker), весьма поверхностно имитировавших негритянскую манеру пения, в достаточной мере владела выразительными средствами блюза и джаза, обладала хорошим чувством свинга (получила прозвище "Миссис Свинг"). Испытала сильное влияние Бесси Смит (Bessie Smith) и Этель Уотерс (Ethel Waters). Вначале специализировалась преимущественно на блюзовом репертуаре, позднее её основным амплуа стало оджазированное исполнение эвергринов, популярных песен. В интерпретации блюзов проявила очевидную тенденцию к свингованию (блюз-ин-свинг). Индивидуально своеобразный тембр её высокого сильного голоса (сопрано), экспрессивная интонация, динамичный бит - качества, благодаря которым она получила широкое признание в среде музыкантов и любителей джаза.
Уникальный талант почти во всех отношениях, Бейли надолго запомнится как один из величайших джазовых стилистов своего времени. Хотя её пение - размашистое, прямолинейное, с великолепной дикцией - было очень характерно для своего времени, оно остаётся свежим и искрящимся. Возможно, карьеру Бейли лучше всего подытожил джазовый музыкант Лорен Шенберг (Loren Schoenberg) в своей рецензии на "THE COMPLETE COLUMBIA RECORDINGS OF Mildred Bailey" (выпущенные компанией Mosaic на CD в 2002 году) для программы National Public Radio (NPR's) Jazz Reviews. Шенберг написал: "Милдред Бейли была одной из величайших джазовых певиц эпохи свинга. Однако сегодня её имя неизвестно, в основном потому, что подавляющее большинство записей не издавалось десятилетиями. Как и Луи Армстронг (Louis Armstrong), Милдред Бейли могла превратить самую заезженную банальность Tin Pan Alley в нечто прекрасное и, порой, глубокое". Об исполнении Бейли мелодии 1938 года "I Can't Face the Music" Шенберг написал, что "фразировка достойна Марии Каллас или Армстронга". Однако у Бейли было то, чего никогда не было у Армстронга - гений аранжировщика. Эдди Саутер (Eddie Sauter) был одним из самых оригинальных аранжировщиков/композиторов, появившихся ... в 1930-х годах".
В конце 20-го века и в начале нового тысячелетия творчество Бейли вновь обрело популярность, поскольку ряд её записей 1930-х и 1940-х годов был переиздан на компакт-дисках. В сентябре 1994 года она получила ещё одну посмертную награду, когда почтовая служба США выпустила 29-центовую марку с её изображением в рамках серии "Легенды эстрады, джаза и блюза". Вокальный стиль Бейли часто сравнивают с вокалом великой джазовой певицы Билли Холидей (Billie Holiday), которую Бейли, её муж Ред Норво (Red Norvo) и продюсер Джон Хаммонд (John Hammond) обнаружили поющей в небольшом клубе в Нью-Йорке. Влияние Бейли также прослеживается в творчестве Бинга Кросби (Bing Crosby) и Тони Беннетта (Tony Bennett). К сожалению, низкая самооценка Бейли, проблемы с формой тела и слабое здоровье преждевременно прервали её карьеру и не позволили ей стать суперзвездой, которую она так заслуживала.