Barry Altschul / Барри Альтшул
Американский джазовый ударник, работающий, в основном в стилях фри джаз и хард боп, который впервые стал известен в конце 1960-х годов благодаря выступлениям с пианистами Полом Блеем (Paul Bley) и Чиком Кориа (Chick Corea).
Альтшул - по происхождению русский еврей, сын рабочего, который занимался строительными работами и водил такси. В семье Альтшулов проповедовали любовь к классической музыке, но Барри с детства очаровывали уличные ритмы. Его сестра, изучавшая классическое пианино и позднее учившаяся в Джуллиарде, занималась дома и, как он сам говорит, "подбирать мелодии на слух я мог уже в два года". Естественно, родители инициировали занятия одарённого сына с педагогом сестры, но: “Я не был к этому готов, вместо чтения музыки, я воспринимал её на слух. Уже через 3 года я мог обмануть учителя, убедить что читаю музыку, которую играл. Затем, когда мне было 5, я бросил и не прикасался к пианино до 16. Думаю, это был некий травматический эффект”.
Около девяти лет отроду Альтшул взялся за кларнет, а в 11 открыл для себя ударные. “Тот парень в школе разгуливал с палочками в заднем кармане, - вспоминает он. - Я спросил его: "Что это? Покажи мне что-нибудь!" Он показал мне press roll и меня зацепило. Я на уровне "тонких материй" убеждён, что инструмент находит тебя. Что и случилось там и тогда. Ударные нашли меня”.
В ранних занятиях, помимо радиотрансляций биг бендов из танцевального зала The Make-Believe Ballroom и очень кстати выходивших альбомов великих исполнителей на ударных (например, Джина Крупа (Gene Krupa) DRUMMER MAN (1956), а также Арта Блейки (Art Blakey), Кенни Кларка (Kenny Clarke), Макса Роуча (Max Roach), Филли Джо Джонса (Philly Joe Jones), помогли занятия сестры: “Когда она занималась, я садился за ударные и импровизировал - говорит он. - Но наибольшее влияние оказал Рой Хайнс (Roy Haynes). Я был в восторге от бибоп и хард-боп барабанщиков”.
Первые школьные отчёты гласят: "Он не делает никаких домашних заданий. Всё свободное время играет музыку с неграми". Это "свободное время" он проводил с местными джазовыми музыкантами - трубачом Чарльзом Толливером (Charles Tolliver) и тенор саксофонистом Джуниором Куком (Junior Cook).
Вначале Альтшул самостоятельно научился играть на ударных, а в 1960 году начал заниматься у Чарли Персипа (Charlie Persip). В 16, Альтшул подружился с пианистом Элмо Хоупом (Elmo Hope) и часто бывал у него в гостях в Бронксе. “Там бывали самые разные люди: Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones), Телониус Монк (Thelonious Monk), Тина Брукс (Tina Brooks), Джуниор Кук (Junior Cook), Джимми Лайонс (Jimmy Lyons). Я был "на седьмом небе". Тогда же Филли Джо (Philly Joe) и Арт Блейки (Art Blakey) взяли меня под своё крыло” – вспоминал музыкант.
Кроме того, Альтшул участвовал в джемах, встречая своих сверстников и единомышленников, среди которых саксофонист Дэйв Либман (Dave Liebman) и пианист Джордж Кэйблс (George Cables). Он также играл в Montreal с пианистом Линтоном Гарнером (Linton Garner) - старшим братом Эрролла Гарнера (Erroll Garner). Часть 60-х годов он провел, играя мейнстрим-джаз в Европе, где познавал основы музыки бибоп во время гастролей с Джонни Гриффином (Johnny Griffin) и Сонни Криссом (Sonny Criss).
Первое же важное выступление в 1964, в возрасте 20, положило начало пятилетней совместной работе (1964-1969) с фри джазовым пианистом Полом Блэем (Paul Bley); их отношения продолжались с перерывами в течение 70-х и 80-х годов: “Блэй дважды приходил в студию, где я работал — записываясь с Доном Эллисом (Don Ellis) и Джоном Гилмором (John Gilmore). Мы кое-как общались, он знал, что я барабанщик, но никогда не слышал в работе. Однажды он позвонил мне и сказал: "Ты хочешь сыграть гиг в клубе Slug's Saloon в воскресенье днём?" Его басист в то время – Дэйв Айзензон (Dave Izenzon) - жил в паре домов от Slug’s и был дружен с совладельцем клуба – Джерри Шульцем (Jerry Schultz). “Он уговорил Джерри дать нам воскресный вечер, чтобы посмотреть, как музыка зазвучит в клубе, - вспоминает Альтшул. - Перед выступлением Пол спросил меня: "Хочешь играть стандарты или "поймаешь мою волну?", - и, конечно же, высокомерный парень из Южного Бронкса, я ответил: "Да играй что хочешь - только играй". Он играл, я начал реагировать и это было "подключкой". Он нанял меня и это было то, что надо!”
В 1969 году он учился у Сэма Улано (Sam Ulano). В 1964-1968 годах Альтшуль был участником Jazz Composer's Guild и Jazz Composer's Orchestra Association. В 1970 Альтшул присоединился к трио Чика Кориа (Chick Corea) в составе с басистом Дэйвом Холландом (Dave Holland), которое с приходом саксофониста Энтони Брэкстона (Anthony Braxton), стал квартетом Circle, возможно, самым технически совершенным ансамблем свободного джаза, выпускавшим "звёздные" альбомы на лейблах Blue Note и ECM в течение двух лет до своего распада. В то время он использовал высокочастотный комплект Gretsch с дополнительными ударными и перкуссионными инструментами. Игра Альтшуля на барабанах в этой группе была стилистически всеобъемлющей - по его собственным словам, "от регтайма до нон-тайма" - благодаря его опыту игры в традиционных джазовых стилях, что дало ему прочную основу для построения свободной игры. Работа в группе Circle помогла Барри получить репутацию выдающегося исполнителя авангарда.
Начиная со времен работы в Circle и заканчивая недавней работой в качестве лидера собственных ансамблей и сотрудничества с другими известными исполнителями авангардного джаза, Альтшул демонстрирует заметную последовательность, особенно в том, как ему неизбежно удается генерировать огромный импульс, не подавляя ансамбль. Во многом его сила как хранителя ритма обусловлена тонкостью его прикосновений; звук Альтшуля очень плотный и чрезвычайно четко очерченный. Строгое внимание к ритмическим и тональным деталям всегда было характерно для его игры.
Эту репутацию он закрепил как участник квартета Энтони Брэкстона (Anthony Braxton) середины 70-х, потрясшего основы джаза с участием Кенни Уилера (Kenny Wheeler), Дэйва Холланда (Dave Holland) и Джорджа Э. Льюиса (George E. Lewis). Брэкстон, подписавший контракт с Arista Records, смог получить достаточно большой бюджет, чтобы гастролировать с коллекцией из десятков ударных инструментов, струнных и духовых. Его тонкое ощущение музыкального пространства и тембра позволило говорить о нём, как о выдающемся барабанщике современности.
Альтшул был участником записи альбома Холланда CONFERENCE OF THE BIRDS (1973) с Брекстоном (Anthony Braxton) и Сэмом Риверсом (Sam Rivers), работал с Холландом в трио Сэма Риверса (Sam Rivers Trio) в середине 70-х, участвуя в сессиях для лейбла Риверса Rivbea, включая запись Алана Дугласа (Alan Douglas) WILDFLOWERS: LOFT JAZZ NEW YORK в 1976. Примерно в это же время он также записал альбомы с Полом Блэем (Paul Bley), басистом Аланом Сильвой (Alan Silva), пианистом Эндрю Хиллом (Andrew Hill) и другими.
Помимо участия в ансамблях с авангардными музыкантами, Альтшул выступал с Ли Коницем (Lee Konitz), Артом Пеппером (Art Pepper) и другими исполнителями "прямолинейного" джаза (straight ahead jazz). В этот период он неоднократно гастролировал по Европе.
В 1975 опубликовал школу игры на ударных инструментах. На протяжении своей карьеры он также выступал с Рэем Андкрсоном (Ray Anderson), Энтони Дэвисом (Anthony Davis), Стивом Лэйси (Steve Lacy), Гато Барбиери (Gato Barbieri), Джорджем Льюисом (George Lewis), Артуром Блисом (Arthur Blythe), Махалом Ричардом Эбрамсом (Muhal Richard Abrams), Абдулом Вадудом (Abdul Wadud).
В 80-е годы Альтшул записывал собственные пластинки для Soul Note и продолжал работать в качестве сайдмена с такими музыкантами, как пианист русского происхождения Саймон Набатов (Simon Nabatov) и Кенни Дрю (Kenny Drew). Альбом Альтшуля 1985 года THAT'S NICE показал его как интересного, с хорошим чувством юмора бэнд-лидера в довольно современном стиле. После середины 1980-х годов его редко можно было увидеть на концертах или в записи, большую часть времени он проводил в Европе.
В новом тысячелетии он стал более заметен: на лейбле CIMP он дважды выступал в качестве сайдмена с трио FAB (с басистом Джо Фонда (Joe Fonda) и скрипачом Билли Бэнгом (Billy Bang) (вплоть до смерти скрипача в апреле 2011 года), других совместных коллективов, таких как Gebhard Ullmann - Steve Swell Quartet (также с басистом Хиллиардом Грином (Hilliard Greene), с которым Альтшул продемонстрировал замечательное взаимопонимание в ритм-секции), с трио Джона Ирабагона (Jon Irabagon), записавшим альбом FOXY, и с басистом Адамом Лейном (Adam Lane). Альтшуль играл или записывался со многими музыкантами, включая Дэйва Либмана (Dave Liebman), Барре Филлипса (Barre Phillips), Дениса Левайяна (Denis Levaillant), Эндрю Хилла (Andrew Hill), Сонни Крисса (Sonny Criss), Хэмптона Хоуза (Hampton Hawes) и Ли Коница (Lee Konitz).
В 2011 Альтшул выпустил all-star session со старыми друзьями Чиком Кориа (Chick Corea), Рэнди Брекером (Randy Brecker), Дэйвом Либманом (Dave Liebman).
"Я много сочиняю и смотрю вперёд, - говорит музыкант. - Я в прекрасной форме. Возможно, это приведёт к возрождению моей карьеры".