Anthony Braxton / Энтони Брекстон
Американский джазовый мериканский композитор и мультиинструменталист (саксофон, кларнет, фортепиано и флейта), известный в жанре фри-джаза, музыкальный педагог, преподаватель университета. С 1960-х годов он выпустил более 100 альбомов. Он играет на многих разновидностях саксофона (сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас, сопранино, C-Melody, меццо-сопрано) и кларнета (ми-бемоль, си-бемоль, контрабас), в дополнение к флейте, альтовой флейте и фортепиано.
Детство Брэкстона прошло в южной части Чикаго в семье Джулии Сэмуэлс Брэкстон (Julia Samuels Braxton), уроженки Tulsa, Oklahoma, и Кларенса Данбара Брэкстона, старшего (Clarence Dunbar Braxton, Sr.) из Greenville, Mississippi. Отец Брэкстона работал на железной дороге в компании Burlington and Quincy Railroad. Его родители развелись, когда он был молод, и его мать снова вышла замуж за Лоуренса Фуша (Lawrence Fouche), работника Ford Motor Company. Брэкстон вырос, живя с матерью, отчимом и тремя братьями, но всё же регулярно виделся с отцом. Он вырос в более бедном районе на Саут-Сайде, где он учился в Betsy Ross Grammar School и подрабатывал, разнося газету "The Chicago Defender". Он пел в церковном хоре и рано полюбил рок-музыку, среди его фаворитов были - Фрэнки Лаймон (Frankie Lymon and the Teenagers) и Билл Хейли (Bill Haley & His Comets), но в детстве больше увлекался ракетами, телевидением и технологиями.
В раннем подростковом возрасте Брэкстон увлёкся изучением технологий и электроники в Чикагской профессиональной средней школе, где были курсы черчения и изучения электрических схем, что заложило основу для его будущих композиционных диаграмм.
Брэкстон начал заниматься музыкой в подростковом возрасте, рано проявив интерес как к джазу, так и к классической музыке. Он учился в Chicago School of Music с 1959 по 1963, где изучал кларнет и саксофон под руководством преподавателя Джека Гелла (Jack Gell), одним из учеников которого в этот период был Генри Тредгилл (Henry Threadgill). Затем учился в Roosevelt University, где изучал философию и композицию.
В 1963 Брэкстон поступил в Wilson Junior College (сейчас Kennedy-King), который служил благодатной почвой джазовых экспериментов для Джека ДиДжонетта (Jack DeJohnette), саксофонистов Джозефа Джармана (Joseph Jarman) и Роско Митчелла (Roscoe Mitchell) и Ари Брауна (Ari Brown), которые учились там и играли вместе. После одного семестра в Wilson Junior College в середине 1963 Брэкстона призвали в ряды армии США. После прохождения первичной армейской подготовки, его направили в Fifth Army Band, где он играл на кларнете и альт саксофоне.
Оркестр располагался в северном пригороде Чикаго, так что Брэкстон получил возможность продолжить своё обучение в колледже и иногда участвовать в гигах. В 1965 в составе Eighth Army Band его направили в Южную Корею, где он участвовал в джемах и слушал новые пластинки пионеров фри джаза Альберта Айлера (Albert Ayler) и Джона Колтрейна (John Coltrane). Ему также довелось поимпровизировать с корейскими и японскими фолк музыкантами.
После увольнения в конце 1966 он вернулся в Чикаго, где при посредничестве Роско Митчелла (Roscoe Mitchell) немедленно стал участником чикагской AACM - Ассоциации Содействия Креативным Музыкантам (Association for the Advancement of Creative Musicians), в рядах которой были Махал Ричард Абрамс (Muhal Richard Abrams) и сам Митчелл. Брэкстон выступал с такими участниками ААСМ как Аджараму (Ajaramu), Амина Майерс (Amina Myers) и другими. Кроме того, Брэкстон формировал собственные составы (квартеты и трио), получившие позже название Creative Construction Company. В этих составах играли Лерой Дженкинс (Leroy Jenkins) (скрипка), Мухал Ричард Абрамс (Muhal Richard Abrams) (фортепиано) и Лео Смит (Leo Smith) (труба, флюгельгорн), Турман Баркер (Thurman Barker), Калапаруш (Kalaparush (Maurice McIntyre), Чарльз Кларк (Charles Clark).
Их первыми дисками стали THREE COMPOSITIONS OF NEW JAZZ (был выпущен в 1968) и SILENCE. Их музыка символизировала чикагский экспериментализм, который делал акцент на звук, пространство и текстуру - в противоположность энергичной музыке а-ля Колтрейн, получившей распространение в Нью-Йорке. Брэкстон также следовал тенденциям ААСМ в использовании мультиинструментализма и стал выдающимся мастером всего семейства саксофонов, кларнетов и флейт. Однако альт саксофон стал его основным инструментом и в конце 1968 он записал свой эпохальный двойной диск FOR ALTO - первый полный альбом сольной саксофонной музыки. В 1969 участники ААСМ получили открытое приглашение от лейбла BYG поиграть в Париже.
"Мы отправились в Париж, потому что не было никакого смысла оставаться в Чикаго после 1969. Мы просто умирали. И я много читал о Европе в последние годы. Я думал, что возможно там найдутся люди более заинтересованные в музыке. Я уехал раньше Лео и Лероя. Я взял билет на самолёт до Парижа. Это был билет в один конец и у меня было 50 долларов в кармане".
- из книги Грехема Лока (Graham Lock): Force In Motion: The Music and Thoughts of Anthony Braxton, стр.55.
Брэкстон отправился в Париж в июне 1969 по горячим следам Роско Митчелла (Roscoe Mitchell), Джозефа Джармана (Joseph Jarman), Малачи Фейворса (Malachi Favors) И Лестера Боуи (Lester Bowie) - квартета, который в Париже взял себе название The Art Ensemble Of Chicago. Вскоре Брэкстон играл с The Art Ensemble, а также делал записи с такими европейскими музыкантами как Гюнтер Хампель (Gunther Hampel) и Жак Корсил (Jacques Coursil). Когда по прибытии Энтони ехал на такси с вокзала, он заметил на улице знакомого по ААСМ музыканта Стиви МакКолла (Steve McCall). Вскоре МакКолл присоединился к Брэкстону вместе со скрипачом Лероем Дженкинсом (Leroy Jenkins) и трубачом Лео Смитом (Leo Smith) и они начали выступать как “Anthony Braxton Quartet” или как “Creative Construction Company”.
"В тот же день я отправился на Montparnasse и встретил Джозефа Джармана (Joseph Jarman) и Дона Мойе (Don Moye) - Джозеф посмотрел прямо мне в лицо, он не мог в это поверить (хихикает). Они выглядели так, как-будто увидели покойника Брэкстона! (Смеется). Я также встретил Кеннета Терроэйда (Kenneth Terroade), Клода Делклу (Claude Delcloo); журнал Actuel только вышел; и вообще в Париже разворачивалась совершенно новая политическая сцена. Затем прибыли Лео и Леррой, они добирались пароходом. Стив МакКолл (Steve McCall) присоединился к группе, играл на перкуссии. Мы жили в одной части города, а the Art Ensemble жили в противоположной".
- из книги Грехема Лока (Graham Lock): Force In Motion: The Music and Thoughts of Anthony Braxton, стр.82.
В октябре 1969 Брэкстон выступил на фестивале BYG Amougies на французско-бельгийской границе. Здесь он познакомился с участниками импровизационной электронной группы Musica Elettronic Viva (MEV) Фредериком Ржевски (Frederick Rzewski) и Ричардом Тайтельбаумом (Richard Teitelbaum). Брэкстон также попал в кадр в гангстерском художественном фильме "Borsalino", где сыграл на кларнете в составе джазового оркестра (вместе с Лестером Боуи (Lester Bowie) в финальной сцене. Его музыка этого периода достаточно хорошо задокументирована на ряде коммерческих записей, выпущенных под его именем лейблом BYG/Actuel. Также существуют неизданные записи его квартета, сделанные на радио.
Во время недолгого проживания в Париже, Брэкстон также играл с ритм-секцией, в которую входили басист Дэйв Холланд (Dave Holland), пианист Чик Кориа (Chick Corea) и барабанщик Барри Альтшул (Barry Altschul). Группа под названием Circle оставалась вместе около года, а затем распалась (Холланд и Альтшул продолжали играть в группах под руководством Брэкстона в течение следующих нескольких лет).
В начале 1970 Брэкстон вернулся в Чикаго. Вернувшись в Штаты, Брэкстон поселился в квартире с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman). В марте 1970 группа музыкантов AACM, включая Махал Ричарда Абрамса (Muhal Richard Abrams), выступила под названием the Creative Construction Company в нью-йоркском Peace Chuch. Позднее этим же вечером в нью-йоркском клубе Village Gate Брэкстон присоединился к выступлению трио с Чиком Кориа (Chick Corea) (фортепиано), Дейвом Холландом (Dave Holland) (контрабас, виолончель) и Барри Альтшулом (Barry Altschul) (ударные). Через несколько месяцев Брэкстон присоединился к этому же составу для участия в гастрольной поездке под названием Circle.
"Мы все представляли совершенно разные направления. Энтони Брэкстон (Anthony Braxton) выходец чикагской школы, с музыкой Кейджа и разговорами о вступлениях, которые были в былые дни. И конечно Чик пришёл из мелодичного латиноамериканского направления , а я приехал из Англии, со всеми теми вещами, которые происходили там... и Барри был из Нью-Йорка, а он играл с такими людьми, как Пол Блэй (Paul Bley). И поэтому в музыке я столкнулся с чрезвычайно широким спектром различных точек зрения, вот почему эта музыка привлекала так много внимания, и я полагаю, поэтому в нашей группе мы пытались охватить множество столь различных направлений".
- Дейв Холланд (Dave Holland), интервью Биллу Смиту (Bill Smith) для Coda, vol. 10, no. 12 (март-апрель 1973), стр.3.
Несогласие Брэкстона с Кориа по поводу вовлечения группы в движение Scientology приводит к тому, что он покинул группу. В течение нескольких месяцев весны и лета 1970 Брэкстон зарабатывал на жизнь профессиональной игрой в шахматы на скамейках в Washington Square Park, подумывая оставить музыкальную карьеру в пользу шахмат. В этот же период он отправился в турне по среднему западу США в составе Musica Elettronica Viva (MEV). Кроме того продолжил привлекать внимание публики своей игрой в составе группы Circle, дал несколько сольных концертов, сделал несколько записей.
Он снова уехал в Париж, где выступал с различными европейскими исполнителями. Брэкстон стал ведущим исполнителем Globe Unity Orchestra под руководством Алекса фон Шлиппенбаха (Alex von Schlippenbach) и заметным явлением на фестивалях Company, организованных Дереком Бэйли (Derek Bailey). В 1974 продюсер Майкл Кускуна (Michael Cuscuna) предложил ему контракт с фирмой Arista Records.
Он вновь пересёк Атлантику, записывался и выступал в составе постоянного квартета, в состав которого вошли Дэйв Холланд (Dave Holland), Барри Альтшул (Barry Altschul) и Кенни Уиллер (Kenny Wheeler) (позже ненадолго заменённый Джорджем Льюисом (George Lewis). В течение следующих шести лет контракт с Arista привёл к появлению музыки относительно высокого профиля.
Из-за того, что Брэкстон для названий своих сочинений использовал загадочные диаграмы, он начал пользоваться репутацией эксцентричного человека. После выхода таких дисков как FOR TRIO (1978), FOR FOUR ORCHESTRAS (1978) и FOR TWO PIANOS (1982), частично невеяных работами Шонберга (Schoenberg), Стокхаузена (Stockhausen) и Кэйджа (Cage), он показал свой растущий интерес к современной композиции и стал спорной фигурой в джазовых кругах.
Тем не менее, Брэкстон никогда не отрицал своей любви к джазу, постоянно называя Джона Колтрэйна (John Coltrane), Пола Дэзмонда (Paul Desmond) и Уорн Марша (Warne Marsh) в качестве музыкантов, наиболее повлиявших на стилистический язык его саксофона. В 1974 он, предвидев рост интереса к репертуару традиционного джаза, записал две сессии IN THE TRADITION, за которыми последовали выдающиеся записи-посвящения музыке Тэлониуса Монка (Thelonious Monk) и Лэнни Тристано (Lennie Tristano).
Также в 70-х он записал два импровизационных дуэта с прекрасным бибоп барабанщиком Максом Роачем (Max Roach) (1978), выдающийся живой концерт квартета в Dortmund (выпущенный только в 1991) и серию авангардных произведений для биг бенда, среди которых получивший награду CREATIVE ORCHESTRA MUSIC 1976, и который многие поклонники называют одной из лучших его работ.
В 80-х музыка Брэкстона всё больше включает в себя элементы мистицизма и театрализованности. Он создал серию ритуально-цеременоиальных работ, которые вобрали в себя элементы астрологии, нумерологии, костюмирования и танца. Кульминацией этого направления стал его проект - серия из 12 опер, названная TRILLIUM. (Визуальную основу большинства его музыкальных проэктов, возможно, необходимо отнести к его хромэстетическому видению, которое выражалось, как и у композитора Скрябина, в том, что он буквально видел звук в виде определённого цвета или его оттенка).
Его квартетная музыка, чаще сфокусированная на джазовом экспериментализме, также стала особым явлением. В работе ON FOUR COMPOSITIONS (QUARTET) 1983 он представил концепцию 'pulse track structures' (пульсирующих структур), как альтернативу аккордным изменениям или модальной музыке.
Немногим позже он начал исполнять 'multiple logics music' (музыку многократной логики), по которой члены квартета, в составе которого в течение последних шести лет играли Мэрилин Криспелл (Marilyn Crispell), Марк Дрессер (Mark Dresser) и Джерри Хемингуэй (Gerry Hemingway), должны исполнять две, три или четыре композиции одновременно. Это работы QUARTET (LONDON) 1985, QUARTET (BIRMINGHAM) 1985, QUARTET (WILLISAU) 1991.
С 1985 по 1990 Брэкстон преподавал в Mills College и занимал должность профессора музыки в Wesleyan University, Connecticut c 1990 до своего ухода на пенсию в 2013. Он является художественным руководителем Tri-Centric Foundation, некоммерческой организации, которую он основал в 1994 для поддержки сохранения и производства как своих работ, так и работ других художников, "занимающихся "трансидиоматическим творчеством". В этот период он оставался довольно плодовитым: написал около четырёх сотен композиций, сделал более семидесяти записей в качестве лидера и, по меньшей мере, пятьдесят как приглашённый исполнитель. В 1985 он опубликовал свой трёхтомный философский труд TRI-AXIUM WRITINGS, в 1988 вышли в свет первые пять томов COMPOSITION NOTES.
Последовавшие записи включали в себя выступления в качестве сольного исполнителя, в составе дуэтов, трио, квартетов и большого ансамбля, плюс сотрудничество с ROVA Saxophone Quartet и London Jazz Composers Orchestra. В апреле 1991 со своим квартетом он посетил Великобританию с тремя концертами в Лондоне, которые продемонстрировали, что его музыка достигла новых уровней интенсивности, абстрактности и изящества, продолжая исследовать концепции новых форм. Графическое название для Composition No. 368m – абстрактные формы и загадочные буквы типичны для Брэкстона.
Он продолжал выступать и записываться, создавая смесь проектов для больших и малых групп, таких как Quartet 2006: Ghost Trance Music и Creative Orchestra: Bolzano 2007. Он также возродил свою давно бездействующую некоммерческую организацию Tri-Centric Foundation, чтобы продвигать свои работы и поддерживать новых творческих художников. В 2013 он был награждён премией Doris Duke Performing Artist за заслуги в джазе. С тех пор он оставался жизненно важным как вживую, так и в студии, выпустив такие альбомы, как обширный бокс-сет QUINTET (Tristano) 2014 и SOLO (Victoriaville) 2017. Два года спустя он выпустил QUARTET (New Haven) 2014, набор из четырёх дисков, который привёл его к диалогу с роком ХХI века. В дополнение с работой с давним коллегой басистом Тейлором Хо Байнумом (Taylor Ho Bynum), в состав ансамбля также вошли гитарист Уилко (Wilco) и исследователь авангарда Нельс Клайн (Nels Cline), а также своеобразный барабанщик Грег Сонье (Greg Saunier), соучредитель Deerhoof.
Его сын Тёндай Брэкстон (Tyondai Braxton) также является профессиональным музыкантом, а в прошлом гитаристом, клавишником и вокалистом американской математической рок-группы Battles.
В AllMusic Крис Келси написал, что подход Брэкстона к музыке является экспериментальным и теоретическим и разделяет характеристики классической музыки 20-го века. Этот подход формировался под влиянием академической классики и современной музыки, от Баха до Шенберга, Джон Кейдж и Карлхайнц Штокхаузен. Для него творческие искания и эксперименты являются перманентным состоянием. Он стал последователем Джона Колтрэйна (John Coltrane), Орнета Коулмена (Ornette Coleman) и Чарли Мингуса (Charles Mingus). Изучал саксофоновую технику Чарли Паркера (Charlie Parker) и Пола Дезмонда (Paul Desmond), Ли Кониц (Lee Konitz), Уорна Марша (Warne Marsh) и других. Музыка этих стилей заняла определенное место в его репертуаре. Трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis), сказал, что музыка Брэкстона — это не джаз. Келси назвала это "художественной музыкой". Брэкстон назвал это "творческой музыкой". Он отметил, что он не джазовый музыкант. Но он также заявил: "Хотя я говорил, что я не джазовый музыкант в течение последних 25 лет, в конечном счёте, афроамериканец с саксофоном? Ах, конечно же он джазовый исполнитель!".
Брэкстон сочинил произведения для крупных оркестров, в том числе три оперных цикла. Он известен тем, что в названиях своих произведения использует средства математической графики: диаграммы, загадочные числа и буквы. Данный метод у него получил название "композиционная импровизация" (compositional improvisation). Иногда эти диаграммы имеют очевидное отношение к музыке. Названия сами по себе могут быть нотными обозначениями, указывающими исполнителю, как играется пьеса. Иногда буквы идентифицируют инициалы друзей Брэкстона и музыкальных коллег. Но во многих случаях названия остаются загадочными и непонятными. К середине-концу 1980-х годов названия Брэкстона начали включать рисунки и иллюстрации, такие как в названии его четырехактного оперного цикла "Триллиум Р." (Trillium R.). Другие стали включать реалистичные изображения неодушевленных предметов, а именно вагонов.
В двадцать первом веке он выступал с ансамблями различных размеров и написал более 350 композиций. После музыкальных композиций Ghost Trance Music, он заинтересовался тремя другими музыкальными системами: The Diamond Curtain Wall Trio, в которой Брэкстон прибегает к помощи языка программирования компьютерного звука SuperCollider, Falling River Musics; и Echo Echo Mirror House Music. Он сторонник идеи коллективной импровизации. Брэкстон написал "Echo" в 2007 и исполнил его в 2009 в Уэслианском университете, где он был преподавателем. Во время выступления каждый музыкант в ансамбле из шести-двадцати человек держал в руках iPod, на котором была дискография Брэкстона. Все они заиграли на своих iPod, когда выступление начало транслировать старые произведения в живом исполнение.
Он экспериментировал в сфере атональности, сериализма, модальной организации, сонористики. Апробировал множество инструментальных комбинаций, ансамблевых и оркестровых составов, от различных дуэтов до биг-бэнда и объединения разнотипных формаций. У европейской аудитории музыка Брэкстона пользуется более широким признанием, чем в США.
Брэкстон пришёл в джаз из академической сферы, чем, вероятно, и объясняется его стремление сделать композицию, логику организации целого, основой для любого типа джазовой экспрессии. В партитурах своих произведений он использовал средства математической графики, отражающей заданные условия исполнения. Данный метод у него получил название compositional improvisation ("композиционная импровизация"). Разработал применительно к джазу оригинальную технику параметрической композиции, аранжировки и импровизации, подобную алеаторической (изолированно фиксируются разнообразные музыкальные параметры - звуковысотные, фактурные, ритмические, динамические и т. д., которыми исполнители оперируют по заданному плану или по своему усмотрению). Экспериментировал в сфере атональности, сериализма, модальной организации, сонористики. Апробировал множество инструментальных комбинаций, ансамблевых и оркестровых составов (от различных дуэтов до биг-бэнда и объединения разнотипных формаций). Культивировал почти исключительно "акустические" сочетания тембров.
Хотя его творчество и подвергается некоторым обвинениям в бескомпромисном традиционализме и чёрном национализме, всё больше очевидна важность Брэкстона, как новатора в джазовом мире, его влияние прослеживается в творчестве таких исполнителей как Тим Берне (Tim Berne) и Джон Зорн (John Zorn).
Однажды Энтони сказал: "Бросать вызов креативности - это двигаться по направлению к наивысшему посредством осмысления этого". И преследуя эти цели, он использовал экстремальные регистры и темпы, мечтал о музыке, исполняемой оркестрами с различных планет и создал уникальный музыкальный синтез старого и нового, Африки и Европы, структуры и свободы.
Александр Кан "Открытая музыка" 07.03.02 ВВСУгнаться за безумным калейдоскопом стилей, в которых творит этот музыкант, не под силу, пожалуй, никому, кроме него самого. Обратиться к творчеству американского саксофониста и композитора Энтони Брэкстона меня побудило пришедшее в адрес "Открытой музыки" письмо от слушателя из украинского города Львова Игоря Орлова. Игорь ссылается на свой многолетний опыт слушания передач Бибиси, вспоминает, что программе "Джаз" Алексея Леонидова музыка Брэкстона часто звучала в эфире и призывает "Открытую музыку" рассказать, чем занимается сейчас этот замечательный музыкант.
"Композиция 169" записана в июне 2000 года на музыкальном фестивале в столице Словении Любляне, а издана в конце 2001 года фирмой Leo Records, которая принадлежит Лео Фейгину - он же Алексей Леонидов, в прошлом ведущий джазовых программ Би-би-си, передачи которого приобщили Игоря Орлова - да разве только его - к музыке Энтони Брэкстона и других музыкантов нового джаза.
В этой записи вместе с Брэкстоном на разнообразных саксофонах-кларнетах играют его коллеги по инструменту Джеймс Феи (James Fei), Крис Джонас (Chris Jonas) и Джексон Мур (Jackson Moore). Сам Брэкстон выступает в роли и солиста, и главного дирижера огромного полуторачасового сочинения, а остальные трое солистов, кроме того, что играют, тоже дирижируют отведенной каждому из них секцией оркестра радио Словении. По структуре, да и по фактуре, это сочинение напоминает давний, еще 70-х годов опус Брэкстона, который так и назывался "Для четырех оркестров".
Своим письмом Игорь Орлов как бы упрекнул меня, что я совсем не уделяю внимания творчеству этого музыканта и композитора. Надо сказать, что Энтони Брэкстон был одним из первых авангардистов джаза, кто заставил меня - еще в середине 70-х годов - полюбить эту музыку. Многие годы он был для меня любимым музыкантом, и в кладовой моей питерской квартиры хранится наверное с полсотни виниловых пластинок этого мастера. Для тех, кто совсем ничего о нем не знает, расскажу в двух словах.
Брэкстон - чернокожий саксофонист из второго поколения джазовых авангардистов, получил академическое образование и стал записываться в середине 60-х годов в своем родном Чикаго в одной компании с музыкантами из Art Ensemble Of Chicago. После первых опытов очень актуальной тогда спонтанной импровизации и работы с Чиком Кориа (Chick Corea) в квартете Circle он перешёл к разработке собственных крайне своеобразных принципов композиции. Лучший, на мой взгляд, его период - вторая половина 70-х, когда в его музыке композиционная и интеллектуальная изощренность сочетались с напором и драйвом джазовой импровизации.
Затем он стал всё явственнее сдвигаться в сторону академического и несколько суховатого компонирования. Брэкстон чрезвычайно плодовит: дискография его как музыканта и композитора насчитывает на сегодняшний день сотни альбомов, и для подробного рассказа о нём потребовался бы гигантский цикл передач.
Сегодня, отвечая на просьбу Игоря Орлова, мы пробежимся слегка по некоторым его записям последних лет.
Классический Memphis Blues, написанный великим Уильямом Хэнди (W. C. Handy) в далеком 1912 году. Энтони Брэкстон - альт саксофон, Stewart Gilmore - фортепиано, Запись сделана в 1996 году в студии университета "Уэслиан" в штате Огайо, где Брэкстон преподаёт уже много лет. "Угнаться за безумным калейдоскопом стилей, в которых творит этот музыкант, не под силу, пожалуй, никому, кроме него самого", - с отчаянием пишет в аннотации к диску известный критик Steve Day. Джазовая традиция для Брэкстона, впрочем, отнюдь не новость. Ещё в расцвете своей авангардной молодости - в 1974 году - он выпустил два диска под названием In the Tradition. С тех пор были альбомы с композициями Монка, проект, полностью посвященный Чарли Паркеру, "Семь стандартов", "Девять стандартов" и вот этот - "14 традиционных композиций", где наряду с Хэнди звучит музыка Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Луи Армстронга (Louis Armstrong) и других классиков довоенного джаза.
Если на этом альбоме Брэкстон вполне сохраняет мелодический строй оригинала, лишь бесконечно варьируя характер своей импровизации, уводя её далеко за пределы раннего джаза, то ещё в одном посвященном традиционному материалу альбоме происходит уже и структурная трансформация исходной пьесы. Этот альбом выпущен в двухтысячном году той же Leo Records - а надо сказать, что фирма Лео Фейгина в последнее десятилетие стала, пожалуй, главным издателем музыки Брэкстона, за что ей честь и хвала.
Называется он Piano Quartet, так как зафиксировано на нём редкое выступление брэкстоновского квартета, в котором лидер играет не на привычном саксофоне, а на фортепиано. А вот на саксофонах и кларнетах играет Марти Эрлих (Marty Erlich), на контрабасе Джо Фонда (Joe Fonda), на барабанах - Фироан акЛафф (Pheeroan akLaff).
И всё же, несмотря на пронесенную через всю жизнь любовь к джазовой традиции, главным для Брэкстона остается, разумеется, его собственный композиторский опыт. Композиции его назвать по имени невозможно. Как модернист-интеллектуал, да ещё с университетским образованием, он ещё с юношеских лет стал давать своим пьесам названия в виде вычурных математических формул или геометрических чертежей. Со временем эти чертежи-формулы-рисунки становились всё более и более усложненными и изощрёнными.
В последнее время меня очень радует возникший них здоровой юмор: многие раскрашены в весёленькие цвета, и среди замысловатых пространственных конструкций вдруг мелькнет весёлая ёлочка или ещё нечто в таком же несерьёзном роде. К счастью, теперь Брэкстон стал присваивать своим композициям номера - иначе ни произнести, ни воспроизвести на бумаге эти названия никто, кроме придумавшего их автора, оказался бы не в состоянии.
Изощрённость музыкального композиторского языка Брэкстона может сравниться, пожалуй, лишь с изощрённостью его вербальных рассуждений о теории композиторского искусства и практики собственного творчества. В совершенно нехарактерной для джазовых музыкантов манере профессор Брэкстон пишет один за другим тома теоретических исследований, продраться сквозь которые в состоянии только фанатично преданный его музыке специалист. Последняя его теория - Ghost Trance Music, то есть "музыка призрачно-трансцедентного сознания". Один из образцов такой музыки он представил в Лондоне в мае 1996 года в дуэте с вокалисткой Лорин Ньютон (Lauren Newton), которая на разный интонационный лад перепела все буквы алфавита.