Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Masabumi "Poo" Kikuchi / Масабуми Кикучи

Японский джазовый пианист и композитор, известный своей эклектичной музыкой, которая варьируется от авангардной классической до фьюжн и цифровой музыки. Он работал с большим количеством разнообразных музыкантов, включая Лайонела Хемптона (Lionel Hampton), Сонни Роллинса (Sonny Rollins), Вуди Хермана (Woody Herman), Мэла Уолдрона (Mal Waldron), Джо Хендерсона (Joe Henderson), Маккоя Тайнера (McCoy Tyner), Гила Эванса (Gil Evans), Элвина Джонса (Elvin Jones), Майлса Девиса (Miles Davis), Гари Пикока (Gary Peacock), Пола Мотяна (Paul Motian), Билли Харпера (Billy Harper) и Ганнибала Питерсона (Hannibal Peterson).

Масабуми Кикучи родился в Токио в 1939 и провёл свою молодость в годы Второй мировой войны и в послевоенной Японии. С пяти лет он берёт уроки игры на фортепиано, а с 1955 по 1958 изучает музыку  в Tokyo Art College High School. По окончании обучения он сразу же возглавляет собственное трио. В этот период в его исполнительской манере явно прослеживается влияние Телониуса Монка (Thelonious Monk). Он гастролирует по Японии в составе гастрольного оркестра Лайонела Хемптона (Lionel Hampton).

Свой дебют в звукозаписи в качестве джазового пианиста он делает в 1963 в составе группы Чарли Мариано (Charlie Mariano) и  Тошико Акиоши (Toshiko Akiyoshi) East & West.

Кикучи исполняет музыку композитора Тору Такемитсу (Toru Takemitsu), созданную для саундтрека к фильму Масахиро Шиноды (Masahiro Shinoda). В 1966 он появляется на альбоме JAZZ & BOSSA саксофониста Садао Ватанабе (Sadao Watanabe) вместе с легендарным барабанщиком Масахико Тогаши (Masahiko Togashi). 1967 оказался плодотворным в карьере Кикучи: он не только появился не менее чем на пяти альбомах, записанных с Ватанабе и Мариано, но также выступил в составе японского оркестра Swing All Stars. В 1968 наряду с сессионной работой он вместе с трубачом Терумасой Хино (Terumasa Hino) формирует квинтет Хино-Кикучи и записывает одноименный дебютный альбом под названием HINO-KIKUCHI QUINTET; альбом получает общенациональное признание.

В 1968 он отправляется в Boston, Massachusetts на учёбу в Berklee College Of Music по стипендии журнала DOWNBEAT. Ещё до отъезда в Штаты Кикучи принимает участие в японском гастрольном туре саксофониста Сонни Роллинса (Sonny Rollins). В следующем году он возвращается в Японию, а в 1970 принимает участие в создании альбома EASTWARD в составе группы Гари Пикока (Gary Peacock). Сразу же после этого Кикучи формирует свой секстет, с которым в 1970 записывает MATRIX, которая становится его первой записью под собственным именем, увидевшей международное распространение, и ставшая одной из его классических работ.

В этом же году был издан альбом POO-SUN, в звучании которого прослеживается влияние творчества Майлса Девиса (Miles Davis) этого периода. В общей сложности секстет Кикучи записал в 1970 семь альбомов, два в сотрудничестве с группой Ватанабе (Sadao Watanabe). Он также появляется в Silver World Хозана Ямамото (Hozan Yamamoto) с Гари Пикоком (Gary Peacock).

В период с 1970 по 1979 Кикучи много работает в качестве сайдмена и приглашенного гостя, и участвует в нескольких важных записях. Он записывается и гастролирует с Мэлом Уолдроном (Mal Waldron), Джо Хендерсоном (Joe Henderson), Элвином Джонсом (Elvin Jones), недолго с МакКой Тайнером (McCoy Tyner), Гилом Эвансом (Gil Evans), который дирижировал оркестром японских музыкантов, и Гари Пикоком (Gary Peacock), а также записывает два дуэта с Масахико Тогаши (Masahiko Togashi) -  поистине загадочные японские авангардные джазовые записи POESY: THE MAN WHO KEEPS WASHING HIS HANDS (1971) и SONG FOR MYSELF (1974). Его собственные без секстета записи, датируемые 1970-ми, включали в себя загадочную A SHORT STORY (1972) для Image Hairpin Circus, EAST WIND (1974), WISHES/KOCHI (с 1976 с участием членов группы Девиса, включая Реджи Лукаса (Reggie Lucas), Стива Гроссмана (Steve Grossman), Мтуме (Mtume), Дейва Либмана (Dave Liebman) и Эла Фостера (Al Foster)) и сольную работу BUT NOT FOR ME (1978). Ещё в начале десятилетия Кикучи подружился с Девисом. Он был одним из музыкантов, с которыми трубач поддерживал связь во время своего перерыва, и вместе в 1978 они записали альбом, который так и не был выпущен.

После 1974 он вновь регулярно сотрудничает с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins) и с трубачом Терумаса Хино (Terumasa Hino).

1980-е становятся периодом экспериментов, музыкальных открытий и новых направлений для Кикучи. В 1980 он был пианистом в оркестре Гила Эванса (Gil Evans) на LISTEN TO THE SILENCE: LIVE AT THE PUBLIC THEATER. За этим последовали две электрические записи, которые считаются важными частями его каталога, SUSTO (1980) и ONE-WAY TRAVELER (1981). Он также появился на DAYDREAM Хино (Terumasa Hino) (1980) и глобальном хите DOUBLE RAINBOW (1981). В период 1984-1986 Кикучи создаёт восемь тематических сольных синтезаторных записей. Он также сократил количество сольных выступлений на акустическом пианино с 1989.

В 1990 году Кикучи выпускает DREAMACHINE, спродюсированый Биллом Ласвеллом (Bill Laswell). В числе других исполнителей проекта  были Берни Уоррелл (Bernie Worrell), Ники Скопелитис (Nicky Skopelitis), Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и Айб Диенг (Aiyb Dieng). Это был также год, когда началось его сотрудничество с Мотяном (Paul Motian) и Пикоком (Gary Peacock) в группе Tethed Moon. Их дебютная запись была соответственно названа "Первой встречей" - FIRST MEETING.

В 1991 Кикучи записал ещё один дуэт с Масахико Тогаши (Masahiko Togashi) под названием CONCERTO и одноимённую работу с Tether Moon. В целом, в 1990-х Tethed Moon выпускают пять альбомов, среди которых дань уважения музыке Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), Эдит Пиаф (Edith Piaf) и Курта Вейля (Kurt Weill). Кикучи также нарезает MILES MODE / P.M.P. с Мотяном (Paul Motian) и Марком Джонсоном (Marc Johnson) (1993), два альбома в составе трио с Тогаши (Masahiko Togashi) и Пикоком (Gary Peacock), и TRIPLE HELIX с Хино (Terumasa Hino), Тогаши (Masahiko Togashi) и Джеймсом Дженусом (James Genus) (1993).

Пианист также выпустил два сольника стандартов AFTER HOURS (1994) и LOVE SONG (1995). Также в 1995 Hino-Kikuchi Quintet воссоединяется для двух альбомов ACOUSTIC BOOGIE и MOMENT. В 1996 он записывает ещё одну сольную работу - POSSESS. Несмотря на его крайне занятое сочинениями, записями и гастролями расписание, Кикучи находит время для поска новых форм. В 1996 он снимает ещё один электрический полнометражный альбом под названием Raw Material #1, созданный продюсером Мицумасом Ябуки (Mitsumasa Yabuki) с участниками команды Ласуэлла (Bill Laswell) и бруклинских сессионных исполнителей. Далее последовали три ремиксовых EP.

Наступление 21-го века Кикучи приветствует дуэтным альбомом для фортепиано с Такеши Сибуя (Takeshi Shibuya) под названием TANDEM в 2000, за которым сразу последовал Melancholy Girl - сольный фортепианный альбом, на котором он сыграл вживую в японском ресторане, сделанном во французском стиле! Он также выпускает три признанных критиками альбома со своим Slash Trio в 2001 и 2002, а затем воссоединяется с Tether Moon, чтобы в 2004 записать EXPERIENCING TOSCA и совершить поездку по миру.

Он становится частью Paul Motian Trio 2000 + Two для записи LIVE AT THE VILLAGE VANGUARD, VOLS. 1 & 2, вместе с Крисом Поттером (Chris Potter), Грегом Осби (Greg Osby) и Мэтом Манери (Mat Maneri) в 2007 и 2008 соответственно. В 2009 Кикучи сформировал новое трио с Мотяном (Paul Motian) и басистом Томасом Морганом (Thomas Morgan). Они записали альбом SUNRISE, продюсированный Манфредом Эйхером (Manfred Eicher); он был выпущен весной 2012 года.

Кикучи скончался 6 июля 2015 года после продолжительной болезни от субдуральной гематомы в больнице в Manhasset, New York. Последнее время он проживал в Manhattan, New York City.

В мае следующего года лейбл ECM выпустил альбом BLACK ORPHEUS. Этот сольный концерт был записан в Токийском концертном зале Bunka Kaikan в 2012 в рамках фестиваля Sound Live Tokyo.

23:09