Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Lou Donaldson / Лу Дональдсон

Американский джазовый альт-саксофонист, представитель музыкальных стилей бибопа, соул-джаза, фанка, ритм-энд-блюза. Он был первым саксофонистом, который в своём творчестве сделал попытку совместить эстетику таких стилей, как джаз-фанк, бибоп, фанк и ритм-энд-блюз. Находился под сильным влиянием Чарли Паркера (Charlie Parker). Он был вторым из четырёх детей в семье. Его мама Люси Вэллес Дональдсон окончила Cheney University и работала преподавателем, музыкальным директором, помимо этого, она ещё играла на пианино на концертах. Именно мама распознала музыкальные способности сына и познакомила его с кларнетом. Его папа Луис Эндрю Дональдсон закончил Livingstone College по специальности страховой агент. Лу никогда не учился игре на пианино, потому что, у мамы Лу была привычка бить по пальцам, если её студенты пропускали хотя бы одну ноту. В 15 лет Лу поступил в North Carolina Agricultural and Technical College в Greensboro, где получил степень бакалавра по науке. В этот период он играл в составе марширующих оркестров. В 1945 Лу был призван в армию, где играл в оркестре ВМФ США Great Lakes Navy Band вместе с Уилли Смитом (Willie Smith) и Кларком Терри (Clark Terry). Здесь у него появляется возможность играть на альт саксофоне. Служба проходила на базе Great Lakes возле Чикаго, где во время увольнений он познакомился с бопом, который был популярен на местной сцене, несколько раз слушал Чарли Паркера (Charlie Parker). По окончании службы Лу вернулся в Greensboro и начал выступать в клубах в составе Rhythm Vets – комбо, состоявшего из студентов, служивших в ВМФ. Летом 1947 эта группа записала саундтрек к музыкальному комедийному короткометражному фильму Pitch a Boogie Woogie в Greenville, North Carolina. Дональдсон играет в группе саксофониста Билли Толлеса (Billy Tolles). После играет с Каунтом Бэйси (Count Basie), Эрскином Хоукинсом (Erskine Hawkins), Бадди Джонсоном (Buddy Johnson) и Энди Кёрком (Andy Kirk), выступавшими в Гринсборо. Свои первые записи он делает в оркестре Чарли Синглтона (Charlie Singleton) в 1950. В конце 1949 или начале 1950 он перебирается в Нью-Йорке, где поступает в Darrow Institute of Music, а по выходным выступает в Джерси в оркестре Дада Баскомба (Dud Bascomb). В Нью-Йорке Лу поселился на пересечении 127-й улицы и 8-й авеню вместе со своей молодой женой Maker, которая 56 лет оставалась его верной супругой и бизнес партнёром до самой её смерти в 2006. У них родились две дочери Lydia и Carol. Как-то вечером, находясь в джазовом клубе, он познакомился с Альфредом Лайонсом (Alfred Lions) из Blue Note Records и в 1952 Дональдсон делает свою первую запись для этого лейбла в качестве лидера. К 25 годам его стиль полностью сформировался, он обрёл свой сладкий звук, за который и получил своё прозвище — “Sweet Poppa Lou”. Впоследствии он работает с такими исполнителями, как Грант Грин (Grant Green), Джон Паттон (John Patton), Дональд Бёрд (Donald Byrd), Хорас Парлан (Horace Parlan), Томми Таррентайн (Tommy Turrentine), позднее с такими представителями боп сцены, как Милт Джексон (Milt Jackson), Телониус Монк (Thelonious Monk) (1952), Блу Митчелла (Blue Mitchell) и других лидирующих джазменов. В 1953 вместе с Клиффордом Брауном (Clifford Brown) Лу входит в состав тогда ещё квинтета Арта Блейки (Art Blakey) и принимает участие в записи нескольких альбомов. Истоки возникновения группы The Jazz Messengers начинаются с нескольких коллективов, которыми руководили или со-руководили Блейки и пианист Хорас Силвер (Horace Silver), хотя на самых ранних записях это название не использовалось. Наиболее примечательная запись этого периода (зарегистрированная под именем The Art Blakey Quintet) была сделана в нью-йоркском клубе Birdland в феврале 1954 под названием A NIGHT AT BIRDLAND. Она стала одной из первых коммерческих "живых" джазовых записей. Она была сделана при участии Блейки, Силвера, молодого трубача Клиффорда Брауна (Clifford Brown), альт саксофониста Лу Дональдсона и контрабасиста Кёрли Рассела (Curley Russell). В дальнейшем Дональдсон работает с Милтом Джексоном (Milt Jackson) и Джимми Смитом (Jimmy Smith). С 1958 он приглашает в свои составы исполнителей на барабанах конга, а с 1961 в его группе чаще играют органисты, чем пианисты. Его с блюзовыми нотками стиль с лёгкостью переходил в соул джаз, и в этом контексте он звучал более оригинально. После нескольких превосходных работ, записанных для лейблов Cadet и Argo Records (1963-1966), Дональдсон в 1967 возвращается в Blue Note и делает одну из своих самых знаменитых записей – альбом ALLIGATOR BOGALOO. К этому времени он начал использовать электронный саксофон Varitone. В течение 60-ых и в 70-ые он много гастролирует, в основном, в качестве лидера небольших составов, выступает с концертами и на фестивалях в США и Европе. В этот же период Дональдсон предпринимает некоторые стилистические изменения, экспериментируя со стилями, близкими к ритм-н-блюзу, исполняет джаз-фанк. После некоторого периода вне записей Дональдсон в 1981 возвращается в студии и создаёт альбомы для таких лейблов, как Muse, Timeless и Milestone. В этот период он вновь возвращается в рамки хард бопа, где его поразительная техника и исполнительская изобретательность позволяют ему занимать видное положение в джазовых кругах. В дальнейшем Дональдсон записывался в основном в стилях боп, хард боп и соул джаз. Многие годы он сотрудничал с пианистом Херманом Фостером (Herman Foster). 11 октября 2012 он был введён в музыкальный Зал Славы Северной Каролины (North Carolina Music Hall of Fame). Лу был награждён почетной степенью доктора филологии в North Carolina A & T University, где также была учреждена стипендия его имени, ежегодно присуждаемая одарённым джазовым музыкантам этого университета. Также в 2012 Национальным фондом искусств (National Endowment for the Arts) он был назван NEA Jazz Master, что является наивысшей почестью в мире джаза.

14:56