Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Ellis Marsalis / Эллис Марсалис

Известный американскиф пианист, преподаватель. Хотя он никогда не был большим революционным бендлидером или пианистом, трудно переоценить влияние, которое оказал Эллис Марсалис на американскую джазовую сцену мейнстрима. Как влиятельнейшая фигура для нового поколения джазовых артистов, и как педагог – этот, рождённый в Новом Орлеане пианист, просто непревзойдённый. Он стал ведущей фигурой возрождения классического джаза в Новом Орлеане в конце 50-х – начале 60-х.

Его успешная карьера длилась почти четыре десятилетия. Общенациональное признание пришло к нему в 80-х после нескольких десятков лет успешных выступлений в клубах Нового Орлеана, и благодаря не менее важным качествам талантливого преподавателя, что воплотилось в большом количестве замечательных альбомов.

Он сын Florence (в девичестве Robertson) и Ellis Marsalis, Sr., бизнесмена и общественного активиста. Первым инструментом был кларнет, который он начал изучать в 11 лет. Классическое музыкальное образование получил в Xavier University Junior School. В юношеском возрасте переключился на тенор саксофон, на котором играл в составе р-н-б группы The Groovy Boys. Во время учёбы в Dillard University его основным инструментом был кларнет, но Эллис продолжил играть на саксофоне, параллельно изучая фортепиано, и к концу учёбы в 1955 (получил степень бакалавра по музыкальному образованию) решил избрать своим основным инструментом клавишные.

Решение пришло после того, как Эллис услышал игру тенор саксофониста Нэта Перриллиата (Nat Perrilliat). Он понял, что никогда не сможет достичь такого же уровня мастерства, и решил сконцентрироваться на фортепиано. Стоит отметить тот факт, что Марсалис стал одним из немногих новоорлеанских исполнителей своего поколения, кто не играл диксиленд и ритм-н-блюз. Следующий год он работал ассистентом менеджера в мотеле своего отца.

В середине 50-х Эллис присоединился к модернистскому American Jazz Quartet, где он играет с ударником Эдом Блеквеллом (Ed Blackwell), кларнетистом Элвином Батистом (Alvin Batiste) и тенор саксофонистом Гарольдом Батистом (Harold Batiste). В 1956 вместе с Блеквеллом отправляется на Западное побережье, где они встречаются с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman), который разрабатывал свою концепцию фрибопа. Публика была ещё не готова к новой музыке и финансовое положение музыкантов было плачевно.

Через 2 два месяца Марсалис был вынужден вернуться в Новый Орлеан и снова приступить к отнюдь нетворческой работе в мотеле своего отца. Затем ему предлагают место временного руководителя оркестра Ксавьера Препа (Xavier Prep). Вскоре его призывают на армейскую службу на 2 года, и он попадает в ряды морской пехоты. Попав по распределению в Южную Калифорнию, он становится участником джазового квартета пехотинцев Corps Four, в составе которого он участвует в радио шоу Leatherneck Songbook и телевизионном шоу компании CBS Dress Blues, которое спонсировалось военно-морскими силами. Шоу были направлены на привлечение интереса молодёжи к службе в армии. Благодаря этим шоу Марсалис становится мастером аккомпанемента вокалистам.

По окончании военной службы возвращается в Новый Орлеан и вскоре зарабатывает репутацию чувственного и универсального аккомпаниатора. В 1958 берёт в жёны Dolores Ferdinand. Его приглашают в квартет с Нэтом Перрилиатом (Nat Perrilliat) и ударником Джеймсом Блеком (James Black) для постоянных выступлений в Playboy Club, где он аккомпанирует таким звёздным вокалистам как Эрнестин Андерсон (Ernestine Anderson) и Джимми Рашинг (Jimmy Rushing). Группа записывает лишь один альбом MONKEY PUZZLE на лейбле AFO. В обзоре диска писалось, что "лёгкий, непринуждённый мелодизм Марсалиса был превосходной основой для более основательных исследований Перриллиатом аккордовых и ритмических изменений".

С 1960 начинает заниматься преподавательской деятельностью в школах Нового Орлеана. В 1962 трио записывается с братьями Нэтом Эддерли (Nat Adderley) и Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley), но и эта работа привлекает мало внимания. В 1964 семья Марсалисов с четырьмя (к тому времени) детьми перебирается в небольшой городок Breaux Bridge, Louisiana, где глава семейства в течение двух лет руководит оркестром и хором в школе Carver. В 1966 семья возвращается в Новый Орлеан.

На протяжении 60-х Марсалис выступает на клубных сценах Нового Орлеана с умеренным успехом. В 1967 в свободный от выступлений вечер он отправился в клуб, принадлежавший трубачу Элу Хёрту (Al Hurt), и оказался в нужном месте в нужное время. Его приглашают для выступлений в составе традиционного старомодного оркестра на речном пароходе. "Хотя это была далеко не то место, где бы я хотел оказаться в мyзыкальном смысле, но всё обернулось как нельзя лучше для меня, – отметил впоследствии Марсалис в одном из интервью на Columbia Records. – Эти выступления основательно вернули меня к музыкальным основам, и именно это, возможно, стало наиболее значимым итогом. В любом случае играть всегда лучше, чем не играть". Хотя репертуар оркестра был небольшим, и стиль был более тяжёлым, нежели хотелось Марсалису, он получил неоценимый опыт и в итоге получил возможность играть в таких шоу, как Today Show, Mike Douglas Show и Ed Sullivan Show. Он покидает оркестр в 1970.

В 1971 присоединяется к Storyville Jazz Band под управлением Боба Френча (Bob French), продолжает своё джазовое образование и понимает, что поможет сделать его уникальной фигурой на джазовой сцене. "Вот когда я начал понимать, как играть в традиционной манере, - отметил Марсалис.

В 1972 с барабанщиком Джеймсом Блеком (James Black) возглавляет ELM Music Company. Его квинтет получает постоянную прописку в известном новоорлеанском клубе Lu and Charlie’s в течение полутора лет. Хотя Columbia Records в биографическом очерке превознесла эти сессии, как "группа заняла практически легендарное положение в истории модерн джаза в Новом Орлеане", сам Марсалис не так высоко оценил значимость коллектива в интервью журналу Down Beat: "У нас был довольно хороший и оригинальный материал, но, говорю вам, мы были буквально в двух-трёх шагах от рок группы".

Марсалис становится довольно известным в Новом Орлеане, но до общенационального успеха было ещё далеко. "Я не смог бы сделать это в Новом Орлеане, - поделился он с журналистом Hank Bordowitz в Schwann Spectrum. – Когда я окреп, единственным вариантом пробиться в музыке, было упаковать свои вещи, отправиться в Нью-Йорк и там попытать счастья. К этому времени я действительно думал осуществить это, ведь у нас с женой было много детей. Но в то же время, было нелегко принять такое решение, сделать правильную ставку в этой игре". В результате, он продолжает музыкальную карьеру в Новом Орлеане и преподаёт музыку в школе, чтобы обеспечить хоть какую-нибудь финансовую стабильность.

К этому времени в семье Марсалиса было уже 5 детей. Бренфорд (Branford Marsalis) родился в 1960, Уинтон (Wynton Marsalis) появился на свет в 1961, Эллис Марсалис III (Ellis Marsalis III) в 1964, Дельфийо (Delfeayo Marsalis) в 1965, Мбоя Киньятта (Mboya Kinyatta Marsalis) в 1971 и Джейсон (Jason Marsalis) увидел свет в 1977. Бренфорд, Уинтон, Дельфийо и Джейсон пошли по стопам отца и стали джазовыми музыкантами. Эллис младший - поэт, фотограф и инженер по сетям, обосновался в городе Baltimore.

Ещё в 1967 Марсалис, преподавая афроамериканскую музыку и джазовую импровизацию в качестве приглашённого преподавателя в Xavier University, разрабатывает серьёзную джазовую образовательную программу, включавшую интерес к философии. Несмотря на большую семью, он продолжает совершенствовать и собственное образование. В начале лета 1974 он получает степень магистра в Loyola University. Влияние Марсалиса как учителя значительно возросло, когда в 1974 он успешно проходит собеседование и его приглашают преподавать в новую школу искусств Magnet при новоорлеанском центре креативных искусств (New Orleans Centre for the Creative Arts (NOCCA). Он преподаёт в этой школе 12 лет.

Многие ученики Марсалиса со временем становятся звёздами современного джаза. В их числе саксофонист Виктор Гоинес (Victor Goines), басист Реджинальд Вил (Reginald Veal), флейтист Кент Джордан (Kent Jordan), Марлон Джордан (Marlon Jordan), Николас Пэйтон (Nicholas Payton), трубач Теренс Бланчард (Terence Blanchard), пианист/вокалист Гарри Конник мл. (Harry Connick, Jr.), которые оказали сильнейшее воздействие на джазовую сцену Америки благодаря акцентированию своего внимания на мастерстве и серьёзному подходу к учёбе.

В 1984 получает награду ACE в номинации "Лучшее музыкальное выступление на кабельном телевидении". В 1986 Марсалис занимает должность координатора джазового образования в Virginia Commonwealth University в Richmond. Тремя годами позже возвращается в Новый Орлеан и становится главой Jazz Studies Program в University of New Orleans. В 1989 удостаивается почётной докторской степени в Dillard University. Также становится членом правления National Endowment for the Arts и Southern Arts Federation.

Влияние Марсалиса прослеживается не только в его учениках. Он, как отец, взрастил нескольких талантливейших музыкантов современного джаза. Два старших сына сопрано саксофонист Бренфорд Марсалис (Branford Marsalis) и трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) заняли ведущие позиции в джазовом мире. Брендон также является музыкальным директором и совладельцем The Tonight Show with Jay Leno. Третий сын тромбонист Дельфийо Марсалис (Delfeayo Marsalis) достиг больших высот и как продюсер. С середины 80-х он спродюсировал все альбомы своих братьев и отца. В свои 14 лет младший сын барабанщик Джейсон Марсалис (Jason Marsalis) уже играл на альбоме своего отца HEART OF GOLD (1993).

Карьера Марсалиса в звукозаписи расцвела довольно поздно. Почти за 30 лет исполнительской карьеры он записал лишь несколько альбомов. Первым альбомом, выпущенным под его именем, становится диск FATHERS AND SONS (1982), записанный с сыновьями Бренфордом и Уинтоном, к которым присоединились Чико Фримен (Chico Freeman) и Фон Фримен (Von Freeman). Брайян Кейс (Brian Case), написавший рецензию для Melody Maker, отметил "Отец Эллис не испытывал проблем в создании основы для быстрой компании в лице Бренфорда и Уинтона, и показал себя стремительным боповым исполнителем с некоторой оригинальностью".

Последующие несколько альбомов были также хорошо восприняты, в особенности SYNDROME и HOMECOMING, на которых наглядным образом проявился его многолетний опыт. Джон Баллерас (Jon Balleras) так сказал о Марсалисе и его партнёре Эдди Харрисе (Eddie Harris) по работе над HOMECOMING: "Просто сказать, что эти исполнители опытные, было бы вершиной сдержанности; их исполнение наглядно демонстрирует, что оба давно прошли точку тотального овладения своими инструментами, импровизационной теорией, трансцендентной техникой и преодолели любые стилистические ограничения, создавая полностью прозрачную, непосредственную музыку, музыку просторных взлётов и стремительных падений".

В 1994 Марсалис издаёт диск WHISTLE STOP, большая часть композиций которого датирована 60-ми; некоторые были созданы ударником Джеймсом Блеком (James Black). И хотя Ларри Бирнбаум (Larry Birnbaum) из журнала Down Beat восхищался мастерством Марсалиса, тем не менее, он отметил, что пианист оказался в тени своего сайдмена: "Утончённый артистизм его элегантной фразировки и изысканное туше больше подошли бы для трогательных баллад… где он играл бы без аккомпанемента".

Марсалис, который отметил своё намерение писать для более крупных ансамблей и исследовать более крупные музыкальные формы в будущем, сказал Каламуя Салаам (Kalamuya Salaam) что "…[WHISTLE STOP] с его акцентом на малый ансамбль стал кульминационным пунктом моей работы в этом формате."

За свою карьеру Марсалис записывается для таких лейблов, как ELM, Spindletop (дуэт с Эдди Харрисом (Eddie Harris), Rounder, Blue Note и Columbia, выпустив на последнем лейбле диск TWELVE'S IT в 1998. Годом позже появляется работа DUKE IN BLUE. Впоследствии были изданы AFTERNOON SESSION, AN OPEN LETTER TO THELONIOUS и RUMINATIONS.

В декабре 2005 Гарри Конник мл. (Harry Connick, Jr.) и Бренфорд Марсалис (Branford Marsalis) совместно с благотворительными организациями Habitat for Humanity и New Orleans Area Habitat for Humanity разработали план строительства музыкального центра "Musicians' Village" для музыкантов, потерявших свои жилища в результате урагана Катрина. Ключи от первых трёх домов были вручены 1 июня 2006. Городок строился вокруг музыкального центра, впоследствии названного Ellis Marsalis Center for Music.

В мае 2007 Эллис становится почётным доктором Tulane University за вклад в развитие джазового искусства и музыкального образования. 7 декабря 2008 Эллис был введён в музыкальный зал славы штата Луизиана (The Louisiana Music Hall Of Fame). В 2010 The Marsalis Family выпускает "живой" альбом MUSIC REDEEMS, который был записан во время выступления в The John F. Kennedy Center for the Performing Arts в Washington, DC как части the Duke Ellington Jazz Festival. Все поступления от продажи альбома были перечислены в Ellis Marsalis Center for Music. Марсалис и его сыновья в 2011 получили групповую награду NEA Jazz Masters Award.

В последнее время каждую пятницу обычно он выступал в джазовом бистро Snug Harbor. 1 апреля 2020 в возрасте 85 Марсалис умер от пневмонии, вызванной вирусом COVID-19.

14:57