Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Charlie Christian / Чарли Крисчиен

Американский джазовый гитарист. Крисчиен стал одним из первых исполнителей на электрогитаре, и, по мнению многих обозревателей, считается важной фигурой в развитии бибопа, кул и модерн джаз. Многие критики считают его творчество связующим звеном между хот и модерн джазом – существует джаз до Чарли Крисчиена и джаз после Крисчиена. Можно без преувеличения сказать, что практически каждый гитарист, начавший играть в период 1940-1965, попал под влияние Чарли Крисчиена. Став первым существенным электрогитаристом, Крисчиен играл в текучей, интимной манере, со свингом саксофонистов. Хотя технически его стиль относят к свингу, его музыкальный словарь был изучен и сымитирован многими исполнителями бопа от Тайни Граймса (Tiny Grimes), Барни Кессела (Barney Kessel) и Херба Эллиса (Herb Ellis), до Уэса Монтгомери (Wes Montgomery) и Джорджа Бенсона (George Benson). Ранние годы жизни Крисчиена покрыты туманом. Но кое-что стало известным благодаря исследованиям выдающегося писателя Ральфа Эллисона (Ralph Ellison). Известно, что родился он в городке Бонхэм, Техас. Когда он был ещё маленьким ребёнком, семья переехала в Oklahoma City, Oklahoma. Его отец пел и играл на гитаре, мать играла на пианино. У него было два брата: Эдвард (Edward), (род. в 1906), и Кларенс (Clarence) (род. в 1911). Всех троих сыновей музыке научил отец – Кларенс Генри Крисчиен (Clarence Henry Christian). Глава семейства Крисчиенов потерял зрение в результате перенесённой лихорадки, и чтобы содержать семью, вынужден был вместе с сыновьями выступать на улицах в качестве бродячего артиста за деньги или просто за какие-нибудь вещи. Когда Чарльз подрос настолько, что родители позволяли ему уходить из дома, он начинает выступать самостоятельно, правда, вначале в качестве танцора. Они были слишком бедны для того, чтобы покупать инструменты и свою первую гитару Чарли сделал из коробок от сигар. Позднее он унаследовал гитару отца, который умер, когда Чарли было 12 лет. Он становится учеником Douglass School, где его увлечение музыкой поощряет преподаватель Зейла Бро (Zelia Breaux). В школьном оркестре Чарли хотел играть на тенор саксофоне, но она настояла на том, чтобы он взял трубу. Из-за боязни, что труба может испортить его губы, он переключает свои интересы на занятия бейсболом, в котором начинает делать успехи. В 1978 в интервью биографу Крейгу МакКинни (Craig McKinney) Кларенс Крисчиен рассказал, что в 1920-е и 1930-е их старший брат Эдвард возглавлял группу в Оклахома-Сити, в которой играл на пианино. Так уж вышло, что его отношения с трубачом Джеймсом Симпсоном (James Simpson) нельзя было назвать дружескими. Вместе они ухаживали за одной девушкой, и Джеймс решил отыграться с помощью Чарли, посмеявшись над старшим Эдвардом. Приблизительно в 1931 вместе с гитаристом Ральфом "Бигфут" Хемильтоном (Ralph "Bigfoot" Hamilton) они тайно начинают обучать молодого Чарльза джазу. Они разучили соло для трёх песен: "Rose Room," "Tea for Two" и "Sweet Georgia Brown". В один из вечеров они взяли Чарли с собой на джем сейшн после основного выступления в клубе "Deep Deuce", расположенном по Northeast Second Street. - Позволь Чарли сыграть разок, - сказали они Эдварду. - Эй, никто не захочет слушать его старые блюзы, - ответил Эдвард. Но, в конце концов, разрешил ему сыграть. - Что ты хочешь исполнить? – спросил он. Все три песни были популярными новинками в начале 1930-х, и Эдвард был удивлён, что Чарли их знает. После первого исполнения люди начали требовать ещё и вызывать Чарли на бис. Пришлось ему исполнить все три заготовки и "Deep Deuce" взорвался в овациях и криках одобрения. Чарли горделиво покинул джем сейшн, и его мама узнает о происшедшем ещё до того, как он вернётся домой. Вскоре он уже пользуется внушительной репутацией среди местных музыкантов, выступает и колесит по Среднему Западу с гастролями, посещая Северную Дакоту и Миннесоту. В начале 1930-х он начинает выступать профессионально в составе местной группы, возглавляемой Анной Мэй Уинбёрн (Anna Mae Winburn). Позже она руководит International Sweethearts Of Rhythm, где Крисчиен играет с Нэтом Таулесом (Nat Towles) и Альфонсо Трентом (Alphonso Trent). К 1936 Крисчиен уже играет на электрогитаре, становится местной знаменитостью и выступает с гастролирующими в Оклахома Сити музыкантами, среди которых были Тедди Уилсоном (Teddy Wilson) и Артом Тейтумом (Art Tatum). По одним сведениям, в 1939 с подачи Милдред Бейли (Mildred Bailey) его выступление в Ritz Cafe приехал послушать известный предприниматель и энтузиаст джаза Джон Хеммонд (John Hammond). Другие источники утверждают, что Джону Хеммонду о Крисчиене рассказала пианистка Мери Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), которая играла в то время в группе Энди Кёрка (Andy Kirk and His Clouds of Joy). Как бы там ни было, но Хеммонд был настолько впечатлён его талантом, что в августе 1939 привёз Крисчиена в Лос-Анджелес и пытался убедить Бенни Гудмена (Benny Goodman) прослушать молодого гитариста. Гудмен был одним из первых белых бендлидеров, приглашавших темнокожих музыкантов. В 1935 в числе его аранжировщиков был Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), а на пианино играл Тедди Уилсон (Teddy Wilson). В 1936 он добавляет в свой состав виброфониста Лайнела Хемптона (Lionel Hampton). В 1939 Гудмен приглашает Крисчиена войти в состав своего нового секстета. Довольно часто упоминается то обстоятельство, что первоначально Гудмен не был заинтересован в Крисчиене, так как электрогитара была относительно новым инструментом. Но необходимо учесть тот факт, что среди прочих претендентов в свой оркестр Гудмен прослушивал таких электрогитаристов как Флойд Смит (Floyd Smith) и Леонард Уэар (Leonard Ware), которые не обладали мастерством Крисчиена. Есть также сведения о том, что первоначально Гудмен безуспешно пытался перекупить контракт Флойда Смита (Floyd Smith) у Энди Кёрка (Andy Kirk). Но затем был настолько впечатлён игрой Крисчиена, что нанял его вместо Смита. Есть несколько версий первой встречи Крисчиена и Гудмена, состоявшейся 16 августа 1939. Достаточно сказать, что их первая встреча в полдень в студии звукозаписи прошла не очень удачно. В статье журнала Metronome в 1940 Чарльз вспоминал: "Я предполагаю, что ни одному из нас не понравилось то, что я сыграл". Но Хеммонд всё же решил настоять на своём и попробовать снова, не посоветовавшись с Гудменом (хотя сам Крисчиен утверждал, что Гудмен пригласил его на шоу в тот вечер). Хеммонд посоветовал Чарли не падать духом и попросил его быть на кухне ровно в 20.30 в этот же вечер. И вот парень из провинции появился в шикарном ресторане Victor Hugo в Beverly Hills. В огромной шляпе, в рубахе пурпурного цвета и жёлтых ботинках. В одной руке Чарли держал свою гитару, в другой - электроусилитель. Во время перерыва, когда Гудмен пошёл перекусить, Хеммонд и Арти Бернстайн (Artie Bernstein) пронесли в ресторан и установили на сцене усилитель Крисчиена. Когда Бенни вышел на сцену он сначала оторопел, затем страшно разозлился. Это трудно было себе представить - рядом с его джазменами сидел парень из Оклахомы в пурпурной рубахе и жёлтых ботинках. Но он ничего не мог сделать, нужно было отыграть хотя бы один номер, и он объявил песню "Rose Room". Эта тема скорее была знакома столичным белым музыкантам. Чарли же был парнем с юга и к тому же чёрным. Но Гудмен не знал, что Чарли вырос на этой песне. Бенни Гудмен исполнил вступление, Лайнел Хемптон (Lionel Hampton) ответил ему, затем Крисчиен всплыл из неизвестности, и сыграл свои 25 аккордов. Он сразу покорил публику, музыкантов оркестра и самого Гудмена. В те времена оркестр обычно исполнял композиции по 5-6 минут. Но в этот раз Чарли так завёл всех, что все кричали: "Давай ещё!" Эта версия "Rose Room" длилась целых 45 минут. Дальнейшее утонуло под шквалом аплодисментов. Неудивительно, что с этого момента Крисчиен становится приближённым Гудмена. Небольшие составы Гудмена имели постоянную тенденцию к увеличению. Вот и в этот раз с приходом Крисчиена его квинтет становится секстетом. Работа с Гудменом дала Крисчиену максимум внимания со стороны публики и огромную популярность. В течение нескольких дней его заработки выросли от 2,5 долларов за вечернее выступление до 150 долларов в неделю. К февралю 1940 Крисчиен доминирует в опросах всех изданий в категории джазовой гитары. Журнал Metronome зачисляет его в список All Stars (Вех Звёзд). Весной 1940 многое в окружении Гудмена начинает меняться и он не противится переменам. Он прилагает все усилия, чтобы удержать Крисчиена, и к концу года создаёт секстет, в состав которого входят: Чарли Крисчиен; Каунт Бейси (Count Basie); трубач Кути Уилльямс (Cootie Williams), долгое время игравший с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington); бывший тенор саксофонист оркестра Арти Шоу (Artie Shaw) Джорджи Олд (Georgie Auld). В этот же период Гудмен собирает свой супер оркестр, который доминирует во всех списках популярности 1941. Стиль и влияния. Соло Крисчиена довольно часто рассматривают как "похожие на трубу", и в этом смысле он скорее находился под влиянием таких мастеров духовых как Лестер Янг (Lester Young) и Хершел Эванс (Herschel Evans), чем таких первых акустических гитаристов, как Эдди Ланг (Eddie Lang) и Донни Джонсон (Lonnie Johnson), хотя они и расширили роль гитары от инструмента ритм секции до солирующего. К тому же сам Крисчиен отмечал, что хотел бы, чтобы его гитара звучала как тенор саксофон. Бельгийский джазовый гитарист, цыган по происхождению, Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt) также оказал небольшое влияние на Крисчиена, но Чарли был хорошо знаком лишь с несколькими его записями. Гитаристка Mary Osborne вспоминала, как однажды слышала Крисчиена, нота в ноту исполняющего соло Джанго в песне "St. Louis Blues", но затем Чарли продолжил с собственными идеями. К 1939 были и другие солисты, использовавшие электрогитару – Леонард Уэар (Leonard Ware); Джордж Барнс (George Barnes); тромбонист/композитор Эдди "Топси" Дурхем (Eddie "Topsy" Durham) записался с Kansas City Six Каунта Бейси (Count Basie); Флойд Смит (Floyd Smith) записал "Floyd's Guitar Blues" с Энди Кёрком (Andy Kirk) в марте 1939, используя усиленную стил гитару; техасский пионер свинга Элдон Шамблин (Eldon Shamblin) использовал усиленную электрогитару с Бобом Уиллисом (Bob Wills). В числе гитаристов, последовавших за Крисчиеном и испытавших разную степень его влияния, можно назвать Мери Осборн Mary Osborne; Оскара Мура (Oscar Moore), игравшего в трио Нет Кинг Коула (Nat King Cole); Барни Кессела (Barney Kessel); Херба Эллиса (Herb Ellis); Джимми Рейни (Jimmy Raney); Тэла Фарлоу (Tal Farlow); и – поколением позже – Джима Холла (Jim Hall). Тайни Граймс (Tiny Grimes), который сделал несколько записей с Артом Тейтумом (Art Tatum), часто цитировал Крисчиена нота-в-ноту. Крисчиен практически установил стандарты звучания современных электрогитаристов, включая Ти-Боун Уолкера (T-Bone Walker), Лэса Пола (Les Paul), Гранта Грина (Grant Green), Кенни Баррелла (Kenny Burrell), Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), Би Би Кинга (B.B. King) и Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). По этой причине в 1990 Крисчиен был зачислен в Зал Славы Рок-н-ролла (Rock and Roll Hall of Fame) как "оказавший раннее влияние". Воздействие Крисчиена за короткий период работы с Гудменом оказалось настолько велико, что он оказал влияние не только на гитаристов, но и на других музыкантов. Влияние, которое он оказал на Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркера (Charlie Parker), Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Дона Байяса (Don Byas), можно слышать в ранних боповых записях "Blue'n Boogie" и "Salt Peanuts". Другие музыканты, такие как трубач Майлс Девис (Miles Davis), называли Крисчиена в числе повлиявших на них музыкантов. Без сомнения, новый звук Крисчиена оказал влияние на весь джазовый мир. Он продолжал возглавлять все списки популярности в категории джазовая гитара два года спустя после своей смерти. Однако сам Крисчиен был заинтересован в новых музыкальных событиях и стал важной частью движения, которое, в конечном счёте, привело к появлению бибопа. Весной 1941 Крисчиен выступает в гарлемской колыбели бибопа Minton's Playhouse. Чарли часто остаётся поиграть после окончания рабочего дня, точнее, рабочей ночи. Именно в этот период времени и в этом месте популярная, легко воспринимаемая, пригодная для радио свинговая музыка начинает развиваться в более экспериментальный бибоп. Ярким тому примером может служить запись части секстета Гудмена, сделанная в марте 1941. Крисчиен и другие участники секстета ожидали в студии появления Гудмена и контрабасиста Арти Бернстайна (Artie Bernstein). Чтобы настроить оборудование, звукорежиссёр попросил ребят сыграть что-нибудь. Так были записаны 20 минут материала. Две композиции этой пробной сессии были выпущены несколькими годами позже: "Blues in B" и "Waiting for Benny", и наглядно демонстрируют элементы бопового джем сейшина. Свобода, струящаяся на этих записях, резко контрастирует с более формальной свинговой музыкой, записанной после появления Гудмена в студии. Секстет Гудмена также записал несколько композиций, в которых есть намёки на боп – это "Seven Come Eleven" (1939) и "Air Mail Special" (1940 и 1941). Более впечатляющим примером может служить запись, сделанная в Минтонс на портативном диск рекордере студентом Колумбийского университета Джерри Ньюманом (Jerry Newman) в 1941. Ньюман записал Крисчиена в сопровождении Джо Гайя (Joe Guy) на трубе, Кенни Керси (Kenny Kersey) на пианино и Кенни Кларка (Kenny Clarke) на ударных. Их импровизации длились гораздо дольше, чем вмещал на диск на 78 оборотов в минуту. Его игра в пьесе "Swing to Bop" (автор Эдди Дархем (Eddie Durham) назвал её "Topsy", но позднее звукозаписывающая компания переименовала её) ошеломляющий пример того, что был способен создавать Крисчиен. Его использование "напряжения и отпускания" – техники, которой пользовался Лестер Янг (Lester Young) и последующие поколения боповых музыкантов, явно присутствует как в "Stompin' at the Savoy", так и на других записях Ньюмана. В коллекции Ньюмана есть и другие записи, сделанные в 1941 в другом гарлемском часто посещаемом ночном джазовом заведении Кларка Монро (Clark Monroe) Uptown House. Кенни Кларк (Kenny Clarke) заявлял, что пьесы "Epistrophy" и "Rhythm-a-ning" были композициями Чарли Крисчиена, которые он исполнял с Кларком и Телониусом Монком (Thelonious Monk) на джем сейшинах в Минтонс. Линии "Rhythm-a-ning" можно услышать в "Down on Teddy's Hill" и после вступления в "Guy's Got To Go" на записях Ньюмана. Кларк рассказывал, что впервые Крисчиа показал ему аккорды "Epistrophy" на укулеле (ukulele). Эти записи были выпущены под разными названиями, включая "After Hours" и "The Immortal Charlie Christian". Несмотря на то, что качество записи этих сессий низкое, они демонстрируют способность Крисчиена импровизировать намного дольше, чем позволял формат гудменовских записей. На некоторых записях в Минтонс можно услышать Крисчиена, исполняющего импровизации из 12 и более тактов, без повторов развивая мелодическую линию с поразительной лёгкостью. Наследие Существует множество свидетельств о том, что Чарли выступал везде и всякий раз, когда предоставлялся случай, часто оставался на ночные джем сейшины, мало спал и мало ел. Он не был замечен в употреблении тяжёлых наркотиков, но курил марихуану и употреблял алкоголь. Когда в конце 1930-х Крисчиен заболевает туберкулёзом, то подобный образ жизни лишь усугубляет течение болезни. В начале 1940 он был госпитализирован на короткий период, когда Гудмен был вынужден дать своей группе небольшой отпуск из-за проблем со спиной. Позднее сам Гудмен был госпитализирован летом 1940 после короткой остановки на острове Каталина (Catalina Island, California) во время гастролей по Западному побережью. В конце июля 1940 Крисчиен отправляется домой в Оклахома Сити, а в сентябре 1940 возвращается в Нью-Йорк. К началу 1941 Крисчиен возобновляет свой лихорадочный образ жизни, возглавляет ночные джем сейшины после основных выступлений в составе секстета или оркестра Гудмена. В июне 1941 он соглашается лечь в госпиталь Seaview на Staten Island в Нью-Йорке. По некоторым сообщениям лечение начало приносить положительные результаты и в феврале 1942 журнал Down Beat сообщил, что Крисчиен вместе с Кути Уилльямсом (Cootie Williams) планируют создать оркестр. В госпитале Крисчиена посещают друзья и устраивают вечеринки прямо у его кровати. В частности, стэп танцор и барабанщик Марион Джозеф "Тэпс" Миллер (Marion Joseph "Taps" Miller) в конце февраля приехал проведать Чарли с проститутками и марихуаной. Это было слишком для ослабленного болезнью Крисчиена. Его здоровье резко ухудшилось и 2 марта 1942 он скончался. Он был похоронен в безымянной могиле в городке Бонхэм (Bonham, Texas). В 1994 на кладбище Gates Hill Cemetery был установлен мемориальный камень - Texas State Historical Marker. Трудно оценить вклад Чарли Крисчиена в развитие джаза и популярной музыки. Его невероятно изобретательные соло, его обманчиво простая манера игры радикально изменили мышление не только коллег гитаристов, но и всех ведущих солистов того времени. И хотя он был не первым гитаристом, начавшим использовать электроусиление своего инструмента, он стал одним из первых, кто привлёк к этому широкое внимание благодаря записям с Гудменом. Любая из его записей является ярким примером джазового гения, так и не успевшего реализовать свой огромный потенциал.
14:17