Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Bob Brookmeyer / Боб Брукмайер

Американский исполнитель на клапанном тромбоне, пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра, блестящий представитель джаза Западного побережья. 8 раз был номинирован на премию Grammy. Был единственным ребёнком Элмера Эдварда Брукмайера (Elmer Edward Brookmeyer) и Мэйми Сейферт (Mayme Seifert). Его первым инструментом был кларнет. Однажды отец взял его на выступление оркестра Каунта Бейси (Count Basie), что оказало на него неизгладимое впечатление и привело в неописуемый восторг на фоне в основном несчастного детства. Выступать профессионально начал ещё в школе, играя на пианино и тромбоне, и на слух переводил на нотную бумагу соло Чарли Паркера (Charlie Parker). После школы он поступил в Kansas City Conservatory of Music, проучился три года, но так её и не окончил. Свою карьеру начал как пианист, выступая на джем сейшинах в Чикаго, пока не был призван в армию. По возвращении в 1951 как фрилансер играл на пианино и тромбоне в различных свинговых и бибоп коллективах, включая группы под управлением Тэкса Бенеке (Tex Beneke) и Рэя МакКинли (Ray McKinley), но серьёзное внимание к себе привлёк в начале 50-х, когда перешёл в оркестр Клода Торнхилла (Claude Thornhill), где начал играть на клапанном тромбоне. Именно Торнхилл вдохновил композитора и аранжировщика Гила Эванса (Gil Evans) и трубача Майлса Девиса (Miles Davis) на создание их знаменитых сессий, во время которых был записан монументальный альбом BIRTH OF THE COOL. Он становится участником небольших составов Стэна Гетца (Stan Getz), работает с Вуди Херманом (Woody Herman). В 1953 он присоединился к квартету Джерри Маллигена (Gerry Mulligan), где заменяет трубача Чета Бэйкера (Chet Baker), с которым делает ряд концертных выступлений и записей, продемонстрировавших его широчайшие технические способности. Его филигранная техника игры наилучшим образом сочетается с довольно вдумчивым подходом Маллигена. В 1957 Брукмайер присоединяется к более изысканному в тональном отношении трио Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre). Брумайер был достаточно хорошим пианистом, что позволило ему в 1959 записать альбом THE IVORY HUNTERS в дуэте с Биллом Эвансом (Bill Evans). В течение 50-х и в 60-х Брукмайер играет в клубах Нью-Йорка, на телевидении, где играет в составе постоянного оркестра в шоу Мэрва Гриффина (The Merv Griffin Show), участвует в студийных записях, пишет аранжировки для Рэя Чарльза (Ray Charles) и других исполнителей. Привлекательность фильмов о джазе редко распространяется за узкие рамки сообщества любителей и знатоков, но очаровательный документальный фильм "Jazz on a Summer's Day", снятый режиссёром Бертом Стерном (Bert Stern) и выпущенный в 1960, быстро приобрёл статус популярного, который сохраняется и по сей день. Предметом внимания Стерна был джазовый фестиваль, проходивший в 1958 в Ньюпорте, в котором участвовал звёздный состав мастеров джаза, в числе которого были Луи Армстронг (Louis Armstrong), Телониус Монк (Thelonious Monk), Махалия Джексон (Mahalia Jackson) и Чак Берри (Chuck Berry). Несмотря на внушительный список превосходных исполнителей, один из самых запоминающихся эпизодов фильма является мягко настойчивая с блюзовыми нотками увертюра, звучащая во время появления начальных титров. Эта мелодия – классическая фолк-джаз композиция "The Train and the River" в исполнении трио Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), в составе которого, кроме Джуффри на саксофоне, играли гитарист Джим Холл (Jim Hall) и мягко свингующий тромбонист Боб Брукмайер. Мелодическая элегантность Брукмайера, его передовое осознание гармонии и контрапункта, его отказ от простоватых тенденций использования тромбона, выделяли его особенность даже в таких небольших камерно-джазовых моментах, как в Ньюпорте. Затем с 1960 по 1964 работает в концертном оркестре Джерри Маллигена (Gerry Mulligan). Далее Боб сотрудничает с флюгельгорнистом и трубачом Кларком Тэрри (Clark Terry), группа которого добивается определённого уровня успеха. В феврале 1965 Брукмайер и Терри вместе выступают на телеканале BBC2 в рамках проекта "Jazz 625". С 1965 он пишет изысканные аранжировки для оркестра Тэда Джонса-Мэла Льюиса (Thad Jones/Mel Lewis Orchestra). В 1968 Боб перебирается в Лос-Анджелес, где всё своё время посвящает работе в студиях. На Западном побережье он провёл 10 лет, и со временем начал испытывать проблемы с употреблением алкоголя. После лечения от алкогольной зависимости в 1976, он переехал в Нью-Йорк. В 1979 Брукмайер становится музыкальным директором оркестра Тэда Джонса-Мэла Льюиса (Thad Jones/Mel Lewis Orchestra), хотя и не пишет музыку. В это период он проходит курс обучения у классического композитора Ёрла Брауна (Earle Brown), считая, что джаз должен полностью отказаться от заранее сочинённой музыки. Он сконцентрировался на своеобразном гибридном подходе, в котором импровизационная роль солиста должна получить больше свободы, в то же время должна бескомпромиссно сочетаться с общим композиционным видением. Брукмайеру не нравилось то, что называлось "ритуалом" джазового исполнения, и он настаивал на том, что его главным принципом было что "первое соло должно случиться только тогда, когда абсолютно ничего больше не может произойти". Он использовал (и учил этому в стенах Manhattan School of Music и в New England Conservatory) скрупулёзный метод, в котором архитектура произведения – в его тактовых структурах и в продолжительности конкретных эпизодов – должна быть задумана прежде, чем специфическая мелодия или гармония, и что импровизаторы только тогда могут вступать в общую картину, когда все фундаментальные элементы определены. Свои наиболее значимые работы Брукмайер создал в конце 60-х-начале 70-х, включая NEW WORKS/CELEBRATION (1997, для немецкого фестивального оркестра, в котором солировал Маллиген (Gerry Mulligan) и SPIRIT MUSIC (2007) с New Art Orchestra, где композитор использовал плотные мотивы с привлечением синтезаторов и секции деревянных духовых, создавая соблазнительные сценические перемещения восторженно красочных и изобретательно контрастных эпизодов. В начале 80-х он сочиняет для различных составов, с которыми выступает в Европе. В Нидерландах он становится основателем школы музыки, также преподаёт в бостонской New England Conservatory of Music и других учебных заведениях. В июне 2005 Брукмайер присоединяется к ArtistShare и анонсирует проект, в рамках которого работает над созданием третьего альбома своего New Art Orchestra. Результатом становится выход номинированного на GrAMMy диска SPIRIT MUSIC, выпущенного в 2006. В этом же году Брукмайер был назван Мастером Джаза (Jazz Master) Национальным Фондом Искусств (National Endowment for the Arts). Свою восьмую номинацию на премию GrAMMy Award он получил незадолго до своей кончины за аранжировки для альбома FOREVER LASTING Vanguard Jazz Orchestra. Его последняя запись STANDARDS (классический джазовый материал, созданный при участии New Art Orchestra и вокалистки Фэй Клаасен (Fay Claassen) был издан при поддержке созданного любителями джаза фонда в рамках проекта ArtistShare. Одарённый аранжировщик как для небольших составов, так и для биг бендов, Брукмайер был не менее превосходным композитором, но свой наибольший вклад он всё же сделал как исполнитель на тромбоне.
15:00