Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Kenny Dorham / Кенни Дорхем

Американский джазовый трубач, вокалист и композитор. Таланты Дорхема часто громко восхваляются критиками или другими музыкантами, но при жизни он так и не получил должного признания. Писатель Гари Гиддинс (Gary Giddins) отметил, что имя Дорхема стало "виртуальным синонимом слову недооценён". Дорхем является автором джазового стандарта "Blue Bossa", который впервые появился на альбоме Джо Хендерсона (Joe Henderson) PAGE ONE. Его хрипловатый тон не обладал непосредственной теплотой Клиффорда Брауна (Clifford Brown), а его атака была менее пронзительна, чем у Ли Моргана (Lee Morgan), но внимательные слушатели всегда говорили о нём, как об одарённом трубаче эры бибопа и хард бопа. Дорхем обладал редким, мягким и уязвимым звуком, который успокаивает и мгновенно позволяет его идентифицировать. Обладая мастерством и зажигательностью типичного трубача, Дорхем тем не менее вместо этого полагался на свою экономичную мелодическую логику в построении поэтических, лирических импровизаций со значимыми началами, серединами и концовками. Его техника также была уникальна: Дорхем предпочитал атаковать ноты в местах, где большинство его современников-бибоперов просто выдували бы одну ноту в непрерывном потоке. Его чётко выраженные линии имели необычные качества, которые быстро продвигались немного впереди от основного времени. В средних темпах Дорхем отчётливо выражал преувеличенное чувство стаккато, сильно контрастируя с двукратными фразами легато. В балладах Дорхем не отклонялся далеко от мелодии, его минималистский подход раскрывал врождённую красоту каждой мелодии, к которой он прикасался. Его необычное использование изящных нот, разнообразные атаки на отдельные ноты и повторения нот были лишь некоторыми из особых нюансов, которые украшали его обманчиво сложные импровизации. Как это ни парадоксально, но факт остаётся фактом, что Дорхем почти всегда оказывался первым в списке на замену звёзд первой величины, что должно было стать свидетельством его талантов, но в итоге привело к восприятию того, что он был трубачом второго уровня, что чрезвычайно далеко от истины. Дорхем заменил Фетса Наварро (Fats Navarro) в группе Билли Экстайна (Billy Eckstine) в 1946, Майлза Девиса (Miles Davis) в квинтете Чарли Паркера (Charlie Parker) в 1949, и Клиффорда Брауна (Clifford Brown) в группе, предшествовавшей Jazz Messengers, которой в 1954 руководили Арт Блейки (Art Blakey) и Хорас Сильвер (Horace Silver) и снова в группе Макса Роуча (Max Roach) в 1956. МакКинли Ховард Дорхем родился в Post Oak Ranch, что неподалёку от Fairfield, Texas в музыкальной семье. С семи лет он начал играть на фортепиано, а в старших классах Anderson High School в городе Austin переключился на корнет. Джордж Адамс (George Adams), руководитель местного оркестра, обратил внимание на одарённого подростка и через год Кенни становится лидирующим трубачом в его составе. Музыка была не единственным увлечением подростка. Много времени он проводил на боксёрском ринге, как участник школьной боксёрской команды. Дорхем недолго учится в Wiley College в Marshall, Texas, где изучает химию и физику, а в свободное время играет в танцевальном оркестре вместе с трубачом Уайлд Билл Девисоном (Wild Bill Davison), который был вынужден покинуть Нью-Йорк после автомобильной аварии, в которой погибает руководитель оркестра Френки Тешемахер (Frankie Teschemacher), саксофонистом Гарольдом Лендом (Harold Land) и ударником Ройем Портером (Roy Porter). Именно в этой группе впервые проявились таланты Дорхема как аранжировщика и композитора, хотя он к этому времени ещё не научился бегло играть с листа. В 1942 Дорхема призывают в армию, и он входит в состав армейской боксёрской команды. В 1943 после увольнения в запас он находит работу в Хьюстоне в оркестре трубача Расселла Джакета (Russell Jacquet), брата саксофониста Иллинойса Джакета (Illinois Jacquet), после чего в 1944 присоединяется к оркестру Френка Хампфриса (Frank Humphries). В середине 40-х он перебирается из Техаса в Нью-Йорк. И хотя он уже был состоявшимся музыкантом, прекрасным композитором и великолепным аранжировщиком, карьера его началась не сразу. В 1946 находит свою первую серьёзную работу в секции труб оркестра Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), а затем по рекомендации Диззи приходит на замену Фетсу Наварро (Fats Navarro) в оркестре Билли Экстайна (Billy Eckstine). В оркестре Экстайна он пишет боповую пьеску "To Peak". Позднее, когда Дорхем станет преемником Майлса Девиса (Miles Davis) в квинтете Чарли Паркера (Charlie Parker), Птица особенно любил исполнять эту тему. К этому времени имя Дорхема уже тесно ассоциируется с самыми современными исполнителями на джазовой сцене. В 1946 и 1947 он делает записи с ударником Кенни Кларком (Kenny Clarke), пианистом Бадом Пауэллом (Bud Powell), саксофонистом Сонни Ститтом (Sonny Stitt) и ударником Артом Блейки (Art Blakey). Он также играет в оркестрах Лайнела Хемптона (Lionel Hampton) и Мерсера Эллингтона (Mercer Ellington). Дорхем оставляет след и как аранжировщик, написав аранжировку темы "Okay for Baby" для Лаки Миллендера (Lucky Millander), пишет для Бенни Картера (Benny Carter), Кути Уилльямса (Cootie Williams) (тема "Malibu") и для Гила Фуллера (Gil Fuller). Свою первую пьесу Дорхем записывает в 1947 в составе группы Арта Блейки (Art Blakey). Называлась она "The Thin Man". Лишь в 1948 Дорхем начинает серьёзно учиться. Получив армейскую стипендию, он изучает композицию и аранжировку в Gotham School of Music. В 1948 для него наступает время большого прорыва – Майлз Девис (Miles Davis) порекомендовал его в качестве собственной замены в квинтет Чарли Паркера (Charlie Parker). В первый раз Дорхем выступил с Паркером в канун рождества в клубе Royal Roost на Манхеттене с участием пианиста Эла Хейга (Al Haig), басиста Томми Поттера (Tommy Potter) и ударника Макса Роуча (Max Roach). Это выступление было записано, включая праздничное исполнение "White Christmas". Дорхем остаётся с Паркером в 1949, приняв участие в одной из лучших сессий саксофониста для Verve, когда были записаны такие треки как "Passport", "Visa", "Segment" и "Cardboard". По возвращении в конце мая 1949 после участия в парижском Jazz Fair, Дорхема сменил Ред Родни (Red Rodney). Дорхем периодически возвращался в группу Паркера для замен на протяжении последующих нескольких лет, в частности 4 марта 1955 для выступления в клубе Birdland – последнем выступлении Паркера перед его смертью спустя семь дней. Не в состоянии найти стабильной работы для трубача в Нью-Йорке, в 1950 Дорхем покидает Нью-Йорк и отправляется в Калифорнию, где остаётся до 1952. Арт Блейки (Art Blakey) уговаривает его вернуться. По возвращении Дорхем фрилансит в Нью-Йорке, работает с Бадом Пауэллом (Bud Powell), Сонни Ститтом (Sonny Stitt) и Мери Лу Уилльямс (Mary Lou Williams). 30 мая 1952 с Телониусом Монком (Thelonious Monk) участвует в записи ряда треков, вошедших в альбом Монка GENIUS OF MODERN MUSIC VOLUME 2. 15 декабря 1953 Дорхем возглавляет свою первую сессию в качестве лидера, в которой также участвуют саксофонист Джимми Хис (Jimmy Heath), пианист Уолтер Бишоп (Walter Bishop), басист Перси Хис (Percy Heath) и ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke), которая была выпущена под названием Kenny Dorham QUINTET на лейбле Debut. Далее следует работа с альтистом Лу Дональдсоном (Lou Donaldson) и тенористом Сонни Роллинсом (Sonny Rollins). А в 1954 Дорхем, сменив Клиффорда Брауна (Clifford Brown), и Блейки вместе с саксофонистом Хенком Моубли (Hank Mobley) и контрабасистом Дагом Уоткинсом (Doug Watkins) входят в первый состав квинтета Хореса Сильвера (Horace Silver) – проекта, который впоследствии перерастёт в знаменитую группу Jazz Messengers. В ноябре 1954 и феврале 1955 Дорхем участвует в записи классического хард боп альбома Horace Silver AND THE JAZZ MESSENGERS для лейбла Blue Note. Текучий лиризм Дорхема можно услышать в теме "Hankerin", а его беглый стиль и вкус к мелодической логике виден в "The Preacher", а свои лучшие блюзовые аккорды он исполнил в фанковой классике "Doodlin", которую написал Сильвер. Не менее энергично Дорхем играет на альбоме THE JAZZ MESSENGERS AT CAFE BOHEMIA VOLS. 1-3, который был записан 23 ноября 1955. В 1955 Дорхем также делает запись, которую многие рассматривают как его лучшую работу – альбом AFRO-CUBAN для Blue Note. Альбом, записанный в течение двух сессий 30 января с секстетом и 29 марта 1955 с нонетом, демонстрирует интерес Дорхема к комбинированию латины с джазом, а также его отличительные навыки композитора и аранжировщика. В создании диска участвовали такие хардбоперы как Хенк Моубли (Hank Mobley), Сесил Пейн (Cecil Payne), Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson), Арт Блейки (Art Blakey), Хорес Сильвер (Horace Silver), Перси Хис (Percy Heath) и Оскар Петтифорд (Oscar Pettiford). В целом Дорхем недолго играет в этом коллективе. В декабре 1955 он покидает состав. Его место занимает Дональд Бёрд (Donald Bird), который ещё до ухода Дорхема был приглашён выступить с Вестниками в клубе Cafe Bohemia. Тогда они играли всю ночь и Blue Note позднее выпустила двойной диск с записями этого выступления. С середины 50-х Дорхем в основном возглавляет свои собственные проекты. Когда в 1956 Арт Блейки выводит на орбиту своих Jazz Messengers, Дорхем создаёт превосходную группу Jazz Prophets (название придумано по аналогии с Messengers). В состав вошли молодой басист Сем Джонс (Sam Jones), тенор саксофонист Джей Ар Монтероуз (J. R. Monterose), ударник Артур Эджехилл (Arthur Edgehill), пианист Дик Катц (Dick Katz), которого позднее сменил Бобби Тиммонс (Bobby Timmons). С этим составом и с гитаристом Кенни Баррелом (Kenny Burrell) в качестве гостя он в мае 1956 выступает в кафе Bohemia. 31 мая их выступление записывает Руди Ван Гельдер (Rudy Van Gelder). Эта запись выходит на концертном альбоме 'ROUND ABOUT MIDNIGHT AT THE CAFE BOHEMIA VOLS. 1-3 на лейбле Blue Note. Группа Дорхема также делает записи и с такими приглашёнными артистами, как Джо Хендерсон (Joe Henderson), Херб Геллер (Herb Geller) и Джеки МакЛин (Jackie McLean). Кроме того в 1956 Дорхем записывается с Теддом Дамероном (Tadd Dameron), Филом Вудсом (Phil Woods), Сесилом Пейном (Cecil Payne), Меттью Ги (Matthew Gee), Хенком Мобли (Hank Mobley), Сонни Роллинсом (Sonny Rollins), Гилом Меллем (Gil Melle) и Эрни Хенри (Ernie Henry). В сентябре 1956 после трагической гибели Клиффорда Брауна (Clifford Brown) в автомобильной катастрофе ударник Макс Роуч (Max Roach) приглашает Дорхема занять место трубача в его квинтете. Дорхем остаётся с Роучем около двух лет. Его игру вместе с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins) можно услышать в таких композициях как "Blues Waltz" и "Lover", которые вошли на диски Max Roach + FOUR, Max Roach 4 PLAYS Charlie Parker и MAX. Собственный диск Дорхема JAZZ CONTRASTS был записан 21 и 27 мая 1957 в команде с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins) и с арфисткой Бетти Глеманн (Betty Glamann). Далее следует работа с альт саксофонистом Эрни Хенри (Ernie Henry), с которым за две сессии (13 ноября и 2 декабря) для лейбла Riverside Records был записан диск 2 HORNS / 2 RHYTHM, на обложке которого значилось "Kenny Dorham Quartet featuring Ernie Henry". После того, как группа Роуча распалась, Дорхем в 1958 и 1959 делает запись нескольких запоминающихся альбомов в качестве лидера, включая QUIET KENNY с пианистом Томми Фленегеном (Tommy Flanagan), контрабасистом Полом Чемберсом (Paul Chambers) и ударником Артом Тейлором (Art Taylor) для лейбла New Jazz, который состоял в основном из балладного репертуара, и даже вокальный альбом Kenny Dorham SINGS AND PLAYS: THIS IS THE MOMENT. В 1959 Дорхем становится лидером небольшого состава, собиравшегося по воскресеньям в студии Aims на Манхеттене. Время от времени поиграть приходили трубачи Нэт Эддерли (Nat Adderley) и Ли Морган (Lee Morgan), саксофонисты Роланд Александер (Roland Alexander) и Джей Камерон (Jay Cameron). Дорхем также участвует в создании необычного для себя альбома вместе с Джонос Колтрейном (John Coltrane) и авангардистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), который всё же заставил своё бескомпромиссно энергичное фортепиано звучать в хард-боп ориентированной идиоме. Эта странная для Дорхема работа была в конечном итоге выпущена лейблом Blue Note как COLTRANE TIME в 1962. Также состоялись сессионные работы в компании Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), Бетти Картер (Betty Carter), Джеки МакЛина (Jackie McLean), Оливера Нельсона (Oliver Nelson) и Эрика Долфи (Eric Dolphy). Лишь в начале 60-х о Дорхеме начинают говорить громко, но меньше, чем о Гиллеспи или Клиффорде Брауне. Он явно заслуживал большего внимания и как музыкант, и как композитор, и как аранжировщик. Путь наверх у Дорхема был стабильно тернистым. У Дорхема была своя особая теория о том, как духовые должны строить вместе. 15 января 1961 в Englewood Cliffs в студии Руди Ван Гельдера (Rudy Van Gelder) Дорхем записывает фантастический альбом WHISTLE STOP для Blue Note. 16 июля 1961 группа Дорхема выступает в муниципальном театре Рио-де-Жанейро в рамках фестиваля американской музыки. В 1963 в состав группы Дорхема входит 26-летний тенор саксофонист Джо Хендерсон (Joe Henderson), с которым начинается период плодотворного сотрудничества. Трубач становится одним из первых сторонников молодого тенориста, и группа, в которой также играл молодой Тони Уилльямс (Tony Williams), создаёт блестящий альбом UNA MAS, который становится первой записью Хендерсона. Дорхам теперь ассоциировался с музыкантами, которые были на десять лет младше его, и их открытое для новых идей мышление подталкивает трубача на новые, более смелые территории. В частности, гармонически авантюрные импровизации Хендерсона заставляют Дорхема усилить собственную игру и включить в свои композиции более открытые модальные структуры. Ритм секция из Херби Хенкока (Herbie Hancock), Батча Уоррена (Butch Warren) и Тони Уилльямса (Tony Williams), участвовавшая в записи UNA MAS, поддержала Дорхема в создании одного из его самых агрессивных и смелых заявлений, оставленных им в записях. Дорхем оставляет свой след в джазе и как автор стандарта - композиции "Blue Bossa", ставшей первым треком в первом альбоме Хендерсона в качестве лидера PAGE ONE. Дорхем участвует и в создании таких последующих работ Хендерсона как OUR THING (1963) и IN 'N OUT (1964). В 60-х он делает много записей для таких лейблов как Blue Note и Prestige Records, и как лидер и как сайдмен с Хендерсоном, Джеки МакЛином (Jackie McLean), Сидаром Уолтоном (Cedar Walton), Милт Джексоном (Milt Jackson) и другими. В 1964 пианист Эндрю Хилл (Andrew Hill) приглашает Дорхема и Хендерсона для записи его прорывного авангардного альбома для Blue Note POINT OF DEPARTURE. Почти сорокалетний Дорхем очутился в компании молодых прогрессивных музыкантов, что позволило ему глубоко исследовать свои возможности внутри неоднозначно амбициозно открытых гармоний Хилла с интенсивными арпеджио, повторяющимися интервалами и контрастными лирическими волнами. Только послушайте его резкую импровизацию в огненной "Refuge". Свою последнюю сессию в качестве лидера TRUMPET TOCCATA Дорхем записывает немногим позднее в этом же году. К концу 1960-х он становится менее активен и снова сталкивается с трудностями зарабатывать на жизнь, исполняя джаз на трубе. Он некоторое время работает на сахарном заводе, в почтовом отделении и медицинских фабриках. Тем не менее в конце 1960-х он ещё записывается с Сидаром Уолтоном (Cedar Walton), Тошико Акиёши (Toshiko Akiyoshi), Барри Харрисом (Barry Harris) и Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan), пишет обзоры для журнала Down Beat. Дорхам продолжал изучать музыку в New York University, был консультантом программы борьбы с нищетой Харлема по делам молодёжи и занимал пост в совете New York Neophonic Orchestra. К 1970 его здоровье начало серьёзно ухудшаться, и заболевание почек вынудило его на пятнадцать часов еженедельного диализа в местной больнице. В 1972 после длительной болезни он умирает. У него отказали почки. Несмотря на то, что Дорхема справедливо причисляют к числу наиболее одарённых бибоп трубачей, стилистически исполнительская манера Дорхема отражает его глубокую осведомлённость в истоках джаза и блюза. Среди своих современников он пользовался огромным авторитетом, но после смерти фигура этого, безусловно, одного из талантливейших музыкантов современного джаза, к сожалению, была практически забыта.
17:26