Поиск

John Dankworth / Джон Денкуорт

John Dankworth / Джон Денкуорт
Also known as:
John Philip William Dankworth
Date of birth (creation):
20 сентября 1927
Place of birth (creation):
London, England
Date of death (dissolution):
6 февраля 2010
Place of death (decay):
Marylebone, London, England
Similar performers:

Bio:
Один из крупнейших британских джазовых музыкантов всей послевоенной эпохи, кларнетист, альт саксофонист, композитор и бендлидер. Ветеран английского джаза, один из самых известных джазменов Великобритании. Его 70-летний юбилей стал событием национального масштаба. Накануне дня рождения Денкуорта один из променадных концертов в крупнейшем лондонском концертном зале Royal Albert Hall был посвящён юбилею маститого музыканта. При этом нужно учесть, что организуемые ВВС лондонские променадные концерты – это едва ли не самый престижный фестиваль классической музыки. Выступление джазмена на нём случай крайне редкий, если не чрезвычайный. В этот день Джон Денкуорт выступал и в составе своего секстета, и в сопровождении биг бенда ВВС, и солируя в составе симфонического оркестра ВВС. Вместе с ним на концерте выступила и его жена – широко известная английская джазовая певица Клео Лэйн (Cleo Laine). Программа концерта, надо сказать, была составлена так, чтобы отразить всё многообразие музыкального дарования юбиляра. Помимо джазовой классики, в частности музыки Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Джорджа Гершвина (George Gershwin), в исполнении секстета Денкуорта на концерте прозвучала и новая композиция его лидера, написанная по заказу ВВС для биг бенда ВВС. Денкуорт сам солировал в бенде. Была исполнена и джазовая сюита Денкуорта "What's The Dickens". Затем его же вариации "Знаки Зодиака" для симфонического оркестра, а Клео Лейн (Cleo Laine) в сопровождении ансамбля своего супруга исполнила джазовый вокальный цикл Денкуорта на тексты Шекспира. Нескончаемые овации, переполнившей Royal Albert Hall публики, завершили этот юбилейный концерт, ставший одним из крупнейших событий джазового сезона британской столицы. Точнее всего о стилистических особенностях игры Денкуорта сказал он сам, заметив: "что это своего рода смесь музыки Чарли Паркера (Charlie Parker) и Пола Дезмонда (Paul Desmond), т.е. соединение бибопа и кула". И действительно, в его музыке сошлись холод и пламя, образовав парадоксальную и хорошо сбалансированную смесь этих противоположных стилей джаза. Фантастическую инструментальную технику Паркера, его изощрённейший свинг и безудержную экспрессивность Денкуорт соединил с глубоко лирическим дарованием Дезмонда, с медитативной элегической магией его поэтических баллад. А в основе его индивидуального музыкального языка и лежит эта парадоксальная эстетическая антимония. Композиторский стиль Денкуорта восходит к Дюку Эллингтону (Duke Ellington) - его первой любви. Многие критики как-то не решаются причислить оркестровую музыку Денкуорта к мейнстриму. Но дело в том, что понятие "мейнстрим" в джазе историческое. Сейчас оно включает и бибоп, и кул, вест коуст, и прогрессив – джазовые стили, некогда противостоявшие мейнстриму. А в XXI веке к мейнстриму, возможно, будут относить и авангард. Так что композиторский стиль Денкуорта вполне можно обозначить как прогрессивный мейнстрим. За свою полувековую музыкальную карьеру Денкуорт был свидетелем становления и развития всех стилей современного джаза. Впрочем, не только свидетелем, но и активным последователем и участником всех джазовых стилистических эволюций и революций. Он всегда был на острие джазовой стилистической экспансии. Однако авангарда он не принял, всегда оставаясь верен традиционной джазовой квадратности, регулярному метроритму, тональности и чисто джазовой тембральной экспрессивности. Изучение музыки Денкуорт начал со скрипки и фортепиано, а с шестнадцати лет, услышав записи Бенни Гудмена (Benny Goodman) перешёл на кларнет. Немногим позже, под впечатлением от мастерства Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), начал изучать игру на альт саксофоне. В начале 1940-х он становится участником ансамбля традиционного джаза Garbageman барабанщика Фредди Митчелла (Freddie Mitchell). В середине 1940-х учится в Royal Academy of Music, где его интерес к джазу возрос ещё больше. Во время службы в королевских ВВС он играет на альт саксофоне и кларнете в составе RAF Music Services. По окончании службы свой музыкальный опыт расширяет благодаря работе в составе оркестров на трансатлантических лайнерах. Посещая Нью-Йорк, он получает возможность слушать выступления лидирующих джазменов. Среди повлиявших на него в то время музыкантов был Чарли Паркер (Charlie Parker) и Денкуорт своё внимание концентрирует на альт саксофоне. Его частые визиты в Америку совпали с возникновением и становлением стиля бибоп. Следы влияния Паркера до сих пор явственно ощущаются в импровизациях Денкуорта. В конце 1940-х - начале 1950-х он становится едва ли не главной фигурой послевоенного британского джаза, ярким участником лондонской бибоп сцены, часто выступая в Club 11. В 1949 он становится одним из участников Paris Jazz Festival и ему удаётся поиграть с Чарли Паркером (Charlie Parker). Благодаря отзывам Паркера, Декуорт получает место в европейском гастрольном составе Сиднея Беше (Sidney Bechet), и в этом же 1949 его уже называют Музыкантом года (Musician of the Year). В 1950 он формирует свою знаменитую в те времена группу Johnny Dankworth Seven, в состав которой среди прочих вошли трубач Джимми Дойчар (Jimmy Deuchar), тромбонист Эдди Харви (Eddie Harvey), тенор саксофонист Дон Ренделл (Don Rendell), пианист Билл Ле Саж (Bill Le Sage), басист Жрик Доусон (Eric Dawson) и ударник Тони Кинси (Tony Kinsey). Вокалист Френк Холдер (Frank Holder) также записывался с этим коллективом. После трёх довольно успешных лет коллектив распался, хотя в последующие годы в особых случаях иногда собирался вновь. В 1953 Декуорт собирает биг бенд, используя свои, иногда довольно инновационные, аранжировки. В рядах оркестра Денкуорта в разное время побывали все лучшие джазмены тех лет: Дик Хоудон (Dick Hawdon), Кенни Уиллер (Kenny Wheeler), Ренделл, Денни Мосс (Danny Moss), Питер Кинг (Peter King), Дадли Мур (Dudley Moore) и Кенни Клер (Kenny Clare). В 1959 оркестр был приглашён для выступления на сцене в рамках Newport Jazz Festival. Посещение Америки было крайне плодотворным. Оркестр выступает в нью-йоркском клубе Birdland. Затем для нескольких совместных выступлений делит сцену с оркестром Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Также принимает участие в удивительном джазовом событии на нью-йоркском стадионе Lewisohn, где к оркестру присоединяется Луи Армстронг (Louis Armstrong). Денкуорт продемонстрировал удивительные способности аранжировщика для больших составов, хотя поклонникам его музыки он больше запомнился в составе Семёрки. Этот коллектив становится одним из популярнейших в Европе джазовых оркестров. В этот период постоянной вокалисткой оркестра Денкуорта была Клео Лейн (Cleo Laine). В 1957 её брак с Джорджем Ленгриджем (George Langridge) распался и в 1958 она тайно расписалась с Денкуортом в Hampstead Registry Office. Единственными свидетелями церемонии были их друзья пианист Кен Моул (Ken Moule) и аранжировщик Девид Линдап (David Lindup). В 1960-е Денкуорда приглашают для работы над музыкой к кино, что, в совокупности с растущей популярностью его супруги Лейн, приводит к изменению направления его деятельности. В начале 1970-х он становится музыкальным директором Лейн, много гастролирует и записывается с ней. В 1971 он урезает состав своего биг бенда до 10 человек, продолжая активно работать как композитор. Музыкальным интересам Денкуорта становится тесно в рамках джаза, и он начинает сочинять музыку классических форм, среди которых работа из девяти частей "Fair Oak Fusions", написанная для виолончелиста Джулиана Ллойда Уэббера (Julian Lloyd Webber). Он также экспериментирует и с музыкой третьего течения. Его глубокий интерес в распространении музыкального образования приводит в 1969 к основанию Wavendon Allmusic Plan, который ставил своей целью привлечь исполнителей, студентов и аудиторию со всего мира не только на концерты, но и в классы, на курсы и лекции по музыке. К 1960 – 1970-м годам относятся такие его крупные джазовые работы как сюиты "What's The Dickens" (1963), "Коллекция В Миллион Долларов" (1969), "Линия Жизни" (1973). Его перу принадлежат также опера-балет, композиции для джазового ансамбля и симфонического оркестра (сочинения, которые вполне вписываются в эстетические рамки третьего течения), музыка к многочисленным кинофильмам. В 1974 королева Великобритании наградила Денкуорта орденом Британской империи, и он был удостоен звания Companion of the British Empire. Последние годы он много времени уделяет и преподаванию джазового исполнительства и импровизации. Хоть он и является великолепным исполнителем на альт саксофоне, всё же наибольший вклад в развитие международной джазовой сцены он внёс в качестве аранжировщика и неутомимого музыкального промоутера. В октябре 2009 по окончании американского турне со своей супругой сэр Джон почувствовал недомогание. Пара отменила несколько концертов по Британии в ближайший месяц. В декабре 2009 Денкуорт вернулся на сцену всего для одного соло во время концерта, проходившего в рамках London Jazz Festival в Royal Festival Hall. Он сыграл на своём саксофоне, сидя в инвалидном кресле. С 17 по 20 декабря 2009 он принял участие в концертах John & Cleo's Christmas Show в его театре Stables в Wavendon. 6 февраля 2010 его не стало. Похороны состоялись 1 марта 2010 в Milton Keynes Crematorium после прощальной службы, проходившей в этот же день в театре Stables. Интервью Джеральду Вуду: Д.В. – Какими были Ваши первые музыкальные впечатления? Д.Д. – Первыми моими музыкальными впечатлениями был американский оркестр Дюка Эллингтона (Duke Ellington), который я слушал по радио ВВС. Мне было тогда лет 7 и мне нравилась эта музыка, но моя мать и отец не одобряли её. Они вообще считали джаз плохой музыкой. У меня же было другое мнение. С тех пор я навсегда полюбил джаз. Д.В. – Можно ли говорить о какой-то эволюции Вашей музыки и Вашего исполнительского стиля? Д.Д. – Начинал я как любитель старого традиционного джаза и мейнстрима. Я слушал тогда ансамбли Луи Армстронга (Louis Armstrong), Бада Фримена (Bud Freeman), Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke). Мне нравилась эта музыка. Но с самого начала мне нравилась музыка Эллингтона. Я родился в 1927, когда к Дюку только что пришла известность. И по мере того, как он развивался как композитор, я многому учился у него, и развивался как музыкант параллельно с его музыкой. Так что моя эволюция шла относительно простого, непритязательного джаза к более сложным формам современного джаза. Мою нынешнюю музыку нельзя, конечно, причислить к авангарду. Однако, это современный джаз. Я люблю слушать современную музыку и надеюсь, что исполняю джаз, обращённый в будущее. Д.В. – А кто из джазменов влиял на Ваше музыкальное становление? Д.Д. – Ну, прежде всего Бенни Гудмен (Benny Goodman). Он был моим первым кумиром, потому что первым моим инструментом был кларнет. Время, когда я переключился на саксофон, совпало с появлением на джазовой сцене Чарли Паркера (Charlie Parker). Так что несмотря на то, что я очень любил игру Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), я оказался под сильнейшим влиянием Паркера. Я сразу же полюбил его музыку. Таким образом Гудмен, Паркер и Ходжес были музыкантами, оказавшими на меня, как на инструменталиста, наибольшее влияние. Я бы сказал, что мои импровизации – это смесь музыки Паркера и Дезмонда (Paul Desmond). Это что касается меня как саксофониста. Когда же я играю на кларнете, в моей музыке ощущаются отголоски манеры Гудмена. Из современных кларнетистов мне более всего ближе Фредди Дениелс (Freddie Daniels). Как на композитора на меня наибольшее влияние оказал Дюк Эллингтон (Duke Ellington). Д.В. – Вот Вы упомянули Эллингтона. Считаете ли Вы себя играющим джазовым композитором или же сочиняющим джазовым саксофонистом? Д.Д. - Хороший вопрос. На этот вопрос я никогда не мог сам себе ответить. Я люблю писать музыку. Возможно, это моё самое сильное влечение. Но я и играть очень люблю. Я решительно не намерен оставлять исполнительство. Многие превосходные джазовые композиторы, вроде Куинси Джонса (Quincy Jones), перестают играть. Возможно, они просто не любят играть джаз, так как я люблю. Что касается меня, то для меня исполнительство огромное наслаждение, и я хочу и дальше его получать. Мне кажется, что со временем я лишь улучшил свои музыкальные достоинства. Ну, а если мне покажется, что моя игра не встречает одобрения, я полностью переключусь на сочинение музыки. Д.В. – Находите ли Вы музыкальные интересы только в сфере джаза или же Вас привлекает и другого рода музыка, классическая, например? Д.Д. – Меня всегда интересовала классическая музыка. Я писал и оркестровал музыку, которую можно отнести к классической. Как ни странно, я большой почитатель русских композиторов. В частности, Чайковский мой кумир, хотя он, однако, многое, на мой взгляд, заимствовал у Римского-Корсакова, величайшего композитора всех времён. Люблю я и музыку Шостаковича, музыку таких прекрасных английских композиторов, как Уильям Уолтон и Фредрик Делиус. Но я люблю и американскую музыку в стиле кантри. Люблю британский музыкальный фольклор – кельтскую, шотландскую, ирландскую народную музыку. У мня довольно широкий музыкальный кругозор, но джаз, конечно, моя первая любовь. Д.В. – А какую роль играет джазовый вокал в Вашей музыке? Д.Д. – Моя жена Клео Лейн (Cleo Lain) прекрасная джазовая вокалистка, поэтому я должен быть очень осторожен в своих оценках. Джазовый вокал всё ещё вызывает споры среди критиков. Некоторые из них считают, что джаз - это только инструментальная музыка. У меня гораздо более широкие взгляды на этот счёт. Я люблю разного рода музыку. Люблю я и хорошее пение независимо от того джаз это или нет. Таких певцов как Френк Синатра (Frank Sinatra) или Нэт Кинг Коул (Nat King Cole). Люблю я певцов и бесспорно джазовых. Таких как Билли Холидей (Billy Holiday), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), как моя жена. Мне повезло. У меня есть превосходная певица, исполняющая мою музыку, очень помогающая мне в работе. Я оказываю влияние на её пение, она влияет на меня. Здесь заметно взаимное влияние. Мои песни на тексты Шекспира, к примеру, в исполнении моей жены стали бестселлером в 1964. Это одна из лучших её пластинок. В конце августа на променад- концертах в Royal Albert Hall мы с огромным успехом исполнили этот вокальный цикл в сопровождении симфонического оркестра ВВС. Д.В. – Как Вы себя чувствуете в 70 лет? Д.Д. – Неплохо. Похоже, что я завершил первую половину своей артистической карьеры. Я чувствую себя способным поработать и в течение последующих 70 лет. Я всё ещё люблю джаз и может быть в дальнейшем лишь улучшу качество своей музыки и своей игры. Ну, а сейчас я чувствую, что это замечательно, когда тебе 70.
Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
12:03
1256