Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

James P. Johnson / Джеймс Пи. Джонсон

Американский пианист и композитор, пионер джазового стиля страйд, один из самых известных джазменов своего времени, который вместе с Джелли Ролл Мортоном (Jelly Roll Morton) стал связующим звеном в эволюционном развитии джазового пианино от регтайма к собственно джазу. В этом смысле он оказал влияние на таких исполнителей как Каунт Бейси (Count Basie), Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Арт Тейтум (Art Tatum) и Фэтс Уоллер (Fats Waller). В числе более молодых необходимо отметить Эрролла Гарнера (Erroll Garner), Джонни Гуарниери (Johnny Guarnieri) и Телониуса Монка (Thelonious Monk).

В "ревущие двадцатые" становится автором множества популярных мелодий, включая "Charleston" и "If I Could be With You One Hour Tonight". В течение большей части 30-х оставался признанным королём нью-йоркских джазовых пианистов. Артистизм Джонсона, его значение в последующем развитии джазового фортепиано и его большой вклад в становление и развитие американского музыкального театра часто упускают из виду. Возможно поэтому музыковед из Reed College Девид Шифф (David Schiff) назвал его "The Invisible Pianist - невидимым пианистом".

Джонсон родился в Нью-Брансуике, что находился неподалёку от Нью-Йорка. Близость к Большому Яблоку означала, что весь космополитический спектр музыкального опыта города, от баров до кабаре и симфоний, был в распоряжении молодого Джонсона. Отец Джонсона, Уильям Эйч. Джонсон (William H. Johnson), был механиком и помощником в магазине, а его мать, Джозефин Харрисон (Josephine Harrison), была служанкой. Харрисон пел в хоре в методистской церкви, а также был пианистом-самоучкой. Позднее Джонсон упоминал, что популярные афроамериканские песни и танцы в их доме, и в городе несомненно оказали раннее влияние на становление его музыкальных предпочтений. В 1908 семья Джонсонов переезжает в Сан-Хуан-Хилл (недалеко от того места, где сегодня стоит Линкольн-центр) в Нью-Йорке, а затем в 1911 перебирается ближе к центру города. Обладая прекрасным слухом и отличной музыкальной памьятью маленький Джонсон вскоре научился на слух подбирать мелодии на фортепиано, которые он услышал.

Джонсон рос, слушая рэгтаймы Скотта Джоплина (Scott Joplin), и навсегда сохранил связь с эрой рэгтайма, исполняя и записывая "Maple Leaf Rag" Джоплина, а также более современный (по словам Джонсона) и требовательный "Euphonic Sounds". Свою первую работу пианиста Джонсон получает в 1912 и решает сконцентрироваться на развитии своей музыкальной карьеры. С 1913 по 1916 он занимается изучением европейской фортепианной традиции под руководством Бруто Джаннини (Bruto Giannini). В течение следующих четырёх-пяти лет Джонсон продолжает совершенствовать свои навыки игры в рэгтайме, изучая технику и манеру других пианистов и сочиняя свои собственные рэги.

В 1914, выступая в Ньюарке, штат Нью-Джерси, с певицей Лилли Мэй Райт (Lillie Mae Wright), которая три года спустя становится его женой, Джонсон знакомится с Вилли Смитом (Willie Smith). Как оказалось, Смит и Джонсон имели много одинаковых идей относительно артистов и их сценических выступлений. Общие убеждения и их взаимодополняющие личности привели к тому, что они становятся лучшими друзьями. Начиная с 1918, Джонсон и Райт начинают гастролировать вместе в составе Smart Set Revue, а затем в 1919 обосновываются в Нью-Йорке.

К 1920 на восточном побережье Джонсон приобретает репутацию пианиста, сравнимую с Юби Блейком (Eubie Blake) и Лаки Робертсом (Luckey Roberts), и делает десятки записей на ролики для пианино, задокументировав свои рэгтайм-композиции. Далее последовали записи для лейблов Aeolian, Perfection (сублейбл Standard Music Roll Co.), Artempo (сублейбл Bennett & White, Inc.), Rythmodik и QRS в период с 1917 по 1927. В этот период он знакомится с Джорджем Гершвином (George Gershwin), который также был молодым исполнителем на фортепиано лейбла Aeolian.

Джонсон становится пионером страйда в игре на джазовом пианино. "Страйд пианино часто называют оркестровым стилем, и, в отличие от буги-вуги блюзовой манеры игры на пианино, требует невероятной концептуальной независимости, когда левая рука отвечает за басовые и среднечастотные линии, в то время как правая создаёт мелодическую линию". Джонсон оттачивает своё мастерство, играя ночь за ночью, подпитывая эго и угождая особенностям многих вокалистов, с которыми он сталкивался, что требовало от него умения сыграть песню в любой тональности. Он превратился в чуткого и лёгкого аккомпаниатора, любимого аккомпаниатора Этель Уотерс (Ethel Waters) и Бесси Смит (Bessie Smith). Этель Уотерс (Ethel Waters) писала в своей автобиографии, что работа с музыкантами, такими как, и особенно с Джонсоном, "... заставит вас хотеть петь, пока ваши миндалины не выпадут".

Его стиль игры на пианино продолжает развиваться, как и увеличивается количество фонографических записей его собственных композиций к 1921, включая "Harlem Strut", "Keep Off the Grass" и "Carolina Shout", наряду с записями для фирмы Gennett Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton) в 1923, которые становятся одними из первых записанных соло джазового пианино. Лучшие стороны Джонсона проявлялись, когда он "атаковал" пианино, как будто бы это была ударная установка. Его технически сложные композиции тщательно изучались современниками и служили испытательными образцами на сольных конкурсах, на которых нью-йоркские пианисты демонстрировали не только своё мастерство игры на клавишах, а также умение свинговать, чувство гармонии и импровизационные навыки, что в дальнейшем и отличало великих мастеров эпохи.

Большинство его фонографических записей 20-х и начала 30-х были сделаны для Black Swan (основанного другом Джонсона Дабл Ю. Си. Хенди (W.C. Handy), где Уильям Грант Стил (William Grant Still) работал A&R - менеджером по артистам и репертуару) и для Columbia. В 1922 Джонсон становится музыкальным директором в ревю "Plantation Days". В составе этого ревю он посещает Англию в течение четырёх месяцев в 1923. Летом 1923 Джонсон в сотрудничестве с поэтом Сесилом Маком (Cecil Mack) написал ревю "Runnin' Wild", в котором ярким пятном звучала его композиция "The Charleston". Это ревю оставалось в туре более пяти лет, а также было показано на Бродвее.

В эпоху депрессии карьера Джонсона несколько замедлилась. Когда эра свинга начала набирать популярность в афро-американских общинах, Джонсон не смог своевременно адаптироваться, и его музыка в конечном итоге стала непопулярной. Поток скромного, но стабильного дохода от композиторских гонораров позволил ему посвятить значительное время развитию своего образования, а также реализации своего желания сочинять "серьёзную" оркестровую музыку. Джонсон начинает писать для музыкальных ревю и пишет множество ныне забытых оркестровых музыкальных произведений. Он создаёт несколько длинных произведений, включая "Yamekraw", рапсодию для пианино "Harlem Symphony", "Jassamine", концерт для пианино "Spirit Of America", струнный концерт и блюз-оперу "De Organizer".

Хотя к этому времени он был признанным композитором, обладающим значительным объёмом работ, а также членом ASCAP, он, тем не менее, был не в состоянии получить финансовую поддержку, которую он искал ни у Фонда Розенвальда, ни у стипендии Гуггенхайма. Некоторую поддержку ему оказал один из руководителей Columbia Records и давний его поклонник Джон Хеммонд (John Hammond). Архивы Джонсона включают фирменный бланк организации "Друзья Джеймса П. Джонсона", якобы основанной в то время (предположительно в конце 30-х) и призванной помочь в продвижении его тогдашней карьеры. Имена на фирменном бланке включали Пола Робсона (Paul Robeson), Фэтса Уоллера (Fats Waller), Уолтера Уайта (Walter White) (президента NAACP), актрис Мерседес Гилберт (Mercedes Gilbert) и Бессье Бирден (Bessye Bearden), мать артиста Ромаре Бирден (Romare Bearden).

В конце 30-х с возрождением интереса к традиционному джазу постепенно набирает обороты и карьера Джонсона, который записывается как со своей группой, так и в составе других коллективов сначала для лейбла HRS. Выступления Джонсона на концертах Spirituals to Swing в Carnegie Hall в 1938 и 1939 были организованы Джоном Хеммондом (John Hammond), для которого он записывает значительную серию сольных и групповых сессий в 1939.

Он вызывает заслуженное восхищение молодых пианистов. Фэтс Уоллер (Fats Waller) становится одним из его нетерпеливых учеников. Джонсон помог ему выпустить первый пиано ролл и сделать первые записи.

К сожалению, многие из его произведений были с того времени утеряны. Альбом аранжировок для пианино, составленный из нескольких уцелевших кусочков в исполнении Уилльяма Олбрайта (William Albright) был издан в 1983 под несколько вводящим в заблуждение названием THE SYMPHONIC JAZZ OF James P. Johnson.

Хотя Джонсон продолжает играть в 40-х часто с небольшими группами, слабое здоровье практически разрушает его карьеру. В августе 1940 Джонсон переносит инсульт (вероятно, в результате короткой ишемической атаки). Когда в 1942 Джонсон возвращается к работе, он окунается в плотный график выступлений, сочинения и записей, руководя несколькими небольшими концертными коллективами и группами, теперь часто с расово смешанным составом во главе с такими музыкантами, как Эдди Кондон (Eddie Condon), Янк Лоусон (Yank Lawson), Сидней де Перис (Sidney de Paris), Сидней Беше (Sidney Bechet), Род Клесс (Rod Cless), Альберт (Albert Nicholas), Уайлд Билл Девисон (Wild Bill Davison) и Эдмонд Холл (Edmond Hall).

С августа по декабрь 1944 Джонсон и Уилли Смит (Willie Smith) принимают участие в музыкальных конкурсах страйд пианистов в Greenwich Village. Он записывается для джазовых лейблов, включая Asch, Black and White, Blue Note, Commodore, Circle и Decca. В 1945 Джонсон выступает с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), а его произведения звучат в концертных залах Carnegie Hall и Town Hall. Он был приглашённой звездой и солистом в передачах Руди Блеша (Rudi Blesh) "This is Jazz", а также на концертах Эдди Кондона (Eddie Condon) в Town Hall и берёт уроки у Мори Дойча (Maury Deutsch), который также мог считать Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) и Чарли Паркера (Charlie Parker) среди своих учеников.

В конце 40-х Джонсон работает в разных местах, включая джем-сейшины в казино Stuyvesant и Central Plaza, а также становится постоянным участником радиопередач Руди Блеша (Rudi Blesh). В 1949 18-летний актёром и лидер группы Конрад Янис (Conrad Janis) собрал группу великих джазовых ветеранов, в которую вошли Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) (фортепиано), Генри Гудвин (Henry Goodwin) (труба), Эдмонд Холл (Edmond Hall) (кларнет), Попс Фостер (Pops Foster) (бас) и Бейби Доддс (Baby Dodds) (барабаны) с Янисом на тромбоне.

Серия небольших приступов, завершившаяся серьёзным ударом в 1951 навсегда приковывает Джонсона к больничной койке. Будучи парализованным, он выживает за счёт авторских отчислений. Четыре года спустя он умирает в районе Ямайка в Нью-Йорке, и похоронен на кладбище Mount Olivet в Maspeth, Queens. Некролог появился даже в The New York Times. Самая содержательная и самая гневная статья в память о Джонсоне была написана Джоном Хеммондом (John Hammond) в журнале "Down Beat" под названием "Talents of James P. Johnson Went Unappreciated".

Джонсон был выдающимся пианистом не только благодаря своей блестящей технике, но также в смысле построения своих соло. Какими бы сложными они не были, они всегда были логичны, никогда не повторялись и включали множественные эффектные вплетения его католического музыкального наследия. Сохранившиеся записи демонстрируют транскрипции Джонсона ранних произведений для пианино, но даже эти формы его музыки вызывают восхищение.

Его композиторская манера свидетельствует об интересе к формам с отсутствием определённого времени. Наряду с такими волнующими произведениями, как композиция "The Charleston",  "Carolina Shout" и "Runnin' Wild", были работы с восхитительной мелодичностью, как, например, "Old Fashioned Love", "You've Got to Be Modernistic", "Snowy Morning Blues", "Don't Cry, Baby", "A Porter's Love Song to a Chambermaid", "Keep off the Grass", "If I Could Be With You (One Hour Tonight)" и "Just Before Daybreak".

Он писал вальсы, балет, симфонические пьесы и лёгкую оперу; многие из этих расширенных работ существуют в рукописной форме на разных этапах создания в коллекции работ Джонсона, размещённой в Институте джазовых исследований Университета Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси. Успех Джонсона как популярного композитора позволил ему стать членом ASCAP в 1926.

В 1928 состоялась премьера рапсодии Джонсона "Yamekraw", названной в честь чёрной общины в Саванне, штат Джорджия. Уильям Грант Стилл (William Grant Still) был оркестратором, а Фэтс Уоллер (Fats Waller) - пианистом, поскольку Джонсон по контракту был вынужден проводить его и Уоллера бродвейское шоу "Keep Shufflin". "Harlem Symphony", написанная в 30-х, была исполнена в Carnegie Hall в 1945 с Джонсоном за фортепиано и Джозефом Чернявским (Joseph Cherniavsky) в качестве дирижёра. Он сотрудничал с Ленгстоном Хьюзом (Langston Hughes) в одноактной опере "De Organizer".

Наряду с Фэтсом Уоллером (Fats Waller) и Вилли "Зе Лайон" Смитом (Willie 'The Lion' Smith) ("Большая тройка") и Лаки Робертсом (Luckey Roberts), Джонсон является воплощением стиля "Гарлем Страйд" (Harlem Stride) - эволюцию рэгтайма Восточного побережья с добавлением элементов блюза. Его композиция "Carolina Shout" становится стандартным испытательным образцом и обрядом для каждого современного пианиста: Дюк Эллингтон (Duke Ellington) выучил его нота в ноту из фортепианного ролла фирмы QRS Johnson 1921 года.

Гарлемский Страйд отличается от рэгтайма несколькими существенными характеристиками: рэгтайм внёс устойчивую синкопию в фортепианную музыку, но страйд пианисты встраивали более свободно свингующий ритм в свои исполнения с определенной степенью предвосхищения левой (басовой) руки правой (мелодической) рукой, формой напряжения и освобождения в паттернах, сыгранных правой рукой, интерполированных в такт, генерируемый левой. Страйд чаще включает в себя элементы блюза, а также гармонии, более сложные, чем обычно встречающиеся в работах классических композиторов рэгтайма. Наконец, в то время как рэгтайм был по большей части сочинённой музыкой, основанной на европейской лёгкой классике, такой как марши, пианисты, такие как Уоллер и Джонсон, вводили свои собственные ритмические, гармонические и мелодичные фигуры в свои выступления и, иногда, спонтанную импровизацию. Как отмечал пианист второго поколения Дик Уэллстоуд (Dick Wellstood), в заметках о музыке страйд пианиста Дональда Ламберта (Donald Lambert), большинство страйд пианистов 20-х, 30-х и 40-х не были особенно хорошими импровизаторами. Скорее, они играли свои собственные, очень хорошо отработанные и часто отрепетированные вариации популярных песен того времени, с очень небольшими изменениями от одного выступления к другому. Именно в этом отношении Джонсон отличался от своих коллег тем, что (по его собственным словам) он "мог придумать новый трюк за минуту". Сравнение многих записей Джонсона одной и той же мелодии за прошедшие годы демонстрирует различные вариации от одного исполнения к другому, характеризующиеся уважением к мелодии и опорой на выработанный набор мелодических, ритмических и гармонических приёмов, таких как повторяющиеся аккорды, последовательные терции (отсюда его восхищение Бахом) и интерполированные гаммы, на которых основывались импровизации. Этот же набор вариаций может появиться в исполнении другой мелодии.

В истории джазового пианино вклад Джонсона обладает неоценимой важностью. Без сомнений он может считаться и последним крупным пианистом эпохи классического рэгтайма, и первым крупным джазовым пианистом. В этой связи, его творчество и вклад считается незаменимым связующим звеном между рэгтаймом и джазом. Музыкальное наследие Джонсона также нашло отражение в творчестве его ученика Томаса "Фэтса" Уоллера (Thomas "Fats" Waller), а также десятков других пианистов, на которых он оказал влияние, в том числе Арт Татум (Art Tatum), Дональд Ламбер (Donald Lambert), Луи Мазтье (Louis Mazetier), Пэт Флауэрс (Pat Flowers), Клифф Джексон (Cliff Jackson), Хэнк Дункан (Hank Duncan), Клод Хопкинс (Claude Hopkins), Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Каунт Бэйси (Count Basie), Дон Юэлл (Don Ewell), Джонни Гуарнери (Johnny Guarnieri), Дик Хайман (Dick Hyman), Дик Уэллстоуд (Dick Wellstood), Ральф Саттон (Ralph Sutton), Джо Тернер (Joe Turner), Невилл Дики (Neville Dickie), Майк Липскин (Mike Lipskin) и Батч Томпсон (Butch Thompson).

Почести 1970 Songwriters Hall of Fame 1973 Down Beat Jazz Hall of Fame 1980 Big Band and Jazz Hall of Fame 2007 ASCAP Jazz Wall of Fame

16 сентября 1995 почтовое управление США выпустило юбилейную почтовую марку имени Джеймса П. Джонсона, стоимость которой составляет 32 цента.

12:10