Ella Fitzgerald / Элла Фицджеральд
Американская джазовая вокалистка.
Обладательница голоса c диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 14-кратный лауреат премии Grammy; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почётных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Куинси Джонсом (Quincy Jones), Каунтом Бейси (Count Basie), Джо Пассом (Joe Pass), Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson). Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер (Cole Porter), Ирвинг Берлин (Irving Berlin), Антонио Карлос Жобим (Antonio Carlos Jobim), поэты-песенники Айра Гершвин (Ira Gershwin), Джонни Мерсер (Johnny Mercer). При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями.
Фицджеральд родилась в семье с афроамериканскими и ирландскими корнями. Её отец Уилльям Фицджеральд (William Fitzgerald) и мать Темперанс "Темпи" Уилльямс Фицджеральд (Temperance "Tempie" Williams Fitzgerald) не были расписаны официально. Отцу было 35 лет, он работал водителем погрузчика, матери было 23, она трудилась в прачечной и убирала в домах.
Пара разошлась через год после рождения дочери. Элла с матерью переехали в юго-восточную часть штата Нью-Йорк, в городок Yonkers в ходе первой волны эмиграции афроамериканцев. Мать Эллы познакомилась с португальским иммигрантом Джозефом Да Силвой (Joseph Da Silva), который занимался земляными работами (копал рвы) и иногда подрабатывал шофёром. Они стали жить вместе в одной комнатушке, и в 1923 у них родилась дочка Френсис Да Силва (Frances Da Silva), ставшая Элле сводной сестрой.
К 1925 семья переселилась на соседнюю School Street, где в основном жили семьи бедных итальянцев. Семья бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну-единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла, несмотря на это, росла неунывающим и добродушным ребёнком. В 6 лет Элла пошла в школу и сменила несколько учебных заведений, пока в 1929 не стала ученицей Benjamin Franklin Junior High School.
Во время учёбы в школе она пела в гли-клубе (glee-club) (клубе, где поют без аккомпанемента) и подавала надежды, но предпочитала пению танцы. С третьего класса она испытывала особую страсть к танцам и в частности была большой поклонницей Ёрла "Снейкхипс" Такера (Earl "Snakehips" Tucker). Она танцевала перед своими сверстниками и по пути в школу, и на переменках.
Семья придерживалась принципов методизма и посещала Bethany African Methodist Episcopal Church. Как и многие темнокожие певицы того времени, девочка развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлов и госпел. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась кино и даже спортом: её любимой бейсбольной командой были Лос-Анджелес Доджерс. Вечерами, оставшись дома одна, она любила разучивать песни с пластинок.
Ей нравились записи Луи Армстронга (Louis Armstrong), Бинга Кросби (Bing Crosby). Но настоящим кумиром Эллы была Конни Босуэлл (Connee Boswell) из группы The Boswell Sisters, у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать "принесла домой запись Конни, и я просто влюбилась в её голос; я старалась петь как можно более похоже на Босуэлл".
Она оставалась хронически застенчивой и не верила в свои шансы стать артисткой. В 1932 мать Эллы умерла от травм, полученных в автомобильной аварии. Для четырнадцатилетней девочки это стало страшным ударом. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Уилльямс (Virginia Williams). Отчим вскоре умирает от сердечного приступа. Элла чувствовала себя очень несчастной. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Она подрабатывала, выполняя мелкие поручения шулеров и игроков в азартные игры.
После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и служба опеки, её поместили в сиротский приют Colored Orphan Asylum в Riverdale, Bronx. Когда приют переполнился, её перевели в New York Training School для девочек в Hudson, New York, где её часто избивали. Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной. Ещё практически ребёнок, Элла чувствовала себя совершенно разбитой и одинокой, да ещё и в годы Великой Депрессии.
Возможностью выйти из сложившейся ситуации стало для семнадцатилетней Эллы участие в любительском конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Apollo". Она прошла отборочные туры и 21 ноября 1934 состоялось её первое выступление. Изначально Элла планировала станцевать, но, увидев выступление местного танцевального дуэта Edwards Sisters, она поняла, что её номер не выдержит конкуренции. Оказавшись на сцене, она растерялась. Шумная толпа начала роптать: "Давай, делай что-нибудь!" Испуганная и растрёпанная Элла в последнюю секунду решилась спеть. Она попросила оркестр играть песню "Judy" из репертуара Конни Босуэлл (Connee Boswell), которую написал Хоаги Кармайкл (Hoagy Carmichael). Эту песню любила её мама и часто слушала на пластинке.
Поначалу всё шло не слишком гладко, так как Элла до этого ни разу не выступала на сцене, у неё не было подходящей сценической одежды. Тем не менее, толпа быстро притихла. Допев до конца, она услышала одобрительные возгласы, аплодисменты и просьбы спеть ещё. И она спела песню "The Object of My Affection", которая была на второй стороне любимой пластинки мамы и прошла за кулисы.
Будучи очень стеснительной и замкнутой в жизни, на сцене в лучах прожекторов Элла, к своему удивлению, не испытала страха. "Оказавшись там, я почувствовала принятие и любовь своей аудитории, - говорила Элла. – Я знала, что хочу петь перед людьми всю оставшуюся часть моей жизни".
В составе оркестра в тот вечер играл саксофонист и аранжировщик Бенни Картер (Benny Carter) (в других источниках, он был среди зрителей). Будучи впечатлённым природностью её таланта, он начал рассказывать всем об Элле, желая помочь становлению её карьеры. Они стали друзьями на всю жизнь. Картер предложил Флетчеру Хендерсону (Fletcher Henderson) послушать юную вокалистку. Но из прослушивания ничего путного не вышло.
Победитель определялся в соответствии с реакцией зрителей, и, когда ведущий объявил имя Фицджеральд, зал взорвался овациями. В итоге девушка заняла первое место и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в "Apollo". Неожиданный успех побуждает её принимать участие в других конкурсах, и она побеждает достаточно часто для того, чтобы продолжить свои попытки. В январе 1935 она выигрывает возможность выступить с биг бендом Тини Бредшоу (Tiny Bradshaw) в Harlem Opera House. В 1965 в интервью журналисту Леонарду Фезеру (Leonard Feather) для журнала Down Beat Элла вспоминала: "Все начали одеваться и приготовились уходить, когда Тини представил меня. Он сказал: "Леди и джентльмены, вот молодая девочка, которая выиграла все конкурсы", и все вернулись, сняли верхнюю одежду и уселись снова".
В последующие годы многие объявляли себя первооткрывателями её таланта, но наиболее вероятным претендентом, приложившим руку к её становлению, как профессиональной певицы, был Бенни Картер (Benny Carter). До этого он был участником оркестра Чика Уэбба (Chick Webb), и рекомендовал Эллу в популярный в то время оркестр. Теперь этого отличного музыканта вспоминают (и весьма незаслуженно) только в связи с именем его прославленной солистки.
В числе участников оркестра Уэбба был Барду Али (Bardu Ali). Он согласился с Картером, что было бы неплохо заполучить вокалистку в состав биг бенда. Но Чик и слушать не хотел о вокалистке. Кроме того, в оркестре уже был вокалист Чарли Линтон (Charles Linton). Элла позже вспоминала: "Он просто не хотел брать девочек вокалисток. Но Бенни нашёл выход. Вместе с Али они тайно спрятали меня в артистической уборной Чика и, когда тот пришёл, элегантный, подтянутый, выпустили меня. И буквально силой заставили его выслушать. Я знала лишь три песни, которые слышала у Конни Босуелл (Connee Boswell): "Judy", "The Object of My Affection" и "Believe It, Beloved". Чик был хмур. Я его не убедила. Потом всё же сказал: "О'кей, возьмём её на завтрашнее выступление в Йельском университете. Если она понравится студентам, то останется". Девушки из его хора, переживавшие за меня в коридоре, на радостях побежали в складчину покупать первое в моей жизни платье для выступления. В Йеле пение моё понравилось, и Чик сказал, что будем выступать с ним в гарлемском танцевальном зале Savoy…"
Он взял её к себе за $12.50 в неделю, и первый гонорар заплатил из своего кармана. Как сообщала The New York Times, Уэбб "с неохотой подписал контракт с Фицджеральд… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий негранёный алмаз".
Она начинает регулярно выступать с оркестром Уэбба в течение 1935 в гарлемском танцзале Savoy Ballroom. Она быстро становится главным действующим лицом в выступлениях оркестра. В середине 1936 она делает первую запись "Love and Kisses" для лейбла Decca. Запись имела умеренный успех. Она много записывается с Уэббом, с малым составом под руководством Тедди Уилсона (Teddy Wilson), с группой Ink Spots и даже с Бенни Гудменом (Benny Goodman).
Среди её хитов с Уэббом были песни "(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)", "Sing Me A Swing Song", "Oh, Yes, Take Another Guess", "The Dipsy Doodle", "If Dreams Come True", "F.D.R. Jones" и "Undecided". Однако первой песней, принёсшей ей наибольшую популярность, на тот момент стала "A-Tisket, A-Tasket" — импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала совместно с Элом Фельдманом (Al Feldman) в 1938. Диск разошёлся тиражом в 1 миллион экземпляров, стал хитом №1 и продержался на вершине 17 недель. Элла стала знаменитой. Позднее в этом же году вышло сюжетное продолжение "A-Tisket, A-Tasket" — песня "I Found My Yellow Basket". Для лейбла Decca в ранние годы Элла записала более 230 песен, некоторые из которых были переизданы в формате антологии компанией MCA как THE BEST OF Ella Fitzgerald, ELLA SWINGS THE BAND и PRINCESS OF THE SAVOY.
Чик Уэбб (Chick Webb) скончался 16 июня 1939, и его коллектив был переименован в Ella and Her Famous Band. Фицджеральд стала номинальным руководителем биг бенда. До 1942 она была единственной женщиной, руководившей джаз бендом. Вместе с музыкантами Элла записала около 150 композиций. По мнению журналистов из The New York Times, однако, "большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы". Оркестр прекратил своё существование в 1941. Возможно, в поисках стабильности, защиты и жизненной опоры, Элла в 1941 выходит замуж за рабочего местных доков Бенни Корнигей (Benny Kornegay), который ухаживал за ней. Позднее Элла узнала о криминальных делах своего супруга – он приторговывал наркотиками. Элла поняла, что эти отношения были ошибкой и через два года брак был объявлен недействительным.
В 1942 Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала новый контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни (Bill Kenney), Луисом Джорданом (Louis Jordan) и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджером Фицджеральд стал Милт Габлер (Milt Gabler), а в качестве импресарио выступал Норман Гранз (Norman Granz), благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic.
В биографии Сида Колина (Sid Colin) под названием "Ella" Гранз вспоминал об энергии и энтузиазме Эллы: "Я сказал, что хочу, чтобы она исполнила восемь песен, и она ответила: "Не думаешь ли ты, что это многовато? Давай сделаем шесть". И она выходила на сцену и исполняла шесть, и затем, если публика хотела 50, она оставалась и исполняла ещё 44. Это было частью её общего подхода к жизни. Она просто любила петь". Сотрудничество с Гранзем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на одном из его многих лейблов Элла смогла лишь через десять лет.
В кругах гастролирующих артистов было хорошо известно, что Норман Гранз (Norman Granz) очень жёстко относился к любым нарушениям гражданских прав своих подопечных и всегда требовал равноправного отношения к своим музыкантам, вне зависимости от цвета их кожи. Он отказывался мириться с любыми видами дискриминации в отелях, ресторанах или концертных залах, даже когда они гастролировали по южным штатам.
Однажды в Далласе во время гастролей с Philharmonic наряд полиции, раздражённый принципами Нормана, ворвался за кулисы и начал донимать исполнителей. Полицейские зашли в гардероб Эллы, где участники оркестра Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Иллинойс Джакет (Illinois Jacquet) играли в кости, и всех арестовали.
"Они арестовали нас всех, - вспоминала позднее Элла, - и после того, как нас привезли в участок, у них хватило нахальства попросить автограф". Норман был не единственным, заступавшимся за Эллу. Она получала поддержку от некоторых известных поклонников, включая Мерлин Монро (Marilyn Monroe).
С наступлением конца эры свинга и падением популярности гастролирующих биг бендов в джазовой музыке произошли большие перемены. Новый развивающийся стиль бибоп позволил Фицджеральд разнообразить своё вокальное мастерство, особенно заметно это стало с началом её совместной работы с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Именно в этот период Элла стала использовать элементы скэта в процессе пения, позднее это стало одной из визитных карточек её стиля. Как она позднее сама вспоминала, во время выступления с Гиллеспи "я просто пыталась делать (своим голосом) то, что я слышала делают духовые в оркестре".
Песня 1945 "Flying Home" Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном (Vic Schoen), и позднее в The New York Times её назвали "одной из влиятельнейших джазовых записей десятилетия… Там, где другие музыканты, в первую очередь Луи Армстронг (Louis Armstrong), лишь пробовали похожие импровизации, никто до Эллы Фицджеральд не использовал технику вокала с такой ослепительной изобретательностью". Её бибоп запись "Oh, Lady Be Good!" (1947) стала популярной и укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.
Во время гастролей с оркестром Гиллеспи в 1946 она влюбляется в Рэя Брауна (Ray Brown). 10 декабря 1947 певица выходит замуж за известного контрабасиста. В 1951 пара усыновила племянника Эллы, сына Френсиса да Силву (Frances da Silva), которого они назвали Рэй Браун младший (Ray Brown, Jr.); впоследствии он стал известным джазовым ударником. По причине того, что Элла и Рэй часто гастролировали и записывались, ребёнком занималась его тётка Вирджиния (Virginia). Фицджеральд и Браун развелись 28 августа 1953 из-за различий в развитии их карьер, что мешало личной жизни. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане, иногда выступая вместе.
К началу 50-х Элла доминировала во всех опросах читателей и критиков. Она 21 раз была признана Лучшей вокалисткой по результатам опросов читателей журнала "Down Beat", включая 18 раз подряд каждый год с 1953 по 1970 и стала известна как "Первая леди джаза". В 1954 Элла приняла участие в первом джазовом фестивале в Newport. Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955.
За время контракта с Decca она записала несколько непримечательных пластинок популярных песенок с другими артистами лейбла, что не раскрывало её таланта и резко контрастировало с успешными выступлениями в рамках JATP. В 1955 Норман Гранз (Norman Granz), будучи теперь её менеджером, выкупает её обязательства перед студией Decca, и специально для неё создаёт лейбл Verve Records. Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде как о ключевом моменте в её карьере: "Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка… Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили The Cole Porter Songbook. Это был решающий момент моей жизни".
Альбом Ella Fitzgerald SINGS THE COLE PORTER SONGBOOK увидел свет в 1956, это была первая пластинка-песенник из восьми, которые Элла записала в дальнейшем в период с 1956 по 1964. Каждый такой песенник представлял собой собрание песен определённого композитора или поэта, чьи сочинения входили в Great American Songbook. Эти записи Фицджеральд включали как классические джазовые стандарты, так и менее известные раритетные композиции, и стали попыткой Эллы привлечь внимание не джазовой аудитории.
В сопровождении оркестров под управлением Нельсона Риддла (Nelson Riddle), Бадди Брегмана (Buddy Bregman), Билли Мэя (Billy May) и других Фицджеральд записывает песни таких авторов, как Коул Портер (Cole Porter) (1956), Ричард Роджерс (Richard Rodgers) и Лоренз Харт (Lorenz Hart) (1956), Дюк Эллингтон (Duke Ellington) (1956), Джордж Гершвин (George Gershwin) и Айра Гершвин (Ira Gershwin) (1958-1959), Ирвинг Берлин (Irving Berlin) (1958), Гарольд Арлен (Harold Arlen) (1960), Джонни Мерсер (Johnny Mercer) и Джером Керн (Jerome Kern) – лучших мелодистов и поэтов-песенников Америки.
Альбом Ella Fitzgerald SINGS THE Duke Ellington SONGBOOK был единственным, в создании которого помимо Фицджеральд принимал участие непосредственный автор и сочинитель. Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и его партнёр Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn) также специально для Фицджеральд написали два новых трека — песню "The E and D Blues", а также инструментальную сюиту из четырёх частей музыкальный портрет Эллы Фицджеральд, единственную композицию, где она не пела. "Я обожаю Дюка, - вспоминала Элла. – Он, конечно же, гений. Но для тех, кто с ним работал хоть раз – это была катастрофа для нервной системы".
Серия Songbook оказалась в итоге самым коммерчески успешным проектом Фицджеральд, принесла ей огромную популярность и, возможно, стала самым значительным вкладом в американскую культуру. The New York Times писала, что "эта коллекция песен был первым в своём роде проектом, посвящённым творчеству какого-то одного автора песен; поп-альбом стал одним из способов серьёзного изучения музыки".
Через несколько дней после смерти Эллы журналист Френк Рич (Frank Rich) из The New York Times написал, что в серии Songbook Фицджеральд "создала переплетение культур так же экстраординарно, как это делал Элвис, одновременно соединив белую и афроамериканскую душу. Это была темнокожая женщина, популяризировавшая городские песни, часто написанные еврейским эмигрантом, для общенациональной аудитории доминирующих белых христиан". Френк Синатра (Frank Sinatra) в знак уважения к Фицджеральд убедил руководство Capitol Records отменить переиздание его аналогичных записей одного композитора.
Позднее Фицджеральд также выпустила пластинки ELLA LOVES COLE (1972) и NICE WORK IF YOU CAN GET IT (1983), посвящённые творчеству Коула Портера (Cole Porter) и Джорджа Гершвина (George Gershwin) соответственно. Более поздний сборник ELLA ABRAÇA JOBIM, записанный на студии Pablo Records, включал работы Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim).
"Я никогда не знал, насколько хороши наши песни, пока не услышал, как их поёт Элла",
– отметил однажды Айра Гершвин (Ira Gershwin).
Обладая ясным, звучным голосом, Фицджеральда всегда идеально воспроизводила каждую ноту. Ей не удавалось хорошо передавать тягостные или горькие эмоции – особая солнечность всегда просвечивала в её интерпретациях даже самых мрачных песен - но она более чем восполняла это своим инновационным и лёгким подходом к ритму. Джазовый критик Уитни Баллиетт (Whitney Balliett) писала в New Yorker, что "в дни с Уэббом произошло то, что барабанщик, обладая чисто гипнотической силой игры, невольно и надолго сформировал её стиль: она всё ещё любит ритмичное пение. По этой причине, её слова, хотя и тщательно артикулированы, передают ритм, но не глубину значения и эмоции".
Фицджеральд записала почти 150 альбомов. Некоторые были записаны живьём на джазовых фестивалях в Соединённых Штатах и Европе. В их числе популярный MONTREUX ’77 (на Pablo) с трио Томми Фленегена (Tommy Flanagan). Многие записи были созданы в стиле альбомов SONGS IN A MELLOW MOOD или SWEET AND HOT (оба Verve). На других дисках она была представлена в компании определённых джазовых артистов или ансамблей, к примеру, ELLA AND LOUIS и ELLA AND BASIE (оба Verve). Многие её записи продолжают пользоваться популярностью – переиздание её альбома LIVE IN ROME (1958) становится бестселлером в 1988. В общем, её записи были проданы тиражом приблизительно в 25 миллионов экземпляров.
Кроме записей песенников и нескольких студийных альбомов, Элла Фицджеральд 40—45 недель в году проводила в гастролях по всей Америке и за рубежом. Опека Нормана Гранза (Norman Granz) помогла укрепить её позиции, и Элла становится одной из самых успешных концертировавших певиц.
15 марта 1955 Фицджеральд начала свои выступления в ночном клубе Mocambo в Голливуде, после того, как Мэрилин Монро убедила владельца клуба дать согласие. Эти выступления сыграли важную роль в карьере Фицджеральда.
"Я нахожусь в действительном долгу перед Мерилин Монро (Marilyn Monroe), - говорила позже Элла. – Именно благодаря ей я смогла выступать в Mocambo, очень популярном ночном клубе в 50-е. Она лично позвонила владельцу Mocambo, и сказала ему, что хочет, чтобы он немедленно взял меня, и, если он сделает это, она будет заказывать столик у сцены каждый вечер. Она сказала ему – и это было правдой из-за её статуса суперзвезды – что он получит восторженную прессу. Владелец сказал "да", и Мерилин была там, за первым столиком, каждый вечер. Пресса захлёбывалась от восторга. После этого я никогда больше не выступала в маленьких джазовых клубах. Она была необыкновенной женщиной – немного впереди своего времени. И она не знала этого".
Эта история нашла отражение в сюжете пьесы, написанной Бонни Грир (Bonnie Greer) в 2005. Утверждалось, что Фицджеральд стала первой темнокожей исполнительницей в Mocambo, но это не так. Афро-американские вокалисты Херб Джеффрис (Herb Jefferies), Ёрта Китт (Eartha Kitt) и Джойс Брайян (Joyce Bryan) - все выступали в Mocambo в 1952 и 1953 годах (в соответствии со статьями, опубликованными в то время в журналах Jet и Billboard).
В 1957 она выступает в клубе Copacabana в Нью-Йорке и даёт концерты в Hollywood Bowl. В 1958 в компании оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) даёт концерт в Carnegie Hall в рамках расширенного турне по Европе и США с оркестром. В начале 60-х она продолжает выступать в крупных отелях - Flamingo в Лас-Вегасе, Fairmont Hotel в Сан-Франциско и Americana в Нью-Йорке. Гастролирует по Европе, Латинской Америке и Японии с трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson).
Несколько концертных альбомов были высоко оценены критиками. Диск ELLA AT THE OPERA HOUSE (1957) является примером типичного выступления Эллы в рамках проекта JATP. Альбомы ELLA IN ROME и TWELVE NIGHTS IN HOLLYWOOD демонстрируют её вокальные каноны. ELLA IN BERLIN (1960) до сих пор входит в число её бестселлеров. Последний альбом включает песню "Mack the Knife", принёсшую Элле премию Grammy. На записи слышно, как во время исполнения номера Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации, используя скэт.
В 1963 Verve Records была продана компании MGM за 3 миллиона долларов. В 1965 и 1966 Элла воссоединяется с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) ещё для одного турне и записей. С 1967 MGM отказалась продлевать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise. Данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом BRIGHTEN THE CORNER — собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’S CHRISTMAS — сборник традиционных рождественских песен, MISTY BLUE — альбом, навеянный стилем кантри и вестерн, а также 30 BY ELLA — серия из шести записей-попурри, записанный для выполнения контрактных обязательств перед лейблом. Один из тогдашних синглов Фицджеральд "Get Ready" (кавер-версия песни Смоки Робинсон (Smokey Robinson), которая до этого становилась хитом в исполнении The Temptations) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.
В 1968 Элла объединяет свои усилия с блистательным пианистом Томми Фленегеном (Tommy Flanagan), который возглавляет трио, аккомпанировавшее ей в середине 70-х. В 1971 она переносит операцию на глазах, но через год выступает снова. С середины 60-х она выступила с более чем 50-ю симфоническими оркестрами в Соединённых Штатах.
Её подход к выбору репертуара был очень прост – она продолжала исполнять песни, ставшие классическими, постоянно добавляя лучшие новые популярные песни разных стилей. Фицджеральд всегда отличалась своим желанием к экспериментам с новыми жанрами и часто знакомила с ними свою джазовую аудиторию. Её "Stone Cold Dead in the Market" (с бендлидером Луисом Джорданом (Louis Jordan)) был первым мэйнстрим джазовым хитом стиля калипсо (Calypso). Она была в числе первых вокалистов, интегрировавших боса нову (Bossa Nova) и музыку Beatles в свой репертуар в начале 60-х.
В обзоре выступлений с Ёрлом Хайнсом (Earl Hines) в 1966 описывалось её исполнение джазовых стандартов "Sweet Georgia Brown", "Lover Man" и "Don’t Be That Way", и отмечалось, что она "снова изменила темп в решительно свингующей "Boots are Made for Walking", живеньком хите, который вызвали на бис". И в записи "Songbook", где она представила стандарты американских песен о любви, от Арлена до Роджерса, Элла добавила музыку Курта Уайлля (Kurt Weill) и Стиви Уандера (Stevie Wonder), чья "Sunshine of My Life" стала одной из её новых узнаваемых мелодий.
Элла также прославляла великих джазменов на своих концертах, ре-интерпретируя мелодии из их репертуара – в февральском концерте 1989, как писал Bloom, она представила на суд слушателей классическую песню Билли Холидей (Billie Holliday) "God Bless the Child" и песню Фетса Уоллера (Fats Waller)/Энди Разафа (Andy Razaf) "Honeysuckle Rose".
Неожиданный успех концертного альбома JAZZ AT SANTA MONICA CIVIC '72 сподвиг Нормана Гранца (Norman Granz) основать Pablo Records — первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись живого выступления 1974 ELLA IN LONDON с пианистом Томми Фленегеном (Tommy Flanagan), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), контрабасистом Китером Беттсом (Keter Betts) и барабанщиком Бобби Дурхем (Bobby Durham) была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд.
На следующий год она вновь выступила с Джо Пасс (Joe Pass) на немецком телевидении в Гамбурге. Тогда же в середине 70-х критики подметили ухудшение вокальных данных певицы. "Она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче, с более широким вибрато" – писал один из биографов. Столкнувшись с проблемами со здоровьем, Элла сделала последнюю запись в 1993, а на публике в последний раз выступила в 1993.
Кино и телевидение
Самой заметной ролью в кино для Фицджеральд стала роль Maggie Jackson в музыкальном фильме "Pete Kelly's Blues" (1955) режиссёра Jack Webb, в котором также снялись Пегги Ли (Peggy Lee) и Джанет Лей (Janet Leigh). Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах (она немного спела в комедии "Ride 'Em Cowboy" комедийного дуэта Abbott and Costello в 1942), на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме компании Warner Bros. казалось ей пиком карьеры. Рецензенты из The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что "из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно… это момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе". После съёмок в "Pete Kelly's Blues" Фицджеральд принимает участие в фильмах "St. Louis Blues" (1958) и "Let No Man Write My Epitaph" (1960). Позднее, в середине 80-х, она появилась в телевизионной драме "The White Shadow".
Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в таких передачах как The Frank Sinatra Show, The Andy Williams Show, The Pat Boone Chevy Showroom она пела с такими звёздами, как Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), Дин Мартин (Dean Martin), Мэл Торме (Mel Tormé) и многими другими. Возможно, наиболее необычным и интригующим выступлением стало исполнение песни "Three Little Maids" из комической оперетты "The Mikado" Gilbert и Sullivan вместе с Джоан Сазерленд (Joan Sutherland) и Дайной Шор (Dinah Shore) в 1963. Выступление в знаменитом джазовом клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott) в Лондоне было снято и показано по BBC. В 1979 вместе с Сарой Воун (Sarah Vaughan) и Пёрл Бейли (Pearl Bailey) Фицджеральд приняла участие телевизионной передаче, посвящённой творчеству Бейли. В 1980 она исполнила попурри из стандартов в дуэте с Карен Карпентер (Karen Carpenter) в телевизионной программе "Music, Music, Music". В целом она выступила более чем в двухстах телевизионных передачах в США и Европе.
Фицджеральд снималась и в телевизионной рекламе, одной из наиболее запоминающихся стала реклама для Memorex. В ролике во время записи на кассету Memorex она берёт ноту и силой голоса разбивает стакан. Затем запись воспроизводят и другой стакан тоже лопается с вопросом: "Это в живую или это Memorex?" Она снимается в нескольких рекламных роликах для Kentucky Fried Chicken, где она поёт слоган этой сети фаст-фуд ресторанов "Мы готовим цыплят правильно!" Последней работой в рекламе для Фицджеральд стало участие в фотосессии для American Express, которую провела фотограф Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz).
Сотрудничество
Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с вокальным квартетом как Bill Kenny & The Ink Spots, трубачом Луи Армстронгом (Louis Armstrong), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), руководителями оркестров Каунтом Бейси (Count Basie) и Дюком Эллингтоном (Duke Ellington).
С 1943 по 1950 Фицджеральд совместно с Bill Kenny & The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе "I’m Making Believe" и "Into Each Life Some Rain Must Fall".
Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: ELLA AND LOUIS (1956) и ELLA AND LOUIS AGAIN (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина (George Gershwin) PORGY AND BESS; помимо этого в начале 50-х Элла сделала несколько записей вместе с Луи Армстронгом (Louis Armstrong) для лейбла Decca.
Фицджеральд иногда называют квинтэссенцией свинговых вокалистов и её встреча с Каунтом Бейси (Count Basie) многими критиками считается одной из самых успешных в её карьере. Она исполнила одну песню в альбоме ONE O’CLOCK JUMP (1957), одной из лучших записей стал её альбом ELLA AND BASIE! (1963). С оркестром Бейси 'New Testament' и аранжировками молодого Куинси Джонса (Quincy Jones) эти записи ознаменовали для Фицджеральд новые горизонты, она также долгое время гастролировала с Бейси.
В 1972 они вновь скооперировались для записи альбома JAZZ AT SANTA MONICA CIVIC ’72. Фицджеральд появилась с Синатрой и Каунтом Бейси (Count Basie) в июне 1974 в серии концертов в зале Caesars Palace, Las Vegas, что стало для него важным стимулом к возврату на сцену после добровольного ухода в начале 70-х. Шоу имело огромный успех и в сентябре 1975 за две недели совместных выступлений на Бродвее с участием Count Basie Orchestra они заработали 1 миллион долларов. В 1979 с Каунтом Бейси (Count Basie) она записала ещё три альбома: DIGITAL III AT MONTREUX, A CLASSY PAIR и A PERFECT MATCH.
На закате карьеры Фицджеральд записала 4 альбома вместе с гитаристом Джо Пассом (Joe Pass) c фортепианным аккомпанементом. Гитара стала идеальной мелодической подложкой для её вокала. Фицджеральд и Пасс вместе создали TAKE LOVE EASY (1973), EASY LIVING (1986), SPEAK LOVE (1983) и FITZGERALD AND PASS… AGAIN (1976).
Вместе с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) было записано два студийных и два концертных альбома — ELLA AND DUKE AT THE COTE D’AZUR (1966) и THE STOCKHOLM CONCERT, 1966 (1966). Сборник Фицджеральд Ella Fitzgerald SINGS THE Duke Ellington SONGBOOK способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза. Их альбом ELLA AT DUKE'S PLACE (1965) также был хорошо воспринят.
В течение долгой карьеры Фицджеральд сотрудничала со многими выдающимися джазовыми музыкантами и солистами, приглашая их в качестве сайдменов. В их числе трубачи Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), гитарист Херб Эллис (Herb Ellis), и пианисты Томми Фленеген (Tommy Flanagan), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Лу Леви (Lou Levy), Пол Смит (Paul Smith), Джимми Роулес (Jimmy Rowles) и Эллис Ларкинс (Ellis Larkins) – все работали с Эллой в основном в небольших концертных составах. Оскар Питерсон (Oscar Peterson) вспоминал:
"Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд: - Согнутая чашей левая рука, поднесённая к уху: "Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?" - Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: "Ритм не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята". - Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней…"
Она вызывала всеобщее восхищение коллег за выдающуюся музыкальность. Джазовый певец Мэл Торме (Mel Torme) восторженно говорил о ней в своей автобиографии "It Wasn't All Velvet": "Трубач или пианист нажимает клапаны или клавиши, и то, что он вкладывает в свой инструмент обычно выходит очень хорошо в гармонии... Вокалист должен приложить вдвое больше усилий, чтобы воспроизвести эти спонтанные ноты при пении скэтом в совершенной интонации. Ну, я должен сказать, все певцы, кроме Эллы. Её ноты проистекают с абсолютной точностью, без усилий и, самое главное, со свингом".
Возможно, самым крупным нереализованным проектом Фицджеральд (в популярной музыке) стали студийные и концертные альбомы с Френком Синатрой (Frank Sinatra). Оба исполнителя лишь несколько раз появлялись на сцене вместе за всю карьеру, дважды выступили на телевидении в 1958 и 1959, и в 1967 на шоу A Man and His Music + Ella + Jobim, в котором также принял участие Антонио Карлос Жобим (Antônio Carlos Jobim). Пианист Пол Смит (Paul Smith) сказал: "Элле нравилось работать с [Френком]. Синатра предоставил ей собственную гардеробную во время шоу A Man and His Music и ничего не мог больше сделать для неё". На вопрос – почему два артиста никогда не записывались вместе? – Норман Гранз (Norman Granz) с грустью произнёс: "Совокупность контрактных ограничений".
Последние годы жизни и смерть
В 1985 Элла была ненадолго госпитализирована из-за проблем с дыханием, в сентябре 1986 причиной госпитализации стала сердечная недостаточность (певица перенесла операцию на сердце - пятикратное коронарное шунтирование). Кроме того, ей заменили сердечный клапан и у неё был диагностирован диабет. Несмотря на протесты со стороны членов семьи и друзей, включая Нормана Гранза (Norman Granz), Элла вернулась на сцену с довольно насыщенным расписанием. В её комбо в этот период играют Пол Смит (Paul Smith) на фоно, Китер Беттс (Keter Betts) на басу и ударник Джефф Хамильтон (Jeff Hamilton).
В 1989 Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонс (Quincy Jones) BACK ON THE BLOCK, завоевавшего впоследствии несколько премий Grammy. К этому времени она записала более 200 альбомов. В 1990 Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии по причине истощения. Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности. Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991. В этом же 1991 она в последний раз выступила в обновлённом Carnegie Hall в Нью-Йорке. Это было её 26-е выступление в этом зале. Её последнее выступление состоялось в 1993 в Сан-Франциско. В 1993 году из-за последствий диабета врачи ампутировали Фицджеральд обе ноги ниже колен. Зрение стремительно ухудшалось — катаракта развилась ещё в 1972.
Устав от бесконечных больниц в 1996, будучи прикованной к инвалидной коляске, она выразила желание провести последние дни жизни в своём доме в Beverly Hills на Whittier, со своим сыном Рэем (Ray) и двенадцатилетней внучкой Элис (Alice). "Я просто хочу вдыхать свежий воздух, слушать птиц и слышать смех Элис". В последний день её вывезли из дома, и она посидела на улице около часа. Вернувшись в дом, она посмотрела с мягкой улыбкой и сказала: "Теперь я готова уйти". Она умерла 15 июня 1996 в возрасте 79 лет. Через несколько часов после её смерти в Hollywood Bowl начался Playboy Jazz Festival. В её честь ведущий произнёс: "Элла, Мы Будем Скучать По Вам!" Похоронная церемония была приватной. Движение автомобилей было остановлено, чтобы пропустить похоронную процессию. Её похоронили в секции "Sanctuary of the Bells" в Sunset Mission Mausoleum на кладбище Inglewood Park в городе Инглвуд, штат Калифорния.
Жизнеописание Эллы Фицджеральд и архивные материалы хранятся в Смитсоновском институте Национального музея Американской истории. Нотный архив певицы (содержащий по большей части аранжировки песен, сделанные для неё различными музыкантами) хранится в Библиотеке Конгресса. Поваренная книга, рецепты для которой Фицджеральд активно собирала, была передана библиотеке Шлезингера (Schlesinger) в Гарвардском университете.
Семья и личная жизнь
Элла Фицджеральд официально была замужем два раза, существуют также сведения, что, возможно, был и третий брак.
В июле 1957 агентство Рейтер сообщило о тайном венчании Эллы и Тора Эйнара Ларсена (Thor Einar Larsen), молодого норвежца из Осло. Она даже сняла квартиру в Осло, но всякие упоминания об этом прекратились, когда Ларсен был приговорён на пять месяцев принудительных работ за кражу денег у своей предыдущей пассии.
Элла была известна своей застенчивостью. По словам Фицджеральд, ей нелегко было выступать перед большими скоплениями людей. Она была очень скромной и не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Трубач Марио Бауза (Mario Bauzá), игравший с ней в оркестре Чика Уэбба (Chick Webb), вспоминал, что "она много не болтала. Когда Элла была в оркестре, она была полностью сосредоточена на своей музыке… Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке, просто была сама в себе, для концерта". Когда позднее в её карьере Общество вокалистов Society of Singers назвало её именем награду, Фицджеральд объяснила: "Мне не хотелось бы произносить неправильных слов, что я обычно делаю, но, я думаю, сделаю лучше, если просто спою".
Критики и люди, знавшие Фицджеральд лично, отмечали её неуверенность в себе. Несмотря на всеобщее признание, которым она была окружена, Элла была по-прежнему склонна беспокоиться о мнении других по поводу её пения. В своём интервью журналу Down Beat в 1965 Фицджеральд объясняла это хрупкими качествами славы: "Музыкальный бизнес такой забавный. Вы слушаете кого-нибудь в этом году, и в следующем году ничего не происходит... Когда вы только начинаете – это в удовольствие, но позже это становится вашим средством к существованию. Для тех, кто любит музыку так же, как и я, это часть вас, и вам никогда не захочется почувствовать себя проигравшим".
Певица Дженис Сигел вспоминала о совместной репетиции в 1983 году: "Мы все собрались вокруг фортепиано, записывали нашу четырёхголосную партию, после чего Элла добавила от себя немного скэта. Затем она повернулась к нам и спросила: "Ну, как, нормально получилось?". Я была просто изумлена. Это, как если бы Бог, создав мир, спросил окружавших его ангелов: "Ну, что думаете? Гранд-Каньон хорошо вышел?"
Фицджеральд был тихим, но горячим сторонником многих благотворительных и некоммерческих организаций, в том числе American Heart Association и City of Hope Medical Center. В 1993 она основала благотворительный фонд Ella Fitzgerald Charitable Foundation, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого, Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется A Book Just for Me! и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей.
Как-то она сказала: "Какие-то детишки в Италии назвали меня "Мама-Джаз", это так мило! Только пусть не зовут меня "Бабушка-Джаз".
Награды и номинации
За свою пятидесятилетнюю карьеру Элла Фицджеральд получила тринадцать премий Grammy и специальную награду за жизненные достижения в 1967, две песни и четыре альбома в её исполнении были введены в Зал славы Grammy. В 1960 на голливудской "Аллее славы" появилась звезда Фицджеральд. В разные годы она была награждена: - Почётной медалью от Центра исполнительских искусств имени Кеннеди (Kennedy Center for the Performing Arts Medal of Honor Award), - Национальной медалью искусств (National Medal of Art), - Наградой за достижения в течение всей жизни от первого общества вокалистов (Society of Singers Lifetime Achievement Award), названной "Ella" в её честь, - Президентской медалью Свободы (Presidential Medal of Freedom), - Наградой за музыкальные достижения в течение всей жизни имени Джорджа и Айры Гершвин (George and Ira Gershwin Award for Lifetime Musical Achievement), UCLA Spring Sing. В городке университета Южной Калифорнии она получила USC "Magnum Opus" Award, которая висит в офисе Благотворительного фонда Эллы Фицджеральд. В 1990 она была удостоена степени почётного доктора музыки в Гарвардском университете, французским Орденом искусств и литературы и многими другими почётными регалиями.
Голосовые данные
Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями. Она обладала меццо-сопрано, но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль третьей октавы.
Элла имела широчайший вокальный диапазон. Её голос большую часть её карьеры сохранил молодое, лёгкое вибрато, привносящее свежесть и привлекательное качество в большинство материала, особенно исполняющегося скэтом. Однако, это не очень подходило для исполнения блюзов - жанра, который она в большинстве случаев мудро избегала. В её ранних работах наиболее очевидно музыкальное влияние Конни Босуэлл (Connee Boswell). Как джазовая певица Фицджеральд выступала с элегантно свингующей виртуозностью. Её работы с аккомпаниаторами, как Рэй Браун (Ray Brown), Джо Пасс (Joe Pass) и Томми Фленеген (Tommy Flanagan) всегда были безукоризненно задуманы и исполнены. Однако, её записи с Луи Армстронгом (Louis Armstrong) продемонстрировали явное отличие между её концепцией и концепцией вокалистов, для которых материал всегда имел второстепенную важность по отношению к импровизации. Не смотря на чрезвычайно высокое качество её джазовых работ, наибольшую важность и влияние она имеет как исполнительница популярных песен. Её глубокое уважение к исполняемому материалу помогло завоевать и сохранить место лучшей вокалистки в её музыкальной области.
Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридуолд писал, что в отличие от многих других певцов Элла Фицджеральд обладала поистине уникальным и ценным голосом, звучание которого можно было бы назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. По мнению Фридуолда, даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плезентс, у Фицджеральд был бо́льший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов. Многие из них, включая Дитриха Фишера-Дискау, являлись поклонниками её творчества. Певческие интонации Эллы, по словам Фридуолда, были "просто божественны". Фицджеральд буквально жила мелодией, она брала каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы пели так, словно специально пытались достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучала так, будто она уже на высоте. "Создавалось ощущение, что она со своей небесной высоты устремлялась вниз к любому звуку, который ей нужен".
Генри Плезентс в своей книге The Great American Popular Singers писал о замечательном голосе Фицджеральд и о том, что её природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: "Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе".
Посвящения и наследие
История развития её карьеры и архивные материалы находятся в архивном центре Смитсоновского национального музея американской истории. Её личные музыкальные аранжировки находятся в Библиотеке Конгресса. Её обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Шлезингера Гарвардского университета. Её обширная коллекция опубликованных нотных тетрадей была подарена UCLA.
В 1997 в Newport News, Virginia при содействии Christopher Newport University состоялся музыкальный фестиваль имени Эллы Фицджеральд, призванный популяризовать джаз и музыкальное наследие Фицджеральд среди молодёжи региона. В разные годы в фестивале продолжительностью в неделю принимали участие Даяна Кролл (Diana Krall), Артуро Сандовал (Arturo Sandoval), Джин Карни (Jean Carne), Фил Вудс (Phil Woods), Арита Френклин (Aretha Franklin), Фреда Пэйн (Freda Payne), Кассандра Уилсон (Cassandra Wilson), Этель Эннис (Ethel Ennis), Девид Сенборн (David Sanborn), Джейн Монхайт (Jane Monheit), Даянн Ривз (Dianne Reeves), Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater), Ремси Льюис (Ramsey Lewis), Пэтти Остин (Patti Austin), Энн Хемптон Келлоуэй (Ann Hampton Callaway) и многие другие.
Многие вокалистки записали собственные альбомы-посвящения Элле. Альбом Энн Хемптон Келлоуэй (Ann Hampton Callaway) TO ELLA WITH LOVE (1996) включал 14 джазовых стандартов, которые Элла сделала популярными. В записи альбома принял участие трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis). В записи диска Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) DEAR ELLA (1997) были задействованы музыканты, тесно сотрудничавшие с Эллой Фицджеральд: пианист Лу Леви (Lou Levy), трубач Бенни Пауэлл (Benny Powell), бывший муж Фицджеральд контрабасист Рэй Браун (Ray Brown). Следующий альбом Бриджуотер LIVE AT YOSHI’S — концертный, был записан 25 апреля 1998 года в 81-й день рождения Фицджеральд.
Пластинка Пэтти Остин (Patti Austin) FOR ELLA (2002), была номинированная на премию Grammy. В программу диска вошли 11 песен из репертуара Фицджеральд, а песня "Hearing Ella Sing" – посвящена Элле Фицджеральд. В 2007, к 90-у дню рождения Фицджеральд, группой музыкантов и певцов был записан совместный трибьют под названием WE ALL LOVE ELLA, песни исполнили Майкл Бубле (Michael Bublé), Натали Коул (Natalie Cole), Чака Хан (Chaka Khan), Глейдис Найт (Gladys Knight), Даян Кролл (Diana Krall), Кей Ди Ланг (k.d. lang), Куин Латифа (Queen Latifah), Ledisi, Даянн Ривз (Dianne Reeves), Линда Рондштадт (Linda Ronstadt) и Лизз Райт (Lizz Wright). Исполнительница фолк музыки Одетта (Odetta) записала альбом TO ELLA (1998), но он не содержит ни одной песни, связанной с Фицджеральд. Её аккомпаниатор пианист (Tommy Flanagan) нежно вспоминал Фицджеральд в своём альбоме LADY BE GOOD ... FOR ELLA (1994).
Фицджеральд также упоминается в песне "Ella, elle l'a" французского исполнителя Френса Галла (France Gall) (1987), в хите 1976 Стиви Уандера (Stevie Wonder) "Sir Duke" из его альбома SONGS IN THE KEY OF LIFE, и в песне "I Love Being Here With You", написанной Пегги Ли (Peggy Lee) и Биллом Шлагером (Bill Schluger). Запись Синатры 1986 "Mack the Knife" из альбома L.A. IS MY LADY (1984) является своеобразной данью уважения некоторым из предыдущих исполнителям этой песни, включая 'Lady Ella'. Она упоминается и в песне "First Lady" канадской артистки Никки Яновски (Nikki Yanofsky).
В 2008 в городе Newport News в Центре Искусств (Downing-Gross Cultural Arts Center) открылся театр имени Эллы Фицджеральд на 276 мест, который расположен всего в нескольких кварталах от места рождения Эллы на Marshall Avenue. На торжественной церемонии открытия 11 и 12 октября присутствовали певицы Роберта Флек (Roberta Flack) и Куин Эстер Марроу (Queen Esther Marrow).
В городе Yonkers установлена бронзовая статуя Эллы Фицджеральд, созданная американским скульптором Винни Бегуэлл (Vinnie Bagwell). Он установлен на центральном входе железнодорожной станции Amtrak/Metro-North, гипсовый бюст певицы также установлен в Chapman University в Orange, California. 9 января 2007 почтовая служба США объявила о выпуске серии 39-центовых марок, посвящённых Элле Фицджеральд, которые также входят в цикл "Чёрное наследие" (англ. Black Heritage).
В 2012 Род Стюарт (Rod Stewart) исполнил "виртуальный Дуэт" с Эллой на рождественском альбоме MERRY CHRISTMAS, BABY, и во время телевизионного выступления с таким же названием. В 2013, Google отпраздновал 96 день рождения Эллы Фицджеральд на своей домашней странице Google Doodle.
Дискография
Дискография Эллы Фицджеральд включает 54 студийных альбома, 23 концертных альбома, 6 сборников, 7 совместных работ и 72 сингла.
Три года спустя после её смерти, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: "Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны".
В начале 90-х появилось множество прекрасных исполнителей, чьё исполнение находилось под сильным влиянием таланта Фицджеральд. Однако, вряд ли в скором будущем появится исполнитель, способный занять её место на пьедестале. Это не просто мнение, ослеплённое ностальгией, но скорее острое понимание того, что условий, способствовавших появлению Первой Леди Американской Песни, больше не существует. Кажется маловероятным, что мы когда-либо увидим и услышим такую же певицу.