Earl Hines / Ёрл Хайнс
Американский джазовый пианист.
Выдающийся музыкант и важнейшая фигура в развитии джазового пианино, Хайнс начал свою профессиональную карьеру в 1918. К этому времени он уже играл на кларнете в духовых оркестрах своего родного города. К 1923, когда он переехал в Чикаго, на счету Хайнса выступления в составе нескольких оркестров в районе Pittsburgh и работа в качестве музыкального директора певца Лоиса Деппе (Lois Deppe). В Чикаго он играл в оркестрах, а также вращался в театральных кругах города. Среди оркестров, в которых он работал в этот период, были биг бенды Кэрролла Дикерсона (Carroll Dickerson) и Эрскайна Тэйта (Erskine Tate).
В 1927 он объединился с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), играл на пианино, работал в качестве музыкального директора и недолго стал партнёром Армстронга на время выступлений в клубах (третьим был Затти Синглтоном (Zutty Singleton). С Армстроногом Хайнс сделал серию записей в конце 20-х, которые стали и остаются по сей день классикой: преимущественно это Hot Five, Hot Seven и Savoy Ballroom Five, а также дуэт Weather Bird, ставший хитом раннего джаза. Также в 1927 он выступал в составе оркестра Джимми Нуна (Jimmie Noone), а в следующем году получил предложение сформировать оркестр для выступлений в чикагском клубе Grand Terrace. Оркестр стал очень популярным, но длительное пребывание на одном месте, которое длилось в течение 30-х, имело неблагоприятный эффект для того, чтобы оркестр попал в анналы истории биг бендов.
Будучи менее известным, нежели оркестры, гастролировавшие по Штатам в эпоху свинга, широкая публика смогла услышать то, что делал Хайнс только лишь благодаря записям и редким радиотрансляциям их выступлений. С помощью таких выдающихся аранжировщиков как Джимми Манди (Jimmy Mundy) и талантливейших музыкантов, как Трамми Янг (Trummy Young), Дарнелл Ховард (Darnell Howard) и Омер Симеон (Omer Simeon), оркестр музыкально продвигался с такой скоростью, которая обескураживала многих его более известных современников. В особенности это стало заметно после 1937 с приходом аранжировщика Бадда Джонсона (Budd Johnson), привнесшего совершенно новый подход к моделированию звучания биг бенда, который позже нашёл отражение в развитии бибопа. Причина, по которой Хайнс так долго оставался в Grand Terrace, остаётся открытым вопросом. Но те, кто был там в это время, отмечали, что он имел небольшой выбор: Grand Terrace управлялась бандитами и как заметил Джо Джонс (Jo Jones): "Ёрл играл с ножом у его горла и пистолетом за его спиной всё время, пока он был в Чикаго".
В начале 40-х Хайнс пригласил нескольких музыкантов, которые ещё больше модернизировали звук его биг бенда, среди них были Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркер (Charlie Parker), Уорделл Грэй (Wardell Gray), что сделало оркестр, цитируя Дюка Эллингтона (Duke Ellington), "инкубатором бибопа". У Хайнса также работали вокалисты Билли Экстайн (Billy Eckstine) и Сара Воун (Sarah Vaughan); но в 1947 он распустил биг бенд и в следующем году присоединился к оркестру Луи Армстронга (Louis Armstrong's All Stars), в котором оставался до 1951.
Затем он возглавил свой небольшой состав, получив длительный ангажемент в Club Hangover в Сан-Франциско. В 1957 как со-лидер с Джеком Тигарденом (Jack Teagarden) он гастролировал по Европе с оркестром всех звёзд, построенном по модели Всех Звёзд Армстронга. Однако, несмотря на всю эту активность, карьера Хайнса в 50-х и начале 60-х была решительно сдержанной и многие думали, что его времена прошли. Серия концертов в Нью-Йорке в 1964, организованная писателем Стэнли Дэнсом (Stanley Dance), всё изменила. Невероятно огромный успех концертов привёл к последовательности не менее успешных записей и с этого момента вплоть до самой смерти Хайнс много гастролировал и записывался.
Несмотря на занятое расписание, он установил для себя такой высокий стандарт, что каждое его выступление можно было назвать превосходным. Иногда в последующие годы некоторые из его музыкантов не соответствовали высокому уровню лидера, но его изобретательность и талант руководителя приводили их в пик формы. Некоторые из его выступлений периода 70-х можно было сравнить с его инновационными работами, созданными за полстолетия до этого. Изобретательный и динамичный исполнитель, Хайнс обладал удивительной техникой. Его виртуозность была просто феноменальной. Однако изначально он был ансамблевый исполнитель, который позже развился в великого сольного артиста, в то время как многие пианисты, начинавшие как сольные исполнители, вынуждены были в дальнейшем приспосабливать свой стиль к требованиям оркестра.
Хайнс разработал инновационный стиль для джазового пианино, в котором он чётко артикулировал мелодию, использовал отдельные нотные линии, играя октавами и использовал своё отличительное тремоло в манере, в которой играли исполнители на духовых инструментах. Всё это способствовало тому, что подобный стиль получил определение как 'стиль трубачей' (‘trumpet style’). Крайне трудно определить число трубачей, на которых повлиял Хайнс: не будет крайним преувеличением сказать, что все, кто играл джаз на пианино после 1927 так или иначе шли в указанном им направлении. Его исполнительская манера, без сомнения, повлияла на таких исполнителей как Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), Билли Кайл (Billy Kyle) и даже на менее яркого Тэдди Уилсона (Teddy Wilson), хотя все эти музыканты сами стали важными новаторами 30-х. В этот период, возможно, только Арта Тэйтума (Art Tatum) можно назвать пианистом, который следовал за своей звездой.