Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Von Freeman / Фон Фримен

Американский джазовый тенор саксофонист, игравший в основном в стиле хард боп. Фримен с детства был вовлечён в мир джаза. Его отец хотя и был полицейским, но был близким другом Луи Армстронга (Louis Armstrong), который жил в их доме, когда впервые приехал в Чикаго. Отец научил Фримена играть на пианино, а когда сыну исполнилось семь лет, подарил ему саксофон "C" диапазона. Музыкальное образование Фримен получил в DuSable High School, где руководителем школьного оркестра был Уолтер Дайетт (Walter Dyett). Позднее Фримен переключается на тенор саксофон. Профессиональную карьеру Фримен начинает в шестнадцать лет, играя в нескольких оркестрах, наиболее известный из которых был коллектив под управлением Хореса Хендерсона (Horace Henderson). Во время Второй мировой он был призван в ряды военно-морского флота. Для начальной подготовки его направили в Camp Robert Smalls в Чикаго. "Всех великих музыкантов направляли на Великие Озёра, - вспоминал он. – Это был инкубатор для лучших и ярчайших звёзд в мире джаза того времени, и джем сешины там были просто феноменальные". После прохождения подготовки его направляют на Гаваи в расположение Barbers Point Naval Air Station, где он становится участником оркестра Hellcats. Звездой того состава был Гарри "Пи Ви" Джексон (Harry "Pee Wee" Jackson), трубач из Кливленда по прозвищу Gabriel. В оркестре играли музыканты, ранее работавшие под руководством таких бендлидеров, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), Элла Фтцджеральд (Ella Fitzgerald), Лаки Миллиндер (Lucky Millinder), Лэс Хайт (Les Hite), Каунт Бейси (Count Basie), Фетс Уоллер (Fats Waller) и Тини Бредшоу (Tiny Bradshaw). Не удивительно, что оркестр часто становился победителем оркестровых баталий, часто проводимых на Гавайских островах. Вернувшись в Чикаго, где он и оставался на протяжении всей своей карьеры, Фримен находит работу в Pershing Hotel Ballroom, где он играет вместе со своими братьями - гитаристом Джорджем Фрименом (George Freeman) и ударником Элдриджем "Браз" Фрименом (Eldridge "Bruz" Freeman). Среди других участников оркестра в различное время были Ахмад Джамаль (Ahmad Jamal) и Махал Ричард Абрамс (Muhal Richard Abrams). Оркестр аккомпанировал многим заезжим звёздам джаза, таким так Чарли Паркер (Charlie Parker), Рой Элдридж (Roy Eldridge), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Лестер Янг (Lester Young). Позже в начале 50-х Фримен недолго сотрудничает с Сан Ра (Sun Ra). В студии звукозаписи Фримен впервые оказался в 1954 в аккомпанирующем составе для вокальной группы The Maples, которая делала записи для лейбла Blue Lake, принадлежавшего Элу Бенсону (Al Benson). Он присутствует на записи второго сингла Эндрю Хилла (Andrew Hill) для лейбла Ping в 1956, а далее в конце 50-х записывается для лейблов Vee-Jay с Джимми Уизерспуном (Jimmy Witherspoon) Альбертом Би Смитом (Albert B. Smith). В 1970 участвует в концерте, посвящённом Чарли Паркеру (Charlie Parker). Начиная с 70-х он возглавляет собственные коллективы, сделав первую запись в качестве лидера в 1972 на альбоме DOIN' IT RIGHT NOW при поддержке Роланда Кёрка (Roland Kirk). Его следующей записью становится марафонная сессия, сделанная в 1975 для лейбла Nessa. Записанного материала хватило на выпуск двух альбомов. В дальнейшем он продолжает регулярно выступать, делает записи, включая несколько альбомов со своим сыном тенор саксофонистом Чико Фрименом (Chico Freeman) - FREEMAN AND FREEMAN (1981), FATHERS AND SONS(1982). В 1999 он с успехом выступает на сцене Chicago Jazz Festival, где играет с 22-летним саксофонистом Френком Каталано (Frank Catalano). Их успех был закреплён выпуском совместного диска YOU TALKIN' TO ME? Большой вклад в развитие джазовой сцены Чикаго Фримен вносит и как преподаватель, обучая множество молодых музыкантов, в числе которых Кори Уилкес (Corey Wilkes) и Бен Патерсон (Ben Paterson). В 70-х и в середине 80-х квартет Фримена регулярно выступал в The Enterprise Lounge, который закрылся после того, как Фримен укатил на гастроли в Японию. В дальнейшем каждый вторник он играл в The New Apartment Lounge со своей группой в составе с ударником Майклом Рейнором (Michael Raynor), гитаристом Майком Аллемана (Mike Allemana) и басистом Мэттом Фергюсоном (Matt Ferguson). Наряду с такими мастерами как Джин Эммонс (Gene Ammons), Джонни Гриффин (Johnny Griffin) и Клиффорд Джордан (Clifford Jordan). Исполнительский стиль Фримена объединяет в себе резкость чикагской блюзовой школы с протяжным свингом и быстрыми импровизациями. Необходимо отметить и прекрасное исполнение балладного репертуара. Его музыку можно описать как "превосходно свингующую и драматическую", обладающую "большим богатым звуком". "Фонски" ("Vonski"), как его называли поклонники, был удостоен высшей награды для джазменов в США - NEA Jazz Masters. Он умер от сердечного приступа в своём доме в возрасте 88 лет.
20:04