Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Serge Chaloff / Серж Чалофф

Американский джазовый баритон саксофонист. Наряду с Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan) считается одним из наиболее значительных джазовых исполнителей на этом инструменте. Чалофф применил к баритон саксофону, как и Бади де Франко (Buddy DeFranco) к кларнету и Джэй Джэй Джонсон (J.J. Johnson) к тромбону, все те новшества, которые ввёл Чарли Паркер (Charlie Parker) для альт саксофона. Родился в семье музыкальных педагогов, пианистов. Джулиус Чалофф (Julius Chaloff) (1892—1979) был пианистом и композитором, игравшим в Boston Symphony. Маргарет Чалофф (Margaret Chaloff) (урождённая Стедман, 1896—1977) преподавала игру на фортепиано, как частным образом, так и в таких музыкальных учебных заведениях, как New England Conservatory of Music, Schillinger House, и затем в Berklee School of Music и Boston University. В числе её учеников были Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), Кит Джарретт (Keith Jarrett), Чик Кориа (Chick Corea), Тошико Акийоши (Toshiko Akiyoshi), Стиви Кан (Steve Kuhn), Херби Хенкок (Herbie Hancock), и настолько же талантливый, но подверженный звёздной болезни, Дик Твардзик (Dick Twardzik). С шести до одиннадцати лет Серж изучал игру на фортепиано под руководством обоих родителей, а также брал частные уроки игры на кларнете у Мануэла Валерио (Manuel Valerio), игравшего в Boston Symphony. В 12 лет, услышав однажды игру Гарри Карни (Harry Carney), начал самостоятельно изучать баритон саксофон. К началу 1940-х он начинает выступать профессионально на тенор саксофоне в бостонском биг бенде под руководством Томми Рейнолдса (Tommy Reynolds), но вскоре переходит на баритон саксофон. На раннего Чалоффа оказывают влияние Гарри Карни (Harry Carney) и Джек Вашингтон (Jack Washington), которые играли на баритон саксофонах в оркестре Каунта Бейси (Count Basie) в 1930-х. Далее Чалофф работает сайдменом в биг бендах Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Шепа Филдса (Shep Fields), чьи оркестры зачастую экспериментировали с различными наборами инструментов, выходящими за устоявшиеся каноны свинга. В 1945 интерес к развивающемуся стилю бибоп приводит его в оркестр Бойда Раебёрна (Boyd Raeburn). Затем он играет у Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), расширив обаяние своего инструмента благодаря способности исполнять сложнейший материал без потери чувства свинга и благодаря той звонкости звучания, которой он смог добиться на своём баритоне. В оркестре Дорси во время гастролей в Лос-Анджелесе в сентябре 1946 Чалофф делает свою первую запись в качестве лидера небольшого комбо – "Blue Serge", расширенную вариацию на тему "Cherokee" – для лейбла Росса Расселла (Ross Russell) Dial Records. На этой записи Чалофф с успехом демонстрирует всё то, чему он научился у Чарли Паркера (Charlie Parker) и других представителей бибоп революции, которая состоялась всего несколько лет назад. Чалофф продолжает выдувать свои модернистские аккорды в секстете Джорджи Олда (Georgie Auld), в котором также играют такие боп ориентированные исполнители как Ред Родни (Red Rodney), Кёрли Расселл (Curley Russell) и Тедди Рейг (Teddy Reig). Чалофф продолжал играть в ансамбле Олда в Нью-Йорке на прославленной 52-й улице, когда он получил звонок с предложением присоединиться к новому оркестру Вуди Хермана (Woody Herman), который тот собирал в Лос-Анджелесе. Этот состав становится известен как "Второе стадо" (Second Herd), и в его составе играют Ред Родни (Red Rodney), Шорти Роджерс (Shorty Rogers), Оскар Петтифорд (Oscar Pettiford), Джин Эммонс (Gene Ammons), Стэн Гетц (Stan Getz), Джимми Джуфри (Jimmy Giuffre), Эл Кон (Al Cohn), Зут Симс (Zoot Sims) и Шелли Манн (Shelly Manne). Именно в этом составе Чалофф становится участником саксофонной секции, получившей название "Four Brothers", и в 1947 принимает участие в записи одноимённой драйвовой композиции, написанной Джимми Джуфри (Jimmy Giuffre), в которой представлены весь фронтлайн саксофонистов – сам Чалофф, Стэн Гетц (Stan Getz), Зут Симс (Zoot Sims) и Херби Стюард (Herbie Steward). В течение последующих двух лет благодаря частым радиотрансляциям и постоянным выступлениям Чалофф становится баритон саксофонистом, о котором говорили больше всего в джазовых кругах. Именно в этом составе появляется его пагубная героиновая зависимость, что приводит к частым стычкам с Вуди Херманом (Woody Herman) из-за его беспорядочного, иногда оскорбительного поведения в этот период. Несмотря на свои личные проблемы, Чалофф играл с большей энергией и воображением как у Хермана, так и в небольших группах с такими участниками Стада, как Ред Родни (Red Rodney), Эл Кон (Al Cohn), виброфонист Терри Гиббс (Terry Gibbs) и аранжировщик-пианист Ральф Бернс (Ralph Burns). Он выигрывает опросы в музыкальных журналах как лучший баритон саксофонист, в начале 1950 некоторое время играет в октете Каунта Бейси (Count Basie), после чего в Нью-Йорке возглавляет квинтет, в который входят тромбонист Ёрл Своуп (Earl Swope) и пианист Бад Пауэлл (Bud Powell). В период между 1951-1954 развитие карьеры Чалоффа в звукозаписи практически замерло. Эти годы он в основном проводит в Бостоне, где периодически собирает небольшие составы для выступлений в Новой Англии, гастролирует по Среднему Западу, часто в сопровождении Дик Твардзика (Dick Twardzik). Следующие записи Чалофф делает в начале 1954 для бостонского лейбла Джорджа Вайна (George Wein) Storyville. Его карьера достигла нового пика в этом же году с выходом композиции "The Fable of Mabel", написанной Твардзиком, в которой преобладали драматические сдвиги в тоне и темпе. Чалофф снова смог продемонстрировать высокое мастерство владения своим инструментом, особенно в беглых, напористых выражениях настроений и красок, почти таких же ошеломляющих, как смелость концепции Твардзика. В конце 1954 Чалоффу удаётся побороть свою зависимость и совместно с другими бостонскими музыкантами, в числе которых были альт саксофонист Бутс Масалли (Boots Mussulli) и трубач Херб Померой (Herb Pomeroy), под руководством Стэна Кентона (Stan Kenton) в качестве продюсера 4 и 5 апреля 1955 в нью-йоркской студии фирмы Capitol он участвует в записи, выпущенной под названием BOSTON BLOW-UP. Серж продолжает гастролировать и выступать по всей стране в составе различных комбо и оркестров, пока в 1956 не возвращается на Западное побережье, где 14-16 марта 1956 в лос-анджелесской студии фирмы Capitol он записывает то, что многие считают его шедевром - альбом BLUE SERGE, в котором не содержится одноимённая композиция, записанная ранее. Элегичное настроение пронизывает эту сессию, которая включает в себя множество драгоценных камней, включая восторженную, проникновенную версию "Stairway to the Stars" и, особенно, "Thanks for the Memory", где мелодическая изобретательность Чалоффа добавила её в число лучших исполнений баллады за десятилетие. Именно в этот период нахождения в Лос-Анджелесе у Чалоффа был диагностирован рак позвоночника. Будучи ослабленным, частично парализованным из-за болезни и вынужденным работать в инвалидной коляске или на костылях, Чалофф продолжал играть, в феврале 1957 приняв участие в записи, воссоединившей четырёх братьев - Кона, Симса и Стюарда за несколько месяцев до его смерти в Бостоне 16 июля 1957. Из-за его трагически короткой карьеры отношение к игре Чалоффа достигло своего рода культового статуса, вновь открываемого любопытными поколениями поклонников, снова заинтригованных, а затем пленённых звуками этого почти забытого первопроходца бопа. Беспокойный и мечущийся импрессионизм Чалоффа был отшлифован его наследником Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan).
02:42