Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Roy Eldridge / Рой Элдридж

Американский джазовый трубач, прозвищем которого было "Little Jazz". Одна из главных фигур в становлении и развитии джазовой трубы. Его мама была одарённой пианисткой, обладавшей способностью на слух запоминать любую мелодию, что передалось и её сыну. С пяти лет Элдридж начал учиться играть на пианино. Большим примером для маленького Роя был его старший брат Джо Элдридж (Joe Eldridge), который освоил игру на скрипке, альт саксофоне и кларнете. В шесть лет Рой увлёкся игрой на барабанах, брал уроки и уже начал играть в местных группах. Как-то Джо услышал, как Рой играет на горне в местной церкви, и посоветовал младшему брату попробовать свои силы на клапанном тромбоне. Когда Рой начал играть на барабанах в одной группе с Джо, тот попытался убедить брата перейти на трубу. Лишь к одиннадцати годам, когда умерла его мама и отец женился на другой женщине, Рой увлёкся трубой и часами дудел в своей комнате. С раннего возраста Рою не хватало умения читать с листа из-за пробела в его музыкальном образовании. И хотя это оказывало влияние на развитие его карьеры, он эффективно компенсировал этот недостаток умением запоминать любую мелодию на слух. Он испытал влияние саксофонистов Бенни Картера (Benny Carter) и Колмена Хокинса (Coleman Hawkins), разучив на трубе хорошо известное соло Хокинса в композиции "The Stampede"). Элдридж ушёл из дома после того, как его исключили из школы в девятом классе, присоединившись в шестнадцать лет к гастролировавшей карнавальной труппе, где он и получил свой первый опыт профессиональных выступлений, играя на барабанах, трубе, тубе. Шоу вскоре распалось, и он остался в Youngstown, Ohio. Его подобрали в состав "Greater Sheesley Carnival", но став однажды свидетелем проявления расизма в Cumberland, Maryland, что крайне напугало его, он вернулся в Питтсбург. Вскоре он находит работу, возглавив небольшой состав в шоу "Rock Dinah". Руководитель оркестра Каунт Бейси (Count Basie), услышав молодого Элдриджа, вспоминал его как "величайшего трубача, которого я когда-либо слышал". Элдридж продолжил играть в составе различных гастролирующих шоу, пока в семнадцать лет не вернулся домой в Питтсбург. В двадцать лет в Питтсбурге Элдридж возглавляет оркестр, называвший себя "Roy Elliott and his Palais Royal Orchestra". Агент намеренно изменил имя Роя, считая, что "так звучит на класс выше". Затем Элдридж играет в различных оркестрах среднего запада, среди которых оркестр Хореса Хендерсона (Horace Henderson), младшего брата известного нью-йоркского бендлидера Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), коллектив которого вообще-то назывался The Fletcher Henderson Stompers, Under the Direction of Horace Henderson. Далее Элдридж играет в ряде местных оркестров, недолго останавливается в Детройте, и вскоре присоединяется к оркестру Спида Уэбба (Speed Webb), который получив известность благодаря участию в фильме, отправился в турне по Среднему западу. Несколько участников оркестра покинули состав и собрали собственный коллектив во главе с Элдриджем, но группа продержалась недолго и Рой отправился в Милуоки, где принял участие в знаменитом соревновании с трубачом Клейдисом "Джаббо" Смитом (Cladys "Jabbo" Smith), который позднее станет его хорошим другом. В ноябре 1930 Рой перебирается в Нью-Йорк, где играет во множестве биг бендов, включая танцевальные коллективы Сесила Скотта (Cecil Scott), Элмера Сноудена (Elmer Snowden), Чарли Джонсона (Charlie Johnson) и Тедди Хилла (Teddy Hill), а также один из составов, которым он руководит совместно со своим братом Джо Элдриджем (Joe Eldridge). Приблизительно в этот период саксофонист оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) Отто Хардуик (Otto Hardwick), который был удивлён несоответствием между хриплым тоном Элдриджа и его невысоким ростом, дал ему прозвище 'Little Jazz'. В 1932 Рой серьёзно изучает стиль Луи Армстронга (Louis Armstrong. С 1933 работает в Питтсбурге, затем в Балтиморе. Вернувшись в 1935 в Нью-Йорк, в составе оркестра Хилла делает свои первые записи и его соло немедленно привлекают к нему внимание. Короткое время он возглавляет состав, с которым выступает в ночном клубе Famous Door. С малым составом в июле 1935 делает записи с вокалисткой Билли Холидей (Billie Holiday), включая песни "What a Little Moonlight Can Do" и "Miss Brown to You", демонстрируя свой импровизационный стиль, находящийся под влиянием диксиленда. В октябре этого же года в качестве лидирующего трубача переходит к Флетчеру Хендерсону (Fletcher Henderson), где кроме того иногда поёт. В сентябре 1936 он покидает Хендерсона и ближе к концу 1936 в Чикаго собирает свой коллектив из восьми музыкантов, куда в качестве саксофониста и аранжировщика приглашает своего старшего брата Джо Элдриджа (Joe Eldridge). Выступления группы каждый вечер транслируется по радио и Элдридж, пользуясь своим положением лидера, делает запись нескольких развёрнутых соло. В частности, он особенно хорош в композициях "After You've Gone" и "Wabash Stomp". Постоянно сталкиваясь с проявлениями расизма в музыкальной индустрии, Элдридж в 1938 решает перестать играть и начинает изучать радиоинженерию. Но в 1939 возвращается к музыке и собирает группу из десяти участников, с которой находит постоянную работу в Нью-Йорке сначала в Arcadia Ballroom, а позднее в Kelly's Stable. К этому времени Элдридж обладает репутацией выдающегося трубача своего времени и получает множество приглашений от руководителей "белых" оркестров. В апреле 1941 он принимает предложение присоединиться к оркестру Джина Крупа (Gene Krupa), в котором поёт Анита О'Дэй (Anita O'Day), и становится одним из первых темнокожих джазовых музыкантов, принятых на постоянную работу в секцию духовых в белом биг бенде. Элдридж сыграл важную роль в изменении курса оркестра Крупы от исполнения музыки schmaltz к джазу. Их версия "Green Eyes" из репертуара Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), у которого это была чисто оркестровая мелодия, благодаря исполнению Элдриджа стала джазовой композицией. Критик Дейв Олифант (Dave Oliphant) отметил, что Элдридж "поднял мелодию на новый уровень интенсивности" С Крупа он записывает своё выдающееся исполнение баллады "Rockin' Chair" с аранжировкой Бенни Картера (Benny Carter) и становится общенациональной знаменитостью, особенно после хитов "After You've Gone", "Knock Me a Kiss" и "Let Me Off Up Town", на которых его соло сопровождают вокал Аниты О'Дэй (Anita O'Day). Несмотря на успех, Элдридж жаловался на то, что О'Дэй притесняет его на сцене, и кроме того он испытывал постоянные расовые притеснения, гастролируя с белым оркестром. В июле 1943 Крупа попадает за решётку по обвинению в обладании марихуаной, Элдридж ненадолго возглавляет оркестр, который вскоре распадается. Некоторое время он работает как фрилансер, затем собирает в Нью-Йорке собственную группу, пока в 1944 не присоединяется к белому оркестру Арти Шоу (Artie Shaw). В течение года, столкнувшись во время гастролей оркестра со множеством инцидентов на расовой основе, Элдридж покидает Шоу. Он вновь собирает оркестр, но послевоенный период был не самым лучшим временем для биг бендов. Вскоре он возвращается к формату небольших составов. В конце 40-х снова работает с Крупа, а в 1948 начинает выступать в рамках проекта Jazz At The Philharmonic. Хотя в начале 40-х он и играл ведущую роль на джем сейшинах, проходивших в Minton's Playhouse в Нью-Йорке, что и выкристаллизовалось позднее в бибоп, лично он не испытывал симпатии к этому стилю, и к концу 40-х его музыка была скорее старомодной, нежели новаторской. В 1950 Элдридж испытывает персональный кризис, в течение которого он начинает сомневаться в своём месте в джазе из-за прихода нового поколения джазменов во главе с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), привнёсшего новые идеи. Он присоединяется к оркестру Бенни Гудмена (Benny Goodman), с которым отправляется с гастролями в Париж. Французская публика встретила Элдриджа с восторгом и именно здесь он делает одни из своих лучших записей, включая версию "Fireworks" в дуэте с Клодом Боллингом (Claude Bolling), в которой они переработали идеи Армстронга (Louis Armstrong) и Ёрла Хайнса (Earl Hines) в их записи с таким же названием образца 1928. Вернувшись в апреле 1951 в Штаты, вливается в набравшее популярность движение мэйнстрим джаза. В 1960 совместно с Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), Эриком Долфи (Eric Dolphy), Кенни Дорхемом (Kenny Dorham) и другими Элдридж записывается для Jazz Artist's Guild – недолго просуществовавшем проекте Мингуса и Макса Роуча (Max Roach), который возник как протест против коммерциализма Ньюпортского фестиваля (Newport Festival). Результатом стал выход альбома NEWPORT JAZZ REBELS. Выступает в малых составах с Бенни Картером (Benny Carter), Джонни Ходжесом (Johnny Hodges), Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) (с конца 1963 по март 1965) и в особенности с Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins), с которым записывает несколько выдающихся альбомов для лейбла Verve. Также с июля по сентябрь 1966 работает с Каунтом Бейси (Count Basie) и совместно с Ричи Камукой (Richie Kamuca) руководит оркестром. В 1970 постоянным местом его выступлений становится клуб Ryans в Нью-Йорке. Эти выступления продолжались до 1980, когда с ним случился инсульт. После этого он лишь изредка появлялся на публике, выступая как вокалист, ударник и, к удивлению многих, неплохой пианист. Зажигательный, довольно агрессивный исполнитель, Элдридж часто называется связующим звеном между Луи Армстронгом (Louis Armstrong) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Хотя под этими утверждениями и есть логическое основание, но если окинуть взглядом роль Генри Ред Аллена (Henry Red Allen) в истории джазовой трубы, то утверждения, что Элдридж был предвестником бопа, далеки от истины. Он был выдающимся трубачом 40-х, выступавшим с дерзкой агрессией. Его исполнительская манера в высоких регистрах давалась ему с кажущейся легкостью, его исполнительская индивидуальность и энтузиазм проявляла в его партнерах лучшие грани их мастерства. Его предположительная связь с бибопом прослеживается лишь в некоторых записях, хотя на самом деле он держался в стороне от перемен, происходивших вокруг него. Скорее всего, он просто не боялся играть то, во что, на самом деле, не собирался глубоко погружаться. Вероятнее, он стал своеобразным стимулом для Гиллеспи. В конце 50-х и далее, вернувшись к исполнению музыки, основанной на свинге, Элдридж демонстрировал свое мастерство именно в этом направлении. Получив прозвище "Little Jazz" за свой необычайно маленький рост, Элдридж был гигантом, который, будучи одним из старейших представителей своего поколения, не утратил огня и агрессии, которыми всегда отличалась его игра.
21:22