Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Rabih Abou-Khalil / Раби Абу-Халиль

Исполнитель на уде, флейте, композитор.

Популяризировал уд благодаря серии хорошо воспринятых джазовых альбомов и выступлениям с такими мастерами из мира джаза и музыки world, как басист Глен Мур (Glen Moore), трубач Кенни Уиллер (Kenny Wheeler), the Kronos Quartet, саксофонист Сонни Форчун (Sonny Fortune), басист Стив Своллоу (Steve Swallow) и исполнитель на гармонике Ховард Леви (Howard Levy).

В своём творчестве Абу-Халиль смешал традиционную музыку Среднего Востока, западную классическую музыку с импровизационным подходом джаза. Многонациональный и культурно разнообразный Бейрут 60-х и 70-х был в некотором смысле столицей Ближнего Востока. Именно там происходило активное смешение стилей, созидание новой музыки.

"Мама слушала Фрэнка Синатру (Frank Sinatra), а отец был глубоко увлечён традиционной арабской музыкой. Сам я тогда и не подозревал о различиях."

Отец Абу-Халиля, арабский поэт, почувствовал в сыне природную музыкальность и, в соответствии со своим увлечением, выбрал для него инструмент. Будучи ребёнком, Раби Абу-Халиль с пяти лет начал учиться играть на уде — арабской лютне с коротким грифом. Этот инструмент в арабском мире имеет огромную популярность, сравнимую только с популярностью фортепиано и гитары, вместе взятых, в западной культуре! Учителем мальчика был Вади Аль-Сафи — известный ливанский певец и мастер исполнения на классической арабской лютне.

Несмотря на то, что импровизация в целом в арабской музыке приветствуется, эксперименты со звуком встречаются довольно прохладно. Но Аль-Сафи уже в то время отличался попытками разнообразить исполнение, внести что-то новое в застывшее звучание старых произведений.

Будучи подростком, Раби увлекался рок-музыкой конца 60-х — начала 70-х. Ему импонировали Джими Хендрикс и Дженис Джоплин, Rolling Stones и Джон Майял, а Фрэнка Заппу (Frank Zappa) он до сих пор называет одним из самых любимых музыкантов. Джаз вошёл в жизнь Абу-Халиля несколько позже. Сам он никогда не сомневался в том, когда именно это произошло.

"Как-то я наткнулся на диск Телониуса Монка (Thelonious Monk) CRISS CROSS. Название мне понравилось, да и человек на конверте выглядел интересно, так что я его купил. Эта музыка потрясла меня. Чёрт возьми, что это? Я только и делал, что слушал и слушал…" Почерпнув в Бейруте всё, что можно, Абу-Халиль отправился в Алеппо и Дамаск и, вероятно, стал бы великолепным лютнистом. Одним из многих на Ближнем Востоке…

В 1975 жестокие столкновения между правыми мусульманскими и христианскими организациями в Бейруте переросли в гражданскую войну. Война в Ливане совпала с пребыванием Абу-Халиля в Сирии. По окончании учёбы он не захотел возвращаться на родину, в которой в то время умение стрелять из автомата Калашникова ценилось гораздо выше умения играть на уде. В 1978 Абу-Халиль переехал в Германию, как оказалось — надолго. "Мне было всё равно куда ехать… Все страны были одинаково чужими, но в Германии жил мой друг и это определило мой выбор.

Однако здесь я сразу почувствовал, что приехал домой." В Германии с женой и двумя детьми он поселился в Мюнхене. Абу-Халиль не любит говорить о прошлом. Об этом прямо пишут его биографы. Он стал изучать классическую флейту в Мюнхенской Консерватории под руководством профессора Вальтера Тойрера (Walther Theurer). Как флейтист он записал два альбома, включая диск в дуэте с пианистом Майклом Арманном (Michael Armann) в 1981, но этим работам не способствовал ни коммерческий успех, ни успех у критиков. Глубокое изучение теоретических основ европейской классической музыки дало немало пищи для пытливого ума.

Получив необходимые знания, он начал применять их по отношению к традиционной арабской музыке. Исследуя теоретические аспекты арабского гармонического строя, Абу-Халиль всё отчётливее видел возможность создания музыки, которая находилась бы одновременно в двух, таких различных, системах координат. Как известно, большинство арабских музыкантов при игре на различных инструментах старается следовать арабской вокальной технике и в звучании имитировать человеческий голос.

Осознавая неизбежные ограничения этого подхода, Абу-Халиль вознамерился искать совершенно новые пути развития арабской инструментальной музыки. А поскольку он уже вжился в Западное музыкальное мышление, не потеряв при этом самобытности, ему это стало удаваться. Аналитический подход к европейской классике помог ему новыми глазами взглянуть на арабскую музыку. Позже помог ему соединить традиционную арабскую музыку с джазом, роком и классической музыкой, и стать музыкантом world музыки за годы до того, как это направление было признано как отдельный стиль.

Абу-Халиль вернулся к игре на уде, но он не "овосточил" джаз, а слил вместе два музыкальных потока. Вместе с Ануаром Брахемом (Anouar Brahem) смог выдвинуть уд на передний план эклектичного мирового джаза. Стиль игры Абу-Халиля часто напоминает джазовую гитару. Музыкальные критики пишут, что Халиль является образцовым примером для джазовых гитаристов. Он создал новое звучание и новую технику для своих баллад, которые остаются в узкой восточной традиции, но несут свои волны к западным берегам.

То, что играет Абу-Халиль – современный джаз, но не только. Это густая смесь современной классики, индийской и японской музыкальной традиции. Он последователь Орнетта Колмена (Ornette Coleman) и Дона Черри (Don Cherry). Вместе с тем, на музыку Абу-Халиля оказали влияние Фрэнк Заппа (Frank Zappa) и Бела Барток (Bela Bartok). В 1986 Абу-Халиль возобновил игру на уде и сформировал группу с альт саксофонистом Чарли Мариано (Charlie Mariano), перкуссионистом Гленом Велезом (Glen Velez) и басистом из уорлд-джаз группы Oregon Гленом Муром (Glen Moore). К группе также присоединились перкуссионист из южной Индии Рамеш Шотам (Ramesh Shotham), исполнитель на маримбе Кристиан Бурчард (Christian Burchard) и пианист Майкл Арманн (Michael Armann).

В 1987 группа записывает альбом BETWEEN DUSK AND DAWN, который отметил дебют Абу-Халиля на джазовом лейбле Enja. В 1989 он выпускает диск BUKRA, на котором представлены Мур, Шотам, Форчун и Велез. Двумя годами позже он гастролирует с трубачом Кенни Уиллером (Kenny Wheeler), басистом Стивом Своллоу (Steve Swallow) и саксофонистом Сонни Форчуном (Sonny Fortune).

В 90-х он возглавляет группу, в которой играют Ховард Леви (Howard Levy), сирийский исполнитель на бубнах Набил Хайят (Nabil Khaiat), тубист Марк Годард (Mark Godard) и ударник Марк Носиф (Mark Nauseef). В 1992 Абу-Халиль выпустил две работы – NAFAS на лейбле ECM и BLUE CAMEL на лейбле Enja. Он становится одним из лучше всего продаваемых артистов на этом лейбле. BLUE CAMEL привлекает больше внимания, возможно, благодаря участию Уиллера на трубе и флюгельгорне, Своллоу на басу, Милтона Кардона (Milton Cardona) на конгас, Хайята на бубнах и Шотам на индийских барабанах и перкуссии.

В обзоре для интернет издания Bolero Курт Кифнер (Kurt Keefner) написал о заглавной композиции: "Соблазнительные ударные выпады в игре Уилера и Мариано в унисон с мелодией находятся где-то между Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) и судом Багдада". В альбом вошла композиция "Beirut", названная в честь родного для Абу-Халиля города. Тема начинается с приглушённого соло на уде и заканчивается какофоническими звуками, которые напоминают события гражданской войны, которые заставили Абу-Халиля покинуть город в 1978.

В начале 90-х Абу-Халиль выполнил заказ Southwest German Radio на сочинение двух композиций, исполненных Kronos Quartet и записанных Belanescu Quartet несколькими годами позже. В 1998 Абу-Халиль выстил свой саундтрек к фильму YARA, который снял режиссёр Йилмаз Арслан (Yilmaz Arslan). В аннотации к диску Гарри Лачнер (Harry Lachner) написал: "Yara легко воспринимается в отрыве от своего источника в континууме образов фильма, также как и Абу-Халиль покинул мир своего собственного музыкального происхождения для того, чтобы переосмыслить его в новой и изменённой форме". В создании саундтрека принял участие квартет из Абу-Халиля, Хайята, скрипача Доминика Пифарели (Dominique Pifarely) и виолончелиста Винсента Куртуа (Vincent Courtois).

Отмечая взаимодействие музыки с визуальными элементами фильма Ланчер заявил: "В то же время музыка впитала грамматику фильма до такой степени, что захватывает воображение своим взаимодействием с паузами, ритмом и атмосферными звуками, и это слияние дополнительно усиливает образы, что всегда было характерным качеством работ Абу-Халиля". В обозрении для сайта RootsWorld Роб Сейден (Rob Seiden) так охарактеризовал саундтрек: "В целом настроения отчётливо арабские из-за использования перкуссии и мелодий на уде, в то же время развитие композиций сохраняют западные формы. Временами песни звучат как суфистская музыка из-за ритмов, отбиваемых бубном".

Cреди прогрессивных слушателей, открытых новому, музыка Раби Абу-Халиля нашла горячий отклик. В арабском мире у мэтра уда репутация человека, идущего в авангарде арабской музыки, а в Европе… В 1999 Германская Музыкальная Академия наградила Абу-Халиля пятью призами в разных номинациях! От исполнительских до композиторских. Выступления его группы встречаются в равной степени горячо в Брюсселе и Стамбуле, Монреале и на Тайване, в Париже и Дамаске, в Нью-Йорке и Фессалониках, в Нюрнберге и Ливане. В том же 1999 Раби Абу-Халиль выступал на Baalbeck International Festival, на родине, перед своими соотечественниками. Успех был грандиозный…

В 2001 Абу-Халиль выпустил THE CACTUS OF KNOWLEDGE, на котором снова играли Годард на тубе, Куртуа на виолончели и Хайят на бубнах; кроме того трубачи Эдди Аллен (Eddie Allen) и Дэйв Баллу (Dave Ballou), валторнист Том Варнер (Tom Varner), исполнитель на еуфониуме Дэйв Барджерон (Dave Bargeron), саксофонисты Антонио Харт (Antonio Hart) и Эллери Эскелин (Ellery Eskelin), кларнетист Габриэль Мирабасси (Gabriele Mirabassi) и ударник Жарро Кагвин (Jarrod Cagwin). Клод Лалумьер (Claude Lalumiere) написал для Blue Coupe Magazine, что это "возможно не венец среди творений Абу-Халиля, но превосходный альбом, ещё одно неоспоримое свидетельство широты его музыкальных интересов. .. и как и вся музыка Абу-Халиля,… игнорирует и переступает через все политические, этнические и географические границы и ограничения, празднуя глобальную музыку, которая охватывает различия, соединяя их и позволяя им звучать вместе".

Разнообразие стилей и влияний в альбоме THE CACTUS OF KNOWLEDGE включает фолк среднего Востока, классическую музыку, клезмер, цыганскую музыку, румынскую народную и современную классику. Критики в некоторых композициях отмечают влияние американского джазового композитора и контрабасиста Чарльза Мингуса (Charles Mingus). В заглавном треке "The Lewinsky March" прорисовывается сравнение с Мингусом, музыкой госпел и композициями марширующих оркестров американского лидера Джона Филипа Соуза (John Philip Sousa). В других композициях альбома напрашиваются сравнения с классическо-джазовыми композициями американского композитора Френка Заппы (Frank Zappa).

15:01