Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Philip Catherine / Филип Катрин

Бельгийский джазовый гитарист Филипп Катрин английского происхождения. Этот необычайно одарённый гитарист является высококлассным исполнителем, известным своей гармонически тонкой, глубоко лиричной игрой и четкими округлыми штрихами на ладах, проявляющимися практически в любом стиле музыки, которую он играет: цыганский джаз, фьюжн, блюз, пост-боп, фанк, свинг и многое другое.

Катрин родился в Лондоне в 1942 году в семье матери-англичанки и отца-бельгийца, но в юном возрасте переехал с семьей в Брюссель. Будучи выходцем из музыкальной семьи (его дед был первой скрипкой Лондонского симфонического оркестра), он с ранних лет развил музыкальный слух. В подростковом возрасте он заинтересовался гитарой под влиянием французского певца/песенника и поэта Жоржа Брассенса (George Brassens). К 14 годам он брал уроки и изучал основные элементы джазовой импровизации, когда открыл для себя Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt). Он быстро перенял характерный стиль легенды джаза, а со временем подхватил и другие влияния, включая бельгийского гитариста Рене Томаса (René Thomas). Он также погрузился в альбомы таких знаменитостей, как Арт Блейки (Art Blakey), Клиффорд Браун (Clifford Brown), Макс Роуч (Max Roach) и других.

К семнадцати годам Катрин профессионально выступал на местных концертных площадках, работая в трио с американским специалистом по Hammond B-3 Лу Беннеттом (Lou Bennett) и барабанщиком Оливером Джексоном (Oliver Jackson). Более широкое внимание к себе Катрин впервые привлёк в 1969 как гитарист на диске Скотта Бредфорда (Scott Bradford) ROCK SLIDE, после чего последовал чрезвычайно насыщенный период сессионной работы. Он работал с бельгийским саксофонистом Джеком Селсом (Jack Sels) и барабанщиком Эдгаром Бейтманом (Edgar Bateman), уроженцами Филадельфии и Брюсселя. В 1970 году скрипач Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty) пригласил его в свою группу, и, вдохновлённый такими современниками, как Джон Маклафлин (John McLaughlin) и Ларри Кориэлл (Larry Coryell), Катрин остался с Понти на год, посвятив себя прогрессивному фьюжн-звучанию. Также в этот период он посещал официальные музыкальные занятия в Berklee College of Music в Бостоне, занимаясь у таких преподавателей как Мик Гудрик (Mick Goodrick) и Джордж Расселл (George Russell).

После возвращения в Бельгию Катрин оказался очень востребованным и обзавелся множеством связей, в том числе играл с Клаусом Вайсом (Klaus Weiss), Лесом МакКанном (Les McCann), Карин Крог (Karin Krog), Декстером Гордоном (Dexter Gordon) и другими. В качестве сольного исполнителя он дебютировал в 1971 году с альбомом STREAM - фанковой, изобретательной смесью акустического и электрического джаза. После этого в 1975 году он выпустил альбомы GUITARS и SEPTEMBER MAN, также отличающиеся высокой изобретательностью и влиянием фьюжн. Любители джаза во всём мире открыли для себя не только блестящего гитариста, но и талантливого композитора: такие темы, как "Homecomings" и "Nairam", стали знаменитыми.

Затем последовали записи с Хербом Геллером (Herb Geller), Нильсом-Хеннингом Эрстедом Педерсеном (Niels-Henning Ørsted Pedersen) и Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), а также турне дуэта с гитаристом Кориэллом. В 70-е годы он также участвовал в нескольких сессиях в паре с близким коллегой, саксофонистом Чарли Мариано (Charlie Mariano), а завершил десятилетие своим собственным альбомом NAIRAM, в котором также участвовал Мариано, трубач Палле Миккельборг (Palle Mikkelborg) и другие.

Хотя джазовая общественность посчитала его фьюжн-исполнителем на основании альбомов STREAM (1972) и SEPTEMBER MAN (1974), Катрин оказался более авантюрным - об этом свидетельствуют другие исполнители, с которыми он работал в течение десятилетия: Кенни Дрю (Kenny Drew), Рольф (Rolph Kuhn) и Йоахим Кун (Joachim Kuhn), Жан-Люком Понти (Jean-Luc Ponty), Питер Хербольцхаймер (Peter Herbolzheimer) и Ларри Кориэлл (Larry Coryell) (с которым он записывался и гастролировал как акустический дуэт в 1976 году).

В течение 1974 Катрин играл в составе группы Криса Хайнза (Chris Hinze Combination). В том же году, когда Ян Аккерман (Jan Akkerman) внезапно покинул группу Focus, Катрин занял его место в коллективе, снискав множество похвал за свою лиричную манеру игры. В следующем году он записывался с Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), который окрестил его "молодым Джанго" (в результате чего в 1979 году вышел одноименный альбом со Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli), Кориэллом и Нильсом-Хеннингом Эрстедом Педерсеном (Niels-Henning Ørsted Pedersen)).

В начале 1980-х годов он недолго гастролировал с Бенни Гудманом (Benny Goodman). В 80-е годы популярность Катрина продолжала расти, так как он выпустил ещё несколько хорошо известных работ, включая BABEL, END OF AUGUST и TRIO с гитаристом Кристианом Эскуде (Christian Escoudé) и скрипачом Дидье Локвудом (Didier Lockwood). Также он выступал с Альдо Романо (Aldo Romano), Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli) и Кенни Дрю (Kenny Drew). Также в 80-х годах он привлёк внимание своей работой с легендарным трубачом/вокалистом Западного побережья Четом Бейкером (Chet Baker), гастролируя и участвуя в таких альбомах, как MR. B 1983 года и STROLLIN' 1985 года.

Хотя на альбоме 1986 года TRANSPARENCE в его атмосферное звучание были добавлены клавишные, его работа с Бейкером указывала на более акустическую эстетику. Это звучание он продолжил на альбоме 1990 года I REMEMBER YOU. Посвященный Бейкеру (который умер в 1989 году), альбом также включал трубача/флюгельгорниста Тома Харрелла (Tom Harrell).

В 1997 году Филип Катрин подписал контракт с лейблом Dreyfus Records. Его первый альбом на этом лейбле - просто названный LIVE (это была самая первая концертная запись в его карьере) был высоко оценен международной прессой (4½ звезды в DownBeat, "лучший альбом года" в Jazz Nu).

На протяжении 90-х годов Катрин выпускал постоянный поток альбомов для небольших джазовых лейблов Enja, Criss Cross и Dreyfus, включая такие альбомы, как два прекрасных дуэта с Педерсеном (SPANISH NIGHTS и ART OF THE DUO), пару получивших широкую известность трио с Сержем Делайте (Serge Delaite) и Джорджем Мразом (George Mraz) (EMOTIONALLY и TEENAGERS), а также MOODS, VOL. 1 и SPANISH NIGHTS.

За ними в 1998 последовал GUITAR GROOVE (с Джимом Беардом (Jim Beard) на фортепиано и клавишных, Альфонсо Джонсоном (Alphonso Johnson) на басу и Родни Холмсом (Rodney Holmes) на барабанах), в который вошли двенадцать превосходных композиций Филипа и прекрасное исполнение песни "Stardust". Альбом получил впечатляющий радиоэфир в США и - что очень необычно для европейского джазового диска – вошёл в первую двадцатку джазового чарта Gavin, где оставался в течение нескольких месяцев.

В 2001 году он вернулся с альбомом BLUE PRINCE, в котором он нашел баланс между своей любовью к акустическому джазу и электрическому фьюжн. К нему присоединились трубач Берт Йорис (Bert Joris), басист Хайн ван де Гейн (Hein van de Geyn) и барабанщик Ханс ван Оостерхаут (Hans Van Oosterhout). Диск получил очень восторженные отзывы в прессе: "Запись года" в "JazzMan" и был выбран среди лучших альбомов года во многих журналах и газетах.

Альбом SUMMER NIGHT (Dreyfus, 2002) - с Филиппом Аертсом (Philippe Aerts) на басу, Йоостом ван Шайком (Joost van Schaik) на ударных и Бертом Йорисом (Bert Joris) на трубе - содержит шесть новых композиций, прекрасную переделку "Janet" и шесть стандартов. Le Monde писал: "Это джаз, настоящий, солидный, исключительный вкус, бархатное прикосновение, великая личность, которую мы чувствуем через каждый аккорд, каждую ноту...".

Успех его выступлений с ведущими европейскими биг-бэндами, а чаще с камерными оркестрами, показал, что его лирические композиции особенно подходят для аранжировок для больших ансамблей. Это привело к сотрудничеству с Брюссельским джазовым оркестром (BJO, который стал первым европейским биг-бэндом, избранным в 2004 году в Downbeat Critics Poll), и в апреле 2005 года вышел альбом MEETING COLOURS (Dreyfus) с великолепными аранжировками его музыки для гитары и биг-бэнда, выполненными трубачом/аранжировщиком Бертом Йорисом (Bert Joris).

Более интимный альбом GUITARS TWO появился в 2008 году. Эта сольная работа была названа в международной прессе одним из его лучших альбомов. Красота композиций Катрина была удивительно подчёркнута тонкими аранжировками. Филипп, окруженный своими гитарами и педальной стойкой, очаровал слушателей. В 2009 году вышел альбом CULTURE GRIOT с Баба Сиссоко (Baba Sissoko). Альбом LIVE AT CAP BRETON (Dreyfus, 4/2010) со звёздным составом: басистом Хейном ван де Гейном (Hein Van de Geyn), пианистом Энрико Пьеранунци (Enrico Pieranunzi) и барабанщиком Джо Ла Барбера (Joe La Barbera) получил отличные отзывы, и квартет дал несколько замечательных концертов на летних фестивалях 2010 года.

В 2011 году на Challenge Records вышел альбом Philip Catherine PLAYS COLE PORTER, в квартете с пианистом Карелом Боэли (Karel Boehlee), Мартийном Винком (Martijn Vink) на ударных и Филиппом Аертсом (Philippe Aerts) на контрабасе. По словам Хейна Ван де Гейна: "Уникальный звук Филипа всегда узнаваем, глубоко выразителен и очень личен. Отдаваясь мелодии, просто пытаясь честно исполнить эти вечные песни, Филипп доказал, что он великий исполнитель". Среди прочего он получил CHOC журнала JazzMan.

На своё 70-летие Филипп Катрин дал незабываемый концерт в брюссельском Дворце изящных искусств и представил свой альбом COTÉ JARDIN (11/2012) со своим новым квартетом: великим итальянским пианистом Николой Андриоли (Nicola Andrioli), молодым феноменом ударных Антуаном Пьером (Antoine Pierre) и давним компаньоном Филиппом Аертсом (Philippe Aerts) на басу, плюс дополнительные клавишные Филиппа Декока (Philippe Decock), и дочерью Изабель Катрин (Isabelle Catherine) на вокале в версии композиции Филиппа "Coté Jardin" с текстом Жака Дюваля (Jacques Duvall).

Газета "De Standaard": "На "Misty Cliffs" его гитара поёт, журчит, но также кусается и ищет экстази". Катрин лиричен, виртуозен и прихотлив на этом возвышенном альбоме".

В январе 2014 года на лейбле ACT Music вышел альбом NEW FOLKS - DUO ART - запись дуэта с немецким бас-гитаристом из США Мартином Виндом (Martin Wind). Сотрудничество, взаимное уважение и великолепная игра покорили слушателей во время успешных туров по Европе и США.

Получив предложение от легендарного брюссельского концертного зала Flagey организовать специальный проект для их фестиваля, Филипп Катрин решил, что сейчас самое время представить подборку своих композиций в переложении для струнного оркестра. Премьера состоялась в январе 2015 года в брюссельском Flagey. Квинтет Филипа вместе с Королевским оркестром Валлонии под управлением Фрэнка Брейли (Frank Braley) дал возвышенный концерт, который был снят национальным телевидением "VRT-Canvas".

Альбом THE STRING PROJECT: LIVE IN BRUSSELS вышел на лейбле ACT Music в сентябре 2015 года и был высоко оценен в международной прессе. Гарщински написал в JazzPress: "Это одна из лучших джазовых записей со струнными всех времён". В мае 2016 года в Гамбурге (Германия) Филипп получил с этим альбомом престижную премию ''ECHO JAZZ AWARD 2016'' в категории "лучший международный гитарист".

Осенью 2017 года Филип Катрин отметил своё 75-летие концертом в Flagey Brussels, который был полностью распродан, в специальном составе с двумя фортепиано и двумя барабанами, что привело к волшебству.

Warner Music выпустила по этому случаю бокс из 5 CD: SELECED WORKS 1974-1982 - долгожданное переиздание его ранних виниловых пластинок SEPTEMBER MAN и GUITARS, альбомов BABEL и END OF AUGUST, дополненное неотредактированными сольными записями Радио Бремена 1979 и 1982 годов. Также первый альбом Филипа STREAM был переиздан на CD японским лейблом Union Disk.

В 2017 году Катрин солировал в паре с легендой финского саксофона Ээро Койвистойненом (Eero Koivistoinen) на альбоме JAZZ LIISA 13.

В течение 2018-2019 годов Филипп Катрин выступал на таких фестивалях, как North Sea Jazz (секстет с двумя фортепиано), Middelheim Jazz (со своим "Reunion Band"), Dinant Jazz (его квартет и Джошуа Редман (Joshua Redman)), Festival Jazz sous les Pommiers в Кутансе (секстет), а также с концертами в Аргентине, Австрии, Бельгии, Бенине, Франции, Германии, Нидерландах, Португалии, Сенегале, Испании, Швейцарии...

В феврале 2019 года вышел альбом LA BELLE VIE, записанный с давним другом и соавтором Альдо Романо (Aldo Romano) на ударных и органистом Эммануэлем Бексом (Emmanuel Bex). В этом же 2019 году Катрин выпустил альбом MANOIR DE MES RÊVES, посвящённый музыке ревущих 50-60-х годов в Париже и Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), с записью трио с пианистом Свеном Фаллером (Sven Faller) и акустическим гитаристом Пауло Морелло (Paulo Morello). Программа из французских стандартов была составлена из поп-музыки, джаза и шансона. Диск был выпущен в мае на ENJA Records и получил отличные отзывы.

В 2020 году вышел диск WHITE NOISE с бас-гитаристом Мартином Виндом (Martin Wind) и голландским трубачом Аком ван Руйеном (Ack van Rooyen). В начале 2021 года ACT music выпустила THE LAST CALL, концертную запись его дуэта с Ларри Корриэллом (Larry Corryell) в Берлинской филармонии в 2017 году.

В настоящее время Outhere Music готовит к выпуску концертный альбом 75-LIVE@FLAGEY, подборку из возвышенного юбилейного концерта в 2017 года. В 2020 году KTI Japan, в ассоциации с Warner International, ремастировала и переиздала альбом STREAM.

Катрин также работал с Лу Беннеттом (Lou Bennett), Полом Куном (Paul Kuhn), Сильвеном Люком (Sylvain Luc), Майклом Мантлером (Michael Mantler), Энрико Рава (Enrico Rava), Тутсом Тилемансом (Toots Thielemans), Мирославом Витоусом (Miroslav Vitous), Альфонсом Моузоном (Alphonse Mouzon) и Збигневом Сейфертом (Zbigniew Seifert).

Филип Катрин играл в самых престижных концертных залах, от Берлинской филармонии до Карнеги-холла, от Концертгебау в Амстердаме до Олимпии и Зала Плейель в Париже и Дворца изящных искусств в Брюсселе, но он по-прежнему любит иногда играть в джаз-клубах из-за близости с публикой.

Филип Катрин получил множество наград, среди которых премия "BIRD" (1990), полученная вместе со Стэном Гетцем (Stan Getz) на фестивале в Северном море, "Django D'Or" (1998) в Париже за "Лучшего европейского джазового артиста", премии ZAMU "Lifetime Achievement Award" (2001) и "Лучший музыкант" (2002). В 2002 году он получил звание "Maestro Honoris Causa" от Антверпенской консерватории (звание, которое в предыдущие годы было присвоено таким известным артистам, как Йос ван Иммерсель (Jos van Immerseel), Сигисвальд Куйкен (Sigiswald Kuijken) и Тутс Тилеманс (Toots Thielemans)). В мае 2016 года он получил награду "Лучший международный гитарист" на церемонии "ECHO JAZZ AWARDS 2016" в Гамбурге (Германия).

Филипп Катрин неустанно и непредвзято продолжает поиск обновления и совершенства. Формулы, с которыми он выступает, дают ему ритмическую поддержку и свободу для раскрытия широкой палитры музыкальных стилей, от неотразимого грув-рок звучания до широких лирических фраз, мастером которых он является.

- Downbeat: "Он - один из самых совершенных и выдающихся гитаристов, играющих джаз."

- Le Monde: "Филип Катрин - один из последних романтиков в джазе. Филип Катрин не играет музыку: он и есть музыка. Лиризм, поражающий до глубины души. Музыка, музыка, музыка, иногда с такой простотой, которая заставляет поверить, что нет ничего проще, чем наблюдать за фотоном на его пути. Великое искусство."

18:21