Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Juini Booth / Джуини Бут

Американский джазовый бас-гитарист. Его профессиональное имя - Джуини Бут, хотя на протяжении его карьеры его прозвище писалось как Jiunie, Junie, Joony, Jooney, Joonie, Juni, Juney и Junius.

Бут родился в Буффало, младший из двух детей Артура Эдварда (Arthur Edward Booth) и Мэри Уокер Бут (Mary Walker Booth), и вырос на Честер-стрит в районе Cold Springs. Бут начал играть на фортепиано примерно в восемь лет и перешёл на виолончель, а затем на бас-гитару в 12 лет. Его прозвище возникло из-за того, что его старшая сестра в детстве не могла выговорить "Джуниор". Оба родителя Бута умерли в 1961 году, когда ему было 13 лет. Учась в Восточной средней школе, Бут был участником струнного класса и играл на бас-гитаре в оркестрах. Позже он играл в оркестре средней школы Лафайетт.

Он работал с Чаком Манджионе (Chuck Mangione) в своём родном городе в 1964-65 годах, а затем переехал в Нью-Йорк около 1966 года, где играл с Эдди Харрисом (Eddie Harris), Артом Блейки (Art Blakey) (1967), Сонни Симмонсом (Sonny Simmons) (1967-68), Марзетт Уоттс (Marzette Watts) (1966, 1968), Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard) (1968-71) и Гэри Бартцем (Gary Bartz) (1970). В 1969 году он играл с Шелли Манном (Shelly Manne) в Голливуде.

В начале 1970-х годов Бут играл в группе Тони Уильямса (Tony Williams) Lifetime (1971-73) и Маккоем Тайнером (McCoy Tyner) (1973-76), а также записывался в это время с Ларри Янгом (Larry Young) (1973), Такехиро Хондой (Takehiro Honda) и Масабуми Кикучи (Masabumi Kikuchi), с двумя последними - во время гастролей в Токио в 1974 году.

Среди сотен записей и выступлений, пожалуй, главное место занимает ATLANTIS, концертный альбом 1974 года пианиста Маккоя Тайнера (McCoy Tyner), почитаемого как один из главных участников величайшего квартета саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane).

Заглавная композиция альбома представляет собой мастер-класс по использованию способностей Бута, когда он переходит от глубокой поддержки, основанной на остинато, к соло, которое раздвигает границы гармонии мелодии, не нарушая ее ритмической динамики.

После короткого периода работы с Хамиеттом Блюеттом (Hamiett Bluiett) в 1976 году он вернулся в Буффало, хотя в 1977 году он также работал с Чико Фрименом (Chico Freeman) в Лос-Анджелесе и Джуниором Куком (Junior Cook) в Нью-Йорке. В 1977-78 годах он играл с Элвином Джонсом (Elvin Jones) и Чарльзом Толливером (Charles Tolliver).

С 1980 по 1982 год он играл с Эрни Кривдой (Ernie Krivda) в Кливленде, а также на местном уровне в Буффало. Он записывался на фрилансе с Бивером Харрисом (Beaver Harris) (1983), Стивом Гроссманом (Steve Grossman) и Джо Чемберсом (Joe Chambers) (1984), Франклином Кирмайером (Franklin Kiermyer) и другими.

Джуини Бут начал работать с Сан Ра (Sun Ra) с 1967 года и был одним из самых постоянных участников Аркестры.

На протяжении многих лет мистер Бут играл в разных местах, от Pine Grill Reunion, Calumet Arts Cafe и Tralf Music Hall до кооперативного дома Ol' Wondermoth, а в 1995 году - на сольном концерте в честь дня рождения Джона Колтрейна (John Coltrane) в книжном магазине Borders в Чектоваге.

С 1981 по 1982 Бут был музыкальным директором Центра современного искусства Hallwalls в Буффало и Ниагарского совета искусств в Сент-Катаринесе, Онтарио, в начале 1990-х годов. Он также был композитором произведений для баса.

В 1994 году он сделал попытку объединить бибоп и хип-хоп и придумал боп-хоп, собрав ряд известных местных музыкантов в группу Jazz-Jazz V.P., которая объединила старые и новые стили. Они выступали на месте старого военного мемориального стадиона на фестивале Funfest, организованном Buffalo Federation of Neighborhood Centers.

В 2014 году, отмечая своё 50-летие в качестве исполнителя, Бут устроил настоящий праздник баса в Буффало. Сначала он дал завораживающий сольный часовой концерт на бас-гитаре в Pausa Art House. Затем к нему присоединились пианист Джордж Колдуэлл (George Caldwell) и барабанщица Кармен Инторре (Carmen Intorre) в часовом концерте в составе трио. И ещё один час он и джазовый басист из Буффало Сабу Адейола (Sabu Adeyola) (который играл с Ахмадом Джамалом (Ahmad Jamal)) отыграли с перкуссией в составе группы, которую они назвали Two Bass Hit.

Цель этого специального марафона Бута двояка: отметить своё исполнительское 50-летие как джазового музыканта с мировым именем, а также отметить столетие со дня рождения одного из величайших мистиков джаза - Сан Ра (Sun Ra). Кроме того в рамках празднования он выступил в Tralf со Стэнли Кларком (Stanley Clarke) и в качестве хедлайнера в Nietzsche's с Juini Booth's Super Drum 'n' Bass. Затем он отпраздновал это событие в Лос-Анджелесе, выступив в Zebulon Cafe с шоу, которое было описано как "импровизационное выступление космических масштабов".

По словам давнего друга Бута, пианиста Кевина Дойла (Kevin Doyle), для Бута музыка была гораздо больше, чем работа. "Вы должны работать за деньги и выживать в этой культуре, но он действительно пытался заставить людей отвлечься от транзакционной природы искусства и обратить внимание на культурную составляющую создания сообщества, самоанализа и духовного роста", - сказал он.

По словам его семьи, здоровье Бута стремительно ухудшалось в течение шести недель после того, как он получил перелом бедра в результате падения у себя дома. Бут умер в возрасте 73 лет. Похороны состоялись в полдень 22 июля в похоронном бюро Томаса Т. Эдвардса, в Буффало, штат Нью-Йорк.

После его смерти друзья поделились историей о том, как Бут стал играть с Артом Блейки (Art Blakey). "Когда Арт Блейки (Art Blakey) приехал в Буффало, Джуини присоединился к группе", - вспоминал пианист Кевин Дойл (Kevin Doyle). По одной из версий, Арт Блейки (Art Blakey) сказал ему: "Когда будешь в Нью-Йорке, поищи меня!". История гласит, что Джуини на следующий день сел на поезд в Нью-Йорк, и появился с чемоданом и басом у дверей Арта Блейки (Art Blakey), и так он начал играть с группой The Jazz Messengers".

Хотя сестра Бута и не была уверена в правдивости этой истории, но она вспоминала, как Блейки ужинал с её семьёй.

"Вклад Джуини в музыку, которую мы любим, был обширным и глубоким", - сказал музыкант и музыкальный директор Hallwalls Стив Бачковски (Steve Baczkowski).

"Как в музыкальном, так и в духовном плане, его дух действительно парил, как ветер", - говорил Дойл. "В каждом месте, где он приземлялся, он оставлял очень яркое впечатление".

16:19