Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jon Hendricks / Джон Хендрикс

Американский джазовый вокалист и автор текстов. Рассматривается как один из создателей вокализа (vocalese), когда к существующим инструментальным композициям добавляется вокальные партии, или партии некоторых инструментов исполняются вокалистами. Более того, он считается одним из лучших вокалистов, использовавших в своём творчестве технику пения скэтом, при котором джазовый вокалист становится солистом. За его работы в качестве автора текстов, джазовый критик и историк Леонард Фезер (Leonard Feather) назвал его "Поэтическим лауреатом джаза", в то время как журнал Time назвал его "Джеймсом Джойсом джайва" (James Joyce of Jive). Другой известный вокалист Эл Джарроу (Al Jarreau) назвал его "вероятно лучшим джазовым вокалистом на планете – возможно, даже из когда-либо существовавших". Родился в Ньюарке и вместе с семьёй из 14-ти родственников много раз менял место жительства, следуя за назначениями своего отца, который был пастором одной из церквей, пока семья не остановилась в Толедо. Именно здесь Хендрикс начал петь с семи лет. Он вспоминал: "К тому времени, как мне исполнилось десять, я уже был местной знаменитостью в Толедо. В 12 лет я получил приглашение спеть с Фетсом Уоллером (Fats Waller), а в 13 меня пригласили петь с Тедом Льюисом (Ted Lewis) и я стал его тенью. У него в репертуаре была песня 'Me and My Shadow'. И по задумке у него был мальчишка-негритёнок, который следовал за ним как тень и повторял всё, что делал Льюис. Такой был его номер". Подростком Джон заинтересовался ударными, но продолжал петь на местной радиостанции с ещё одним жителем Толедо – пианистом Артом Тейтумом (Art Tatum). И именно в этом городе Джон повстречал свою первую жену Коллин Мур (Colleen Moore). В этом браке родилось четверо детей – Джон младший (Jon Jr.), Коллин (Colleen), Эрик (Eric) и Мишель (Michelle). После службы в армии во время Второй мировой войны Хенрикс, вернувшись домой, поступил в University of Toledo для изучения законов, воспользовавшись Джи Ай биллем (G.I. Bill), по которому, кроме прочего, ветераны имели привилегии при поступлении в высшие учебные заведения и скидки по оплате за обучение. Но к тому времени, как он должен был приступить к изучению основной программы, билль перестал действовать, и он был вынужден прекратить учёбу. Во время учёбы в колледже Хендерсон продолжал петь и начал играть на барабанах. Ещё пару лет до этого Чарли Паркер (Charlie Parker) как-то останавливался в Толедо и приглашал Хендерсона в Нью-Йорк. И вот теперь Джон отправился в Нью-Йорк и полностью ушёл в музыку. Хендрикс писал слова для сольных партий, исполняемых джазменами - форма пения, которая так никогда и не была использована в широкой практике. В 1957 Хендерсон объединяет усилия с Дейвом Ламбертом (Dave Lambert) и Энни Росс (Annie Ross), что приводит к появлению вокальной группы Lambert, Hendricks And Ross. С Джоном в качестве автора текстов, трио представило на суд критиков и слушателей своё искусство вокализа и познакомило с ним весь мир, заработав по версии музыкального журнала Melody Maker стойкую репутацию "Вокальной группы номер один в мире" ("Number One Vocal Group in the World") на протяжении пяти лет. Их альбом SING A SONG OF BASIE становится ранним примером такого технического приёма звукозаписи, как наложение – когда артист, слушая в наушниках ранее сделанную запись, исполняет другую партию. Хендрикс пишет не только тексты к мелодиям, но и полные аранжировки к инструментальным соло. Ярким примером может служить соло на тенор саксофоне Бена Уэбстера (Ben Webster) в оригинальной записи Эллингтона (Duke Ellington) "Cotton Tail", которая присутствует на альбоме LAMBERT, HENDRICKS AND ROSS! (1960). Его слова к композиции Бенни Голсона (Benny Golson) "I Remember Clifford" были записаны несколькими другими вокалистами, включая Дину Вашингтон (Dinah Washington), Кармен МакРэй (Carmen McRae), Ненси Уилсон (Nancy Wilson), Рея Чарльза (Ray Charles), группу The Manhattan Transfer и Хелен Меррилл (Helen Merrill). Этот коллектив продолжает выступать в середине 1960-х (последнюю пару лет на смену Росс пришла Иоланда Баван (Yolande Bavan). После шести лет существования трио распалось, оставив внушительный каталог легендарных записей, большинство из которых переиздаются до сих пор. Многие музыканты, в числе которых Ван Моррисон (Van Morrison), Эл Джерроу (Al Jarreau) и Бобби МакФеррин (Bobby McFerrin), называют трио LH&R в числе повлиявших на них исполнителей. Песня "Yeh Yeh", для которой Хендрикс написал слова, в 1965 становится хитом в исполнении британского R&B-джазового вокалиста Джорджи Фейм (Georgie Fame), который продолжил и в дальнейшем исполнять, и записывать песни из репертуара Lambert, Hendricks & Ross. В 1966 Хендрикс записывает "Fire in the City" с группой Warlocks, которая вскоре изменила своё название на Grateful Dead. Хендрикс написал слова к нескольким композициям Телониуса Монка (Thelonious Monk), включая "In Walked Bud", которую он исполнил на альбоме Монка UNDERGROUND (1968). Для выступлений на Monterey Jazz Festival в 1960, он создаёт и блистает в мюзикле, который он назвал EVOLUTION OF THE BLUES SONG, и в котором были задействованы такие известные вокалисты как Джимми Уизерспун (Jimmy Witherspoon), Ханна Дин (Hannah Dean) и "Биг" Миллер ("Big" Miller), как и саксофонисты Бен Уэбстер (Ben Webster) и Пони Поиндекстер (Pony Poindexter). Ансамбль исполнил не только материал на слова и музыку Хендрикса, но и классику Перси Мэйфилда (Percy Mayfield) "Please Send Me Someone to Love", госпел Ди Лав (D. Love) "That's Enough", и неувядающий блюз "C.C. Rider". В 1961 Columbia Records выпустила LP с записью этого представления и позднее Хендрикс презентовал это шоу в Сан-Франциско; и в Westwood Playhouse в Лос-Анджелесе, где концерт был спродюсирован Бёртоном Марксом (Burton Marks) и Марком Грином (Mark Green); и в Нью-Йорке. Хендрикс начинает сольную карьеру, и после развода со своей первой женой Коллин в 1968 перевозит детей в Лондон, частично объясняя этот шаг желанием дать детям лучшее образование. В этот период он гастролирует по Европе и Африке, выступает на британском телевидении и в 1971 появляется в фильме JAZZ IS OUR RELIGION (который основан на фотографиях Вала Уилмера (Val Wilmer), как и во французском фильме HOMMAGE À COLE PORTER. Пятью годами позже семья Хендрикса поселилась в Mill Valley, California, где Хендрикс начал работать как джазовый критик для San Francisco Chronicle, преподавал в классах в California State University в Sonoma и в University of California в Berkeley. Он написал часть материала для постановки об истории джаза EVOLUTION OF THE BLUES, которая ставилась на сцене Off-Broadway Theatre в San Francisco в течение пяти лет и ещё год в Лос-Анджелесе. Его телевизионный документальный фильм SOMEWHERE TO LAY MY WEARY HEAD был удостоен наград Emmy, Iris и Peabody. Хендрикс записал несколько сольных работ, высоко оценённых критиками. Некоторые из них с участием его жены Юдит (Judith), в создании других приняли участие его дочери Мишель (Michele) и Ария (Aria). Он продолжил сотрудничество со старыми друзьями The Manhattan Transfer при создании альбома VOCALESE (1985), который был удостоен семи наград Grammy. Он работал в комитете в Kennedy Center Honors при президентах Картере, Рейгане и Клинтоне. В 2000 Хендрикс возвращается в свой родной город, где начинает преподавать в University of Toledo, где получил должность заслуженного профессора на факультете джазовых исследований и получил почётную докторскую степень исполнительских искусств. Он становится первым американцем, которого пригласили читать лекции в знаменитой Sorbonne в Париже. Его вокальная группа из 15 участников Jon Hendricks Vocalstra at the University of Toledo вступила в 2002 в Sorbonne. Хендрикс написал слова и к некоторым классическим произведениям, в числе которых "On the Trail" из Grand Canyon Suite Ферде Грофа (Ferde Grofe). Группа The Vocalstra исполнила вокальную версию "Scheherazade" Римского-Корсикова при участии Toledo Symphony. Летом 2003 Хендрикс отправился в турне с "Four Brothers", квартетом в составе с Хендриксом, Куртом Эллингом (Kurt Elling), Марком Мёрфи (Mark Murphy) и Кевином Махогени (Kevin Mahogany). Он работает над словами и аранжировками ко второму концерту Рахманинова для фортепиано, становится автором двух книг, продолжает преподавать и гастролирует с Vocalstra. Пишет слова к Piano Prelude No. 1 Гершвина (George Gershwin) для альбома ACROSS THE BLUE MERIDIAN (2004) в исполнении а капелла ансамбля Pieces of 8's. С Аль Пачино (Al Pacino) появляется в фильмах White Men Can't Jump (1992) и People I Know (2002). В 2012 Хендрикс появился в документальном фильме No One But Me, в котором среди прочего обсуждалось творчество его коллеги и друга – вокалистки Энни Росс (Annie Ross). В 2015 Хендрикс потерял свою вторую супругу Юдит, причиной смерти которой стала опухоль мозга. В 2016 Хендрикс появился в трёх треках "Meet Me At Minton's", записанного JC Hopkins Biggish Band. Он исполнил вокализ на заглавном треке "Suddenly (In Walked Bud)", спел дуэтом в композиции Монка (Thelonious Monk) "How I Wish (Ask Me Now)" с Джазмейей Хорн (Jazzmeia Horn) - певицей и победительнице конкурса имени Телониуса Монка 2016 года (Thelonius Monk Competition). К моменту записи Хендриксу исполнилось 93, а Хорн - 23. В 2017 Хендрикс завершил работу над вокализированием альбома MILES AHEAD, включая соло Майлса Девиса (Miles Davis) и оркестровки Гила Эванса (Gil Evans). Премьера работы состоялась в Нью-Йорке с участием британского хора London Vocal Project, к которому присоединился Хендрикс, далее были студийные записи. Хендрикс покинул этот мир 22 ноября 2017, добравшись до преклонного возраста в 96 лет.
23:27