Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jimmy Garrison / Джимми Гаррисон

Американский джазовый контрабасист. Наибольшую известность получил благодаря сотрудничеству с Джоном Колтрейном (John Coltrane) в период с 1961 по 1967.

Гаррисон стал широко известен как басист одной из самых важных джазовых групп - классического квартета Джона Колтрейна (John Coltrane) с барабанщиком Элвином Джонсом (Elvin Jones) и пианистом МакКоем Тайнером (McCoy Tyner). В течение своей карьеры Гаррисон также работал и с другими выдающимися саксофонистами, в числе которых Фароа Сандерс (Pharoah Sanders), Арчи Шеппа (Archie Shepp) и Орнетт Коулман (Ornette Coleman).

Особого внимания заслуживает работа Гаррисона с Коулманом; его приземлённый, твёрдый подход резко контрастировал с работами других, более утончённых басистов в группе саксофониста, таких как Дэвид Изенсон (David Izenson) или Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro). Ритм-секция Гаррисон / Элвин Джонс (Elvin Jones) преобразила игру Коулмана на двух очень недооценённых альбомах, сделанных для Blue Note - NEW YORK IS NOW (1968) и LOVE CALL (1968). Больше нигде в записях Коулман не звучит так стойко и страстно. Гибкая мелодичность, которая отличает более раннюю игру саксофониста, дополняется более выраженной физичностью, которая выдвигает на первый план блюзовый аспект; в немалой степени это связано с сосредоточенной энергией Гаррисона и Джонса, которая заставляет Коулмана работать сильнее, чем когда-либо.

Конечно, именно с Колтрейном Гаррисон оставил свой самый заметный след. Хотя Гаррисон мог быть неотразимым солистом, когда представлялся случай (оцените его работу на альбоме A LOVE SUPREME), ему не нужно быть в центре внимания, чтобы быть эффективным. Его подталкивающее чувство времени никогда не подводило, а музыкальное сопереживание с теми, кто его окружал, было полным.

Гаррисон вырос в Майами, Флориде и Филадельфии, где он научился играть на басу. Гаррисон достиг совершеннолетия на джазовой сцене Филадельфии 1950-х, в которую входили коллеги-басисты Реджи Уоркман (Reggie Workman) и Генри Граймс (Henry Grimes), пианист МакКой Тайнер (McCoy Tyner) и трубач Ли Морган (Lee Morgan). Между 1957 и 1962 Гаррисон играл и записывался с трубачом Кенни Дорхэмом (Kenny Dorham); кларнетистом Тони Скоттом (Tony Scott); барабанщиком Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones); и саксофонистами Билл Бэрроном (Bill Barron), Ли Коницем (Lee Konitz) и Джеки Маклином (Jackie McLean), а также Кёртисом Фуллером (Curtis Fuller), Бенни Голсоном (Benny Golson), Ленни Тристано (Lennie Tristano) и Фароа Сандерсом (Pharoah Sanders), среди прочих. В 1959 он записался с Орнеттом Коулманом (Ornette Coleman), появившись на альбомах Коулмана ORNETTE ON TENOR и THE ART OF THE IMPROVISORS (Atlantic).

Формально он присоединился к квартету Колтрейна в 1962, заменив Уоркмана. Длинный блюз в составе трио "Chasin 'the Trane" становится одним из его первых записанных выступлений с Колтрейном (John Coltrane) и Элвином Джонсом (Elvin Jones). На самом деле ещё 21-26 октября 1960 он участвовал в записи альбома Колтрейна MY FAVORITE THINGS (Atlantic).

Он продолжал играть с Колманом и другими - Кэлом Мэсси (Cal Massey), Уолтером Бишопом-младшим (Walter Bishop, Jr.) и Дорхэмом, в числе прочих, - но к 1962 его работа с Колтрейном по существу стала постоянной. Гаррисон оставался с Колтрейном до смерти саксофониста в июле 1967. The Olatunji Concert: The Last Live Recording (Impulse!, 2001) - концертная запись, сделанная Колтрейном всего за пару месяцев до его смерти, включала Гаррисона с Фароао Сандерса (Pharoah Sanders), Элис Колтрейн (Alice Coltrane), Рашид Али (Rashied Ali) и Джумма Сантос (Jumma Santos).

Гаррисон присутствовал на многих записях Колтрейна, включая A LOVE SUPREME. На концертах с Колтрейном Гаррисон часто играл импровизированные соло без аккомпанемента, иногда в качестве вступления к песням до того, как к ним присоединились другие музыканты. После смерти Джона Колтрейна (John Coltrane) Гаррисон работал и записывался с Элис Колтрейн (Alice Coltrane), Хэмптоном Хоузом (Hampton Hawes), Арчи Шеппом (Archie Shepp), Клиффордом Торнтоном (Clifford Thornton) и группами под руководством Элвин Джонс (Elvin Jones).

Гаррисон и Элвин Джонс (Elvin Jones) записались с Колеманом в 1968, и некоторые критики считают, что на таких альбомах как NEW YORK IS NOW! и LOVE CALL, они продемонстрировали более сильную игру, чем обычно. Гаррисон продолжил работать с Орнеттом Коулманом (Ornette Coleman) и играл на сессиях звукозаписи, возглавляемых Фароа Сандерсом (Pharoah Sanders), Элвином Джонсом (Elvin Jones), Арчи Шеппом (Archie Shepp), Сонни Роллинзом (Sonny Rollins) и Элис Колтрейн (Alice Coltrane).

В 1971 и 1972 Гаррисон преподавал в качестве приглашенного артиста в Уэслианском университете и колледже Беннингтон. Уильям Паркер (William Parker), один из самых уважаемых басистов конца 90-х - начала 2000-х, был одним из его учеников.

У Джимми Гаррисон было четыре дочери и сын. От первой жены Робби (Robbie) у него было три дочери, Робин, Лори и Джой Гаррисон (Joy Garrison), которая стала джазовой вокалисткой и перебралась жить в Италию. Со второй женой, танцовщицей и хореографом Робертой Эскамилла Гаррисон (Roberta Escamilla Garrison), у него родились Майя Клэр (Maia Claire) и Мэтт Гаррисон (Matt Garrison), ставший джазовым басистом.

Джимми Гаррисон умер от рака легких 7 апреля 1976.

25 июня 2019 журнал The New York Times назвал имя Джимми Гаррисона в числе сотен музыкантов, чьи записи якобы были уничтожены во время пожара в хранилищах Universal в 2008.

17:52