Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Gunther Schuller / Гюнтер Шуллер

Американский композитор, дирижёр, автор, историк, валторнист и джазовый музыкант.

Гюнтер (Александр) Шуллер был рождён в семье немецких эмигрантов в нью-йоркском районе Queens. Его отец Артур (Arthur E. Schuller) играл в струнной группе New York Philharmonic Orchestra. В 1937 Гюнтер Шуллер поступил в школу церковно-хорового пения Saint Thomas Choir School.

Неудивительно, что после изучения нескольких инструментов, включая флейту и валторну, вместе с аранжировкой, композицией и теорией музыки, Шуллер начал играть в симфонических оркестрах. В 15 лет он профессионально играет на валторне в составе American Ballet Theatre (1943). Валторнистом в возрасте 16 лет он принимал участие в американской радио премьере Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича. Дирижировал тогда этим исполнением Артуро Тосканини (Arturo Toscanini). Затем он занимает место валторниста в составе Cincinnati Symphony Orchestra (1943–45), после чего наступает период работы в The Metropolitan Opera Orchestra, который продлился до 1959.

Одновременно Шуллер проходит обучение на предварительном отделении при Manhattan School of Music. Тем не менее, он так и не стал студентом этого учебного заведения, да и вообще не получил никакого высшего музыкального образования. Хотя впоследствии преподавал композицию в этой школе музыки. В этот период становления Шуллер познакомился с теорией Арнольда Шёнберга (Arnold Schönberg), которая увлекла композитора. В 1945 прозвучал его первый "Валторновый концерт" ("The Horn Concerto"). Он же выступил в качестве композитора.

10 лет работы в классике оказались достаточными, чтобы обратиться к джазу, который в его случае, однако, навсегда сохранил симфоническое звучание. В результате в качестве валторниста он участвовал в записях Майлза Дэвиса (Miles Davis), Гила Эванса (Gil Evans), Лало Шифрина (Lalo Schifrin). Он писал композиции и аранжировки для Modern Jazz Quartet.

Шуллер становится участником, если не заговорщиком музыкальной акции Майлса Девиса (Miles Davis) конца 40-х – начала 50-х. Позднее в содружестве с пианистом Джоном Льюисом (John Lewis) становится главным вдохновителем и основной движущей силой "третьего течения". В 1955 по инициативе преимущественно двух людей – Гюнтера Шуллера и пианиста, лидера The Modern Jazz Quartet Джона Льюиса (John Lewis) было создано Общество современного джаза (Modern Jazz Society), первый концерт которого состоялся в этом же году в Town Hall в Нью-Йорке. Позднее оно становится известно, как Общество джазовой и классической музыки (Jazz And Classical Music Society). В сущности, под именем Джона Льюиса во второй половине 50-х идёт продолжительная попытка соединения импровизационной музыки и академических приёмов XX века.

Джон Льюис (John Lewis) и Гюнтер Шуллер встретились ещё в 1949 при записи знаменитого проекта Майлза Дэвиса (Miles Davis), который получил впоследствии название BIRTH OF THE COOL. Так что всё в этой жизни не случайно. Эти правильные люди правильно встретились и продолжили своё взаимодействие в конце 50-х. Во всяком случае, благодаря деятельности Общества джазовой и классической музыки возникла запись альбома MODERN JAZZ CONCERT, сделанная в 1956 и 1957. В этом альбоме звучат оркестровые композиции Джона Льюиса (John Lewis), Джей Джей Джонсона (J.J. Johnson), Чарльза Мингуса (Charles Mingus), Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre), Джорджа Расселла (George Russell), Гюнтера Шуллера.

И дальше произошло очень важное событие, благодаря которому, в том числе, его имя остаётся и останется в истории музыки. На одной из лекций в Brandeis University в 1957, чтобы определить некий "новый тип музыки", который тогда активно зарождался и который был "расположен между джазом и академической музыкой", именно Гюнтер Шуллер ввёл термин музыка "третьего течения" ("third stream"). Этот термин закрепился и существует в настоящее время. Он становится горячим сторонником этого стиля и создаёт множество работ в соответствии с его принципами, в числе которых TRANSFORMATION (1957, для джазового ансамбля), CONCERTINO (1959, для джазового квартета и оркестра), ABSTRACTION (1959, для нонета) и VARIANTS ON A THEME OF (1960, для 13 инструментов), привлекая таланты Эрика Долфи (Eric Dolphy) и Орнетта Колмена (Ornette Coleman). В 1966 он сочиняет оперу THE VISITATION.

В качестве иллюстрации этого термина хотелось бы порекомендовать к прослушиванию одну из работ Гюнтера Шуллера. Это "Симфония для медных духовых и перкуссии, опус 16-й". Причём это часть из этой симфонии "Andante-Allegro", которую исполняет духовой ансамбль Общества джазовой и классической музыки (Brass Ensemble Of The Jazz And Classical Music Society). Занят там и сам Гюнтер Шуллер, он играет на валторне в этом составе. Кстати, там играют много музыкантов, которые знакомы любителям джаза. В их числе – пианист Джон Льюис (John Lewis), кларнетист и саксофонист Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre), тромбонист Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson). Но дирижирует этим составом академический дирижёр Димитрий Митропулос (Dimitri Mitropoulos). Запись происходила в 1957 и была выпущена на очень интересной пластинке фирмы Columbia, которая как раз представляет "музыку третьего течения" и которая называется MUSIC FOR BRASS.

Шуллер продолжает совмещать свои интересы к классике и джазу, как в своей исполнительской манере, так и при сочинении музыки и в преподавательской деятельности. В числе джазовых музыкантов, для которых он пишет музыку, а иногда и записывается с ними, были Орнетт Колмен (Ornette Coleman), Эрик Долфи (Eric Dolphy), Билл Эванс (Bill Evans) и Джон Льюис (John Lewis).

Ещё во времена рэгтайма были предприняты попытки свести вместе джаз и европейские традиции классической музыки. Среди исторически зафиксированных попыток слить воедино джаз и классику – можно назвать симфо джаз Пола Уайтмена (Paul Whiteman), "В Тумане" Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke), "Новации В Современной Музыке" Стена Кентона (), период симфонического Эллингтона (Duke Ellington), "Небеса Америки" Орнетта Колмена (Ornette Coleman), "Рапсодия В Блюзовых Тонах" Джорджа Гершвина (), "Концерт Чёрного Дерева" Игоря Стравинского, "Стекляный Город" Боба Граеттингера (Bob Graettinger). Чарли Паркер () также проявлял интерес к потенциальным возможностям этого синтеза. Он собирался заняться изучением композиции у самого Эдгара Варезе (Edgar(d) Varèse).

Третье течение соблазнило многих музыкантов. Саксофониста Арта Пеппера (), трубача Клиффорда Брауна (), певицу Билли Холидей (Billie Holiday). Слияние джаза и классики происходило в те годы, когда такие джазмены как Орнетт Коулмен (Ornette Coleman), Сесил Тэйлор (Cecil Taylor), Джон Колтрейн (John Coltrane), Энтони Брэкстон (), Джеймс Ньютон (James Newton) вели поиск в направлении свободного джаза, а в классической музыке также атональная и какофоническая сторона звучания привлекали внимание многих композиторов. И если в творчестве Гюнтера Шуллера выпукло выступает эта сторона современной музыки, в целом, третье течение весьма часто тяготело к созданию сладкого струнного фона для напористых рельефных джазовых импровизаций.

В 1959 Шуллер перестаёт играть и полностью посвящает себя сочинению музыки, преподаванию и работе в качестве дирижёра и руководителя оркестров. Свою дирижёрскую деятельность он осуществляет по всему миру, преподаёт и записывается с такими звёздами, как Диззи Гиллеспи () и Джон Льюис (John Lewis). Шуллер является автором более 190 оригинальных композиций во многих музыкальных жанрах.

В 1960 вышел альбом THIRD STREAM MUSIC. И на этом альбоме была представлена уже полностью концепция соединения музыки академической и джаза. На альбоме были композиции Джона Льюиса (John Lewis), Гюнтера Шуллера и Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre).

В 1961 появилась ярчайшая запись "прогрессив-джаза" – альбом JAZZ ABSTRACTIONS, вышедший под именем Джона Льюиса (John Lewis), который, однако, сам не участвовал в записи этого альбома, но был своеобразным покровителем опытов, которые делались под его началом и руководством Гюнтера Шуллера усилиями молодых музыкантов-революционеров, создававших фактически "новую музыку". Этот альбом представил теснейшую связь представителей нового направления с зарождавшимся “фри-джазом”, с одной стороны, и с “интеллектуальным джазом”, с другой. Сам альбом посвящён памяти контрабасиста Скотта ЛаФаро (Scott LaFaro), погибшего в автокатастрофе через несколько месяцев после его участия в записи данного альбома.

Среди участников: саксофонист Орнетт Коулмен (Ornette Coleman), кларнетист и саксофонист Эрик Долфи (Eric Dolphy), гитарист Джим Холл (), пианист Билл Эванс (Bill Evans), струнный квартет Contemporary String Quartet. Структура музыки, которую фактически создавал Гюнтер Шулер, была чрезвычайно сложна. В мае 1960 Гюнтер Шуллер представил семь опытов подобного рода в серии концертов "Jazz Profiles" в Нью-Йорке. Примером может послужить одна из композиций Гюнтера Шуллера, которая называется "Abstraction". Структура этой четырёхминутной пьесы весьма непроста: она построена в зеркальной симметрии вокруг центральной оси – сымпровизированного без аккомпанемента пассажа Орнетта Коулмена (Ornette Coleman). Пьеса начинается с коротких подчинённых атональных мотивов. Их исполняет гитара. Постепенно они уплотняются и усиливаются. Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) накладывает импровизированные линии на нарастающие пассажи. Участвуют в записи выше названные люди. Кстати, Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro) играет на контрабасе. Есть струнный квартет, есть Джим Холл (). Гюнтер Шуллер, который является автором данной композиции, присутствует здесь виртуально.

А в 1962 Гюнтер Шуллер написал и издал книгу "Техника игры на валторне" ("Horn Technique"). Эта книга актуальна и по сию пору.

Очередной образец такого рода музыки возник в 1966 в Государственной опере Гамбурга, где была представлена опера Гюнтера Шуллера под названием THE VISITATION. Чуть позже джазовые и импровизирующие музыканты, которые участвовали в этой опере, были приглашены на концерт на сцене той же самой Гамбургской оперы. И релиз, который вышел некоторое время спустя благодаря этому концерту, получил название JAZZ AT THE OPERA. Это была музыка "третьего течения", которой дирижировал Гюнтер Шуллер, однако под его руководством выступал не большой оркестр, а некая группа импровизирующих музыкантов. Сложность задачи была невероятной, притом, что композиционный элемент был весьма существенен. Имена музыкантов, которые участвовали в концерте, говорят сами за себя. Это цвет европейского джаза и европейской импровизационной музыки. В их числе: трубач из Югославии Душко Гойкович (Dusko Goykovich), немецкий тромбонист Альберт Мангельсдорф (), немецкий кларнетист Рольф Кюн (Rolf Kühn), тенор-саксофонист и флейтист Бент Йэдиг (Bent Jaedig), Джон Итон (John Eaton) – за фортепиано, басист Петер Трунк (Peter Trunk), Ральф Хюбнер (Ralph Hübner) - ударные инструменты. Ну и за дирижёрским пультом, если таковой был во время этого концерта в 1967, Гюнтер Шуллер.

В 60-х и 70-х Шуллер работает в должности президента New England Conservatory, в стенах которой создаёт The New England Ragtime Ensemble. В этот период он занимает различные позиции в летнем лагере Boston Symphony Orchestra, располагавшемся в Tanglewood, с 1965 по 1969 он директор различных новых музыкальных проектов, а с 1970 по 1984 музыкальный директор Tanglewood Music Center, создатель и вдохновитель Tanglewood Festival of Contemporary Music (фестиваля современной музыки).

Шуллер становится сооснователем Lennox School of Jazz и в последствии преподаёт в ней, а позднее учит в New England Conservatory. Он также проявляет активность в издательской деятельности и звукозаписи, основав свои компании в обеих сферах. Также он много пишет джазового материала и кроме многочисленных статей в различных журналах, он является автором важной трилогии, первые два тома которой называются "Early Jazz: Its Roots And Musical Development" (1968) и "The Swing Era: The Development Of Jazz, 1930-1945" (1989).

Гюнтер Шуллер занимался не только экспериментами. Он занимался очень много и старой американской музыкой. Впрочем, его усилия были замечены. Он не раз получал различные престижные премии. В том числе в 1994 ему присудили Пулитцеровскую премию. Шуллер сыграл очень важную роль, конечно же, в становлении джазового авангарда, и в то же время очень высоко оценивается его большая работа по восстановлению ранних доджазовых жанров. В том числе им была создана оркестровка и поставлена единственная опера, которую в своё время написал главный автор огромного количества рэгтаймов Скотт Джоплин (Scott Joplin). Премьера оперы Treemonisha прошла в Houston Grand Opera как раз под руководством Гюнтера Шуллера в 1975. Он занимался специально с ансамблем, который получил название New England Ragtime Ensemble и который очень много приложил усилий для воссоздания звучания старой американской доджазовой музыки, в частности рэгтаймов. Несколько дисков, несколько программ этих рэгтаймов были представлены не только в США. Шуллер приезжал с этим ансамблем в Советский Союз, выступал в Москве и в Ярославле на джазовом фестивале.

Гюнтер Шуллер в течение многих лет был президентом Консерватории в Новой Англии в Бостоне. Вообще он много занимался преподаванием в Манхэттенской школе музыки и в Йельском университете, руководил Музыкальным центром Беркшира.

Ну и, конечно, после Гюнтера Шуллера осталось огромное число сочинений. Такие композиции Шуллера, как "Symphonic Tribute To Duke Ellington", "7 Studies On Themes Of Paul Klee", "The Visitation" и многие другие хорошо известны, записаны.

Композитор подготовил более 200 радиопередач о современной музыке и джазе, открыл музыкальные издательства, им создан лейбл GM Recordings. Шуллер становится главным редактором Jazz Masterworks Editions, и со-директором Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra в Вашингтоне. Спектр его работ очень широк. Например, Гюнтер Шуллер реконструировал, редактировал и провёл посмертную премьеру работы Чарльза Мингуса (Charles Mingus) EPITAPH, которая никогда не исполнялась при жизни этого великого музыканта. Это произошло в 1989 в Lincoln Center. Впоследствии запись была выпущена фирмой Columbia/Sony Records. Шуллер автор двух важнейших книг по истории джаза - Early Jazz (1968) и The Swing Era (1991).

В числе его студентов были Ирвин Свок (Irwin Swack), Ральф Пэтт (Ralph Patt), Джон Ферритто (John Ferritto), Эрик Александер Хьюитт ( Hewitt), Мухаммед Файруз (Mohammed Fairouz), Оливер Кнуссен (Oliver Knussen), Нэнси Зельтман (Nancy Zeltzman), Рикардо Далли Кардилло (Riccardo Dalli Cardillo) и сотни других.

С 1993 и до самой смерти Шуллер работал артистическим директором Northwest Bach Festival, проходившего в Spokane, штат Washington. Каждый год на сцене фестиваля были представлены работы Баха (J.S. Bach) и других композиторов в различных заведениях города Spokane. На фестивале в 2010 Шуллер дирижировал при исполнении "Мессы в Б миноре" (Mass in B minor) в St. John's Cathedral, спетой камерным хором из Eastern Washington University под аккомпанемент оркестра Spokane Symphony. Другими запоминающимися работами дирижёра Шуллера на этом фестивале стали "St Matthew Passion" в 2008 и "Messiah" Ганделя (Handel) в 2005.

Сотрудничество Шуллера с симфоническим оркестром Spokane началось в 1982, когда он как приглашённый дирижёр, руководил оркестром в течение недели. Затем в 1984–1985 он был музыкальным директором фестиваля и впоследствии регулярно работал как приглашённый дирижёр. Шуллер также был артистическим директором аналогичного фестиваля в расположенном неподалёку Sandpoint.

Сам он продолжал создавать крупные формы, и на 85-летие Гюнтера Шуллера The Boston Symphony Orchestra под руководством Джеймса Левайна (James Levine) в 2009 состоялась премьера его модернистской оркестровой работы WHERE THE WORD ENDS, состоящей из четырёх частей по примеру симфоний. Это одно из последних сочинений Гюнтера Шуллера.

В 2011 Шуллер опубликовал первый из двух томо своей автобиографии : A Life in Pursuit of Music and Beauty.

В 2013 прошла премьера новой аранжировки оперы Скотта Джоплина (Scott Joplin) TREEMONISHA. Исполнение прошло как часть сезона The Rest is Noise при поддержке лондонского South Bank.

В 1948 Гюнтер взял в жёны певицу и пианистку Марйори Блек (Marjorie Black). В браке родились двое сыновей Джордж (George) и Эдвин (Edwin). Супруга умерла в 1992. У великого композитора также был брат Эдгар (Edgar).

Шуллер умер в Бостоне в 2015 от осложнений, вызванных лейкемией.

Награды и почести

Шуллер обладатель многих наград, включая:

пулицеровскую премию 1994 (Pulitzer Prize) за композицию Of Reminiscences and Reflections, написанную для Louisville Orchestra; награду гению от фонда MacArthur Foundation в 1991; 1-е место в Kennedy Center Friedheim Awards (1987); William Schuman Award (1988), присуждённую Columbia University за "достижения в течение всей жизни в области сочинения американской музыки"; десять почётных степеней; он обладатель Ditson Conductor's Award в 1970; в 1993 журнал Down Beat присудил ему Lifetime Achievement Award за вклад в развитие джазового искусства; фонд BMI Foundation присудил очередную Lifetime Achievement Award в следующем 1994.

В 2005 состоялся фестиваль музыки Шуллера при участии Boston Symphony, которым дирижировал Брюс Брубейкер (Bruce Brubaker), Harvard University и New England Conservatory. В 2015 Шуллера наградили медалью за достижения всей жизни от MacDowell Colony. "Как композитор и преподаватель, - сказала композитор Аугуста Рид Томас (Augusta Read Thomas), председатель комитета по отбору кандидатов на награду MacDowell, - он стал вдохновителем нескольких поколений студентов, став для них примером открытий и экспериментаторства".

15:01