Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Cedar Walton / Сидар Уолтон

Американский джазовый пианист, работавший, в основном, в стилях боп и пост-боп.

Он стал широко известен как участник группы барабанщика Арта Блэйки (Art Blakey) The Jazz Messengers. Один из самых ценимых аккомпаниаторов хард-бопа, Сидар Уолтон был разносторонним пианистом, чьи фанковые прикосновения и глубокое мелодическое чувство украшали записи многих величайших джазовых исполнителей. Он также был одним из самых недооцененных композиторов; хотя он всегда был первоклассным интерпретатором стандартов, Уолтон написал ряд отличных мелодий ("Mosaic", "Bolivia", "Holy Land", "Mode for Joe" и "Ugetsu/Fantasy in D" и др.).

При этом Сидар Уолтон не был "пиротехником" - экспансивным солистом, притягивающим всё внимание к себе своей виртуозностью. По мнению историков джаза, он прежде всего был идеальным партнёром. Знаменитый джазовый критик из газеты Chicago Tribune Ховард Райх определил как-то основные качества игры пианиста Уолтона как "тонкость и сдержанность", а один из биографов пианиста назвал его "музыкантом, чей аккомпанемент ценился в джазовом мэйнстриме превыше всего". Мало кто знает, что именно Сидар Уолтон играл в самой первой записи одной из самых сложных джазовых композиций своего времени, "Giant Steps" Джона Колтрейна (John Coltrane) в апреле 1959 года, и в отличие от легендарного Томми Флэнегана (Tommy Flanagan), чья игра звучит на сделанной месяцем позже классической записи этой, по тем временам, необыкновенно трудной для исполнения вещи, Сидар ни разу не остановился.

Уолтон родился и вырос в Далласе, штат Техас. Его мать Рут, начинающая концертная пианистка, была его первым учителем, и часто брала его с собой посмотреть выступления приезжавших в Даллас джазовых исполнителей. Уолтон называл Ната Кинг Коула (Nat King Cole), Бада Пауэлла (Bud Powell), Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Арта Тейтума (Art Tatum) в качестве своих основных влияний на фортепиано. Он начал подражать записям этих исполнителей с раннего возраста.

После недолгого обучения в Университете Дилларда в Новом Орлеане в 1951 году 17-летний Сидар поступил в Университет Денвера по специальности "композиция", но ему посоветовали перейти на программу музыкального образования с целью карьеры в местной системе государственных школ. Впоследствии это оказалось чрезвычайно полезным, так как он научился играть и аранжировать для различных инструментов, и этот талант он совершенствовал в группе Art Blakey's Jazz Messengers.

Уолтона прельщали перспективы работы в Нью-Йорке благодаря его связям с Джоном Колтрейном (John Coltrane), Чарли Паркером (Charlie Parker) и Ричи Пауэллом (Richie Powell), с которыми он познакомился на внеурочных сессиях в Денвере. В 1955 году он решил бросить учёбу и поехал с другом в Нью-Йорк. Он быстро получил признание у Джонни Гэрри (Johnny Garry), который в то время управлял клубом Birdland.

И всё бы хорошо, но, как не окончивший университетского курса, Сидар подлежал призыву в вооружённые силы США… В конце 1955 года он уже тянул армейскую лямку в составе американского контингента в Западной Германии. По счастливой случайности служба в армейском оркестре позволила ему познакомиться и играть с несколькими восходящими звёздами джаза, включая Лео Райта (Leo Wright), Дона Эллиса (Don Ellis) и Эдди Харриса (Eddie Harris).

После демобилизации через два года он продолжил начатое, играя в качестве сайдмена с Кенни Дорхэмом (Kenny Dorham), на альбоме которого 1958 года THIS IS THE MOMENT! состоялся его дебют в звукозаписи. Он присоединился к джаз-тету под руководством Бенни Голсона (Benny Golson) и Арта Фармера (Art Farmer) и играл с ними с 1958 по 1961 год. В апреле 1959 года он записал альтернативный дубль "Giant Steps" с Джоном Колтрейном (John Coltrane), но не солировал.

В 1961 году Уолтон присоединился к группе Арта Блейки (Art Blakey) Jazz Messengers в качестве пианиста-аранжировщика (в тот же день к группе присоединился Фредди Хаббард (Freddie Hubbard)). Он не только составлял гармонический фундамент этого мощнейшего коллектива и впечатляюще солировал в нём, но и написал несколько тем, которые утвердились в обширном репертуаре "Посланцев джаза" на следующие два с половиной десятилетия. Теперь эти темы считаются классикой и прочно вошли в корпус джазовых стандартов; прежде всего это "Firm Roots", "Bolivia" и "Ugetsu".

Сидар Уолтон так описывал первые впечатления от работы у Блэйки: "Мы с Фредди Хаббардом присоединились к "Посланцам джаза" в один и тот же день. На первой же репетиции я предложил сыграть "Mosaic" — [мою] композицию, которую я пытался сыграть с Артом Фармером (Art Farmer), но у Jazztet с ней были трудности. Когда я принёс её "Посланцам", Уэйн [Шортер], Кёртис [Фуллер], Фредди [Хаббард] и Арт [Блэйки] проглотили её, как сладкий пирожок".

    (из книги: Мишель Мёрсер, «Footprints: жизнь и творчество Уэйна Шортера».

Четыре года в составе Jazz Messengers сделали Сидара Уолтона звездой мировой джазовой сцены.

В 1964 году он покинул Messengers и к концу 1960-х годов стал членом студийной ритм-секции звукозаписывающей компании Prestige Records: владелец лейбла Боб Уайнсток (Bob Winestock) в это время уже не продюсировал записи сам, а новое поколение продюсеров, в первую очередь Боб Портер (Bob Porter), постоянно привлекало к записи Сидара Уолтона, зная, что, во-первых, он идеальный партнёр-аккомпаниатор, а во-вторых — ему не нужно долго репетировать (а ведь лейбл Prestige Records был известен тем, что, в отличие от Blue Note, не платил музыкантам за репетиции).

Помимо выпуска собственных записей, он записывался с Сонни Криссом (Sonny Criss), Пэтом Мартино (Pat Martino), Эриком Клоссом (Eric Kloss) и Чарльзом Макферсоном (Charles McPherson). В течение года в 1965-1966 он был аккомпаниатором Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), а с 1966 по 1968 год записывался с Ли Морганом (Lee Morgan).

За следующие два года пианист выпустил на Prestige несколько альбомов, на которых постепенно начинал осваивать электронные клавишные инструменты. С этого момента и на последующие почти полтора десятилетия карьера Сидара Уолтона шла как бы двумя параллельными путями. С одной стороны, он никогда не переставал играть филигранно точный, идеальный по стилю и вкусу джазовый мэйнстрим, продолжая линию Jazz Messengers. С другой стороны, он пытался расширить свою аудиторию и подзаработать, выпуская пластинки в коммерческих электрифицированных звучаниях — потому что 1970-е годы, мягко говоря, не были эпохой коммерческого процветания акустической джазовой традиции. Он приобрёл опыт в фанке и электрическом джазе в группе Soundscapes, а затем в группе Modern Jazz Masters. Однако даже на самых "коммерческих" пластинках в звучаниях "соул-джаза" и раннего фанка у Уолтона всё равно регулярно встречаются два-три номера в составе акустического фортепианного трио, где Сидар вновь предстаёт таким, каким, собственно, и остался в истории джаза: пианистом мэйнстрима высочайшего класса.

Уолтон играл и записывался с барабанщиком Билли Хиггинсом (Billy Higgins) с середины 1960-х до 1990-х годов. Хиггинс и Уолтон впервые записались вместе в 1965 году для пластинки Эдди Харриса (Eddie Harris) THE IN SOUND LP, а Хиггинс играл на первом альбоме Уолтона CEDAR! (1967). Они продолжали регулярно играть и записываться вместе на протяжении 1970-х и 1980-х годов.

В начале 1970-х годов басист Сэм Джонс (Sam Jones) сформировал рабочее трио The Magic Triangle с Уолтоном и Хиггинсом. Они записывали альбомы под руководством Уолтона и Джонса, а также играли на нескольких альбомах Арта Фармера (Art Farmer) и Клиффорда Джордана (Clifford Jordan) (включая GLASS BEAD GAMES Джордана и Art Farmer QUINTET AT BOOMERS Фармера). Хотя они не записывались как The Magic Triangle, в альбомах Джордана Clifford Jordan AND THE MAGIC TRIANGLE ON STAGE, FIRM ROOTS и THE HIGHEST MOUNTAIN упоминается неформальное название трио.

В 1970-х годах они также выступали с Хэнком Мобли (Hank Mobley), Джином Аммонсом (Gene Ammons), Сонни Ститтом (Sonny Stitt) и Идрисом Сулиманом (Idrees Sulieman) на концертных и студийных записях. Барабанщик Луис Хейс (Louis Hayes) иногда заменял Хиггинса в этот период на записях и живых выступлениях. В 1973 году он даже воссоединился ненадолго с Артом Блэйки (Art Blakey), съездив в составе Jazz Messengers на гастроли в Японию.

В 1975 году The Magic Triangle стали ядром джазового коллектива Eastern Rebellion, в который входили (в разное время) саксофонисты Клиффорд Джордан (Clifford Jordan), Джордж Коулман (George Coleman), Боб Берг (Bob Berg) и Ральф Мур (Ralph Moore); тромбонист Кертис Фуллер (Curtis Fuller); басист Сэм Джонс (Sam Jones) и барабанщик Билли Хиггинс (Billy Higgins) и трубач Альфредо "Чоколейт" Арментерос (Alfredo "Chocolate" Armenteros). Записанный в октябре 1975 году в Нью-Йорке, альбом EASTERN REBELLION вышел в декабре того же года на нидерландском лейбле Timeless и стал, по мнению многих специалистов, одной из лучших записей классического джазового мэйнстрима в 70-е годы. В разнообразных списках 100, 50 и даже 25 лучших джазовых альбомов за всю историю джаза у многих энтузиастов и специалистов можно увидеть эту пластинку с запоминающимся названием "Восточный бунт", которую открывает одна из ярчайших авторских версий самой известной пьесы Сидара Уолтона, "Bolivia". Eastern Rebellion выпустили семь альбомов в период с 1975 по 1994 год, все с участием Уолтона и Хиггинса.

Сэм Джонс (Sam Jones) умер в конце 1981 года, и Уолтон и Хиггинс продолжили работу с басистом Дэвидом "Хэппи" Уильямсом (David "Happy" Williams), который также присоединился к ним на четырех последних записях Eastern Rebellion.

В 80-е и 90-е годы, с новым подъёмом слушательского интереса к акустическому джазу, Уолтон, уже в статусе легенды и ветерана джазовой сцены, продолжал руководить своими прекрасными группами, выпустив множество альбомов, в том числе THE MAESTRO в 1980 году, Cedar Walton PLAYS в 1986 году и COMPOSER в 1996 году, за которым через год последовал ROOTS с участием трубача Теренса Бланшара (Terence Blanchard) и саксофониста Джошуа Редмана (Joshua Redman). Тончайший мастер ритмических нюансов, Сидар Уолтон с присущими ему тонкостью и сдержанностью глубоко исследовал в этих составах эстетику джазового мэйнстрима.

Продолжая работать фрилансером, он записывался с Дэвидом Фэтхедом Ньюманом (David Fathead Newman), Джуниором Куком (Junior Cook), Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson), Вуди Шоу (Woody Shaw), Доном Сиклером (Don Sickler), Бенни Картером (Benny Carter), Хэнком Кроуфордом (Hank Crawford), Джеймсом Моррисоном (James Morrison), Редом Холлоуэем (Red Holloway), Джуди Нимак (Judy Niemack), Кристофером Холлидеем (Christopher Hollyday), Кенни Барреллом (Kenny Burrell), Терумасой Хино (Terumasa Hino), Кармен Ланди (Carmen Lundy), Рикки Вудардом (Rickey Woodard), Эриком Александром (Eric Alexander), Филом Вудсом (Phil Woods), Джонни Гриффином (Johnny Griffin).

Уолтон и Хиггинс также участвовали в записях Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard), Стэнли Тёррентайна (Stanley Turrentine), Слайда Хэмптона (Slide Hampton), Фрэнка Моргана (Frank Morgan) и Джеки МакЛина (Jackie McLean) (иногда с другими басистами вместо Уильямса).

С басистом Роном Картером (Ron Carter) Уолтон и Хиггинс записали два концертных альбома в 1991 году в джаз-клубе Sweet Basil как Sweet Basil Trio. Третий альбом Sweet Basil Trio, на этот раз с Уильямсом на басу, был записан в 1993 году. В 1993-1994 годах сотрудничал с Чарльзом Ллойдом (Charles Lloyd).

Пианист и эссеист Итан Айверсон (Ethan Iverson) писал о сотрудничестве The Magic Triangle с Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan): "Взятый как коллекция, канон Джордана-Уолтона семидесятых годов - это один из лучших джазов, когда-либо записанных в истории. Если бы мне пришлось выбрать только одну вещь из этого сотрудничества для необитаемого острова, это была бы "Ночь Марка VII" Джордана".

С середины 1990-х годов он делал аранжировки и записи для Этты Джеймс (Etta James), помог ей выиграть премию Grammy в номинации "Лучший джазовый вокальный альбом" за альбом MYSTERY LADY: SONGS OF Billie Holiday (RCA Victor) в 1994 году

Многие композиции Уолтона стали джазовыми стандартами, в том числе "Firm Roots", "Bolivia" (возможно, самая известная), "Holy Land", "Mode for Joe" и "Cedar's Blues". Одной из самых старых его композиций является "Fantasy in D", записанная как "Ugetsu" Артом Блейки (Art Blakey) в 1963 году, и как "Polar AC" Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard), впервые в 1971 году.

В 2000-е пианист много выступал на джазовых фестивалях по всему миру, в том числе в квартете, которым руководил вместе с вибрафонистом Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson). Его успех как лидера пришел немного позже, но он стал одним из эталонов для молодых чернокожих американских пианистов. Он сумел подвести итог прошлому, раскрыв его по-новому. Пианист первой величины, глубокий знаток бопа и с большим свингом. Он прекрасно справлялся с ролью аккомпаниатора, а также сочинил множество произведений, ставших рабочими лошадками для различных джазовых музыкантов.

В 2001 году Уолтон выпустил дебютный альбом THE PROMISE LAND для Highnote, за которым последовали LATIN TINGE в 2002 году, UNDERGROUND MEMOIRS в 2005 году и SEASONED WOOD с трубачом Джереми Пелтом (Jeremy Pelt) в 2008 году. В 2009 году к Уолтону присоединился саксофонист Винсент Херринг (Vincent Herring) на альбоме VOICES DEEP WITHIN. Херринг также участвовал вместе с тромбонистом Стивом Турре (Steve Turre), барабанщиком Уилли Джонсом III (Willie Jones III) и давнишнем партнёре Уолтона, контрабасистом Дэвидом Уильямсом (David Williams), который играл с ним ещё на альбоме EASTERN REBELLION, в записи последнего студийного альбома Уолтона THE BOUNCER, увидевшего свет в 2011 году.

В январе 2010 года Уолтон был включен в список джазовых мастеров Национального фонда поддержки искусств.

После непродолжительной болезни он умер 19 августа 2013 года в своем доме в Бруклине, Нью-Йорк, в возрасте 79 лет.

20:41